Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:46, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение функционирования СЭЗ, чтобы в дальнейшем можно было найти эффективные способы привлечения иностранных инвестиций в экономику государства. Также в данной работе попытаюсь дать определение свободных экономических зон, описать их значимость и их роль в привлечении иностранных инвестиций в национальную экономику. Показать различия и схожести между СЭЗ различных стран, а также обозначить основные пункты, которые в дальнейшем помогут решить определенные вопросы, возникающие при функционировании свободных экономических зон.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 448.50 Кб (Скачать документ)

    Одним из ключевых направлений работы управления инвестиционной и финансово-экономической деятельности является анализ экономических параметров. Прежде всего, это анализ и прогнозирование социально-экономического развития СЭЗ, контроль над ходом реализации резидентами СЭЗ инвестиционных проектов, выполнением договоров об условиях деятельности в зоне. Управление формирует банк данных получаемой статистической информации, анализирует разные стороны предпринимательской деятельности резидентов, важнейшими из которых являются инвестиции в основной капитал, темпы роста объемов производства и показатели внешнеторгового оборота. На основе анализа принимаются меры по обеспечению выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития СЭЗ.

    Специалисты управления осуществляют контроль над соблюдением финансовых интересов администрации СЭЗ. Они производят расчеты арендной платы за помещения (здания, сооружения), оборудование и другое имущество, переданное в оперативное управление администрации СЭЗ. Проводится мониторинг выполнения предприятиями-резидентами основных пунктов договоров об условиях деятельности в СЭЗ, на основе анализа вносятся предложения по повышению эффективности работы предприятий.

    Разносторонняя  и целенаправленная работа управления в немалой степени способствовала достижению положительных результатов по ключевым вопросам деятельности СЭЗ. В 2004 году гомельская СЭЗ успешно выполнила правительственное задание по абсолютному большинству показателей. Годовое задание по инвестициям в основной капитал резиденты СЭЗ перевыполнили более чем в 2 раза, в том числе за счет иностранных источников инвестирования - на 309%. Объемы производства продукции предприятия-резиденты СЭЗ увеличили почти в 1,4 раза против задания. Перевыполнены задания по экспорту продукции, импортозамещению, прибыли от реализации, налогам и сборам, уплаченным в бюджет и внебюджетные фонды.

    Можно сказать, что «Гомель-Ратон» активно участвует в налаживании экономических связей между Россией и Республикой Беларусь. Успешному продвижению товаров на российский рынок и обратным связям в немалой мере способствует то, что гомельская СЭЗ находится в непосредственной близости от границы с Россией, на перекрестке важных транспортных магистралей, соединяющих нас с Москвой, Санкт-Петербургом, многими областями Северного Кавказа, Центрального региона РФ.

    Привлекательным в этом плане оказалось месторасположение СЭЗ для западно-европейских инвесторов. Абсолютное большинство из них создавали свои предприятия в СЭЗ «Гомель-Ратон» именно с расчетом на российский рынок сбыта. Расчет оказался верным. На долю России ежегодно приходится 77-80 % экспортных поставок продукции предприятий-резидентов СЭЗ «Гомель-Ратон». Россия является одним из главных внешнеторговых партнеров предприятий-резидентов СЭЗ.

    На  расширение деловых контактов и поиск потенциальных инвесторов направлено участие администрации и ряда резидентов СЭЗ в Гомельском инвестиционном форуме. В каталог инвестиционных проектов форума включены предложения некоторых предприятий-резидентов СЭЗ.

    Внешнеэкономические связи являются непременным условием нормального функционирования СЭЗ. С них начинается кропотливая и порой длительная работа администрации СЭЗ по поиску инвесторов на рынке капитала. Это лишь первая ступенька на пути к инвестору, которая прокладывается общими усилиями всего коллектива сотрудников администрации. Задача отдела - обеспечивать развитие таких связей организационными формами работы и информационно-рекламной, выставочной и другого рода PR - деятельностью в стране и за рубежом.

    Для налаживания внешнеэкономических связей СЭЗ с деловыми кругами различных стран «Гомель-Ратон» широко использует возможности белорусских загранучреждений. Установлено взаимодействие с 32 посольствами Республики Беларусь, в том числе в таких развитых странах Запада, как Германия, Франция, Швеция, Италия, Великобритания, Австрия, США, Канада, в Азии - КНР, Япония, Корея, на Ближнем Востоке -  в Турции, Египте, Израиле, Сирии и др.

    При содействии Посольства РБ в Австрии  была начата проработка проекта строительства в г.Гомеле мусоросжигательных заводов, а также приобретения для городской коммунальной службы оборудования для сортировки и упаковки бытовых отходов. Организован визит в г. Гомель исполнительного директора компании «Евроком ГмбХ», подтвердившего намерение австрийского «Райффазенбанка» профинансировать данный проект в размере 70% от его стоимости. Подписан протокол о намерениях сторон.

    Совместно с Посольством РБ в Италии администрация СЭЗ по итогам визита Правительственной делегации Беларуси в г.Милан организовала работу по выполнению протокола поручений Премьер-министра РБ С. Сидорского. В Гомеле с деловым визитом побывал представитель банка «УниКредит». В администрации СЭЗ он провел переговоры с представителями ряда гомельских предприятий. Была достигнута договоренность о содействии банка в кредитовании и поиске партнеров для реализации совместных инвестиционных проектов. В октябре 2004г. в СЭЗ побывали вице-президент указанного банка и руководители компании «Бармиолли Рокко», которые изучили возможности создания производства по выпуску стеклянной посуды и емкостей для фармацевтической продукции с объемом планируемых инвестиций в 30-40 млн. евро.

    Гомельская СЭЗ неоднократно представлялась на стендах престижной в международных деловых кругах Ганноверской ярмарки в Германии. И не случайно именно немецкий капитал занимает в СЭЗ «Гомель-Ратон» самые прочные позиции и продолжает их постоянно укреплять в лице таких предприятий, как ИП «Белкэпс», СП «Беккер-Систем».

    СЭЗ «Гомель-Ратон»  ежегодно представляется на выставке «Весна  в Гомеле», в которой, наряду с гомельскими товаропроизводителями традиционно участвуют предприятия Брянска, Курска, Смоленска, Чернигова, Молдовы и других стран.

    Подводя итог проделанной за 9 лет работы, можно с уверенностью утверждать: создание и функционирование СЭЗ в Гомельском регионе, как в экономическом, так и в социальном аспекте полностью себя оправдывает.

    Более того, в лице СЭЗ «Гомель-Ратон» Гомельская область получила испытанный на практике многими странами механизм развития внешнеэкономических связей и выхода на мировые рынки сбыта своей продукции.

    В целях создания инвестиционно привлекательного имиджа гомельской СЭЗ Администрация организует информационно-рекламную деятельность. Ежегодно готовятся к изданию новые рекламные проспекты о СЭЗ. Происходит обеспечение информационного наполнения фирменных папок, организацией изготавливается сувенирная продукция с символикой СЭЗ. Регулярно издаются пресс-релизы о деятельности СЭЗ, размещаются в СМИ других материалах[10, c.14-23]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
 

    В последнее время процесс регистрации и создания в СЭЗ новых производств не только замедлился, но и имеет обратный характер. Если на 1 января 2005 г. в СЭЗ действовало 275 резидентов, на 1 июля 2005 г. -264 резидента, то на 1 июля 2006 г. - только 257 резидентов. За первое полугодие 2006 года зарегистрировано всего 9 новых резидентов СЭЗ, в то время как в процессе лишения статуса резидента СЭЗ находилось 12 организаций. За январь-июнь 2006 г. использовано всего 33 процента от годового задании по инвестициям в основной капитал по резидентам и администрациям СЭЗ на 2006 год. При этом данный процесс происходит на фоне растущего интереса иностранных инвесторов к особым экономическим зонам в Российской Федерации.

    Вместе  с тем льготные условия по налогам и таможенным платежам в белорусских СЭЗ практически не уступают, а по некоторым позициям превосходят условия в российских и даже китайских аналогичных экономических зонах.

    Существует  ошибочное мнение, что для активного привлечения инвестиций в СЭЗ достаточно предоставить налоговые, таможенные и другие льготы. Ряд других факторов не менее важен, чем сами льготы, - это неизменность инвестиционного законодательства, гарантии сохранности вложенных средств, легкость организации бизнеса.

    Изменение инвестиционного законодательства является одной из важнейших причин, снижающих интерес инвесторов к СЭЗ. Более того, в Беларуси этот процесс приобрел перманентный характер.

          По информации СЭЗ "Брест", за последние два года в республике было принято 36 нормативных актов, затрагивающих деятельность СЭЗ. 
Инвесторы постоянно находятся либо в адаптационном периоде после принятия очередного акта законодательства, либо в ожидании принятия нового. 

    Примерами принятия нормативных актов, существенно изменяющих не в лучшую сторону условия работы в СЭЗ, могут служить следующие факты.

    1.      Вступление в силу с 1 мая 2006 г. Указа Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58 "О некоторых вопросах изъятия и предоставления земельных участков" привело к значительному усложнению порядка изъятия и предоставления земельных участков резидентам СЭЗ. Так, изъятие земель сельскохозяйственного назначения для целей, не связанных с этим назначением, осуществляется по решению Главы государства, а для строительства капитальных строений в областных центрах и их пригородных зонах (включая территории СЭЗ) земли предоставляются в аренду после проведения аукционов.
    2.     В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 499 "О некоторых мерах по обновлению основных средств в строительной отрасли" резиденты СЭЗ должны уплачивать отчисления в инновационный фонд. В результате для резидентов СЭЗ произошло удорожание строительства в среднем на 13,5 процента, а также  увеличение цен на производимые ими строительные материалы на 4,5 процента.
    3.     С 1 марта 2006 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 7 февраля 2006 г. № 74 "О совершенствовании порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности". В результате применения норм настоящего Указа размеры арендной платы для ряда резидентов СЭЗ выросли в 2-3 раза.

    Отмена  статьи 79 Инвестиционного кодекса (о пятилетнем моратории на ухудшение условий деятельности иностранных инвесторов), а также тот факт, что любая из СЭЗ может быть в любой момент ликвидирована по решению Главы государства, не добавляет уверенности инвесторам.

    Кроме этого, существующий порядок ежегодного утверждения Перечня импортозамещающих товаров, производимых резидентами свободных экономических зон, поставляемых на внутренний рынок республики не позволяет предприятиям, инвестиционный проект которых признан импортозамещающим, иметь гарантии включения производимых ими товаров в указанный перечень в течение срока окупаемости инвестиционного проекта.

    В результате инвестору невозможно даже предположить, что будет уже в следующем году. На фоне роста импорта в страну многие импортозамещающие проекты не были реализованы именно по этой причине.

    Вместе  с тем, даже если инвестор и решился организовать бизнес в белорусских СЭЗ, его проблемы только начинаются.

    Так, действующий порядок получения статуса резидента СЭЗ очень громоздкий, требует продолжительного времени (около 3 месяцев), а также большого количества согласований и рассмотрений в различных инстанциях. При этом конечный результат согласований непредсказуем.

    Для того чтобы инвестиционный проект был внесен на рассмотрение Комиссии по повышению конкурентоспособности экономики, он должен быть одобрен на четырех комиссиях: комиссии администрации СЭЗ, комиссии по повышению конкурентоспособности экономики облисполкома, комиссии рабочей группы отраслевого министерства, комиссии Министерства экономики.

    Отраслевые  министерства и концерны в последнее время, как правило, дают отрицательные заключения на инвестиционные проекты потенциальных резидентов СЭЗ.

    Далее, если проект и был одобрен в соответствующих инстанциях, начинается сложная и длительная процедура оформления разрешительных документов по землеустройству и проектированию.

    Например, процедура получения правоустанавливающих документов на земельный участок, сбор исходных данных, получение разрешений на проектирования и на строительство занимают в среднем от 8 до 10 месяцев. Инвестор-застройщик проходит долгий путь согласований (до 20 организаций).

    Для принятия решений по указанным проблемам необходимо четко определиться, что мы хотим получить от функционирования СЭЗ. Следует признать, что на данном этапе СЭЗ развиваются и, без сомнения, будут развиваться далее. Вместе с тем это развитие может стать несравненно более существенным и значимым для страны, а уникальная возможность использования экономических зон в качестве отдельных площадок для экономических преобразований могла бы быть применена в полной мере.

Информация о работе Свободные экономические зоны как способ привлечения иностранных инвестиций