Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.
ВВЕДЕНИЕ
Национальная экономика любого государства слагается в первую очередь из экономических отношений, складывающихся в общественном развитии и их взаимодействии с производительными силам и экономическими механизмами хозяйствования.
Экономические отношения государства не могут происходить в рамках одного государства, они должны иметь политическую, но еще в большей мере экономическую интеграцию. Как известно, в налаживании экономических связей особенно заметно продвижение экспортно-импортных отношений между различными регионами мирового сообщества.
С целью регулирования таких связей, имея особые экономические преференции, в мировом содружестве возникли особые экономические зоны, деятельность которых позволяет:
и в итоге превратить эти зоны в полигон по опробованию новых методов хозяйствования, внедрения новых прогрессивных технологий и привлечению иностранных инвестиций в рамках данного государства, где создаются такие зоны.
Свободные экономические зоны как особые международные хозяйственные структуры не только прочно вошли в энциклопедический словарь, но и в широкую практику людей всех континентов. В преддверии XXI века СЭЗ приобрели глобальный характер, стали атрибутами национальных экономик всех широт. Через эти «островки» мировой системы хозяйства проходит около 1/3 мирового товарооборота [1, c.3].
СЭЗ получили широкое распространение во многих странах. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4-х тысяч разного рода СЭЗ (от таможенных зон, до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные образования, где можно получить сверхприбыль. Крупные международные корпорации считают организацию собственного производства в свободной экономической зоне важнейшим направлением своей экспансии.
Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.
Для достижения поставленной цели в данной работе рассмотрен ряд задач по изучению работы зон других регионов, выявление позитивных и негативных элементов функционирования СЭЗ, а также определение путей оптимизации их функционирования. Помимо привлечения иностранного капитала, задействованного для активизации экономических процессов внутри страны, создание производственных свободных экономических зон имеют три основные задачи: стимулирование промышленного экспорта и импорта, получение на этой основе валютных средств; рост занятости, создание новых рабочих мест; превращение зон в полигон по опробованию новых методов хозяйствования и привлечение иностранных инвестиций.
СЭЗ играют большую роль в развитии экономики развивающихся стран, и с помощью зон стимулируется приток как иностранных, так и отечественных инвестиций, на национальный рынок.
В
нашей республике процесс развития
свободных экономических зон
идет с 1998 года. В настоящее время,
в шести действующих
Впервые официальное конкретное определение свободной экономической зоны было дано в Киотской конвенции от 18 мая 1973 г. Под свободной экономической зоной следует понимать часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории по отношению к праву импорта и соответствующим налогам и не подвергающиеся обычному таможенному контролю. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяется в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. В то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
Стратегической целью государственной политики каждого государства является обеспечение роста благосостояния населения на основе повышения уровня комплексного развития производительных сил и конкурентоспособности экономики.
Перед экономикой каждого государства стоят определенные цели, задачи и в целом приоритеты социально-экономического развития государства:
И такие
понятия как «экспорт» и «импорт»
свойственны для любой
С этой
целью первостепенно
Предпосылками для создания свободных экономических зон в Республике Беларусь является ряд объективных причин. Создание в определенное время в СССР градообразующих предприятий, промышленность которых имела производственные связи с различными производствами в РСФСР. Технология производства различных предприятий до выхода конечной продукции была увязана в единую «цепочку»(производство комплектующих, сборка, готовая продукция). И далее реализация на внутреннем рынке или на внешнем, в зависимости от спроса на данную продукцию других государств.
Однако,
с распадом СССР, выделением отдельных
республик союзного государства
в самостоятельные
Определенные
налоговые, таможенные барьеры создали
трудности в налаживании
С данной проблемой столкнулась и наша республика, что создало определенные предпосылки для внедрения реформ в экономику государства.
Наличие развитых производственных мощностей, развитой инфраструктуры и самое главное – наличие квалифицированных специалистов в различных отраслях производства вызвало необходимость принимать кардинальные решения в сфере дальнейшего функционирования и эффективного использования имеющихся ресурсов для экономического развития государства; создание особых экономических зон, использующих имеющийся потенциал. Нарушение экономических взаимосвязей, не востребованность производимой продукции, дефицит необходимого материального обеспечения производств, создало в Республике Беларусь все предпосылки для создания свободных экономических зон с 1998 года.
Свободные экономические зоны в Республике Беларусь организованы в целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития республики, в том числе экономики регионов, расширения производства потребительских товаров и услуг, увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест на базе новой техники и технологий, привлечения отечественных и иностранных инвестиций и решения других социально-экономических задач. В Республике Беларусь созданы шесть СЭЗ: «Брест», «Минск», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Могилев» и «Гродноинвест».
Важнейшим направлением деятельности резидентов является производство промышленной продукции.
Свободная экономическая зона (в дальнейшем - СЭЗ) - часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов.
Функциональный тип СЭЗ определяется целями создания зоны и направлением инвестиционной деятельности в СЭЗ. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности. СЭЗ могут сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ (комплексная СЭЗ).
Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные склады (СТС). Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности. Здесь наблюдается более мягкий режим таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее.
Зона свободной торговли (ЗСТ) – это бойкие «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. ЗСТ представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Ныне к числу ЗСТ относятся магазины «Duty Free» или магазины беспошлинной торговли, а также и традиционные свободные гавани и порты с льготным торговым режимом[1, c.23].
Широкое распространение получили так называемые технико-внедренческие, или научно-технологические зоны. Этот процесс в отдельных странах имеет заметные национальные особенности. В разных странах они носят оригинальные названия – технопарки, технополисы, инновационные центры и др. Но как бы они не именовались, они всегда, как правило, создаются вокруг какого-то научного ядра с особой инфраструктурой, обеспечивающей процесс ускорения передачи новой технологии в промышленность.
Богатая мировая практика показала, что приоритет стал постепенно смещаться в сторону создания комплексных СЭЗ, соединяющих в себе несколько функций, перед которыми ставится сразу несколько задач. Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмеченных типов зон. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов.
В 70-е гг. во многих
регионах мира стали возникать
сервисные зоны. Они представляют
собой территории с льготным
режимом для фирм и учреждений, занятых
оказанием различных видов финансовых
и нефинансовых услуг. К сервисным
зонам относятся так называемые оффшорные
образования. В оффшорных зонах
фирмы не ведущие хозяйственной деятельности,
пользуются упрощенным режимом регистрации.
Составными элементами льготного
режима в оффшорных зонах являются
низкий уровень уставного капитала, отсутствие
таможенных сборов и пошлин для
иностранных инвесторов, свободный вывоз
прибылей, отсутствие валютных ограничений
и др. Кроме того, оффшорные предприятия
либо вообще не подлежат налогообложению,
либо облагаются небольшим налогом[2].
Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций