Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:04, курсовая работа
Цель написания работы: изучение теории потребительского поведения и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи: объяснить сущность теории потребительского поведения; определить подходы к анализу спроса.
Предмет исследования – Экономические отношения, образующие сущностную и содержательную основу процесса деятельности потребительского выбора.
Объект исследования – деятельность потребительского выбора с его количественными и качественными характеристиками.
Правило
максимизации полезности:
Предельная Предельная Предельная Средняя предельная
полезность полезность полезность полезность на единицу
набора А = набора В = набора D = денежных затрат
Цена
набора А Цена набора В
Цена набора D бюджетного дохода
1.3. Ординалистский подход к анализу потребительского выбора.
Современный вариант модели потребительского поведения основывается на менее жестких положениях, чем количественный подход.
Прежде всего от потребителя не требуется умения измерять полезность того или иного блага в каких-то искусственных единицах измерения. Достаточно лишь, чтобы потребитель был способен упорядочить все товары по их «предпочтительности». Это означает, что потребитель всегда может сказать, как он относится к сравниваемым благам: либо он предпочитает один товар другому, либо они для него равноценны.
Порядковая теория базируется на следующих гипотезах.
Данная аксиома исключает возможность нисходящей ветви графика общей полезности и отрицательных значений предельной полезности.
В порядковой теории
Глава 2. Кривые безразличия и бюджетное ограничение. Равновесие потребителя
2.1 Кривые безразличия
Одним из основных инструментов анализа в порядковой теории полезности является кривая безразличия. Графически система предпочтений потребителя изображается с помощью кривых безразличия, которые впервые были применены английским экономистом Ф. Эджуортом в 1881 г.
Кривая безразличия - это геометрическое место точек, каждая из которых представляет собой такой набор из двух товаров, что потребителю безразлично, какой из этих наборов выбрать.
Кривая
безразличия показывает
рис.1 Кривая
безразличия
Свойства кривых безразличия:
1) кривая безразличия,
расположенная выше другой
2) кривые безразличия для обычных благ всегда имеют отрицательный наклон;
3) как правило,
имеют вогнутую форму,
4) кривые безразличия никогда не пересекаются;
5) наборы благ
на кривых, более удаленных от
начала координат, более
Основным рабочим
понятием порядковой теории полезности
считается предельная
норма замещения MRS (MRS – marginal rate of substitution),
которая показывает, от скольких единиц
одного блага потребитель готов отказаться,
чтобы приобрести дополнительную единицу
другого блага, не меняя общий уровень
полезности. Значения предельной нормы
замещения, как правило, отрицательны,
так как увеличение количества приобретенных
единиц одного блага предполагает уменьшение
потребления другого.
Знак “минус” перед дробью вводится для того, чтобы отрицательное числовое значение предельной нормы замещения преобразовать в положительную величину.
Поскольку
кривая безразличия в большинстве случаев
вогнута вниз, к началу оси координат,
то предельная норма замещения чаще всего
уменьшается по мере увеличения потребления
одного блага вместо другого. Это явление
называют уменьшающейся
предельной нормой замещения.
Наклон кривой безразличия отражает
оценку потребителем относительной полезности
каждого из благ.
Допустим, MRS = f (QC,QF). Тогда – максимальное количество продукта С, от которого потребитель отказывается ради получения дополнительной единицы товара F, оставаясь на данной кривой безразличия.
рис.3
Понятие “предельной нормы замещения ” в ординалистской концепции поведения потребителя имеет тот же смысл, что и предельная полезность в кардиналистской концепции. Но, используя его мы не прибегаем к измерению. Полезности в ютилях, а оцениваем предельную полезность одного блага в количестве единиц другого блага, от которого согласны отказаться.
2.2. Бюджетная линия
Карта
безразличия представляет собой
графическое изображение
Бюджетное ограничение указывает, что общий расход должен быть не больше дохода. Не всякий товарный набор доступен потребителю. Если весь свой денежный доход (I) потребитель тратит на покупку товаров Х и Y в количествах QX и QY по ценам PX и PY , то бюджетное ограничение может быть записано следующим образом: I = PX ×QX + PY ×QY .
Решив
это уравнение относительно QY
, получим уравнение бюджетной линии:
Бюджетная линия – прямая, показывающая, какие потребительские наборы может приобрести покупатель, имея определённый доход(бюджет)
Бюджетная линия изображена на рис.
Рис4. График бюджетной линии.
Точки
пересечения бюджетной линии
с осями координат можно
Наклон
бюджетной линии равен
Все товарные наборы, соответствующие точкам на бюджетной линии, являются доступными для потребителя. Товарные наборы, расположенные выше и правее бюджетной линии, недоступны для потребителя. Бюджетная линия ограничивает сверху множество доступных для потребителя товарных наборов.
Изменение соотношения цен на товары приводит к сдвигу бюджетной линии по одной из осей координат, что изменяет угол её наклона.
При изменении дохода потребителя бюджетная линия параллельно смещается в соответствующую сторону.
Таким образом, наклон бюджетной линии зависит от соотношения цен потребляемых благ, а удаленность её от начала координат зависит от величины дохода потребителя.
Товарные наборы, расположенные ниже бюджетной линии, также доступны потребителю, но их приобретение не позволяет полностью потратить бюджет потребителя.
Для
определения товарного набора, обеспечивающего
потребителю максимальное удовлетворение
при заданном бюджете, необходимо совместить
карту безразличия потребителя
с его бюджетной линией. Из всех
доступных для потребителя
Рис
5. Внутреннее равновесие потребителя.
Условие
оптимума потребителя можно
Аналитически
равенство можно выразить следующим образом:
Состояние углового равновесия характерны для ситуаций, когда товары X и Y являются абсолютными субституциями (MRS=const) или жестко взаимодополняют друг друга (MRS=0).
В графической интерпретации угловое равновесие потребителя можно представить следующим образом:
Глава 3. Изменение цен и дохода потребителя
Эффект замены и эффект дохода
Изменение цены какого-либо