Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

Резиденты СЭЗ 

    Резидент  СЭЗ - зарегистрированное администрацией СЭЗ юридическое лицо или физическое лицо в качестве предпринимателя без образования юридического лица, на которое распространяется правовой режим, действующий в СЭЗ.

    Порядок регистрации резидентов СЭЗ устанавливается  положением о СЭЗ, утверждаемым Советом  Министров Республики Беларусь. Резидент СЭЗ в своей деятельности руководствуется настоящим Законом, положением о СЭЗ, другими нормативными правовыми актами, а также договором с администрацией СЭЗ об условиях деятельности в СЭЗ. Решение о регистрации резидента СЭЗ принимается администрацией СЭЗ. Зарегистрированному резиденту администрация СЭЗ выдает свидетельство о регистрации установленной формы.

     Данные  о регистрации администрация  СЭЗ в пятнадцатидневный срок передает в Государственный налоговый комитет Республики Беларусь и Министерство статистики и анализа Республики Беларусь для внесения соответственно в государственные реестр и регистр Республики Беларусь, а также информирует иные государственные органы в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

    Резидент  СЭЗ вправе заниматься предпринимательской  деятельностью за пределами СЭЗ на территории Республики Беларусь с соблюдением общих правил, установленных законодательством Республики Беларусь [3]. 

Порядок подготовки и содержание предложения о  создании СЭЗ 

    Инициаторами  создания СЭЗ выступают местные  исполнительные и распорядительные органы, которые вносят в Совет Министров Республики Беларусь предложение о создании СЭЗ. К предложению о создании СЭЗ прилагаются следующие документы:

    • план территорий и точное описание границ СЭЗ, состав земель, перечень собственников земельных участков, землевладельцев и землепользователей, расположенных в создаваемой СЭЗ;
    • решение местных исполнительных и распорядительных органов о 
      планируемых границах СЭЗ;
    • проект Указа Президента Республики Беларусь о создании СЭЗ, в 
      котором указываются название СЭЗ, срок, на который она создается, 
      цели создания и задачи СЭЗ, функциональный тип СЭЗ, особенности 
      ее специального правового режима;
    • проект положения о СЭЗ;
    • проект положения об администрации СЭЗ;
    • технико-экономическое обоснование необходимости создания СЭЗ и 
      возможности ее существования на основе анализа социальных, экологических и экономических условий на соответствующей территории, ее, обеспеченности материальными и трудовыми ресурсами, научными и другими квалифицированными кадрами, коммуникациями, а также обоснование функционального типа СЭЗ и предлагаемого правового режима в ней;
    • порядок создания СЭЗ с указанием конкретных мероприятий и лиц 
      (органов), ответственных за их проведение, источников финансирования работ по созданию и развитию СЭЗ;
    • перечень субъектов хозяйствования, действующих в планируемой 
      СЭЗ.

    В положении о свободных экономических зонах указывается название данной зоны, срок, на который она создается, цели и задачи ее создания, особенности правового режима, структура и компетенция органов управления и контроля, порядок их взаимоотношений с другими государственными органами и субъектами хозяйствования, которые действуют на свободную экономическую зону. 

Права и обязанности  свободных экономических  зон 

    • Принимать участие в разработке программ экономического и социального развития  соответствующих административно-территориальных единиц и проектов местных бюджетов;
    • Осуществлять государственную регистрацию всех субъектов хозяйствований в СЭЗ, за исключением банков и страховых организаций;
    • Регистрировать в качестве резидентов СЭЗ банки и небанковские 
      финансовые организации, их филиалы, а также страховые организации и их филиалы, прошедшие регистрацию за пределами СЭЗ в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;
    • Получать от резидентов СЭЗ установленные законодательством

          Республики Беларусь статистические отчетные данные об их деятельности;

    • Изымать и предоставлять в порядке, установленном законодательством, земельные участки, находящиеся в границах СЭЗ, передавать их в аренду резидентам СЭЗ и осуществлять контроль за использованием земельных участков;
    • Распоряжаться переданным государственным имуществом;
    • Определять размер арендной платы за землю, природные ресурсы, а также помещения, здания и сооружения;
    • Представлять интересы резидентов СЭЗ в отношениях с   республиканскими органами государственного управления и органами местного управления и самоуправления;
    • Вносить в установленном порядке предложения по разработке проектов нормативных правовых актов;
    • Распределять и контролировать расходование средств на развитие 
      инфраструктуры СЭЗ и охрану окружающей среды;
    • Вносить предложения в Совет Министров Республики Беларусь об 
      изменении положения о СЭЗ;
    • Вносить предложения в местные исполнительные и распорядительные органы об изменении границ СЭЗ;
    • Создавать по согласованию с Советом Министров Республики Беларусь фонд развития СЭЗ;
    • Осуществлять иные полномочия, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.

    Администрация СЭЗ обязана:   совместно с органами местного управления и самоуправления организовывать работу по развитию СЭЗ; соблюдать требования настоящего Закона и иного законодательства Республики Беларусь, в том числе положение о СЭЗ, положение об администрации СЭЗ;   контролировать соблюдение резидентами СЭЗ положения о СЭЗ, до 
говора об условиях деятельности в СЭЗ, законодательства об охране 
окружающей среды и иного законодательства Республики Беларусь;   оказывать содействие в работе таможенных, контролирующих и правоохранительных органов Республики Беларусь.
 

Государственные гарантии инвесторам в СЭЗ на ее территории  

    1. Гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности;
    2. Не допускается дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования;
    3. Не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вывоза инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.

    На  иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имущество предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.

      Государство не несет ответственности  по обязательствам резидентов СЭЗ, резиденты - по обязательствам государства. 
 

Ликвидация  СЭЗ 

    Свободная экономическая зона считается ликвидированной по окончании срока, на который она была создана, если он не будет продлен указом Президента Республики Беларусь. До окончания этого срока СЭЗ может быть ликвидирована по решению Президента Республики Беларусь в случаях, если:

    • цели создания СЭЗ оказались недостигнутыми;
    • дальнейшее  существование  СЭЗ   противоречит  экономическим 
      другим государственным интересам Республики Беларусь.

Для решения  имущественных и других вопросов, связанных с ликвидацией СЭЗ, урегулирования отношений между органами управления, которые действовали и действуют на ее территории, субъектами хозяйствования и другими юридическими и физическими лицами Совет Министров Республики Беларусь создает ликвидационную комиссию и утверждает порядок ликвидации Свободной экономической зоны.

    Субъекты  хозяйствования, действовавшие в СЭЗ на момент ее ликвидации, могут прекратить свою деятельность или продолжить ее на общих основаниях без дополнительной регистрации (перерегистрации) в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. При этом они имеют преимущественное право и предусмотренные законодательством льготы на получение статуса резидента другой СЭЗ на территории Республики Беларусь[14, c.12]. 

Роль  СЭЗ в национальной экономике 

    Свободные экономические зоны создаются в целях привлечения отечественных и иностранных инвестиций для создания и развития производств, основанных на новых и высоких технологиях обеспечения, благоприятных условий для экономического развития региона. Их основными задачами являются:

    • развитие промышленности, расширение объемов торговли и экспорта, увеличение притока валюты, внедрение новейших технологий 
      передового управленческого опыта, комплексного использования государственного, частного отечественного и иностранного капитала;
    • повышение деловой активности, конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественной экономики;
    • проведение модернизации действующих предприятий, содействие их реформированию с использованием передовых технологий организации и управления производством, вовлечения в хозяйственный оборот незадействованных производственных мощностей на территории этой зоны;
    • развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств, основанных на новых и высоких технологиях;
    • отработка механизмов создания благоприятного инвестиционного 
      климата, проведения структурной перестройки национальной экономики и ее интеграции в мировые экономические отношения, адаптации к рыночным условиям хозяйствования для последующей трансформации на другие территории данного государства;
    • внедрение в производство отечественных и зарубежных научно- 
      технических разработок и изобретений с последующим их использованием на других предприятиях;
    • развитие и эффективное использование транспортной инфраструктуры зоны;
    • развитие торгово-экономического сотрудничества с другими государствами, расширение международного торгового обмена через 
      данное государство;
    • вовлечение в производственную деятельность неиспользуемого 
      имущества,   нетрадиционных   природных   ресурсов   и   источников

          энергии,   развитие   и   обеспечение   эффективного   использования имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры;

      -   проведение санации и реструктуризации отдельных объектов, повышение загрузки имеющихся производственных мощностей и занятости населения[5].

    Таким образом  за период своей деятельности СЭЗ доказали  целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются раннее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, организуются импортозамещающие производства, совершенствуется нормативно-законодательная база, регулирующая их деятельность, идет последовательный процесс развития зон. В этой связи важное значение имеет обобщение зарубежного опыта, особенно  в отношении деятельности комплексных зон, поскольку в Беларуси все зоны являются комплексными, и адаптация опыта применительно к условиям функционирования белорусских СЭЗ [6, c. 120].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОПЫТ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ
 
    1. КИТАЙ
 

    С развитием международной торговли и увеличением инвестиций транснациональных корпораций все больше стран, особенно развивающихся, расценивают создание СЭЗ как важный фактор для привлечения иностранных капиталов и увеличения экспорта. В середине 90-х годов в мире функционировало более 4 тыс. разного рода СЭЗ. В ближайшие годы, по оценкам западных специалистов, через различные СЭЗ будет проходить до 30% мирового товарооборота. В основном свободные порты сосредоточены в Европе и Америке, а зоны экспортной переработки - в Азии и Африке. Больше поло вины парков высокой техники и технологий всего мира находится в Северной Америке. За последние годы количество СЭЗ быстро увеличивается и постоянно обновляется модель их развития. Во-первых, различные специальные экономические зоны стали сливаться, а монофункциональных зон (чисто торговой и перерабатывающей направленности) становится все меньше и меньше; во-вторых, традиционная модель управления «анклава» стала изменяться, связи между СЭЗ и другими районами страны усиливаются (включая закупку сырья и комплектующих, сбыт продукции); в-третьих, повышается технологичность продукции, производимой в СЭЗ.

Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций