Управление персоналом подбор кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа

Описание

Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом подбор кадров.docx

— 148.83 Кб (Скачать документ)

первого впечатления, без учета  сказанного в остальной  части  собеседования.

Другая проблема заключается в  тенденции оценивать кандидата  в  сравнении  с

лицом, с которым проводилось  собеседование непосредственно  перед этим.  Если

предыдущий   собеседник   выглядел   особенно   плохо,    то     последующий

посредственный  кандидат будет  выглядеть хорошо или даже очень  хороша.  Есть

у проводящих интервью и такая тенденция, как оценка более  благоприятно  тех

кандидатов, внешний вид, социальное положение и  манеры  которых  в  большей

мере напоминают их собственные.

       Некоторые общие  рекомендации эффективного  проведения  собеседования

сводятся к следующему:

              1. Установить взаимопонимание с  кандидатом и дать  возможность

                 ему почувствовать себя свободно.

              2. В ходе  всего  собеседования   концентрировать  внимание  на

                 требованиях к работе.

              3. Не оценивать по первому впечатлению.

              4. Подготовить комплект  структурированных   вопросов,  которые

                 будут задаваться  всем  кандидатам.  Быть,  вместе  с  тем,

                 достаточно  гибки,  чтобы  исследовать   другие  возникающие

                 вопросы.

       Центры оценки  – оценивается способность к  выполнению  полного  круга

должностных обязанностей с помощью  методов сложного моделирования  ситуаций.

Методы включают роли  управляющего  и  участника  собрания,  доклады  группе

слушателей (устно), официальные  интервью,  тесты  по  психологии  и  уровню

интеллекта.  Чаще  всего  руководство   малой   организации   ограничивается

официальным  интервью  на  основе  дифференцированного  подхода  к   каждому

кандидату.

       Одним из побочных  явлений субъективного подхода   к  отбору  является

проблема  последующей  адаптации  кандидата  к  требованиям  руководителя  и

требованиям   конкретной   профессиональной   деятельности.   Необходимо   в

достаточно полной мере знать  и  особенности  стиля  управления  конкретного

руководителя, и психологические  особенности

данного коллектива. Вполне возможно, что может  возникнуть  такая  ситуация,

когда вполне способный, с точки  зрения требований деятельности кандидат,  не

может быть рекомендован на должность  из-за «конфликта» стилей  управления  и

подчинения. Кроме того, кандидат,  прошедший  отбор  по  критерию  симпатии,

может   в   последующем   составить   большую   проблему   из-за   нежелания

приспособиться   к   сложившейся   корпоративной   культуре   или   правилам

взаимодействия в данном коллективе.

       Существенной  становится проблема представления  данных  на  кандидата

независимо от установки  значимых  лиц  (вышестоящий  руководитель,  будущий

руководитель. Общие родственники или знакомые и т.д.).  Перед  руководителем

или заказчиком всегда будет стоять вопрос, до  какой  степени  объективности

можно дойти, проводя собеседование  с кандидатом и описывая  его  результаты?

В какой мере  объективны  данные  тестирования?   Насколько  объективно  или

адекватно дано заключение? Не стоит  забывать, что в  среде  заказчиков  есть

такие, кто хотел бы получить сведения о своем потенциальном  сотруднике  как

после ультразвуковой диагностики. Все  это  требует  объединения  усилий  по

разработке правил отбора и подачи заключений.

        Отсюда следует,  что, требуется четкое разделение  профессий  на  те,

где достаточно  процедуры  собеседования  и  те,  где  необходимо  применять

психологическое тестирование, наряду с собеседованием.

       Технология  отбора  может  быть   построена   по   принципу   поиска

соответствия способностей и требований деятельности, а может быть  построена

по принципу определения наличия  психологических противопоказаний  к  данному

виду   деятельности.   Названные   технологии   будут   отличаться   объемом

применяемых методик, временем тестирования, ответственностью за  принимаемые

решения. Наиболее сложным является обоснование отказа в приеме на работу  по

психологическим или психофизиологическим  основаниям  с  опорой  на  прогноз

поведения,   возможной    эффективности    деятельности    и    особенностей

межличностных отношений  кандидата.  Обоснование  отказа  требует  отработки

правил формулировок, т.к. обычное  заключение «вы не прошли  психологического

отбора» моет вызвать чувство протеста со стороны кандидата и  психологически

повлиять на дальнейшие поиски работы.

       Одна из значимых  проблем на  сегодняшний  день  –  проблема  подбора

методик  для  психологического  тестирования.  Часть   методов  диагностики,

используемых  в  традиционной  практике  тестирования,  требует  тщательного

исследования в связи с изменяющимся отношением к тем  нормам,  которые  были

отработаны и применялись  еще 10 лет назад.

       Из выше  изложенного   вытекает  задача  создания  тестовых  центров,

функции  которых  будут  сводиться  к  разработке,  подготовке  и  апробации

конкретных  методик  для  отбора  персонала  на   конкретные   должности   и

направления деятельности, а так  же  разработка  сценариев  деловых  игр  для

процедур отбора.

       На сегодняшний  день нет единой стратегии  по отбору персонала даже на

одинаковые должности,  но  в  разных  организациях.  Это  не  означает,  что

требуется полная унификация разрабатываемых  процедур.

       Основная часть   участников  опроса  отбирает  кандидатов  по  схеме,

доставшейся в наследство от традиционных отделов кадров. Данные  рис.  2.3.1

свидетельствуют  о  том,   что   большое   значение   уделяется   формальным

подтверждениям квалификации и  опыта  работы,  которые  компании  черпают  из

трудовых книжек (76), дипломом и  свидетельств о полученном образовании(66).

 

 

 

    [pic]

      Рис.2.3.1. «Процедуры  отбора, используемые респондентами»

 

       Собеседование,  хотя и практикуется  большей   частью  опрошенных  (76

компаний), скорее выполняет все  ту же роль формальной  процедуры  независимо

от   продолжительности.   Более    половины    респондентов,    использующих

собеседование (56  и  более  %%),  вообще  затруднились   как  либо  оценить

эффективность данного метода  отбора.  По-видимому,  они  просто  не  знают,

какие результаты можно получить при  беседе с глазу на глаз.

 

       Табл. 2.3.1 «Оценка  респондентами эффективности собеседования» (в  %

 от числа упомянувших)

 

|СОБЕСЕДОВАНИЕ  |ВСЕГО(АБС)* |ОЦЕНКА       |ОЦЕНКА        |ЗАТРУДНИЛИСЬ  |

|               |            |ЭФФЕКТИВНО   |НЕЭФФЕКТИВНО  |ОТВЕТИТЬ      |

|ДО 1 ЧАС       |27          |44           |0             |56            |

|ДО 30 МИН      |43          |30           |7             |63            |

|БОЛЕЕ 1 ЧАС    |6           |0            |0             |100           |

 

 

       * Сумма  по  столбцу  менее  100,  так   как  часть  респондентов  не

высказали  своего суждения по данному  поводу.

 

       Чаще всего  в собеседовании участвуют руководители  предприятия – в 72

компаниях,   линейные   менеджеры   (вероятно   непосредственные     будущие

руководители  кандидата)  –  в  68  компаниях.  Треть  компаний   приглашают

психологов.  В  9  компаниях  в  собеседовании  участвует  «кто  то   иной»,

оставшийся  неизвестным.  Вероятно  это  представители  служб  безопасности,

главные специалисты и т.д.

 

[pic]

 

       Рис.  2.3.2.  «Участие   руководителей  и   других   сотрудников   в

собеседовании»

 

       В  собеседовании   со  стороны  компании  участвуют,   как   правило,

несколько   человек.   Участие    психолога    обусловлено    необходимостью

определения   личностных   психологических   особенностей   кандидата,   его

мотиваций и т.п. характеристик. И  справляются  они  с  этой  задачей  весьма

эффективно.

       Обращает на  себя  внимание  такой  факт:  эффективность  участия  в

собеседовании  начальников отделов  кадров (управляющих персоналом)

  практически   совпадает   с   эффективностью   участия   в   собеседовании

руководителей предприятия (76 %   и  75  %  соответственно).  И  это  вполне

закономерно, так как опытный  кадровик подбирает кандидата под  руководителя,

зная его предпочтения и взгляды.

       Практика  показывает,   что   собеседование,   проведенное   опытным

кадровиком,  подчас  является  самым  эффективным  способом  для   выявления

мотиваций кандидата, его личностных устремлений и особенностей. Общее  число

компаний, использующих собеседование  – 76. Скорее  всего,  оставшаяся  часть

компаний (24), либо не рассматривает  собеседование   в  качестве  значимого

этапа  в  процедуре  отбора,  либо  реализуют  его  в  ходе  иных  процедур,

например, тестировании, деловых играх  и др.

       Наблюдается   более  высокая   оценка   респондентами   эффективности

использования различного рода тестирований, результатов испытания  (разового

задания)  и  т.д.  по  сравнению  с  собеседованием.  Данные   исследования,

свидетельствуют о том, что при  отборе персонала оценке  профессионализма   в

любой форме (в  нашем  случае  –  тестирование  профессиональных  навыков  и

разовое  задание)  уделяется  повышенное  внимание.   С   этим   трудно   не

согласиться, потому  что  профессионализм  кандидата  важен  не  только  для

принятия решения о найме, но и для дальнейшей трудовой биографии  кандидата.

 

 

 

       Табл. 1.3.3 «Оценка  респондентами используемых процедур  отбора» (в %

от числа  упомянувших)

 

|ПРОЦЕДУРЫ      |ОЦЕНКА      |ОЦЕНКА        |ЗАТРУДНИЛИСЬ       |

|ОТБОРА         |ЭФФЕКТИВНО  |НЕЭФФЕКТИВНО  |ОТВЕТИТЬ           |

|Тестирование   |81          |13            |6                  |

|профессиональны|            |              |                   |

|х  навыков     |            |              |                   |

|Разовое задание|79          |8             |12                 |

|(испытание)    |            |              |                   |

|Анкета-опросник|71          |16            |13                 |

|Тестирование   |68          |19            |9                  |

|личностных     |            |              |                   |

|психологических|            |              |                   |

|характеристик  |            |              |                   |

|Характеристики,|51          |36            |13                 |

|рекомендации с |            |              |                   |

|предыдущих мест|            |              |                   |

|работы         |            |              |                   |

|Дипломы,       |42          |42            |15                 |

|свидетельства  |            |              |                   |

|Резюме         |42          |49            |7                  |

|кандидата      |            |              |                   |

|Данные трудовой|37          |41            |22                 |

|книжки         |            |              |                   |

 

 

       *Сумма по столбцу  более  100,  так  как  респонденты   могли  выбрать

несколько вариантов.

 

       Формальные  данные  об  образовании  и   предыдущем   опыте   работы

кандидата, почерпнутые из дипломов и  трудовых  книжек,  оказались  в  конце

списка с наименьшей долей оценивших  их использование как эффективное (42  и

37 % соответственно). Здесь респонденты  «противоречат» сами себе:  часто   их

используя, тем не менее, они считают  их менее эффективными, по  сравнению  с

иными, реже используемыми процедурами  отбора.  Этому  мы   видим  следующее

объяснение: компании ставят во главу  угла готовность кандидата к  выполнению

разнообразной работы (в 83 компаниях),  его  способность  начинать  с  нуля,

быстро осваивать новые функции (в 82 компаниях), умение работать  в  команде

(в 81 компании).

 

 

 

[pic]

       Рис. 2.3.3 «Дополнительные  требования, предъявляемые   респондентами

к кандидатам»

 

 

 

       Коммуникабельность,  как  способность  наладить  взаимоотношения   с

окружающими актуальна для  24  компаний.  Еще  15  компаний  выдвигают  иные

дополнительные  требования   к   кандидатам.   Причет   использование   всех

дополнительных  требований  представляется  компаниям   весьма   эффективным

средством отбора – в 65 – 80 % случаев.

 

 

 

       Табл.2.3.4   «Оценка   респондентами   предъявления   дополнительных

требований к кандидатам» (в %% от числа упомянувших)

 

|ТРЕБУЕМЫЕ       |ОЦЕНКА      |ОЦЕНКА        |ЗАТРУДНИЛИСЬ       |

|КАЧЕСТВА        |ЭФФЕКТИВНО  |НЕЭФФЕКТИВНО  |ОТВЕТИТЬ           |

|КАНДИДАТА       |            |              |                   |

|Коммуникабельнос|80          |8             |12                 |

|ти              |            |              |                   |

|Готовность      |71          |5             |24                 |

|выполнять       |            |              |                   |

Информация о работе Управление персоналом подбор кадров