Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.
При этом центральное правительство дает большие полномочия администрациям СЭЗ в управлении хозяйственной деятельностью. Администрация имеет право:
- освобождать предприятия СЭЗ от обложения местными налогами.
Совместным предприятиям в СЭЗ разрешается закупать топливо и сырье, узлы и детали, оборудование для производственных целей, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. С целью улучшения покупательно-сбытового дела в рамках СЭЗ могут создаваться специальные снабженческие компании. При реализации продукции на китайском национальном рынке совместное предприятие может действовать самостоятельно или на комиссионных началах через посреднические государственные компании. В таком случае покупатель должен уплатить импортную таможенную пошлину. При этом на внутреннем рынке разрешается реализация только высококачественных или импортозамещающих изделий. И право, и доля таких поставок для совместных предприятий определяются условиями контракта.
В СЭЗ Китая уплачиваются следующие виды налогов: подоходный налог с предприятий (в Республике Беларусь - это налог на прибыль); налог на добавленную стоимость (НДС); налог на транспортные средства; налог на операции с недвижимостью; акцизы; таможенные пошлины; личный подоходный налог со служащих.
Для предприятий с иностранными инвестициями, действующих в СЭЗ, предоставляется широкий набор налоговых льгот и преференций:
При экспорте продукции не взимаются НДС и акцизы. Также НДС не взимается: с производственного оборудования, ввозимого иностранным участником в счет своей доли инвестиций; с полуфабрикатов, сырья, деталей и узлов, компонентов и упаковочных материалов, импортируемых для изготовления экспортной продукции; с любого производства экспортных товаров, кроме нефти, нефтепродуктов и другой продукции, относительно которой установлены особые правила.
В СЭЗ разрешен ввоз любой продукции без уплаты торгово-промышленного налога и таможенных пошлин. При вывозе этих товаров на внутренний рынок налоги и пошлины взимаются в полном размере.
Кроме того, местные власти могут предоставлять совместным предприятиям дополнительные налоговые льготы при условии, что они касаются только налогов, поступающих в местные бюджеты, или местный бюджет возвращает центральному средства, недополученные из-за льгот по НДС.
Положительным моментом действия специального правового режима в СЭЗ Китая является тот факт, что льготы и преференции для иностранных инвесторов дифференцированы в зависимости от вида СЭЗ и приоритетности задач, решаемых совместными и иностранными предприятиями. При организации высокотехнологических, наукоемких производств ставка подоходного налога ниже (10%), больший период освобождения и льготного налогообложения.
Предприятиям с иностранными инвестициями местные власти Китая предоставляют право пользования землей в течение определенного срока. При этом пользователь вносит разовую плату за освоение земельного участка, осуществляет ежегодную плату, которая дифференцирована в зависимости от особенностей региона, зон и сферы деятельности. Инвестор может полностью освобождаться от платы за землю, если он использует высокие технологии или занят в малоприбыльном предприятии (СЭЗ «Чжухай»). На сметный период строительства в СЭЗ «Сямэнь» плата за землю сокращена вдвое, а для китайской диаспоры - на весь его срок. Фирмы, использующие высокие технологии в СЭЗ «Шэньчжэнь», освобождаются от платы за землю в первые 5 лет, а в последующие 5 лет платят только 50%. Право пользования землей может передаваться, она может сдаваться в аренду или под залог.
Помимо предоставления земельных участков для создания предприятий с зарубежным капиталом, практикуется сдача земли иностранным инвесторам в аренду (подряд) для комплексного освоения. Порядок сдачи земельных участков в аренду регулируется «Временными положениями о комплексном подряде на освоение и использование земельных участков иностранными инвесторами», утвержденными Госсоветом КНР в 1990 г. В соответствии с этим документом, разрешается пересматривать и продлевать срок аренды земли. Кроме того, участки, находящиеся в ведении администрации СЭЗ, могут передаваться за плату другим владельцам (с регистрацией в местном земельном управлении).
Госсовет КНР установил максимальные сроки аренды земли: для строительства жилья - до 70 лет; для промышленного использования, строительства объектов науки, здравоохранения, образования, культуры и спорта, комплексного использования - до 50 лет; для объектов торговли, туризма, развлечений - до 40 лет.
Земельные
участки сдаются в аренду как
на основе двухстороннего соглашения,
так и с аукциона. Ставки аренды колеблются
в зависимости от места положения участка
и его назначения. При этом на землю, выделяемую
под промышленные предприятия, ставки
в 8-10 раз ниже, чем под предприятия торговли
и строительство коммерческого жилья.
СЭЗ
«Шэньчжэнь»
Свободная экономическая зона «Шэньчжэнь», как известно, является показательным примером китайских СЭЗ. Успешное привлечение и использование иностранных инвестиций - важный фактор развития этой зоны. За последние 20 лет в СЭЗ «Шэньчжэнь» было утверждено более 20 тыс. проектов с инвестициями из более 60 стран, использованы иностранные инвестиции на сумму более 20 млрд. долл. США.
На
начальном этапе СЭЗ «
После десятилетнего строительства в начале 90-х годов г. Шэньчжэнь уже имел хорошо развитую инфраструктуру. Намного улучшилась маркетинговая и юридическая среда, что обусловило активизацию привлечения иностранных инвестиций. В течение 4 лет (с 1992 по 1995 г.) было зарегистрировано 8670 проектов с иностранными инвестициями, что превысило суммарное их количество за 13 лет. В том числе только за 1993 г. было зарегистрировано 3275 проектов. Улучшилась структура иностранных инвестиций. В настоящее время более 100 транснациональных корпораций с мировым именем, среди которых более 60 входят в «пятисотку» самых мощных предприятий в мире (по данным журнала «FJU»), инвестировали в «Шэньчжэнь» (более 180 проектов). Ряд известных международных высокотехнологических предприятий (IBM, SEAGATE, EPSON, COMPEQ) создали производственную базу в зоне.
Благодаря географическим преимуществам и благоприятной политике хозяйствования и управления, СЭЗ «Шэньчжэнь» стала городом, где сосредоточено иностранных инвестиций больше, чем во всех других городах Китая. Именно крупные притоки иностранных инвестиций обеспечили 30% прироста ВВП СЭЗ «Шэньчжэнь» за последние 20 лет.
В 2005 г. объем экспорта города превысил 100 млрд. долл. США. В частности, объемы экспорта одежды, обуви и мебели увеличились соответственно на 31, 27 и 22%. Отмечается также динамичный рост экспорта высокотехнологической продукции, который составил 34%. По статистике таможни, в 2005 г. доля этого вида продукции в городском экспорте выросла до 46%, а удельный вес высокотехнологической продукции, прав интеллектуальной собственности, которые принадлежат «Шэньчжэнь», достиг 58%.
В настоящее время общий объем экспорта «Шэньчжэнь» составляет 1/7 от экспорта Китая. «Шэньчжэнь» занимает первое место в Китае по производству компьютеров, мобильных систем, биотехнологий, средств программирования и др. В зоне функционируют 20 банков китайского капитала, 38 иностранных банков, а также ряд финансовых компаний, бирж и страховых компаний. Первое место в Китае занимает «Шэньчжэнь» по золотому запасу. На рынке ценных бумаг представлено более 500 компаний.
Успешному функционированию свободных экономических зон Китая способствовали следующие факторы:
Согласно данным всемирно известной менеджмент консалтинговой фирмы «Корнеги», обнародованным в сентябре 2002 г., индекс доверия Китая в сфере прямых иностранных инвестиций составил «1,99» (при шкале коэффициентов от «0» до «3»). И как результат в 2003 г. Китай стал лидером в привлечении иностранных инвестиций (53 млрд долл. США). В последнее время одним из способов, позволяющих заинтересовать китайских промышленников в инвестировании средств за рубеж, стало открытие «филиалов» китайских СЭЗ на территориях других стран (США, Объединенные Арабские Эмираты и др.).
Наряду
с достоинствами развития СЭЗ
Китая в последнее время
Город Дубай находится на древнем маршруте торговли с Востока на Запад. В силу идеального расположения на полпути этого маршрута положение Дубая постепенно укреплялось и сегодня этот город заслуженно является крупнейшим торговым центром Востока. В последние годы краеугольным камнем и символом успеха Дубая стало создание Свободной Экономической Зоны "Джебел Али".
Свободная Экономическая Зона "Джебел Али" (Порт) расположена в Эмирате Дубай в Объединенных Арабских Эмиратах и входит в десятку самых лучших портов мира. В ней комбинируются факторы лучшего порта на Ближнем Востоке и развитая инфраструктура, и предлагается уникальная возможность делать бизнес с Ближнего Востока в благоприятных условиях безналогового режима. Зона является идеальной складской и дистрибьюторской гаванью с потребительским рынком более 1,5 млрд. населения мира. Вдобавок к странам Совета Сотрудничества стран Персидского Залива (Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Объединенные Арабские Эмираты, Бахрейн и Оман) обширный потенциал для бизнеса в Свободной Зоне представляют рынки СНГ, Индийского субконтинента и Африки, а также наличие эффективного доступа к Европе и Дальнему Востоку. В силу традиционных торговых связей Дубая с соседними странами, грузоперевозчики стремятся извлечь выгоду из общепризнанных дистрибутивных возможностей СЭЗ "Джебел Али".
Особенности
СЭЗ в Объединенных Арабских Эмиратах
Как часть программы по созданию в стране благоприятной деловой среды, способствующей росту и успеху компаний. Правительство Дубая приложило максимум усилий, чтобы превратить Свободную Экономическую Зону "Джебел Али" в одну из самых лучших в своем роде организаций. Являясь одной из самых успешных Свободных Экономических Зон мира и пользуясь полной поддержкой правительства, Администрация СЭЗ "Джебел Али" приветствует любое деловое начинание, которое способствовало бы развитию местной экономики.
Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций