Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих
кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки результатов деятельности организация, прежде
всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе
анализа содержания работы, руководство должно установить – какие
способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных
и штабных должностях в организации.
Это позволяет организации
из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех
или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все
эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных
лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие
должности.
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы
руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для
реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от
предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более
высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К
сожалению, многие организации не
предоставляют достаточных
удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и
продвижения по службе. Исследования показали, что выпускники министерских
курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение между их личными
ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли
предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека
большое значение, то он обычно увольняется с такой работы. Нет
необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в
силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого
служащего может обходиться в несколько его месячных окладов.
Методы подготовки управленческих кадров.
Подготовка управленческих
кадров может проводиться
лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых
ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами
этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам
управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе.
Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех
месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими
сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает
разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость
координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных
подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на
более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших
уровней управленческой иерархии.
В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем
требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим
продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились
более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и
оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались
менее сложные задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась
тоже быстрее.
2.5 Продвижение по службе
В развитие
программ по подготовке
70-х годов
многие компании и
программы по управлению карьерой, т.е. продвижением по службе. Один из
авторов определяет понятие управления карьерой как официальную программу
продвижения работников по службе, которая помогала бы раскрывать все свои
способности и применять их наилучшим, с точки зрения организации, образом.
Программы управления продвижением по службе помогают организациям
использовать способности
дают возможность наиболее полно применить свои способности.
Официальная программа
управления продвижением по
возможность воспринимать их работу в организации как «серию перемещений по
различным должностям, способствующую развитию, как организации, так и
личности». Это имеет большое значение, поскольку исследования говорят о
том, что люди обычно относятся к своей карьере достаточно пассивно. Они
склонны к тому, чтобы важные решения об их карьере инициировались бы
другими людьми, а не их собственными интересами, потребностями и целями. По
мнению авторов публикаций и исследователей, работающих в этой области,
результатом программ продвижения по службе является большая преданность
интересам организации, повышение мотивации производительности труда,
уменьшение текучести кадров и более полное использование способностей
работников.
2.6 Факторы, влияющие на работу с персоналом
Для воспроизводства бизнеса необходим баланс между внешней и
внутренней средой предприятия. Несоответствие стратегий развития компаний
среде, в которой делается бизнес, держит предприятия в состоянии войны с
внешним миров. Отсутствие необходимых способностей делать этот бизнес
приводит к административному маразму, организационной неповоротливости и
неуправляемости.
Табл. 2.6.1 «Факторы, характеризующие внешнюю среду бизнеса». (в
абсолютных показателях)
|ФАКТОРЫ |ОКАЗЫВАЕМОЕ
ВЛИЯНИЕ*
|ВЛИЯНИЯ |
| |НЕ ОКАЗЫВАЕТ |СУЩЕСТВЕННОЕ |ВЫЗЫВАЕТ |ТОЛКАЕТ НА |
| |ВЛИЯНИЯ, |ВЛИЯНИЕ |КОНФЛИКТЫ |НАРУШЕНИЯ |
| |СЛАБОЕ | | |ЗАКОНОДАТЕЛЬ-С|
| |ВЛИЯНИЕ | | |ТВА |
|Налоговое |17 |55 |6 |35 |
|законодательс| | | | |
|тво | | | | |
|Конкуренция в|34 |52 |0 |4 |
|отрасли | | | | |
|Требования ГК|46 |40 |2 |11 |
|и КЗоТ | | | | |
|Конкуренция |51 |31 |0 |0 |
|на рынке | | | | |
|труда | | | | |
|Дороговизна |55 |22 |0 |1 |
|услуг | | | | |
|рекрутинговых| | | | |
|и | | | | |
|консалтинговы| | | | |
|х фирм | | | | |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и
затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали
своего суждения по данному поводу.
Налоговое законодательство и отраслевая конкуренция, по оценкам
респондентов, оказывают самое сильное влияние на бизнес (55 и 52 упоминания
соответственно). Далее следуют гражданское и трудовое законодательство (40
упоминаний) и конкуренция на рынке труда (31 упоминание). 35 компаний
заявили, что вынуждены нарушать существующее налоговое законодательство,
11 признались в нарушениях
– в недобросовестной конкуренции, а 1 компания, чтобы сэкономить,
расплачивается наличными за рекрутинговые услуги.
Такой фактор, как высокая стоимость услуг рекрутинговых и
консалтинговых компаний, оказывает не столь заметное влияние на бизнес (22
упоминания). Это можно объяснить тем, что основная масса компаний,
принявших участие в опросу не пользуются их услугами, опираясь на
собственные силы.
Табл. 2.6.2 «Факторы,
характеризующие стратегии
абсолютных показателях)
|ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ |ОКАЗЫВАЕМОЕ
ВЛИЯНИЕ*
| |НЕ |СУЩЕСТВЕННОЕ |ВЫЗЫВАЕТ |ТОЛКАЕТ НА |
| |ОКАЗЫВАЕТ |ВЛИЯНИЕ |КОНФЛИКТЫ |НАРУШЕНИЯ |
| |ВЛИЯНИЯ, | | |ЗАКОНОДАТЕЛЬ-С|
| |СЛАБОЕ | | |ТВА |
| |ВЛИЯНИЕ | | | |
|Потребность в |25 |66 |0 |0 |
|кадрах высокой | | | | |
|квалификации | | | | |
|Неурегулированно|43 |37 |4 |0 |
|сть | | | | |
|корпоративных | | | | |
|отношений | | | | |
|Отсутствие |33 |36 |9 |2 |
|долгосрочных | | | | |
|целей и | | | | |
|программы | | | | |
|развития | | | | |
|предприятия | | | | |
|Отсутствие |45 |31 |3 |3 |
|современных | | | | |
|методик по | | | | |
|управлению | | | | |
|персоналом | | | | |
|Местоположение |62 |30 |0 |1 |
|предприятия | | | | |
С тем, что дефицит кадров высокой квалификации оказывает
существенное влияние на их бизнес, согласны 66 респондентов. Беспокойство
по поводу неурегулированности корпоративных отношений, а также отсутствия
долгосрочных целей и программ развития предприятий высказали 37 и 36
компаний соответственно. Причем действие этих факторов настолько серьезно,
что вызывает внутренние конфликты (4 и 9 компаний соответственно). В 31
компании озабочены отсутствием современных методик по управлению
персоналом. Еще 30 компаний испытывают существенное влияние на собственный
бизнес с точки зрения месторасположения предприятия.
Отсутствия кадровой политики существенным образом сказывается на их
бизнес в 43 компаниях. Это отсутствие даже вызывает конфликты и вынуждает
нарушать закон (в 4 и 6 компаниях соответственно)
Скорее всего в этих компаниях кадровая политика нечетко
сформулирована, или непонятна, или недоступна не только для рядовых
сотрудников, но и для некоторых руководителей. И не ее отсутствие приводит
к столь печальным последствиям, а содержание, которое раскрывается в
режимах труда и отдыха, системах оплаты труда, возможностях карьерного и
профессионального роста и т.д.
Табл. 2.6.3 «Факторы, характеризующие стратегии в области управления
персоналом» (в абсолютных показателях)
|ФАКТОРЫ |ОКАЗЫВАЕМОЕ
ВЛИЯНИЕ*
|ВЛИЯНИЯ |
| |НЕ ОКАЗЫВАЕТ |СУЩЕСТВЕННОЕ |ВЫЗЫВАЕТ |ТОЛКАЕТ НА |
| |ВЛИЯНИЯ, |ВЛИЯНИЕ |КОНФЛИКТЫ |НАРУШЕНИЯ |
| |СЛАБОЕ | | |ЗАКОНОДАТЕЛЬ-С|
| |ВЛИЯНИЕ | | |ТВА |
|Выработка |31 |57 |0 |0 |
|совместных | | | | |
|ценностей и | | | | |