Совершенствование системы социальной защиты работников организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 10:38, дипломная работа

Описание

Целью настоящей работы является исследование системы социальной защиты работников организации, законодательного закрепления и практической реализации всего комплекса мер социальной защиты работников организаций, а также разработка комплекса мероприятий, направленных на совершенствование системы социальной защиты работников организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические основы системы социальной защиты
работников организации……………………………………………………….7
1.1. Социальная защита населения и социальная защита работников организации: общие подходы и различия…………………………………………. 7
1.2. Социальная защита как способ мотивации работников в современных условиях ………………………………………………………………………………… 13
1.3. Факторы, влияющие на социальную защищенность работников в организации……………………………………………………………………………………..18

Глава 2. Современные проблемы совершенствования системы социальной защиты работников организации (на примере работников Министерства экономики Республики Дагестан)………………………………………………… 22
2.1. Общая характеристика Министерства экономики РД………………… 22
2.2. Анализ и проблемы совершенствования системы социальной защиты работников Министерства экономики РД………………………………………………27

Глава 3. Приоритетные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации в современных условиях…………..48
3.1. Нормативно-правовые основы механизма обеспечения системы социальной защиты работников организации…………………………………………………48
3.2. Зарубежный опыт системы обеспечения социальной защиты работников организации и возможность его адаптации в современных условиях……………..56
3.3. Основные направления совершенствования системы социальной защиты работников организации …………………………………………………………….,.60
Заключение………………………………………………………………….......74
Литература………………………………………………………………………77

Работа состоит из  1 файл

Совершенствование системы социальной защиты работников организации (На примере Министерства экономики).doc

— 416.00 Кб (Скачать документ)

Когда новый человек  приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Во время периода приспособления у человека через социальную адаптацию к организации вырабатывается новое отношение к работе, поэтому персонал министерства использует целый ряд способов, как официальных, так и неофициальных, для того, чтобы ввести человека в свое общество.

Формально, во время найма  на работу организация (министерство) дает человеку информацию о себе с тем, чтобы ожидания кандидата были бы реалистичны. За этим обычно идет обучение специальным трудовым навыкам и собеседование на тему, что считается эффективной работой. Правила, процедуры и наставления со стороны старших по должности представляют собой дополнительные формальные методы адаптации работников в коллективе министерства.

В ходе неофициального общения, новые работники узнают написанные правила министерства, кто обладает реальной властью, каковы реальные шансы на продвижение по службе и рост вознаграждения, какой уровень производительности считают достаточным коллеги по работе, нормы, отношение к работе и ценности, принятые в неформальных группах.

 Обучение.

 Отдел кадров министерства  заботится об общем качестве  трудовых ресурсов, достижение этой цели производится путём набора и отбора наиболее квалифицированных и способных новых работников. Однако этого недостаточно. Организация имеет постоянную потребность в повышении производительности труда своих работников. В связи с чем руководство проводит программы систематического обучения и подготовки работников, помогая полному раскрытию их возможностей в организации.

В министерстве существует потребность в обучении, включающая переподготовку и повышение квалификации работников. Планирование обучения персонала охватывает мероприятия по внутреннему, внешнему обучению и самоподготовке (самообразование).

В Минэкономики РД  производится планирование обучения персонала, которое позволяет использовать собственные ресурсы работающих без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности, мотивации и саморегуляции работника. Оно ускоряет процесс адаптации работника к изменяющимся условиям на том же самом рабочем месте.

В министерстве сложилась две формы обучения персонала организации: на рабочем месте и вне его.

Обучение на рабочем  месте, характеризуется тесной связью с повседневной работой и облегчает  вхождение в учебный процесс  работников.

Важнейшими методами обучения на рабочем месте являются:

  • метод усложняющихся заданий;
  • смена рабочего места (ротация);
  • направленное приобретение опыта;
  • использование работников в качестве ассистентов;

Обучение вне рабочего места связано с дополнительными  финансовыми затратами и отвлечением работника от его служебных обязанностей и повседневной работы.

