Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
|несколько | | | |
|функций (иную | | | |
|работу) | | | |
|Способность к |69 |4 |27 |
|обучению | | | |
|Иное |67 |7 |26 |
|Способность |65 |6 |29 |
|работать в | | | |
|команде | | | |
В 75 компаниях решение о найме принимает руководитель предприятия.
Иногда он это право делегирует линейному руководителю (31 случай). Еще реже
доверяют управляющим
Встречаются случаи коллективного принятия решения по данному вопросу, либо
данное право закреплено за учредителем. Но это обстоятельство скорее
зависит от духа и буквы учредительных документов предприятия, чем от
доверия или недоверия к тому же директору.
[pic]
Рис. 2.3.4 «Окончательное решение о найме принимают»
Если сравнить
эффективность решений о найме,
является решение кадровиков. Так считают 82 % компаний, доверивших решение
данного вопроса управляющим персоналом и начальникам отделов кадров.
Табл. 2.3.5 «Оценка
респондентами принимаемых
от числа упомянувших)
|РЕШЕНИЕ О НАЙМЕ|ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
|ПРИНИМАЮТ |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|Управляющий |82 |0 |18 |
|персоналом, | | | |
|начальник | | | |
|отдела кадров | | | |
|Кто-то иной |66 |0 |34 |
|Руководитель |61 |5 |34 |
|предприятия | | | |
|Линейный |61 |6 |33 |
|руководитель | | | |
Треть компаний, в которых решение о найме остается за
руководителями, не смогли оценить эффективность их действий. То ли
последствия принятия управленческих решений не отслеживаются, то ли в
компаниях отсутствует инструментарий для такой оценки. Заметим, что доля
затруднившихся оценить
ниже (18 %).
Можно обозначить следующие задачи в рамках проблемы отбора
персонала:
1. Усовершенствование процедур собеседования. Наполнение
конкретным содержанием технологии собеседования в
зависимости от профессии или должностного уровня.
2. Отработка правил описания результатов собеседования и
представления заключений.
3. Разработка пакетов тестовых заданий для отбора персонала
на конкретные специальности и должностные уровни.
1.4 Определение заработной платы.
Вид и количество вознаграждений, предлагаемых организацией, имеют
важное значение для оценки качества трудовой жизни.
Исследования показывают, что вознаграждения влияют на решения людей
о поступлении на работу, на прогулы, на решения о том, сколько они должны
производить, когда и стоит ли вообще уйти из организации. Многими
исследованиями установлено, что количество прогулов и текучесть кадров
прямым образом связаны с
удовлетворительностью
При хорошей работе, которая дает чувство удовлетворения, количество
прогулов имеет тенденцию к снижению. Когда же работа неприятна, число
прогулов значительно
Термин «заработная плата» относится к денежному вознаграждению. Она
направлена на вознаграждение служащих за выполненную работу (реализованные
услуги) и на мотивацию достижения желаемого уровня производительности.
Организация не может набрать и удержать рабочую силу, если она не
выплачивает вознаграждение по конкурентоспособным ставкам и не имеет шкалы
оплаты, стимулирующей людей к работе в данном месте.
Помимо заработной
платы организация
различные дополнительные льготы, которые раньше называли «мелкими
привилегиями». Традиционный подход к предоставлению дополнительных льгот
заключается в том, что одинаковые льготы имеют все работники одного
уровня. Однако при этом не учитываются различия между людьми. Исследования
показывают, что не все служащие ценят такие льготы. Воспринимаемая ценность
дополнительных льгот зависит от таких факторов, как возраст, семейное
положение, размер семьи и т.д. Так, например, люди с большими семьями
обычно весьма сильно озабочены размером льготного медицинского обслуживания
и страхованием жизни, пожилые люди – льготами, предоставляемыми при выходе
на пенсию, молодые работники – немедленным получением наличных денег.
Исследования показали, что большинство работников приветствуют гибкие
программы предоставления льгот. В основном такие методы оплаты труда
практикуются в Западных или
у нас в «прозападных»
Системы оплаты
труда, используемые
разделить на две группы. К первой относятся традиционные системы:
сдельная, повременная и подрядная (аккордная) системы оплаты труда. (11)
Они базируются на количественных показателях – затраченное время,
количество произведенной (проданной) продукции и т.п. В основе систем
оплаты труда, составляющих вторую группу, лежат комплексные показатели,
которые учитывают такие критерии, как способ достижения результата,
сложность труда, ответственность, влияние на конечный результат, требуемая
квалификация и др.
