Свободные экономические зоны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 16:02, реферат

Описание

Различные типы свободных экономических зон называют "островками" мирового хозяйства, "окнами" для притока в многочисленные регионы и страны зарубежных инвестиций, технологий, управленческих навыков.
Несмотря на то что свободные экономические зоны как территориально-хозяйственные образования существуют с незапамятных времен, проблем, связанных с их функционированием великое множество, а особенности это касается России.

Содержание

1. АНАЛИЗ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН КАК ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ 5
1.1. История создания СЭЗ 5
1.2. Определение свободной экономической зоны 10
1.3. Цели создания СЭЗ 15
1.4. Классификация свободных экономических зон 18
2. ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ 36
3. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ 40
3.1. Свободные экономические зоны в странах с рыночной экономикой 40
3.1.1. Ирландия 40
3.1.2. Соединенные Штаты Америки 46
3.1.3. Япония 59
3.2. Свободные экономические зоны стран с переходной экономикой 64
3.2.1. Центральная и Восточная Европа 64
3.2.1.1. Польша 64
3.2.2. Азия 71
3.2.2.1. Китай 71
3.3. Свободные экономические зоны развивающихся стран 84
3.3.1. Бразилия 84
3.3.2. Мексика 86
3.4. Выводы к главе 94
4. ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СЭЗ В РОССИИ 96
4.1. История создания СЭЗ в России 96
4.2. Свободная экономическая зона "Находка" в Приморском крае 107
4.2.1. Анализ развития СЭЗ "Находка" 107
4.2.2. Оценка влияния СЭЗ "Находка" на экономику 120
4.2.3. Выводы 124
4.3. ОЭЗ "Янтарь" в Калининградской области 127
4.3.1. История развития и особенности режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 127
4.3.2. Результаты функционирования режима свободной/особой экономической зоны в Калининградской области 132
4.3.3. Перспективы развития особой экономической зоны в Калининградской области 138
4.4. Современное состояние СЭЗ в России и тенденции на будущее 141
5. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОЗДАНИЮ И РАЗВИТИЮ СЭЗ В РОССИИ 146
5.1. Законодательная база 146
5.2. Льготы 148
5.3. Территория СЭЗ 152
5.4. Порядок пользования землей и недрами 153
5.6. Механизм управления свободными экономическими зонами 153
5.7. Финансирование создания и развития СЭЗ 160
5.8. Контроль за деятельностью СЭЗ 162
5.9. Выводы 163
ВЫВОДЫ 165
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 169
ПРИЛОЖЕНИЯ 174
АННОТАЦИЯ 189

Работа состоит из  1 файл

Свободные экономические зоны 5.docx

— 276.60 Кб (Скачать документ)

Привлекать инвестиции в  ОЭЗ планируется не только и не столько с помощью налоговых  льгот. Необходимо отметить, что льготы действуют лишь на время реализации каждого отдельного инвестиционного  проекта (минимальная сумма которого не должна быть меньше 10 млн. евро). Участники ОЭЗ освобождаются местными властями от налога на имущество. Первые три года с начала инвестиционного проекта на территории ОЭЗ налог на прибыль не взимается. С четвертого по седьмой год реализации проекта налог на прибыль составит 3,75% (при инвестировании более 80% на расширение собственной производственной базы на территории ОЭЗ) или 12% (при инвестировании менее 80%).

Помимо этого государство  гарантирует не пересматривать условия  ведения бизнеса на территории ОЭЗ в течение 10-15 лет, что, понятно, ведет к предсказуемости расходов и позволяет планировать будущее.

По мнению представителя  Минэкономразвития, в среднесрочной  перспективе в России возможно появление не более 10 ОЭЗ, но не раньше 2006 года (с учетом того, что Федеральный закон о СЭЗ будет принят в 2004 году). Действующие свободные экономические зоны (помимо зон Калининградской и Магаданской областей, созданных на основе специальных федеральных законов) должны будут прекратить свое существование после вступления в силу закона об ОЭЗ.

По экспертной оценке, создание ОЭЗ позволит ежегодно привлекать в  Россию 7-10 млрд. долл. прямых инвестиций в год. За прошлый год этот показатель составил 4 млрд. долл. [11, 30-31]. Данный законопроект еще не одобрен Президентом РФ.

С 1 января 2004 года прекратят  существование "российские оффшоры". Регионы перестанут предоставлять  налоговые льготы крупным инвесторам. Правительство настаивает на том, что  мера продиктована потребностью региональных бюджетов.

26 ноября 2003 года Совет  федерации одобрил поправку в  Налоговый кодекс, окончательно  отменяющую инвестиционные льготы  по налогу на прибыль в регионах.

До начала 2002 года компании могли платить меньше налогов, если заключали с региональными властями соглашения об инвестициях в местную экономику. Инвесторам разрешалось платить лишь федеральную часть ставки налога на прибыль – 6% из 24%. Оставшиеся 18% прощались. В результате компании экономили на налогах, вливая средства в местную инфраструктуру.

С 1 января 2002 года инвестиционную льготу отменили. Однако в Налоговом кодексе остались лазейки, позволившие компаниям продолжать платить меньше налогов. С одной стороны, право на сохранение льготы осталось за теми, кто заключал инвестиционные соглашения с региональными властями до 1 июля 2001 года. Срок действия льгот для них продлевался до 1 января 2005 года. Кроме того, регионы могли по своему усмотрению продлить срок действия льгот на три года. Схема приобретения таких льгот была простой: чаще всего компании покупали фирмы, зарегистрированные в нужном регионе до середины 2001 года и проводили сделки через них.

По данным Минфина, налоговые  послабления компаниям в обмен  на активные вливания в местную экономику  предоставляли примерно 20 регионов. Причем 90% льгот предоставлялось в Мордовии, Калмыкии и на Чукотке. В 2002 году общая сумма льгот по налогу на прибыль составила 42,9 млрд. рублей, в первом полугодии 2003 года – 29,8 млрд. рублей.

Данные о налоговых  льготах, существующих в некоторых  российских "оффшорах" представлены в таблице 4.15 приложения.

Однако на неофициальном  уровне новацию правительства связывают  именно с прекращением льгот для  определенных компаний: например, для "Сибнефти" на Чукотке и ряда филиалов "ЮКОСа" в Мордовии [56].

По словам руководителя Экономической  экспертной группы Евсея Гурвича, "…намерение ликвидировать льготы по налогу на прибыль вовсе не означает, что  предприятиям отныне не будет оказываться  поддержки в их инвестиционных начинаниях. В правительстве обсуждается  вопрос о введении неких экономических мер поддержки высокотехнологичного сектора. Меры по налоговым льготам на инвестирование вполне имеют право на существование как элемент промышленной политики" [55].

Следует отметить еще одно начинание России в деле формирования свободных экономических зон: появление  наукоградов. В соответствии с определением СЭЗ данным выше (см. п.1.2) наукоград – это еще одна разновидность свободной экономической зоны. Здесь в центре внимания находятся инновационные разработки различных отраслей промышленности. Создан четвертый в России наукоград Кольцово. Три первых уже функционируют. Из них два – Дубна и Обнинск – дотационные, а вот Королев – уже с прибылью. Первыми результатами стали: 1 млрд. налоговых отчислений и 400 молодых специалистов. Несмотря на то, что сегодня инновационная активность российского бизнеса еще очень мала – всего 5% по отношению к 25-30% Европы и США, появилась надежда на успешную реализацию этого направления в России.

 

5. Рекомендации  по созданию и развитию СЭЗ  в России

5.1. Законодательная  база

 

Конечно, начиная рекомендовать, хочется присоединиться к многочисленным авторам и опять повториться о необходимости создания в России стабильной законодательной базы, которая будет включать в себя, во-первых, Федеральный Закон о СЭЗ.

На федеральном уровне в статье 23 Федерального закона "О  государственном регулировании внешнеторговой деятельности" от 13.10. 1995 №157-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 08.07.97 №96-ФЗ, от 10.02.99 №32-ФЗ) свободная экономическая зона определяется как особый режим осуществления отдельных видов внешнеторговой деятельности, при этом дается ссылка на федеральный закон "О свободных экономических зонах", который к тому времени не был принят (и не принят до сих пор).

Правовые коллизии порождаются  прежде всего несовершенством соответствующих региональных законов, которые на практике только приводят к бюджетным потерям в результате неоправданной раздачи налоговых льгот резидентам локальных СЭЗ. Так, закон Калининградской области от 9.10.97 "О локальных свободных экономических зонах" допускает получение статуса резидента локальной СЭЗ действующими предприятиями. Предоставление налоговых льгот в СЭЗ в теории обычно обосновывается тем, что это стимулирует создание новых предприятий и тем самым способствует расширению налоговой базы в перспективе. Освобождение действующих хозяйствующих субъектов от уплаты налогов сопряжено с реальными потерями для бюджета территории.

Закон не предъявляет к  резидентам СЭЗ требований об осуществлении  хозяйственной деятельности именно на территории данной СЭЗ. Вследствие этого существует угроза перерождения СЭЗ в оффшорную зону, в которой  предприятие регистрируется ради получения  налоговых льгот, а хозяйственную деятельность при этом осуществляет на другой территории. Функционирование оффшорных зон не дает региону прироста рабочих мест или увеличения налоговой базы, а выгоды, получаемые региональным бюджетом от регистрационных сборов, достигаются за счет соседних регионов, которые теряют своих налогоплательщиков.

Создание оффшорных зон  на территории России неэффективно, и  применять подобную форму хозяйствования не следует хотя бы по причине того, что такие зоны могут успешно функционировать только в масштабах всего государства. Наряду с концептуальными недостатками в региональном законодательстве о свободных экономических зонах отсутствует единый подход к пониманию сущности экономического режима СЭЗ, а это приводит к "придумыванию" расплывчатых и неясных формулировок, касающихся статуса СЭЗ: "зона экономического благоприятствования", "зона свободного предпринимательства", "особая экономическая зона" и т.д. Причем, как правило, цели создания и особенности каждого из указанных экономических режимов в значительной мере совпадают.

Однако кто-то может возразить, приведя в пример Китай, где Федеральный Закон о СЭЗ до сих пор еще не принят, а свободные экономические зоны успешно функционируют. Здесь необходимо помнить о том, что к управлению и регулированию СЭЗ причастны практически все ветви китайских властей и что развитие СЭЗ шло в режиме жесточайшей закрытости территории зон для того, чтобы льготами могли воспользоваться только предприятия, расположенные непосредственно на территории СЭЗ.

Необходимо, чтобы данный закон о СЭЗ содержал четкие определения  видов свободных экономических  зон, создание которых предусмотрено  в РФ; цели создания; размеры территории СЭЗ; льготы, предоставляемые иностранным и российским инвесторам; срок действия статуса зоны и т.д. Также очень важным моментом является строгое распределение полномочий между различными уровнями власти (федеральными и субъектов РФ).

Также закон о свободных  экономических зонах должен уравнивать субъектов Федерации. Это необходимо для того, чтобы создание СЭЗ не создавало проблем во взаимоотношениях Федерации и регионов, необходимо выбирать территории, основываясь на максимально четких и жестких, законодательно закрепленных критериях. В законе должно быть четко прописано, что статус СЭЗ может получить не любая территория по собственному желанию, а только удовлетворяющая определенным требованиям имеющая: выгодное экономико-географическое положение, необходимую производственную и деловую инфраструктуру и развитую транспортную сеть, высокий научный, технический и образовательный потенциал и т.д.

При этом закон о СЭЗ  не должен вступать в противоречие с другими федеральными законами или иметь приоритет над ними. Нормы Таможенного, Налогового кодексов также не должны иметь противоречий с федеральным законом. Более того, в них более детально должны быть прописаны положения о льготах соответственно таможенного и налогового характера. Следует подчеркнуть, что на данный момент федеральный закон "Об иностранных инвестициях в РФ", который регулирует деятельность иностранных инвесторов на территории РФ, требует доработки и усовершенствования.

Во-вторых, наряду с процессом  законодательного обеспечения, необходимо формировать общеконцептуальные решения. Это, прежде всего разработка государственной программы создания и развития СЭЗ, основу которой должен составлять комплексный подход к регулируемым объектам, поскольку вопросы СЭЗ – это не только экономические и региональные вопросы. Это и общенациональные, и политические, и социально-экономические, и правовые, и таможенные вопросы [9].

5.2. Льготы

 

Очевидно, что в данный момент для успешного развития экономики  России одной из самых важных задач  является возрождение промышленности. Для этого необходимо обеспечить приток иностранных инвестиций. Это означает, что российские СЭЗ должны иметь лучшие льготы по сравнению с зарубежными СЭЗ. Следовательно, прежде чем приступить к созданию СЭЗ на территории России, действующее законодательство граничащих стран должно быть изучено и проанализировано. И уже с учетом выводов экспертов должны приниматься решения о принятии льгот в России.

Типичный набор льгот, исходя из накопленного в других странах  опыта, сформулировали еще в конце 1995 г. руководители Всемирной ассоциации зон экспортного производства (в качестве рекомендаций к российскому закону о СЭЗ) [37] : пользователи СЭЗ освобождаются от подоходного налога и налога на прибыль сроком на 5 лет, начиная с момента получения первой прибыли. В течение следующих 5 лет пользователи зоны облагаются подоходным налогом в размере 50% от нормальной ставки, при этом сумма налога, выплачиваемого во все бюджеты, не должна превышать 25% от полученного дохода. По истечении второго пятилетнего периода пользователи зоны платят подоходный налог по общепринятой в России ставке, но при этом подоходный налог, выплачиваемый во все бюджеты, не должен превышать 25% дохода. В любом периоде, если ставки налогов превышают 25%, то во все бюджеты налоги выплачиваются с пропорциональным уменьшением, чтобы в целом выплаты не превышали 25% дохода. Такие льготы являются наиболее типичными на мировом рынке инвестиций в случае использования инвестиций в СЭЗ. Эта льгота не несет никаких издержек, так как без нее крупные инвестиции вообще не могут быть сделаны. Именно эта льгота обеспечивает наилучший возврат инвестиций инвестору в период, когда риск капиталовложений наиболее высок. К этому следует еще добавить, что в большинстве СЭЗ предоставляются также льготы по таможенным платежам.

Хотя набор необходимых  в свободных экономических зонах  налоговых льгот известен, использование  их на практике (особенно в российских условиях) сталкивается с необходимостью решения целого ряда проблем и вопросов. Решение данных проблем предлагает Кузнецова О.Л. [21]. Во-первых, предоставление налоговых льгот может превратить вновь создаваемые СЭЗ в очередные оффшоры, когда предприятия, получающие льготы, будут лишь регистрироваться в СЭЗ, осуществляя фактическую свою деятельность за ее пределами. Для предотвращения этого необходимо разработать адекватную систему администрирования, которая позволяла бы отслеживать реальное происхождение товаров (возможно, сопровождаемую требованием к юридическому лицу вести свою деятельность только на территории СЭЗ). Необходимость эффективного администрирования является дополнительным аргументом в пользу ограниченности размеров СЭЗ – на компактной территории гораздо легче отследить, используются ли налоговые льготы по своему целевому назначению. Иначе говоря, оптимальным для России является создание СЭЗ по территориальному, а не функциональному принципу, т.е. налоговые льготы должны предоставляться на ограниченных участках территории, а не инвесторам по всей территории страны или субъекта Федерации, отвечающим определенным критериям (например, инвестирующим определенный объем средств).

Во-вторых, предоставление налоговых  льгот в свободных экономических зонах искусственно повысит конкурентоспособность действующих в СЭЗ предприятий по сравнению с предприятиями, расположенными на остальной территории России. Учитывая, что доля продукции обрабатывающей промышленности в российском экспорте невелика, при вывозе продукции из СЭЗ в другие страны проблема эта не столь остра. Однако при поставке продукции в другие субъекты Российской Федерации предприятия, действующие в СЭЗ, не должны получать налоговые льготы. Поскольку особенности ведения бухгалтерского учета не позволяют разделять прибыль, полученную от реализации товаров в стране и за рубежом (и соответственно, не облагать налогом на прибыль только часть прибыли), необходимо установить, какую часть своей продукции предприятие должно экспортировать, чтобы получать льготы по налогу на прибыль (например, предприятие может получать налоговые льготы при поставке на экспорт не менее 80% производимой им продукции).

В-третьих, необходимо ограничить круг отраслей, предприятия которых могут получать налоговые льготы. Очевидно, что преференциальным налоговым режимом не должны пользоваться предприятия нефтедобычи и нефтепереработки, металлургии. Определение же перечня отраслей и производств, которые могут быть привлечены в свободные экономические зоны, вряд ли возможно.

Информация о работе Свободные экономические зоны