Важнейшими методами обучения вне рабочего места являются:

  • чтение лекций, проведение конференций и семинаров в министерствах страны;
  • обучение в институте повышения квалификации государственных служащих;
  • формирование групп по обмену опытом.

Работники занимаются также самообучением путем знакомства с соответствующей литературой, осмысления прочитанного; наблюдения и анализа своих действий и работы окружающих; выполнения постоянно усложняющихся заданий.

Обучение проводится в трех основных случаях. Во-первых, когда человек поступает в организацию. Во-вторых, когда служащего назначают на новую должность, или когда ему поручают новую работу. В-третьих, когда проверка установит, что у человека не хватает определенных навыков для эффективного выполнения своей работы.

За 2006 год квалификацию повысило 14 работников министерства. Из них: 8 руководителей и 6 специалистов. Сумма средств, затраченных на подготовку, переподготовку и повышение квалификации, в 2006 году составила 89 755 рублей.

Повышение квалификации работников министерства является важным объектом внутриорганизационного планирования. В его рамках, во-первых, определяется долгосрочная (до пяти лет) потребность в повышении квалификации и разрабатываются необходимые планы и программы; во-вторых, осуществляется оперативное (до года) планирование конкретных мероприятий с учетом направлений деятельности министерства и личных потребностей людей.

Конечная цель обучения заключается в обеспечении министерства достаточным количеством людей с навыками и способностями, необходимыми для достижения целей организации.

Подготовка  руководящих кадров.

В министерстве осуществляется подготовка руководящих кадров. Подготовка руководящих кадров осуществляется для продвижения работника по служебной лестнице.

 Подготовка означает  обучение навыкам, которые работник должен будет использовать в будущем. Перед началом обучения руководящих кадров анализируются возможности и способности кандидатов, претендующих на повышение. Если в процессе анализа выявляются недостатки подготовленности руководящих кадров для выполнения своих будущих обязанностей, тогда разрабатываются планы обучения и повышения квалификации работников.

К методам обучения руководящих  кадров относятся: проведение лекций, дискуссий в составе небольших групп, разборы конкретных деловых ситуаций, чтение литературы, ролевой тренинг, ротация по службе. Повышение квалификации производится в институтах повышения квалификации государственных служащих.

Подготовка  руководящих кадров в основном ведется  для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха,  испытания своих сил.

 

 

 

 

Глава 3. Приоритетные направления совершенствования  системы социальной защиты работников организаций

3.1. Нормативно-правовые основы механизма обеспечения системы социальной защиты работников государственных организаций

Одним из важнейших направлений в совершенствовании системы социальной защиты работников государственных организаций, государственных служащих является законодательное закрепление защитных мер как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. В Российской Федерации правовая основа социальной защиты работников государственных организаций, государственных служащих установлена федеральным законом.

Государственная служба обязана своим возникновением государству. с его возникновением и развитием  стала развиваться и служба, имея своим назначением реализацию задач и функций государства в разнообразных областях жизнедеятельности общества, являясь необходимым элементом управления.

Организующая деятельность государства охватывает разнообразные  сферы жизнедеятельности общества, поэтому государственная служба регулируется нормами не только административного права, но и нормами других отраслей права. Например, статья 4 в пункте 3 Федерального Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» определяет, что на государственных служащих распространяется действие законодательства   о    труде   с     особенностями,    предусмотренными настоящим Законом [31]. Таким образом, государственная служба регулируется частично нормами трудового права. Направленность деятельности служащих на обслуживание населения порождают не только административные, но и гражданские правоотношения. Помимо устанавливаемых специальных социальных гарантий для государственных служащих, в связи со специфичностью их деятельности, на них распространяются и социальные гарантии, предусмотренные для всего населения. Поэтому на государственную службу распространяются и нормы социального права. Таким образом, государственная служба является комплексным правовым институтом и регулируется не только нормами административного права, но и нормами ряда других отраслей  (трудового, финансового, социального и др.).

Усложнение общественных отношений, повышение требований к  государству потребовало необходимость выделения управленческой, организаторской деятельности, как таковой.

Для выполнения определенных, требующих специальной квалификации функций общество выделяет относительно устойчивую категорию работников, занятых этим делом не в качестве общественного, а профессионального управления.