Прежде всего отметим, что системы оплаты труда, базирующиеся на
качественных показателях, используются чаще (102 случая упоминания против
89). Превышение общего количества упоминаний над количеством компаний,
участвовавших в опросе, можно объяснить тем, что компании – респонденты
применяют несколько систем оплаты труда в отношении разных категорий
сотрудников. Это вызвано тем, что разные профессионально-функциональные
группы имеют различные задачи, а компании учитывают данную специфику.
Табл. 1.4.1 «Оценка
респондентами применяемых
(в % от числа использующих).
|СИСТЕМА |ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ|ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ|
|ОПЛАТЫ ТРУДА |*
|
|Эффективно|Не-эффек|Дорого
| | |тивно | | | |
|Базирующиеся |96 |4 |26 |30 |0 |
|на оценке | | | | | |
|индивидуально| | | | | |
|го вклада | | | | | |
|Базирующиеся |88 |3 |20 |26 |9 |
|на оценке | | | | | |
|компетентност| | | | | |
|и | | | | | |
|Сдельные |85 |3 |10 |38 |13 |
|Базирующиеся |82 |2 |18 |29 |11 |
|на оценке | | | | | |
|результата | | | | | |
|Подрядные/ак-|62 |5 |14 |38 |5 |
|кордные | | | | | |
|Повременные |59 |27 |14 |31 |14 |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и
затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали
своего суждения по данному поводу
Системы оплаты труда, используемые компаниями-респондентами,
характеризуются и другими элементами, представленными на рис.1.4.1.
Индексируют доходы сотрудников в соответствии с уровнем инфляции в
21 компании. В 30 компаниях используется валютный эквивалент, что тоже
можно рассматривать, как своеобразную индексацию. Структура заработной
платы в основной части компаний (67 респондентов) выглядит как сочетание
постоянной части – оклада и переменной части – премии.
Выплата премий
по окончании каких либо работ,
реализации проектов практикуется в 44 компаниях. В 22 компаниях выплачивают
премии по итогам какого либо временного периода, как правило совпадающего с
отчетным перед налоговыми органами и со сроками уплаты налогов. 6 компаний
выплачивают премии, представляющие собой долю прибыли, а не процент от
оклада. Еще 10 компаний формируют премии на иных принципах.
Табл. 1.4.2 «Оценка
респондентами отдельных
труда» (в %% от числа использующих)
|ЭЛЕМЕНТЫ |ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ|ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИСЬ|
|СИСТЕМ ОПЛАТЫ|*
|ТРУДА | | | |
|
|Эффективно|Не-эффек|Дорого
| | |тивно | | | |
|Оклад + |78 |3 |12 |28 |16 |
|премия | | | | | |
|Валютный |77 |7 |13 |17 |13 |
|эквивалент | | | | | |
|Индексация в |67 |9 |9 |18 |18 |
|соответствии | | | | | |
|с уровнем | | | | | |
|инфляции | | | | | |
|Премии, |80 |0 |20 |10 |20 |
|основанные на| | | | | |
|других | | | | | |
|принципах | | | | | |
Переменная часть заработной платы (премия) почти повсеместно
признается в качестве эффективной стимулирующей составляющей заработной
платы сотрудников. На сегодняшнем этапе компании находят самым
целесообразным (по критерию «эффективно-дешево») выплачивать премии по
итогам работы в отчетном периоде. С этим сложно не согласиться, особенно в
случаях, когда реальный управленческий учет в компаниях отсутствует, а
решения о премировании принимаются на основании данных бухгалтерского
учета.
[pic]
Рис. 2.4.1 «Иные характеристики систем оплаты труда»
В заключении отметим, что компании, реализующие какие либо программы
участия персонала в прибыли, имеют противоречивую практику, часто
диаметрально противоположную. Отсюда и размытость мнений респондентов по
этому поводу.
2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Когда-то работа
с кадрами заключалась
по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если вам
удалось найти нужных людей, то они смогут выполнить нужную работу.
Современные организации, в которых хорошо поставлено дело управления,
считают, что набор подходящих людей является всего лишь началом. В то время
как большая часть ресурсов организации предоставлена материальными
объектами стоимость которых со временем снижается посредством амортизации
ценность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом
для блага самой организации так и для личного блага служащих своей
организации руководство должно постоянно работать над всемерным повышением
потенциала кадров.
Успешная программа
по развитию кадров
силы обладающей более высокими способностями и сильной мотивацией к
выполнению задач стоящих