Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

    При этом центральное правительство  дает большие полномочия администрациям СЭЗ в управлении хозяйственной деятельностью. Администрация имеет право:

    • рассматривать и принимать инвестиционный проект на сумму не более 30 млн. долл. США. На сумму свыше этой требуется согласие Госсовета КНР;
    • самостоятельно решать вопрос о заимствовании средств на мировом и внутреннем кредитных рынках, размещении за рубежом облигаций в рамках лимитов, выделенных властями центра, при условии, что они сами отвечают за свои обязательства;
    • рассматривать и давать предприятиям СЭЗ право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, самостоятельно принимать решения об условиях экспорта изготовленных товаров. В практике китайских СЭЗ широко используется прием поручения экспорта продукции иностранному партнеру по СП;

      - освобождать предприятия СЭЗ от обложения местными налогами.

    Совместным  предприятиям в СЭЗ разрешается закупать топливо и сырье, узлы и детали, оборудование для производственных целей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. С целью улучшения покупательно-сбытового дела в рамках СЭЗ могут создаваться специальные снабженческие компании. При реализации продукции на китайском национальном рынке совместное предприятие может действовать самостоятельно или на комиссионных началах через посреднические государственные компании. В таком случае покупатель должен уплатить импортную таможенную пошлину. При этом на внутреннем рынке разрешается реализация только высококачественных или импортозамещающих изделий. И право, и доля таких поставок для совместных предприятий определяются условиями контракта.

    В СЭЗ Китая уплачиваются следующие виды налогов: подоходный налог с предприятий (в Республике Беларусь - это налог на прибыль); налог на добавленную стоимость (НДС); налог на транспортные средства; налог на операции с недвижимостью; акцизы; таможенные пошлины; личный подоходный налог со служащих.

    Для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в СЭЗ, предоставляется широкий набор налоговых льгот и преференций:

    1. Льготная ставка подоходного налога в размере 15% (общенациональная ставка по Китаю - 30%) устанавливается в отношении дохода производственных и непроизводственных предприятий, действующих в зонах. Предприятия с контрактным сроком не менее 10 лет пользуются двухгодичными налоговыми «каникулами» начиная с первого прибыльного года, а в третий-пятый годы ставка налогов снижена на 50% (для технологий с длительным периодом освоения льготный период продлен до 7 лет);
    2. По истечении периода снижения или освобождения от подоходного налога на основании соответствующих положений законов предприятия, экспортирующие 70 и более процентов своей продукции в стоимостном выражении, могут уплачивать подоходный налог по ставке 10% в  любом году, а предприятия с передовыми технологиями - по такой же ставке в течение следующих трех лет;
    3. Иностранному инвестору, реинвестировавшему в Китае прибыль на срок не менее 5 лет, возвращается 40% от уплаченного подоходного налога в соответствии с реинвестируемой долей. В случае организации высокотехнологических производств может возвращаться и 100% реинвестируемой прибыли;
    4. Предприниматели, инвестировавшие свой капитал в низко рентабельные отрасли или в отдаленные и экономически отсталые районы, вознаграждаются скидкой с подоходного налога в 15-30% сроком на 10 лет после 5-летнего полного или частичного освобождения от его уплаты.

    При экспорте продукции не взимаются НДС и акцизы. Также НДС не взимается: с производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей доли инвестиций; с полуфабрикатов, сырья, деталей и узлов, компонентов и упаковочных материалов, импортируемых для изготовления экспортной продукции; с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой установлены особые правила.

    В СЭЗ разрешен ввоз любой продукции без уплаты торгово-промышленного налога и таможенных пошлин. При вывозе этих товаров на внутренний рынок налоги и пошлины взимаются в полном размере.

    Кроме того, местные власти могут предоставлять совместным предприятиям дополнительные налоговые льготы при условии, что они касаются только налогов, поступающих в местные бюджеты, или местный бюджет возвращает центральному средства, недополученные из-за льгот по НДС.

    Положительным моментом действия специального правового  режима в СЭЗ Китая является тот факт, что льготы и преференции для иностранных инвесторов дифференцированы в зависимости от вида СЭЗ и приоритетности задач, решаемых совместными и иностранными предприятиями. При организации высокотехнологических, наукоемких производств ставка подоходного налога ниже (10%), больший период освобождения и льготного налогообложения.