Особенности труда государственного служащего, а именно то, что он не производит материальных ценностей непосредственно, но помогает государству реализовывать собственные функции и задачи обязывает государство обеспечивать служащего.

Поэтому государственный  служащий выполняет возложенные  на него обязанности на возмездной основе. Таким образом, чертами государственной службы являются: осуществление ее на профессиональной основе за вознаграждение (то есть возмездно), специально подготовленными для этого работниками - государственными служащими, урегулированность нормами целого комплекса отраслей права. Государственная служба является одной из сторон организационной деятельности государства, и содержание ее составляет практическая реализация функций и задач государства. Исходя из вышеизложенного, под государственной службой следует понимать профессиональную, возмездную деятельность специально подготовленных работников (государственных служащих) по обеспечению реализации функций и задач государства (в лице государственных органов). Или как определяет Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» в статье 2: «Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнением полномочий государственных органов»[32].

Государственная служба осуществляется на государственных  должностях. Поэтому должность - необходимый элемент государственной службы. Должность - первичная ячейка аппарата, предусмотренная для одного работника, образуемая в распорядительном порядке. Правовыми актами соответствующего органа определяется  ее название, место в служебной иерархии (то есть определение тем, кому подчинена, кто ей подчинен), порядок замещения. Она включается в штатное расписание и единую номенклатуру должностей. Таким образом, должность является формализованной социальной позицией, она имеет основное значение в правовом статусе государственного служащего. Должность характеризует организационный статус, то есть круг полномочий (прав и обязанностей), основные формы их осуществления, ответственность за их исполнение. Итак, государственная должность это часть организационной структуры государственного органа, обособленная и закрепленная в официальных документах (штаты, схема должностных окладов и др.) с соответствующей частью компенсации государственного органа, предоставляемой лицу - государственному служащему в целях ее практического осуществления. Или как определяет закон о государственной службе, государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти в субъектах России, в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Государственная служба имеет и процессуальный аспект, который  включает в себя порядок поступления на службу, прохождение ее (то есть продвижение по должности, получение соответствующих квалификационных разрядов), увольнение со службы.

Государственная служба строится в соответствии с определенными  принципами, то есть с основополагающими началами, определяющими ее характер. Статья 5 Федерального Закона определяет следующие принципы: верховенство Конституции и Федеральных Законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями (принцип законности), приоритет прав и свобод человека и гражданина и обязанность государственного служащего соблюдать и защищать их, единство системы государственной власти, принцип разделения власти на исполнительную, законодательную и судебную, равный доступ к службе (то есть в независимости от пола, национальности, социальной принадлежности, убеждений и так далее), обязательность для государственных служащих решений вышестоящих органов и руководителей (централизм), принцип единства основных требований к государственной службе, профессионализм и гласность в ее осуществлении, ответственность за принимаемые решения, в непартийность и стабильность кадров  государственных служащих.

Статья 15 Федерального закона «Об основах государственной  службы» гарантирует государственному служащему: условия работы, обеспечивающие исполнение им должностных обязанностей; денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов федерации; ежегодный оплачиваемый отпуск; медицинское обслуживание его и членов семьи, в том числе после выхода его на пенсию; переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения; обязательность получения его согласия на перевод на другую государственную должность государственной службы, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом; пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи государственного служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением им должностных обязанностей; обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения им государственной службы; защита его и членов семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в порядке, установленном федеральным законом. Государственному служащему в зависимости от условий прохождения им государственной службы предоставляются в случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Федерации, жилая площадь, служебный транспорт или денежная компенсация транспортных расходов. Государственному служащему в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов федерации возмещаются расходы и предоставляются иные компенсации в связи со служебными командировками, с приемом на государственную службу, переводом на государственную должность государственной службы в другой государственный орган, направлением на государственную службу в другую местность, а также возмещаются связанные с этим транспортные расходы и расходы на оплату жилья. Федеральными законами и законами субъектов федерации могут быть предусмотрены и иные гарантии для государственного служащего.

Информация о работе Совершенствование системы социальной защиты работников организации