Управление персоналом подбор кадров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа

Описание

Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64

Работа состоит из  1 файл

Управление персоналом подбор кадров.docx

— 148.83 Кб (Скачать документ)

прослеживается картина: чем  дальше  от  компании  и  оцениваемого  индивида

стоит  оценщик,  тем  меньше  его  эффективность.  По  оценкам  респондентов

эффективность  участия  в  процедуре  оценки  учебных  заведений  –  25   %,

психологов – 23 %. Привлечение консалтинговых компаний для оценки  персонала

представляется респондентами  проблематичным. Два респондента (34 %)  оценили

это сотрудничество как неэффективное  и четыре компании (66  %)  затруднились

его оценить.

       [pic]           Рис.3.3.4 Периодичность оценки

       Информационные  функции. Оценка результатов деятельности  нужна и  для

того, чтобы можно  было  информировать  людей  об  относительном  уровне  их

работы. При  должной  постановке  этого  дела  работник  узнает,  не  только

достаточно ли хорошо он или она  работает, но и что  конкретно  является  его

силой или слабостью и в каком  направлении он может совершенствоваться.

       Мотивационные  функции.

       Для руководителя  очень важно  знать  мотивацию   работников  и  уметь

эффективно управлять ею с  целью  повышения  производительности  и  качества

трудовой деятельности. Люди значительно  различаются по степени  выраженности

разных потребностей и мотивов. Кроме того, потребности   постоянно  меняются

в зависимости от большого количества факторов. Исходя из  этого,  актуальным

является  создание  системы  оценки  и   формирования   мотивации   трудовой

деятельности работников предприятия, в которой система оплаты  труда  займет

свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Данная  система

представляется особенно  важной  в  условиях  дефицита  финансовых  средств,

поскольку  позволяет  максимально   эффективно   использовать   человеческие

ресурсы.

       Система оценки  и  формирования  мотивации   должна  включать  в  себя

следующие компоненты:

       1. Мониторинг  реальной мотивации  трудовой  деятельности  работников

различных подразделений.

       2.  Оценка  внутренних  и  внешних   факторов   мотивации   трудовой

       деятельности.

       3. Определение  влияния трудовой  мотивации   на  различные  показатели

          трудовой  деятельности.

       4. Разработка  и  внедрение  мероприятий,  направленных  на  повышения

          мотивации   трудовой  деятельности  у   удовлетворенности   работой

          различных  групп сотрудников.

       5. Определение  принципов и оптимизация системы  оплаты труда  с  целью

          повышения  трудовой мотивации.

       6. Оценка и  контроль эффективности управления  мотивацией работников.

       Оценка результатов  трудовой деятельности представляет  собой  важное

средство  мотивации   поведения   людей.   Определив   сильных   работников,

администрация  может  должным  образом   вознаградить   их   благодарностью,

зарплатой или повышением в  должности.  Информационные,  административные  и

мотивационные  функции  оценки  трудовой  деятельности  взаимосвязаны,  т.е.

информация, ведущая к  административному  решению  о  повышении  по  службе,

должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.

       В  начале  2001  года  в  отделе  маркетинга   одной     из   Санкт-

Петербургских фирм было проведено  исследование, целями которого были (33):

             -  определение  заинтересованности  работников  в   совместной

               деятельности в фирме,

             - выявление работников,  недостаточно  лояльно  относящихся  к

               фирме, руководству и своим  должностным обязанностям,

             -   оценка   целесообразности    проведения    организационных

               мероприятий, направленных на  повышение сплоченности команды,

             - поиск и использование дополнительных  способов  мотивирования

               сотрудников к трудовой деятельности,

             - выбор наиболее эффективных  способов управления по  отношению

               к каждому работнику и к  подразделению в целом.

       В результате  исследования были получены следующие  выводы.

       1. Сфера интересов  и увлечений  большинства   сотрудников  ограничена

преимущественно  дружеским  общением,  семейным  отношениями  и   творческой

деятельностью.  Однако  данные  потребности  в  полной  мере  находили  свое

удовлетворение только в прошлом.

       2. Как правило,  базовые потребности сотрудников  в настоящее время на

являются вполне удовлетворенными.  Их  неудовлетворение  может  приводить  к

состоянию повышенной эмоциональной  напряженности.

       3. В настоящем  обнаруживается озабоченность   работой,  стремление  к

успеху, независимости, выгоде и  выполнению  профессиональных  обязанностей.

Однако данные потребности не  являются  базовыми  в  структуре  личности,  а

вызваны скорее внешними обстоятельствами.

       4.  В  будущем   отмечается  ориентация  на  удовлетворение  тех   же

актуальных потребностей, которые  возникают  в  настоящем.  Сотрудники  часто

ориентированы  на  профессиональную  работу  в  различных  фирмах,   однако,

изучаемая фирма, как правило, не входит в их число.

       5. Сотрудники  считают себя преимущественно  друзьями и членами семьи,

но не работниками фирмы, впрочем, как и других фирм. С другими  сотрудниками

фирмы они часто проводят свободное  время, которое связывает их  больше,  чем

совместная работа.

       6. Работа побуждается  актуальными   в настоящий момент  потребностями

в успехе, независимости, выполнении обязанностей и выгоде. Однако работа  не

приносит удовлетворения, поскольку  не  позволяет  в  полной  мере  общаться,

поддерживать дружеские и семейные отношения, обучаться новому  и  заниматься

творческой деятельностью. Кроме  того,  представление  о  собственной  работе

никак не связано с фирмой.

       7. Фирма и   руководство  воспринимаются  исключительно  как  условие

карьеры, материального благополучия и источник  заработной  платы,  впрочем,

так же, как и другие фирмы.

       8.  Другие  фирмы   в   представлении  сотрудников   являются   вполне

реальной  альтернативой  изучаемой  фирме,  в  такой   же   мере   способной

удовлетворять  материальные потребности  и обеспечивать карьеру.

       Многие сотрудники  думают следующим образом:

       «Только раньше  мне  было  по-настоящему  интересно   и  хорошо.  Мне

хотелось бы вернуться в прошлое, к  друзьям,  семье  и  учебе.  Настоящее  и

будущее   наполнены   важными,   но   скучными   делами,   профессиональными

обязанностями, работой на какой-нибудь фирме. К сожалению,  в  будущем  вряд

ли что-нибудь изменится к лучшему. С фирмой и  руководством  меня  связывает

только возможность карьеры  и заработная плата. Другие фирмы  ничем не хуже  и

не лучше, зарплату можно получать  и  там.  С  другими  сотрудниками  хорошо

общаться только на досуге. Собственный  бизнес тоже не для меня».

       Мотивирование  персонала можно определить как   процесс  регулирования

системы   взаимоотношений   работника   с   материально-социальной    средой

(предприятие,  рабочее  место,  коллектив,  предмет  деятельности,   система

управленческих стратегий).

 

[pic]

 

       Рис. 3.3.5 «Состав  компенсационного пакета»

 

       Спектр форм  поощрения широк, так  как   зависит  только  от  фантазии

управляющих.  Широк  и  разброс  мнений  респондентов  об  эффективности  их

стимулирующего воздействия и  затратности.

 

 

 

       Табл.3.3.1  «Оценка   респондентами   составляющих   компенсационного

пакета» (в %% от числа использующих)

 

 

|                |ОЦЕНКА            |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *  |ЗАТРУДНИ-ЛИС|

|СОСТАВЛЯЮЩАЯ    |ЭФФЕКТИВНОСТИ  *   |                      |Ь ОТВЕТИТЬ  |

|                |Эффекти|Не-эффекти|Дорого    |Дешево     |            |

|                |вно    |вно       |          |           |            |

|Страхование     |50     |11        |33        |5          |39          |

|Ссуды           |47     |9         |24        |15         |40          |

|Обучение        |41     |7         |22        |5          |50          |

|Питание         |37     |8         |18        |14         |53          |

|Туристические   |37     |12        |25        |0          |50          |

|путевки, отдых, |       |          |          |           |            |

|оплата бензина и|       |          |          |           |            |

|др.             |       |          |          |           |            |

|Оплата проезда  |36     |11        |12        |20         |52          |

|на общественном |       |          |          |           |            |

|транспорте      |       |          |          |           |            |

|Медицинское     |33     |12        |21        |29         |50          |

|обслуживание    |       |          |          |           |            |

|Оплата жилья    |0      |0         |33        |0          |67          |

 

       * Сумма по  строке  каждого  из  факторов  оценки  (эффективность  и

затратность) может быть менее 100, так  как часть респондентов  не  высказали

своего суждения по данному поводу.

 

       Если применить  комплексную оценку по  признаку  «эффективно-дешево»,

то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское  обслуживание

и выдача ссуд. На втором – оплата проезда.  Далее,  в  порядке  убывания,  -

страхование, питание, обучение и др.

       Обращает  на  себя  внимание  и  то,  что   оценка  эффективности   и

затратности   компенсационных   пакетов   вызвала   затруднения   у   весьма

значительной части респондентов (от 39 до 67 %%  от  числа  использующих  по

различным их составляющим).

       По данным таблицы  2.3.2,  эффективность  мер   морального  поощрения,

подкрепленных  знаками   внимания,   очень   высока.   Отметим,   что   доля

респондентов,  затруднившихся  с  оценкой  иных  форм  поощрения   персонала

гораздо ниже (от 17 до 33 %%, практикующих ту  или  иную  форму  поощрения),

чем попавших в это же положение  при оценке компенсационного  пакета  (от  39

до 67 %).

 

       Табл.  2.3.2   «Оценка   респондентами   иных   форм   поощрения   и

стимулирования персонала» ( в %% от числа использующих)

 

|                |ОЦЕНКА            |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ *  |ЗАТРУДНИ-ЛИС|

|СОСТАВЛЯЮЩАЯ    |ЭФФЕКТИВНОСТИ  *   |                      |Ь ОТВЕТИТЬ  |

|                |Эффекти|Не-эффекти|Дорого    |Дешево     |            |

|                |вно    |вно       |          |           |            |

|Занесение в     |91     |9         |27        |0          |0           |

|книгу истории   |       |          |          |           |            |

|организации или |       |          |          |           |            |

|на доску почета,|       |          |          |           |            |

|награждение     |       |          |          |           |            |

|туристическими  |       |          |          |           |            |

|путевками,      |       |          |          |           |            |

|памятными       |       |          |          |           |            |

|значками…       |       |          |          |           |            |

|Привлечение     |67     |17        |0         |33         |17          |

|средств         |       |          |          |           |            |

|персонала под %%|       |          |          |           |            |

 

 

       [pic]

       Рис. 3.3.6 «Иные  формы поощрения персонала»

       Снова применив  комплексную оценку по  признаку  «эффективно-дешево»,

получим следующий рейтинг. Самое  сильное мотивирующее воздействие  оказывают

(в порядке  убывания):  привлечение   средств  персонала  под  %%,  моральные

поощрения, занесение в  книгу  истории  организации  или  на  доску  почета,

награждение туристическими путевками, памятными  значками  и  т.п.  Замыкают

список отгулы, дополнительные отпуска  и ценные подарки.

       Особого комментария  требуют  случаи  долевого  участия  персонала  в

прибыли  и  продажи  сотрудникам  акций   компании.   Количество   компаний,

реализующих подобные программы невелико, и  судя  по  распределению  оценок,

использование этих форм  поощрения  и  мотивации  только  апробируется.  Как

следствие,  у  компаний  нет  однозначного  мнения  на  этот   счет.   Можно

прогнозировать успешность этих  программ  и  их  распространение,  если  они

будут подкреплены  реальным  участием  персонала  в  управлении,  или  будут

направлены на закрепление персонала  в  компании,  реструктуризацию  доходов

персонала и т.п.

 

       2.4 Подготовка  руководящих кадров

       Подготовка  сводится  к  развитию  навыков  и   умений,   необходимых

служащим для эффективного  выполнения  своих  должностных  обязанностей  или

производственных заданий в  будущем. На  практике  систематические  программы

подготовки    наиболее   часто   используют   для   того,   чтобы   готовить

Информация о работе Управление персоналом подбор кадров