Теория потребительского выбора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:04, курсовая работа

Описание

Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса.
Предмет исследования – Экономические отношения, образующие сущностную и содержательную основу процесса деятельности потребительского выбора.
Объект исследования – деятельность потребительского выбора с его количественными и качественными характеристиками.

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 419.86 Кб (Скачать документ)

      Правило максимизации полезности: 

 Предельная             Предельная         Предельная        Средняя предельная

  полезность              полезность          полезность       полезность на единицу

   набора А        =       набора В      =     набора D    =   денежных затрат  

Цена  набора А     Цена набора В      Цена набора D    бюджетного дохода 
 

    1.3. Ординалистский подход к анализу потребительского выбора.

    Современный вариант модели потребительского поведения  основывается на менее жестких положениях, чем количественный подход.

    Прежде  всего от потребителя не требуется  умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товары по их «предпочтительности». Это означает, что потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым благам: либо он предпочитает один товар другому, либо они для него равноценны.

     Порядковая  теория базируется на следующих гипотезах.

  1. Аксиома полной упорядоченности: потребитель способен упорядочить все возможные товарные наборы с помощью отношений предпочтения или безразличия. Это означает, что при наличии двух различных товарных наборов потребитель всегда предпочтет один из них другому или признает их равноценными (одинаково предпочтительными).
  2. Аксиома транзитивности: если потребитель предпочитает набор А набору В, а набор В набору С, то он предпочитает набор А набору С; соответственно, если набор А для потребителя равнозначен набору В и набор В равнозначен набору С, то наборы А и С тоже для него равнозначны. Гипотеза транзитивности позволяет однозначно расставить в определенной последовательности (проранжировать) всевозможные сочетания благ независимо от очередности их попарного сравнения. Гипотеза транзитивности гарантирует согласованность предпочтений. Она, например, исключает возможность следующей ситуации: набор А предпочтительнее набора В, набор В предпочтительнее набора С и в то же время набор С предпочтительнее набора А.
  3. Аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество данного блага меньшему его количеству. То есть, если набор А содержит не меньшее количество каждого товара, а одного из них больше, чем набор В, то набор А предпочтительнее набора В. Данная гипотеза предполагает, что увеличение потребления любого товара (при фиксированных объемах потребления других товаров) улучшает положение потребителя.

     Данная  аксиома исключает возможность  нисходящей ветви графика общей  полезности и отрицательных значений предельной полезности.

  1. Аксиома независимости потребителя: удовлетворение потребителя зависит только от количества потребляемых им товаров и не зависит от количества товаров, потребляемых другими. Здесь исключаются такие типичные случаи взаимных влияний, как эффект присоединения к большинству (покупается то, что покупают другие), эффект сноба (доминирует стремление выделиться из толпы), эффект Веблена (престижное или демонстративное потребление, целью которого является создание особого впечатления). Все это означает, что потребитель не руководствуется чувством зависти и сострадания по отношению к окружающим.

        В порядковой теории полезности  понятие «полезность» означает  порядок предпочтения товаров  (товарных наборов) потребителем. Поэтому задача максимизации  полезности сводится к задаче  выбора потребителем наиболее предпочтительного товарного набора из всех доступных для него товарных наборов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение.   Равновесие потребителя

2.1 Кривые безразличия

     Одним из основных инструментов анализа в  порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система  предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые  впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.

Кривая  безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.

 Кривая  безразличия показывает альтернативные  наборы товаров, обеспечивающие  потребителю одинаковый уровень  полезности. 

 рис.1 Кривая безразличия 
 

Свойства  кривых безразличия:

1) кривая безразличия,  расположенная выше другой кривой, характеризует более высокий  уровень полезности;

2) кривые безразличия  для обычных благ всегда имеют  отрицательный наклон;

3) как правило,  имеют вогнутую форму, обусловленную  уменьшающимися предельными нормами  замещения;

4) кривые безразличия  никогда не пересекаются;

5) наборы благ  на кривых, более удаленных от  начала координат, более предпочтительны,  чем набор благ, расположенные  на менее удаленных от координат  кривых. Кривые безразличия могут иметь разные виды:

а) товары – абсолютные заменители, MRS=const 
б) абсолютно дополняемые товары (жесткая дополняемость),           MRS=0 
рис.2Виды кривых безразличия
в) частичное замещение и дополнение товарами друг друга6

Основным рабочим  понятием порядковой теории полезности считается предельная норма замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution), которая показывает, от скольких единиц одного блага потребитель готов отказаться, чтобы приобрести дополнительную единицу другого блага, не меняя общий уровень полезности. Значения предельной нормы замещения, как правило, отрицательны, так как увеличение количества приобретенных единиц одного блага предполагает уменьшение потребления другого. 
 

   Знак “минус” перед дробью вводится для того, чтобы отрицательное числовое значение предельной нормы замещения преобразовать в положительную величину.

   Поскольку кривая безразличия в большинстве случаев вогнута вниз, к началу оси координат, то предельная норма замещения чаще всего уменьшается по мере увеличения потребления одного блага вместо другого. Это явление называют уменьшающейся предельной нормой замещения
  Наклон кривой безразличия отражает оценку потребителем относительной полезности каждого из благ.

Допустим, MRS = f (QC,QF).  Тогда – максимальное количество продукта С, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы товара F, оставаясь на данной кривой безразличия.

 рис.3

Понятие “предельной  нормы замещения ”  в ординалистской концепции поведения потребителя имеет тот же смысл, что и предельная полезность в кардиналистской концепции. Но, используя его мы не прибегаем к измерению. Полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, от которого согласны отказаться.

     2.2. Бюджетная линия

     Карта безразличия представляет собой  графическое изображение системы  предпочтений потребителя. Потребитель  стремится приобрести товарный набор, принадлежащий наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Однако выбор потребителя зависит  не только от предпочтений, но и от экономических  факторов. Потребитель старается  максимизировать полезность, но он ограничен бюджетом.

     Бюджетное ограничение указывает, что общий  расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой денежный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: I = PX ×QX + PY ×QY .

     Решив это уравнение относительно QY , получим уравнение бюджетной линии: 

     Бюджетная линия – прямая, показывающая, какие потребительские наборы может приобрести покупатель, имея определённый доход(бюджет)

     Бюджетная линия изображена на рис.

     

     Рис4.  График бюджетной линии.

     Точки пересечения бюджетной линии  с осями координат можно получить следующим образом: если потребитель весь свой доход (I) израсходует на покупку товара Х, то он сможет приобрести единиц этого товара; аналогично, для товара Y - единиц.

Наклон  бюджетной линии равен отношению  цен цен соответствующих товаров:

     Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные  выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия  ограничивает сверху множество доступных  для потребителя товарных наборов.

     Изменение соотношения цен на товары приводит к сдвигу бюджетной линии по одной  из осей координат, что изменяет угол её наклона.

     При изменении дохода потребителя бюджетная  линия параллельно смещается  в соответствующую сторону.

     Таким образом, наклон бюджетной линии  зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаленность её от начала координат зависит от величины дохода потребителя.

     Товарные  наборы, расположенные ниже бюджетной  линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью  потратить бюджет потребителя.

     Для определения товарного набора, обеспечивающего  потребителю максимальное удовлетворение при заданном бюджете, необходимо совместить карту безразличия потребителя  с его бюджетной линией. Из всех доступных для потребителя товарных наборов он выберет тот, который  принадлежит наиболее удаленной  от начала координат кривой безразличия. Именно этот набор обеспечит ему  максимум удовлетворения. Такой набор  определит точка касания бюджетной  линии с наиболее отдаленной кривой безразличия

     

     Рис 5. Внутреннее равновесие потребителя. 

     Условие оптимума потребителя можно интерпретировать следующим образом. Соотношение, в  котором потребитель при данных ценах способен замещать один товар другим, равно соотношению, в котором потребитель согласен замещать один товар другим без изменения уровня своего удовлетворения. Предельная норма замещения двух благ характеризует субъективную оценку эквивалентности этих благ для конкретного потребителя, а соотношение их цен - объективную (рыночную) оценку их эквивалентности. Когда обе оценки совпадают, потребитель достигает максимальной удовлетворенности при своем бюджете, т.е. оказывается в состоянии равновесия.

Аналитически равенство можно выразить следующим образом: 
 
 

Состояние углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары X и Y являются абсолютными субституциями (MRS=const) или жестко взаимодополняют друг друга (MRS=0).

  В графической интерпретации угловое равновесие потребителя можно представить следующим образом:

  1. При абсолютной взаимозаменяемости благ равновесие потребителя имеет место на одной из осей в вершине угла, образуемого бюджетной линией. Другими словами – потребитель воздерживается от покупки блага Y и все ресурсы направляет на покупку блага X.
  2. В случае абсолютной (жесткой) комплементарности (взаимодополняемости) благ равновесие потребителя всегда имеет место в вершине прямого угла. Это означает, что выбор потребителя является вынужденным и единственно возможным.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя

Эффект  замены и эффект дохода

      Изменение цены какого-либо товара  влияет на объем спроса через  эффект замены и эффект дохода. Эффект дохода возникает, поскольку изменение цены данного товара увеличивает (при снижении цены) или уменьшает (при повышении цены) реальный доход, или покупательную способность, потребителя. Эффект замены возникает в результате относительного изменения цен. Эффект замены способствует росту потребления относительно подешевевшего товара, тогда как эффект дохода может стимулировать и увеличение, и сокращение потребления товара или быть нейтральным. Для того чтобы определить эффект замены, нужно элиминировать влияние эффекта дохода. Или, наоборот, чтобы определить эффект дохода, нужно элиминировать эффект замены.

Информация о работе Теория потребительского выбора