    Предприятиям  с иностранными инвестициями местные власти Китая предоставляют право пользования землей в течение определенного срока. При этом пользователь вносит разовую плату за освоение земельного участка, осуществляет ежегодную плату, которая дифференцирована в зависимости от особенностей региона, зон и сферы деятельности. Инвестор может полностью освобождаться от платы за землю, если он использует высокие технологии или занят в малоприбыльном предприятии (СЭЗ «Чжухай»). На сметный период строительства в СЭЗ «Сямэнь» плата за землю сокращена вдвое, а для китайской диаспоры - на весь его срок. Фирмы, использующие высокие технологии в СЭЗ «Шэньчжэнь», освобождаются от платы за землю в первые 5 лет, а в последующие 5 лет платят только 50%. Право пользования землей может передаваться, она может сдаваться в аренду или под залог.

    Помимо  предоставления земельных участков для создания предприятий с зарубежным капиталом, практикуется сдача земли иностранным инвесторам в аренду (подряд) для комплексного освоения. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется «Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами», утвержденными Госсоветом КНР в 1990 г. В соответствии с этим документом, разрешается пересматривать и продлевать срок аренды земли. Кроме того, участки, находящиеся в ведении администрации СЭЗ, могут передаваться за плату другим владельцам (с регистрацией в местном земельном управлении).

    Госсовет  КНР установил максимальные сроки аренды земли: для строительства жилья - до 70 лет; для промышленного использования, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта, комплексного использования - до 50 лет; для объектов торговли, туризма, развлечений - до 40 лет.

    Земельные участки сдаются в аренду как  на основе двухстороннего соглашения, так и с аукциона. Ставки аренды колеблются в зависимости от места положения участка и его назначения. При этом на землю, выделяемую под промышленные предприятия, ставки в 8-10 раз ниже, чем под предприятия торговли и строительство коммерческого жилья. 

СЭЗ «Шэньчжэнь» 

    Свободная экономическая зона «Шэньчжэнь», как известно, является показательным примером китайских СЭЗ. Успешное привлечение и использование иностранных инвестиций - важный фактор развития этой зоны. За последние 20 лет в СЭЗ «Шэньчжэнь» было утверждено более 20 тыс. проектов с инвестициями из более 60 стран, использованы иностранные инвестиции на сумму более 20 млрд. долл. США.

    На  начальном этапе СЭЗ «Шэньчжэнь»  вела крупномасштабное строительство  инфраструктуры. Был построен ряд  коммунальных объектов, таких как объекты по водоснабжению и электроснабжению, дороги, связь и др. Кроме того, правительство осуществляло особую льготную политику. В 1985 г. в зоне было зарегистрировано уже более 1000 проектов с иностранными инвестициями. Объем инвестиций на каждый проект достиг 850 тыс. долл. США.

    После десятилетнего строительства в  начале 90-х годов г. Шэньчжэнь уже имел хорошо развитую инфраструктуру. Намного улучшилась маркетинговая и юридическая среда, что обусловило активизацию привлечения иностранных инвестиций. В течение 4 лет (с 1992 по 1995 г.) было зарегистрировано 8670 проектов с иностранными инвестициями, что превысило суммарное их количество за 13 лет. В том числе только за 1993 г. было зарегистрировано 3275 проектов. Улучшилась структура иностранных инвестиций. В настоящее время более 100 транснациональных корпораций с мировым именем, среди которых более 60 входят в «пятисотку» самых мощных предприятий в мире (по данным журнала «FJU»), инвестировали в «Шэньчжэнь» (более 180 проектов). Ряд известных международных высокотехнологических предприятий (IBM, SEAGATE, EPSON, COMPEQ) создали производственную базу в зоне.

    Благодаря географическим преимуществам и благоприятной политике хозяйствования и управления, СЭЗ «Шэньчжэнь» стала городом, где сосредоточено иностранных инвестиций больше, чем во всех других городах Китая. Именно крупные притоки иностранных инвестиций обеспечили 30% прироста ВВП СЭЗ «Шэньчжэнь» за последние 20 лет.

    В 2005 г. объем экспорта города превысил 100 млрд. долл. США. В частности, объемы экспорта одежды, обуви и мебели увеличились соответственно на 31, 27 и 22%. Отмечается также динамичный рост экспорта высокотехнологической продукции, который составил 34%. По статистике таможни, в 2005 г. доля этого вида продукции в городском экспорте выросла до 46%, а удельный вес высокотехнологической продукции, прав интеллектуальной собственности, которые принадлежат «Шэньчжэнь», достиг 58%.

    В настоящее время общий объем  экспорта «Шэньчжэнь» составляет 1/7 от экспорта Китая. «Шэньчжэнь» занимает первое место в Китае по производству компьютеров, мобильных систем, биотехнологий, средств программирования и др. В зоне функционируют 20 банков китайского капитала, 38 иностранных банков, а также ряд   финансовых компаний, бирж и страховых компаний. Первое место в Китае занимает «Шэньчжэнь» по золотому запасу. На рынке ценных бумаг представлено более 500 компаний.

    Успешному функционированию свободных экономических зон Китая способствовали следующие факторы:

    • стабильность общественнополитической ситуации,
    • развития китайской экономики и финансового рынка,
    • значительные валютные резервы, наличие избыточных трудовых и природных ресурсов,
    • выгодное географическое положение (выход к морю, достаточное количество портов, большая территория),
    • быстрое развитие транспортной инфраструктуры, наличие зарубежной китайской диаспоры, вкладывающей свой капитал в национальную экономику,
    • благоприятные условия для ведения бизнеса, включающие обширную систему льгот и преференций.

    Согласно  данным всемирно известной менеджмент консалтинговой фирмы «Корнеги», обнародованным в сентябре 2002 г., индекс доверия Китая в сфере прямых иностранных инвестиций составил «1,99» (при шкале коэффициентов от «0» до «3»). И как результат в 2003 г. Китай стал лидером в привлечении иностранных инвестиций (53 млрд долл. США). В последнее время одним из способов, позволяющих заинтересовать китайских промышленников в инвестировании средств за рубеж, стало открытие «филиалов» китайских СЭЗ на территориях других стран (США, Объединенные Арабские Эмираты и др.).

    Наряду  с достоинствами развития СЭЗ  Китая в последнее время возникли некоторые проблемы: в производственной сфере из-за опережающего роста обрабатывающих отраслей наблюдается значительное отставание в развитии сырьевой базы, приоритетное развитие зон привело к разрыву в уровнях развития этих территорий и других районов страны[6, c.120-129]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ОБЪЕДИНЕННЫЕ  АРАБСКИЕ ЭМИРАТЫ
 

    Город Дубай находится на древнем маршруте торговли с Востока на Запад. В  силу идеального расположения на полпути  этого маршрута положение Дубая  постепенно укреплялось и сегодня  этот город заслуженно является крупнейшим торговым центром Востока. В последние годы краеугольным камнем и символом успеха Дубая стало создание Свободной Экономической Зоны "Джебел Али".

    Свободная Экономическая Зона "Джебел Али" (Порт) расположена в Эмирате Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах и входит в десятку самых лучших портов мира. В ней комбинируются факторы лучшего порта на Ближнем Востоке и развитая инфраструктура, и предлагается уникальная возможность делать бизнес с Ближнего Востока в благоприятных условиях безналогового режима. Зона является идеальной складской и дистрибьюторской гаванью с потребительским рынком более 1,5 млрд. населения мира. Вдобавок к странам Совета Сотрудничества стран Персидского Залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Оман) обширный потенциал для бизнеса в Свободной Зоне представляют рынки СНГ, Индийского субконтинента и Африки, а также наличие эффективного доступа к Европе и Дальнему Востоку. В силу традиционных торговых связей Дубая с соседними странами, грузоперевозчики стремятся извлечь выгоду из общепризнанных дистрибутивных возможностей СЭЗ "Джебел Али".

Особенности  СЭЗ в Объединенных Арабских Эмиратах 

    •  Все основные рынки Ближнего Востока находятся не более чем в 24 часах автомобильной езды от "Джебел Али";
    • До всех основных портов региона не более чем 48 часов плавания;
    • До Европы - 14 дней, до Японии- 20 дней, до Юго-Восточной Азии - 9 дней;
    • Дубай служит портом назначения для более чем 150 мировых судоходных линий, включая загрузочные суда в Иран, Африку и Индийский субконтинент;
    • Дубайский Международный аэропорт находится в 30 минутах автомобильной езды от Свободной Экономической Зоны "Джебел Али" и обслуживается 95 авиалиниями с более чем 137 пунктами назначения;

    Как часть программы по созданию в  стране благоприятной деловой среды, способствующей росту и успеху компаний.  Правительство Дубая приложило  максимум усилий, чтобы превратить Свободную Экономическую Зону "Джебел Али" в одну из самых лучших в  своем роде организаций. Являясь одной из самых успешных Свободных Экономических Зон мира и пользуясь полной поддержкой правительства, Администрация СЭЗ "Джебел Али" приветствует любое деловое начинание, которое способствовало бы развитию местной экономики.

Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций