Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

    Богатый опыт создания и функционирования свободных экономических зон имеет Китай. Составной частью экономических реформ, проводимых в Китае, явилась «политика открытости», направленная на привлечение иностранного капитала в китайскую экономику в виде кредитов, займов, прямых иностранных инвестиций, создание совместных и иностранных предприятий. Одним из основных направлений такой политики стало создание специальных экономических зон. В настоящее время в Китае действует система таких структур: специальные экономические зоны, открытые приморские города, зоны экономического и технологического развития, зоны развития высоких технологий, свободные торговые зоны (бондовые зоны), зоны приграничного экономического сотрудничества, зоны местного уровня, а также частные инвестиционные зоны.

    Создание  СЭЗ Китая увенчалось успехом  не только благодаря географическим и политическим преимуществам, важным фактором явилась их особая модель экономического развития.

    Первоначальная  модель китайских СЭЗ - зоны экспортной переработки. Например, СЭЗ «Шэньчжэнь»  была названа «экспортной специальной  зоной». На первом этапе СЭЗ привлекала в основном только иностранные капиталы, не поощряя отечественные предприятия вкладывать инвестиции в зону. В дальнейшем, учитывая иностранный опыт создания СЭЗ и реалии китайской экономики, стали создаваться комплексные СЭЗ, которые включали и другие функции исходя из специфики китайской экономики.

    Так, на основании решения Постоянного  Комитета Всекитайского собрания народных представителей, утвердившего в августе 1980 г. «Положение о создании особых экономических районов в провинции  Гуандун», вслед за «Шэньчжэнь» были созданы и другие специальные экономические зоны: Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь. В апреле 1988 г. создана пятая специальная зона комплексного назначения «Хайнань». 

Основные  цели создания китайских  СЭЗ 

    • привлечение иностранного капитала, передовой техники  и технологий, овладение 
      опытом управления, подготовка национальных кадров;
    • увеличение экспортной валютной выручки;
    • стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;
    • эффективное использование природных ресурсов;
    • стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовых зарубежных технологий и опыта управления во внутренние районы страны;
    • создание «буферов» в связи с возвращением Гонконга (1997 г.) и Макао (1999 г.), а в перспективе - Тайваня;
    • мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции;
    • обеспечение ускоренного развития тех регионов страны, где находятся специальные зоны всех типов;
    • расширение внешнеэкономической деятельности и включение страны в систему международного разделения труда;
    • повышение занятости населения, создание новых рабочих мест.
 

Особенности комплексных зон 

    1. Большая площадь. Если зоны свободной торговли и экспортной переработки не превышают 1 км2, то площадь комплексных СЭЗ, например «Шэньчжэнь», составляла 327 км2, население - 1850 тыс. чел. Самая большая по площади СЭЗ «Хайнань» 34 тыс. км2;
    2. Городская экономическая структура. Китайские СЭЗ имеют явный городской признак: здесь проживает большое количество населения, преобладает многоотраслевая структура производства, развита «третья индустрия» (финансы, туризм, транспорт, связь и другие услуги). Модель городской СЭЗ имеет такие преимущества, как множество точек экономического роста, обширное поле для регулирования экономической структуры, большое пространство для выбора инвесторов. Городская СЭЗ обладает административной управленческой структурой, как у всех городов Китая;
    3. Управление полузамкнутого типа. Таможня устанавливает контрольный пункт на транспортной магистрали и осуществляет беспошлинный контроль над предприятиями. Такая форма управления полезна для содействия обмену и сотрудничеству СЭЗ с внутренней экономикой страны;
    4. Многофункциональность. СЭЗ Китая не только играют роль обыкновенной зоны экспортной переработки и зоны свободной торговли, но и служат «окном» и «мостиком», соединяющим внутреннюю и внешнюю экономики;
    5. Сочетание экспортоориентированных и импортозамещающих производств. Продукция СЭЗ может частично реализоваться на внутреннем рынке Китая, замещая импортную  продукцию. С целью снижения себестоимости продукции СЭЗ поощряют также предприятия закупать сырье и комплектующие у национальных производителей.

    Такой курс ускорил развитие СЭЗ и способствовал развитию внутренней экономики, а также усилил привлекательность инвестиционной среды СЭЗ.

    В стартовый период (1980-1985 гг.) первая задача СЭЗ - создание инфраструктуры, в том числе освоение земли, строительство систем водоснабжения, электроснабжения, транспорта и связи, а также цехов и других общественных сооружений. В этот период была выполнена огромная строительная программа, связанная с необходимостью создания практически с нуля современнейшей инфраструктуры (дороги, связь, жилье, офисы и пр.). Причем следует особо отметить, что на 80% затраты этого рода легли на китайскую сторону, а иностранные инвесторы пришли практически на все готовое и развернули свою производственную деятельность.

    В первый период в развитии СЭЗ появились  некоторые проблемы. Например, с 1980 до 1985 г. 60% вложенных в СЭЗ капиталов  использовано на строительство инфраструктуры и только 23,5% - на реализацию промышленных проектов. Структура инвестиций была не совсем рациональной. Все это привело к напряженности финансирования, снабжения, отрицательному сальдо и большому дефициту инвалюты. Однако в этот период созданы хорошие стартовые условия для дальнейшего привлечения иностранных инвестиций.

    В 1986-1995 гг. стратегическая цель развития СЭЗ была ориентирована на внешний рынок и строительство комплексных специальных экономических зон, ведущей индустрией которых должна была стать обрабатывающая промышленность. Государство разработало соответствующие меры поощрения и поддержки. Например, крупные предприятия поощрялись инвестировать СЭЗ и налаживать сотрудничество с местными предприятиями зон и иностранными инвесторами, чтобы повысить технологический потенциал и комплексность производства.

    С 1996 г. в совершенствовании производственной структуры приоритеты переместились от традиционной трудоемкой обрабатывающей промышленности к развитию производства с применением высоких и новых технологий, а также производств с высокой добавленной стоимостью. Большое развитие в СЭЗ получила «третья индустрия» - финансы, туризм, транспорт, связь и другие услуги, что стало важным фактором развития внешней торговли.

    С 2000 г. началось осуществление стратегии  масштабного освоения Центральных  и Западных районов. Правительство разработало Каталог приоритетных отраслей для инвестиций зарубежных предпринимателей, дифференцированный применительно к приоритетам развития отдельных провинций.

    В период десятой пятилетки изменения  в использовании зарубежных капиталов  произойдут в направлении смещения приоритетов от перерабатывающей промышленности к сферам сервиса. Это банковское дело, страхование, фондовые сделки, электросвязь, различные структуры посреднического сервиса и др.

    В отличие от многих развивающихся  стран создание китайских СЭЗ идет в основном не за счет прямого финансирования государства. В первые годы (около 10 лет) центральное правительство оказывало финансовую поддержку, помогало администрациям накапливать средства на их освоение и развитие следующими способами:

    • государственные банки предоставляли долгосрочные кредиты с низкими процентами (50% ставки субсидируется бюджетом);
    • СЭЗ освобождались от лимита внесения налоговой оплаты и валютной выручки в госбюджет (до реформы налоговой системы);
    • часть доходов от торгово-промышленного налога и налога на добавленную стоимость (около 50%) оставлялась на строительство СЭЗ;
    • импорт товаров для создания инфраструктуры освобождался от обложения таможенной пошлиной.

    В Китае сложилась богатая практика финансирования СЭЗ, для чего используется множество моделей финансового обеспечения. Одна из самых больших китайских СЭЗ «Шэньчжэнь», например, на свое становление и развитие направила часть собственных накоплений, которые составили 37% всех инвестиций. Вложения зарубежных инвесторов - 24%, внутренние кредиты - 22%, бюджетные ассигнования - 10%. Средства китайских фирм, центральных и муниципальных ведомств составили всего лишь 7% .

    Большое значение в практике финансирования СЭЗ отводится кредитным ресурсам. Компании за счет банковского кредита создают на небольшом участке необходимую инфраструктуру, строят производственные здания, а затем сдают их в аренду китайским и зарубежным инвесторам. За счет арендных платежей погашаются банковские кредиты. В некоторых зонах предприятия иностранных и национальных инвесторов могут обеспечиваться водой, электроэнергией и услугами транспорта, что позволяет интенсивно использовать осваиваемую территорию зон.

    В самой большой СЭЗ Китая, «Хайнань», действует и такая модель финансирования, когда зарубежным инвесторам для освоения выделяются крупные участки земли. Инвесторы сами создают необходимую инфраструктуру, а землю и постройки используют по своему усмотрению.

    В Китае отсутствует единый закон  о создании и регулировании деятельности СЭЗ. Так, создание и функционирование первых четырех специальных экономических зон (Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь) регулируется решениями Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП). Зоны технико-экономического развития и «Хайнань» были созданы решением Госсовета КНР.

    В общем плане процесс учреждения, хозяйствования, приостановления и ликвидации предприятий с участием зарубежных инвестиций регламентируется тремя важнейшими законами, а именно: Законом КНР о хозяйствовании предприятий смешанного китайско-зарубежного капитала, Законом КНР о хозяйствовании предприятий китайско-зарубежного сотрудничества, Законом КНР о предприятиях зарубежного капитала.

    Для ускорения законодательного процесса, регламентирующего деятельность СЭЗ, в 1981 г. Постоянный комитет ВСНП предоставил местным постоянным комитетам Народных собраний провинций Гуандун и Фуцзянь право самим разрабатывать постановления, касающиеся их СЭЗ. В дальнейшем такие же полномочия получила и провинция Хайнань. В общей сложности по зонам принято более 30 законодательных и нормативных актов.

    Все пять специальных экономических  комплексных зон Китая имеют  права провинциальных правительств в области экономического регулирования и в принятии регламентирующих нормативных актов. Кроме того, в зонах функционируют местные Собрания народных представителей, партийные и профсоюзные организации, другие внутренние структурные подразделения.

    Центральное правительство и местная исполнительная власть осуществляют двухступенчатое управление специальными экономическими зонами Китая. Центральное правительство принимает решение о создании СЭЗ и разрабатывает особую политику, проводимую в зонах. Центральное правительство также учреждает специальный орган (Канцелярия Госсовета КНР по делам СЭЗ), который отвечает за изучение особой политики и стратегии развития в СЭЗ, несет ответственность за индикативную и координационную работу в строительстве. 

Управленческие  органы китайских  СЭЗ 

    Управленческие  органы самих китайских СЭЗ делятся на три типа:   

    1. Местная исполнительная власть - выполняет функцию общего руководства;
    2. Комитет по управлению СЭЗ - осуществляет текущее руководство зонами;
    3. Компания (так называемая «компания развития») по освоению данного участка земли - исполняет частичную функцию правительства, на которую возложено общее руководство капитальным строительством, координация переговоров между китайскими и иностранными партнерами.

    Обычно  управленческие органы СЭЗ должны обладать следующими особенностями: иметь достаточно самостоятельное право на экономическое управление; представлять собой упрощенный и дееспособный орган и модель эффективного управления «одна инстанция».

    Согласно  законам, доля инвестиций иностранного участника должна составлять не менее 25% уставного капитала. Верхний предел участия не устанавливается. Также разрешается и создание предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу. Срок деятельности предприятия может не ограничиваться. Государство дает предприятиям гарантию от национализации.

    В китайских свободных экономических зонах преобладает рыночное регулирование. Центральные власти устанавливают ограниченный перечень основных директивных показателей, в частности: объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, поставляемой централизованно, годовой финансовый доход, стабильные в течение нескольких лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитной и денежной эмиссии.

Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций