Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.
Богатый опыт создания и функционирования свободных экономических зон имеет Китай. Составной частью экономических реформ, проводимых в Китае, явилась «политика открытости», направленная на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде кредитов, займов, прямых иностранных инвестиций, создание совместных и иностранных предприятий. Одним из основных направлений такой политики стало создание специальных экономических зон. В настоящее время в Китае действует система таких структур: специальные экономические зоны, открытые приморские города, зоны экономического и технологического развития, зоны развития высоких технологий, свободные торговые зоны (бондовые зоны), зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны местного уровня, а также частные инвестиционные зоны.
Создание СЭЗ Китая увенчалось успехом не только благодаря географическим и политическим преимуществам, важным фактором явилась их особая модель экономического развития.
Первоначальная
модель китайских СЭЗ - зоны экспортной
переработки. Например, СЭЗ «Шэньчжэнь»
была названа «экспортной
Так,
на основании решения Постоянного
Комитета Всекитайского собрания народных
представителей, утвердившего в августе
1980 г. «Положение о создании особых
экономических районов в
Основные
цели создания китайских
СЭЗ
Особенности
комплексных зон
Такой курс ускорил развитие СЭЗ и способствовал развитию внутренней экономики, а также усилил привлекательность инвестиционной среды СЭЗ.
В стартовый период (1980-1985 гг.) первая задача СЭЗ - создание инфраструктуры, в том числе освоение земли, строительство систем водоснабжения, электроснабжения, транспорта и связи, а также цехов и других общественных сооружений. В этот период была выполнена огромная строительная программа, связанная с необходимостью создания практически с нуля современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и пр.). Причем следует особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность.
В первый период в развитии СЭЗ появились некоторые проблемы. Например, с 1980 до 1985 г. 60% вложенных в СЭЗ капиталов использовано на строительство инфраструктуры и только 23,5% - на реализацию промышленных проектов. Структура инвестиций была не совсем рациональной. Все это привело к напряженности финансирования, снабжения, отрицательному сальдо и большому дефициту инвалюты. Однако в этот период созданы хорошие стартовые условия для дальнейшего привлечения иностранных инвестиций.
В 1986-1995 гг. стратегическая цель развития СЭЗ была ориентирована на внешний рынок и строительство комплексных специальных экономических зон, ведущей индустрией которых должна была стать обрабатывающая промышленность. Государство разработало соответствующие меры поощрения и поддержки. Например, крупные предприятия поощрялись инвестировать СЭЗ и налаживать сотрудничество с местными предприятиями зон и иностранными инвесторами, чтобы повысить технологический потенциал и комплексность производства.
С 1996 г. в совершенствовании производственной структуры приоритеты переместились от традиционной трудоемкой обрабатывающей промышленности к развитию производства с применением высоких и новых технологий, а также производств с высокой добавленной стоимостью. Большое развитие в СЭЗ получила «третья индустрия» - финансы, туризм, транспорт, связь и другие услуги, что стало важным фактором развития внешней торговли.
С 2000 г. началось осуществление стратегии масштабного освоения Центральных и Западных районов. Правительство разработало Каталог приоритетных отраслей для инвестиций зарубежных предпринимателей, дифференцированный применительно к приоритетам развития отдельных провинций.
В период десятой пятилетки изменения в использовании зарубежных капиталов произойдут в направлении смещения приоритетов от перерабатывающей промышленности к сферам сервиса. Это банковское дело, страхование, фондовые сделки, электросвязь, различные структуры посреднического сервиса и др.
В отличие от многих развивающихся стран создание китайских СЭЗ идет в основном не за счет прямого финансирования государства. В первые годы (около 10 лет) центральное правительство оказывало финансовую поддержку, помогало администрациям накапливать средства на их освоение и развитие следующими способами:
В
Китае сложилась богатая
Большое значение в практике финансирования СЭЗ отводится кредитным ресурсам. Компании за счет банковского кредита создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, строят производственные здания, а затем сдают их в аренду китайским и зарубежным инвесторам. За счет арендных платежей погашаются банковские кредиты. В некоторых зонах предприятия иностранных и национальных инвесторов могут обеспечиваться водой, электроэнергией и услугами транспорта, что позволяет интенсивно использовать осваиваемую территорию зон.
В самой большой СЭЗ Китая, «Хайнань», действует и такая модель финансирования, когда зарубежным инвесторам для освоения выделяются крупные участки земли. Инвесторы сами создают необходимую инфраструктуру, а землю и постройки используют по своему усмотрению.
В Китае отсутствует единый закон о создании и регулировании деятельности СЭЗ. Так, создание и функционирование первых четырех специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) регулируется решениями Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Зоны технико-экономического развития и «Хайнань» были созданы решением Госсовета КНР.
В
общем плане процесс
Для ускорения законодательного процесса, регламентирующего деятельность СЭЗ, в 1981 г. Постоянный комитет ВСНП предоставил местным постоянным комитетам Народных собраний провинций Гуандун и Фуцзянь право самим разрабатывать постановления, касающиеся их СЭЗ. В дальнейшем такие же полномочия получила и провинция Хайнань. В общей сложности по зонам принято более 30 законодательных и нормативных актов.
Все пять специальных экономических комплексных зон Китая имеют права провинциальных правительств в области экономического регулирования и в принятии регламентирующих нормативных актов. Кроме того, в зонах функционируют местные Собрания народных представителей, партийные и профсоюзные организации, другие внутренние структурные подразделения.
Центральное
правительство и местная
Управленческие
органы китайских
СЭЗ
Управленческие органы самих китайских СЭЗ делятся на три типа:
Обычно управленческие органы СЭЗ должны обладать следующими особенностями: иметь достаточно самостоятельное право на экономическое управление; представлять собой упрощенный и дееспособный орган и модель эффективного управления «одна инстанция».
Согласно законам, доля инвестиций иностранного участника должна составлять не менее 25% уставного капитала. Верхний предел участия не устанавливается. Также разрешается и создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятиям гарантию от национализации.
В китайских свободных экономических зонах преобладает рыночное регулирование. Центральные власти устанавливают ограниченный перечень основных директивных показателей, в частности: объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, поставляемой централизованно, годовой финансовый доход, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.
Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций