Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

    Отдельно  следует отметить, что иностранный капитал легче всего привлечь именно в СЭЗ. Создав необходимые условия для работы в СЭЗ, можно в определенной мере решить проблему притока в страну иностранных инвестиций.

    Таким образом, следует рассмотреть и внести соответствующие предложения по решению следующих принципиальных вопросов.

    1.    Разработка и принятие четкого порядка рассмотрения 
      инвестиционных проектов потенциальных резидентов СЭЗ.В этом порядке полагается целесообразным предусмотреть конкретные сроки рассмотрения инвестиционных проектов, критерии оценки заинтересованными органами государственного управления целесообразности реализации проектов потенциальными резидентами СЭЗ, ответственность за необоснованные отказы в реализации этих проектов.
    2.    Разработка механизма, обеспечивающего введение временного 
      моратория (2-3 года) на применение положений нормативных правовых актов, ухудшающих положение резидентов СЭЗ, в том числе изменений в Перечне импортозамещающих товаров.
    3.    Предоставление права рассмотрения на региональном уровне (в комиссиях облисполкомов по повышению конкурентоспособности экономики) инвестиционных проектов, предполагаемых к реализации в СЭЗ с объемом инвестиций до 2 млн. евро, и проекты до 5 млн. евро без права реализации на внутреннем рынке производимой продукции.
    4.    Предоставление права выдачи администрациями СЭЗ 
      разрешительных согласований, связанных со строительством новых 
      производственных объектов, включенных в программу развития 
      территории СЭЗ, а также осуществлять изъятие и предоставление 
      земельных участков в границах СЭЗ.

    Без сомнения, решение указанных вопросов позволит в значительной степени активизировать развитие свободных экономических зон и привлечь в республику дополнительный объем иностранных инвестиций[11]. 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Подводя итог,  я хочу еще раз отметить позитивные моменты свободных экономических зон и их роли привлечения инвестиций.

    Во-первых СЭЗ позволяют экономике инвестировать  больше, чем того позволяет норма  сбережений в данной стране, таким  образом, привлеченный капитал может  компенсировать недостаток собственных  средств в экономике и стимулировать экономический рост. Во-вторых, СЭЗ могут помочь национальным предприятиям повысить эффективность за счет доступа к новым технологиям и распространению мировых навыков менеджмента, жизненно важных для переориентации и приспособления предприятий к новым условиям рынка. В-третьих, СЭЗ ускоряют развитие внутреннего рынка через создание рабочих мест и таким образом повышения квалификации рабочей силы. В-четвертых, международный опыт функционирования СЭЗ показывает, что эти зоны являются важным источником привлечения инвестиций. А также СЭЗ и рост совместных иностранных предприятий являются препятствием для оттока интеллектуальных разработок за границу.

    СЭЗ в Республике Беларусь организованы в целях обеспечения благоприятных условий для ускорения экономического развития республики, в том числе экономики регионов, расширения производства потребительских товаров и услуг, увеличения экспорта продукции, создания новых рабочих мест на базе новой техники и технологий, привлечения отечественных и иностранных инвестиций и решения других социально-экономических задач. Важнейшим направлением деятельности резидентов является производство промышленной продукции. За период своей деятельности СЭЗ доказали  целесообразность их создания для социально-экономического развития регионов и республики в целом. За счет привлечения иностранных инвестиций задействуются ранее пустующие и неэффективно используемые производственные площади, создаются новые рабочие места, внедряются современные технологии, растут объемы производства и экспорта товаров из СЭЗ, организуются импортозамещающие производства, совершенствуется нормативно-законодательная база, регулирующая их деятельность, идет последовательный процесс развития зон. В этой связи важное значение имеет обобщение зарубежного опыта, особенно  в отношении деятельности комплексных зон, поскольку в Беларуси все зоны являются комплексными, и происходит адаптация опыта применительно к условиям функционирования белорусских СЭЗ.

    Однако  существует и ряд проблем, которые  необходимо учитывать и искать пути их устранения для решения вопросов экономического развития нашего государства. Ошибочно мнение, что для активного привлечения инвестиций в СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы. Ряд других факторов не менее важен, чем сами льготы, - это неизменность инвестиционного законодательства, гарантии сохранности вложенных средств, легкость организации бизнеса. 

    В системе управления белорусских СЭЗ практически отсутствует единый координирующий орган, который бы оперативно реагировал на возникающие проблемы, снижающие инвестиционную привлекательность СЭЗ и изменяющие условия осуществления хозяйственной деятельности. Правда, в законе Республики Беларусь «О свободных экономических зонах» оговорена возможность создания Наблюдательного Совета при Совете Министров с участием заинтересованных министерств, ведомств, местных исполнительных и распорядительных органов и глав администраций. Создание Совета позволит гармонично сочетать республиканские и местные интересы, координировать связи между налоговыми, таможенными, банковскими и другими службами, местными органами управления и администрациями СЭЗ и тем самым значительно ускорить процесс принятия решений по повышению эффективности деятельности СЭЗ и совершенствованию условий их функционирования.

    Существующий в настоящее время порядок ежегодного утверждения Перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами зон, поставляемых на внутренний рынок республики не позволяет данному резиденту, инвестиционный проект которого, признан импортозамещающим, иметь гарантии включения производимых ими товаров в указанный перечень в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, и не  позволяет инвестору даже предположить, что будет уже в следующем году и это лишь небольшой момент в сложном инвестиционном процессе.

    Иностранный капитал конечно легче всего привлечь именно в СЭЗ, но при этом необходимо создать  все условия со стороны государства (страны) для работы в СЭЗ, и тем самым решить проблему притока в страну иностранных инвестиций.

    С развитием международной торговли и увеличением инвестиций транснациональных  корпораций все больше стран, особенно развивающихся, расценивают создание СЭЗ необходимостью и  идут на создание экономических зон с льготным налогообложением и другими льготными условиями функционирования в соответствии с принимаемыми законодательными актами, что является важным фактором для привлечения иностранных капиталов и увеличением экспорта. Но данный процесс должен быть «гибким» и привлекательным для двух сторон: и для государства (страны) и для инвестора. Взаимоотношения должны регулироваться не нарушая интересов ни одной из сторон.

    В ближайшие годы, по оценкам западных специалистов, через  «особые» экономические зоны будет проходить до 30% мировых экономических взаимоотношений.

    За  последние годы количество СЭЗ быстро увеличивается и постоянно обновляется модель их развития: различные специальные экономические зоны стали сливаться, а монофункциональные зоны (чисто торговой и перерабатывающей направленности) уменьшаются, связи между СЭЗ и другими резидентами усиливаются (включая закупку сырья, комплектующих, сбыт продукции), а также повышается технологичность продукции, производимой в СЭЗ.

    Развитие СЭЗ у нас в стране может стать, как и во многих странах мира, одним из эффективных способов привлечения иностранных инвестиций, катализатором развития внешнеэкономических связей и экономики страны в  целом. Но для этого политика их формирования  должна быть  продуманной и последовательной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

    1. Друзик,  Я. С.  Свободные  экономические  зоны  в  системе  мирового  хозяйства: учебное пособие / Минск, «ФУА-информ», 2000. – С 3.
    2. Семенов,  К.А.  Международные  экономические  отношения:  Курс  лекций / Москва, Гардарика,1998.
    3. Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998г. №213-3, г.Минск «О   свободных экономических зонах».
    4. Сборник нормативных правовых актов СЭЗ «Гомель-Ратон», г.Гомель, 2000. – С 12.
    5. Постановление от 15 мая 1998г., №773, г.Минск, "Об утверждении Положения о свободной экономической зоне "Гомель-Ратон".
    6. Белорусский экономический журнал: ежеквартальный научно-практический журнал / №2 (39), г.Минск,2007. – С. 120-129.
    7. http://www.soiuz.ru/exhibitions/oae_expo/jebel_ali/
    8. http://www.emirat.ru
    9. Экономический бюллетень «Научно-исследовательского экономического института Министерства Экономики Республики Беларусь»: №9 / г.Минск, 2007 – С 16-27.
    10. Журнал «Деловой Гомель»: информационно аналитический журнал / г.Гомель июнь 2005г. – С 14-23.
    11. Докладная записка Премьер-министру Республики Беларусь Сидорскому «О привлекательности для инвесторов белорусских СЭЗ» от 19.10.2006, №01/182.
    12. Перечень утративших силу постановлений Правительства Республики Беларусь из приложения к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 05.11.2006, №1481.
    13. Бык  В.Ф.  Свободная  экономическая  зона  «Гомель-Ратон»:  этапы развития / Белорусская экономика:  анализ,  прогноз,  регулирование.  Экономический  бюллетень  НИЭИ  Министерства  экономики  Республики  Беларусь, 2000, №11. – C. 35.
    14. Бык  В.Ф.  Свободные  экономические  зоны  Республики  Беларусь:  состояние  и  перспективы  развития /  Белорусский экономический журнал, 2002, №3. – С 66.
    15. http://www.BEM.BSEU.BY
    16. http://www.gomelraton.com
    17. http://www.economy/bsu.by/library
    18. http://www.evolutio.info
    19. http://www.emirates.su/fze.shtml
    20. http://www.court.by/vestnik/
    21. http://invest.belarus.by/ru/investment/fez/

Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций