Управление финансами в ТНБ на примере ЗАО «Райффайзенбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:47, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является исследование процессов управления финансами в ТНБ, выявление факторов, оказывающих на них влияние, а также анализ процесса управления финансами в ЗАО «Райффайзенбанк».
Для достижения поставленной цели в работе сформулированы следующие задачи:
 изучение теоретических особенностей управления финансами в ТНБ;
 рассмотрение методик управления финансами в ТНБ;
 анализ системы управления финансами в ЗАО «Райффайзенбанк»;
 исследование особенностей ТНБ в России;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ В ТНБ ………… 4
1.1. Роль и значение ТНБ в современной мировой экономике ……………. 4
1.2. Организация управления финансами в ТНБ ……………………………. 15
1.3. Риск-менеджмент как важнейшая составляющая
управления финансами …………………………………………………. 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
В ЗАО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК»
2.1. Информационно-аналитическая характеристика
ЗАО «Райффайзенбанк» ………………………………………. 30
2.2. Анализ финансово-экономических показателей деятельности Банка … 42
2.3. Управление финансами в ЗАО «Райффайзенбанк» …………. 54
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСАМИ
В ТНБ ………………….………………………………………….64
3.1. Функционирование ТНБ в современных условиях ……………………75
3.2. Особенности финансового менеджмента в ТНБ …………….…………. 82
3.3. Основные направления деятельности ТНБ ………………………….... 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………… 90
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………

Работа состоит из  1 файл

Степанова М.Ю. 30.05.11.doc

— 421.50 Кб (Скачать документ)

Также нужно отметить, что в деятельности ТНБ появились и другие виды операций, не характерные ранее для банковской деятельности. В их числе участие в сделках по аренде оборудования, или лизинг.

При осуществлении международных операций (как и отечественных) главным источником прибыли ТНБ все же остается предоставление кредитов. Принципы международного и отечественного кредита во многом одинаковы. Но еще раз нужно отметить, что клиенты транснациональных банков весьма отличаются друг от друга. Клиентами транснациональных банков могут являться:

        импортеры и экспортеры, которым необходимо профинансировать свою международную торговлю;

        корреспондентские банки, которым требуются денежные средства для финансирования торговых или инвестиционных операций своих клиентов;

        крупные международные фирмы, которые нуждаются в фондах для зарубежных инвестиций, контроля над процентным и валютно-курсовым риском;

        иностранные правительства, которым требуются деньги для финансирования дефицита платежного баланса или для выполнения программ развития.

Деятельность ТНБ достигла действительно огромных масштабов. Необходимо отметить следующие основные черты деятельности транснациональных банков:

        международный характер банковских операций, который в первую очередь достигается за счет мощных филиальных сетей по всему миру и освоения новых информационных технологий, которые позволяют совершать операции в международном масштабе.

        универсализация деятельности ТНБ. Транснациональный банк превращается в так называемый «супермаркет» финансовых услуг, в котором клиент может получить практически любую финансовую услугу, существующую в мире на данный момент. Освоение новых видов финансовых услуг возможных рынков происходит, прежде всего, в результате жесткой конкуренции со стороны небанковских институтов, то есть различных инвестиционных фирм, финансово-консультационных, различных пенсионных фондов и т.п.

        высокая степень защищенности практически всех операций ТНБ, предоставление высоких гарантий на совершаемые сделки, другими словами, хорошая степень защиты от возможных рисков в данной области. Это, прежде всего, достигается за счет политики высоконадежных клиентов, с которыми совершаются сделки и которым ТНБ оказывают услуги, а также за счет политики выбора «надежной» страны в процессе размещения филиалов и проведения операций на зарубежных рынках. И в данном случае очень важным становится оценка рисков, связанная с политической и экономической ситуацией в той стране, где транснациональный банк собирается проводить какие-либо операции или размещать свой филиал.

Именно в этих трех направлениях и разрабатываются маркетинговые программы ТНБ. Маркетинговые исследования, основные стратегии ТНБ направлены, прежде всего, на развитие этих трех направлений, их усовершенствование и углубление.

 

1.2. Организация управления финансами в ТНБ

Финансовый менеджмент банков имеет собственные научные основы, отражающие специфические стороны управления денежными ресурсами банков. К ним, в частности, относятся теории, анализирующие происхождение, сущность и роль банка в экономике, объясняющие содержание целей и задач финансового менеджмента, специфику объектов, методов и инструментов банковского управления.

К теориям, непосредственно раскрывающим основы финансового менеджмента в банках, относятся теории управления ликвидностью:

        теория коммерческих ссуд;

        теория перемещения активов;

        теория ожидаемого дохода.

Указанные теории обусловили появление специфических методов управления ликвидностью, которые в разных вариациях применяются в настоящее время в зарубежной и отечественной практике.

Каждый из блоков банковского менеджмента имеет ряд направлений. Основные направления финансового менеджмента обусловлены спецификой деятельности банка как особого финансового института. Эти направления связаны как с общими, так и с более конкретными задачами, стоящими перед банком. Основные направления управления персоналом банка традиционны, специфична содержательная сторона отдельных систем.

Таблица 1.

Основные направления банковского менеджмента

Финансовый менеджмент

Управление персоналом

Стратегическое и текущее планирование

Мотивация труда

Формирование банковской политики

Организационная структура банка

Маркетинг

Расстановка кадров

Управление активами

Система подготовки и переподготовки кадров

Управление пассивами

Механизм оплаты труда, поощрений и стимулирования

Управление ликвидностью

Организация внутреннего контроля

Управление доходностью

Система повышения в должности

Управление активами и пассивами

Принципы общения в коллективе

Управление собственным капиталом

 

Управление кредитным портфелем

 

Управление портфелем ценных бумаг

 

Управление рисками (валютным, процентным, операционным, риском забалансовых операций и др.)

 

Создание информационной системы

 


Источник: Банковский менеджмент: Учебник. / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2009.

Цели банковского менеджмента обусловлены целями функционирования банка. Последние необходимо подразделить на экономические и социальные.

Принято считать, что важнейшей экономической целью банка является обеспечение максимальной прибыли, что вытекает из природы банка как коммерческого предприятия. В получении прибыли заинтересованы также клиенты банка, поскольку финансовый успех свидетельствует о надежности и устойчивости предприятия, с которыми они имеют дело. Однако постановка цели – максимизация прибыли банка – зачастую понимается однозначно: зарабатывай больше и снижай издержки. В таком понимании указанная цель не ориентирует на долгосрочное функционирование банка. Для получения максимальной текущей прибыли не требуется осуществлять расходы на улучшение технического обслуживания, увеличение резервов, развитие связей с ныне малорентабельными, но перспективными предприятиями и т.д.

Поэтому экономическая цель банковского менеджмента должна состоять не в ориентации на максимизацию текущей прибыли банка, полученной любой ценой, а на максимизацию стоимости банка, что включает получение долгосрочной прибыли, потенциальный рост объемов операций банка, приемлемый риск для кредиторов, повышение рыночной стоимости акций банка и стабильные дивиденды.

Кроме того, банк является особым коммерческим предприятием, в котором аккумулируются свободные денежные средства различных участников воспроизводственного процесса. В этой связи банковский менеджмент должен быть ориентирован на обеспечение сохранности привлеченных средств, на своевременный и полный возврат их кредиторам и вкладчикам. Реализация данной цели предполагает создание в банке системы управления текущей ликвидностью, сбалансированностью активов и обязательств банка по срокам и суммам, наличием соответствующих резервов, обеспечением высокого качества кредитного портфеля и депозитов.

Управление активами и пассивами требует наличия точной и достаточной информации как из внутренних, так и из внешних источников. При этом внешняя информация необходима для прогнозирования экономического развития и формулирования стратегии, внутренняя – для отслеживания выполнения политики по управлению пассивами и оценки необходимости изменений в ней. Вся используемая банком информация должна быть значимой, надежной и своевременной.

Таблица 2.

Информация для управления активами и пассивами

Внешние источники

Внутренние источники

Экономические отчеты:

 общие прогнозы;

 деловая активность в сфере услуг;

 правительственная политика;

 международные аспекты.

Анализ увеличения пассивов:

  объемы и цены пассивов, увеличившихся за период;

  сравнение с планом / бюджетом и данными за прошлые периоды;

  тенденции объема и спреда.

Финансовые рынки:

 процентные ставки, валютный курс и цены акций;

 ситуация на вторичном рынке инструментов, выпущенных банком, и основными конкурентами;

 распределение кредитного риска на вторичном рынке;

 отсутствие последовательности (инновации, институциональные изменения);

 поводы для прений и напряжений.

Соответствие регулирующим нормам:

  капитал;

  ликвидность;

  пределы по несовпадению сроков;

  пределы по валютной позиции;

  соответствие внутренним целям финансовой структуры.

Ожидаемые меры по приведению фактических данных в соответствие с внутренними и внешними нормами и целевыми значениями.

Регулирование, налогообложение и учет:

 ожидаемое влияние изменений в регулировании на гибкость при управлении пассивами;

 издержки по изменениям в регулировании, налогообложении, учете;

 защита от неблагоприятных изменений.

Позиция по процентному риску:

  текущая позиция;

  анализ чувствительности текущей позиции к изменениям в процентных ставках;

  ожидаемое изменение позиции от ожидаемого увеличения деятельности;

  чистая корректировка, необходимая для поддержания (гипотетической) нейтральной позиции по ставке;

  закрытие нейтральных позиций при различных сценариях движения процентных ставок.


Источник: Банковский менеджмент: Учебник. / Под ред. Лаврушина О.И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2009.

Перечисленная выше информация необходима для того, чтобы соответствующие подразделения банка, занимающиеся управлением активами и пассивами, могли:

1)       установить текущие и будущие риски;

2)       количественно определить величину рисков на основе анализа чувствительности пассивов к изменениям процентных ставок, валютного курса, инфляции и темпов роста;

3)       проанализировать результаты и определить действия, необходимые для поддержания требуемой совокупной позиции по балансу (положительной, отрицательной, нейтральной к движению процентных ставок);

4)       разработать дальнейшие сценарии для определения стоимости проводимых мер, необходимых для поддержания заданной позиции, то есть оценить возможные затраты или потери и принять соответствующие решения, включая изменения в разработанных стратегиях.

Таким образом, управление активами и пассивами обеспечивается всей финансовой политикой и стратегией банка.

Реализация функции управления активами и пассивами предполагает в современных условиях создание особой организационной единицы – специального комитета при совете директоров (правлении банка) – комитета по управлению активами и пассивами (КУАП) или ALCO.

 

1.3. Риск-менеджмент как важнейшая составляющая управления финансами

Контроль и управление финансовыми рисками – это постоянная деятельность, направленная на повышение эффективности функционирования предприятия.[1]

Риск представляет собой возможность совершения события, которое влечет за собой три экономических результата: отрицательный (проигрыш, ущерб, убыток), нулевой, положительный (выигрыш, выгода, прибыль).

Экономическая сущность риска заключается в его тесной взаимосвязи с понятием дохода, так как основной целью управления риском является получение дохода в зависимости от риска. Главной целью риск-менеджмента является нахождение оптимального соотношения между риском и доходностью.

В настоящее время выделяют три основных типа экономических рисков:

1)       предпринимательский риск – это риск, с которым сталкивается предприятие в процессе своей производственной деятельности;

2)       стратегический риск – риск, возникающий вследствие политических, макроэкономических изменений в стране;

3)       финансовый риск – риск, возникающий вследствие осуществления финансовых операций или деятельности на финансовых рынках.

Главным принципом управления финансовыми рисками является максимизация доходности активов с учетом риска путем поддержания величины ожидаемых потерь в рамках приемлемых для предприятия параметров и сокращения величины возможных потерь.

Под стратегией управления понимаются направление и способ использования средств для достижения поставленной цели. Важным элементом системы финансового риск-менеджмента является информационное обеспечение.

Финансовый риск возникает вследствие осуществления финансовых операций или деятельности на финансовых рынках. По экономической природе риск является спекулятивным риском, поскольку выражает возможность как положительного, так и отрицательного результата и является следствием осуществлением рискованных операций.[2]

Главными задачами управления финансовыми рисками являются:

        идентификация риска (определение риска по виду, по источнику возникновения);

        оценка риска (количественная оценка величины риска);

        выбор стратегии и инструментов управления риском (принятие, избежание или снижение степени риска);

        мониторинг риска (проверка соответствия деятельности предприятия принятой и утвержденной политике и соблюдение всех установленных внутрифирменных процедур).

Процесс управления финансовыми рисками – это динамичный процесс с обратной связью, когда принятые решения должны периодически анализироваться и пересматриваться.[3]

Снижение степени риска – одна из стратегий управления финансовым риском – осуществление операций по сокращению вероятности и объема риска. Для снижения степени риска используются следующие методы (см. табл. 3):

Таблица 3.

Методы снижения степени риска

Метод

Характеристика

Диверсификация

распределение средств между различными активами, цена или доходность которых слабо коррелированы между собой

Лимитирование

установление лимита, то есть предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п.

Резервирование или

самострахование

предварительное резервирование ресурсов, предназначенных для компенсации ущерба от проявления различных рисковых ситуаций

Страхование

соглашение, согласно которому страховщик принимает на себя обязательство возместить страхователю убытки или их часть

Хеджирование

использование финансовых инструментов, позволяющих исключить или ограничить риск финансовых операций

Управление активами

и пассивами

балансировка наличных средств, вложений и обязательств

Информация о работе Управление финансами в ТНБ на примере ЗАО «Райффайзенбанк»