Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
прослеживается картина: чем дальше от компании и оцениваемого индивида
стоит оценщик, тем меньше его эффективность. По оценкам респондентов
эффективность участия в процедуре оценки учебных заведений – 25 %,
психологов – 23 %. Привлечение консалтинговых компаний для оценки персонала
представляется респондентами проблематичным. Два респондента (34 %) оценили
это сотрудничество как неэффективное и четыре компании (66 %) затруднились
его оценить.
[pic] Рис.3.3.4 Периодичность оценки
Информационные
функции. Оценка результатов
того, чтобы можно было информировать людей об относительном уровне их
работы. При должной постановке этого дела работник узнает, не только
достаточно ли хорошо он или она работает, но и что конкретно является его
силой или слабостью и в каком направлении он может совершенствоваться.
Мотивационные функции.
Для руководителя
очень важно знать мотивацию
эффективно управлять ею с целью повышения производительности и качества
трудовой деятельности. Люди значительно различаются по степени выраженности
разных потребностей и мотивов. Кроме того, потребности постоянно меняются
в зависимости от большого количества факторов. Исходя из этого, актуальным
является создание системы оценки и формирования мотивации трудовой
деятельности работников предприятия, в которой система оплаты труда займет
свое место в качестве одного из средств побуждения к работе. Данная система
представляется особенно важной в условиях дефицита финансовых средств,
поскольку позволяет максимально эффективно использовать человеческие
ресурсы.
Система оценки и формирования мотивации должна включать в себя
следующие компоненты:
1. Мониторинг реальной мотивации трудовой деятельности работников
различных подразделений.
2. Оценка внутренних и внешних факторов мотивации трудовой
деятельности.
3. Определение влияния трудовой мотивации на различные показатели
трудовой деятельности.
4. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на повышения
мотивации трудовой деятельности у удовлетворенности работой
различных групп сотрудников.
5. Определение
принципов и оптимизация
повышения трудовой мотивации.
6. Оценка и
контроль эффективности
Оценка результатов
трудовой деятельности
средство мотивации поведения людей. Определив сильных работников,
администрация может должным образом вознаградить их благодарностью,
зарплатой или повышением в должности. Информационные, административные и
мотивационные функции оценки трудовой деятельности взаимосвязаны, т.е.
информация, ведущая к административному решению о повышении по службе,
должна положительно мотивировать человека к хорошей работе.
В начале 2001 года в отделе маркетинга одной из Санкт-
Петербургских фирм было проведено исследование, целями которого были (33):
- определение
деятельности в фирме,
- выявление работников, недостаточно лояльно относящихся к
фирме, руководству и своим должностным обязанностям,
- оценка целесообразности проведения организационных
мероприятий, направленных на
повышение сплоченности
- поиск и использование
сотрудников к трудовой
- выбор наиболее эффективных способов управления по отношению
к каждому работнику и к подразделению в целом.
В результате
исследования были получены
1. Сфера интересов и увлечений большинства сотрудников ограничена
преимущественно дружеским общением, семейным отношениями и творческой
деятельностью. Однако данные потребности в полной мере находили свое
удовлетворение только в прошлом.
2. Как правило,
базовые потребности
являются вполне удовлетворенными. Их неудовлетворение может приводить к
состоянию повышенной эмоциональной напряженности.
3. В настоящем обнаруживается озабоченность работой, стремление к
успеху, независимости, выгоде и выполнению профессиональных обязанностей.
Однако данные потребности не являются базовыми в структуре личности, а
вызваны скорее внешними обстоятельствами.
4. В будущем отмечается ориентация на удовлетворение тех же
актуальных потребностей, которые возникают в настоящем. Сотрудники часто
ориентированы на профессиональную работу в различных фирмах, однако,
изучаемая фирма, как правило, не входит в их число.
5. Сотрудники считают себя преимущественно друзьями и членами семьи,
но не работниками фирмы, впрочем, как и других фирм. С другими сотрудниками
фирмы они часто проводят свободное время, которое связывает их больше, чем
совместная работа.
6. Работа побуждается актуальными в настоящий момент потребностями
в успехе, независимости, выполнении обязанностей и выгоде. Однако работа не
приносит удовлетворения, поскольку не позволяет в полной мере общаться,
поддерживать дружеские и
творческой деятельностью. Кроме того, представление о собственной работе
никак не связано с фирмой.
7. Фирма и руководство воспринимаются исключительно как условие
карьеры, материального благополучия и источник заработной платы, впрочем,
так же, как и другие фирмы.
8. Другие фирмы в представлении сотрудников являются вполне
реальной альтернативой изучаемой фирме, в такой же мере способной
удовлетворять материальные потребности и обеспечивать карьеру.
Многие сотрудники думают следующим образом:
«Только раньше мне было по-настоящему интересно и хорошо. Мне
хотелось бы вернуться в прошлое, к друзьям, семье и учебе. Настоящее и
будущее наполнены важными, но скучными делами, профессиональными
обязанностями, работой на какой-нибудь фирме. К сожалению, в будущем вряд
ли что-нибудь изменится к лучшему. С фирмой и руководством меня связывает
только возможность карьеры и заработная плата. Другие фирмы ничем не хуже и
не лучше, зарплату можно получать и там. С другими сотрудниками хорошо
общаться только на досуге. Собственный бизнес тоже не для меня».
Мотивирование
персонала можно определить
системы взаимоотношений работника с материально-социальной средой
(предприятие, рабочее место, коллектив, предмет деятельности, система
управленческих стратегий).
[pic]
Рис. 3.3.5 «Состав компенсационного пакета»
Спектр форм поощрения широк, так как зависит только от фантазии
управляющих. Широк и разброс мнений респондентов об эффективности их
стимулирующего воздействия и затратности.
Табл.3.3.1 «Оценка респондентами составляющих компенсационного
пакета» (в %% от числа использующих)
| |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИС|
|СОСТАВЛЯЮЩАЯ |ЭФФЕКТИВНОСТИ * | |Ь ОТВЕТИТЬ |
| |Эффекти|Не-эффекти|Дорого |Дешево | |
| |вно |вно | | | |
|Страхование |50 |11 |33 |5 |39 |
|Ссуды |47 |9 |24 |15 |40 |
|Обучение |41 |7 |22 |5 |50 |
|Питание |37 |8 |18 |14 |53 |
|Туристические |37 |12 |25 |0 |50 |
|путевки, отдых, | | | | | |
|оплата бензина и| | | | | |
|др. | | | | | |
|Оплата проезда |36 |11 |12 |20 |52 |
|на общественном | | | | | |
|транспорте | | | | | |
|Медицинское |33 |12 |21 |29 |50 |
|обслуживание | | | | | |
|Оплата жилья |0 |0 |33 |0 |67 |
* Сумма по строке каждого из факторов оценки (эффективность и
затратность) может быть менее 100, так как часть респондентов не высказали
своего суждения по данному поводу.
Если применить комплексную оценку по признаку «эффективно-дешево»,
то на первом месте, по оценкам респондентов, стоят медицинское обслуживание
и выдача ссуд. На втором – оплата проезда. Далее, в порядке убывания, -
страхование, питание, обучение и др.
Обращает на себя внимание и то, что оценка эффективности и
затратности компенсационных пакетов вызвала затруднения у весьма
значительной части
различным их составляющим).
По данным таблицы 2.3.2, эффективность мер морального поощрения,
подкрепленных знаками внимания, очень высока. Отметим, что доля
респондентов, затруднившихся с оценкой иных форм поощрения персонала
гораздо ниже (от 17 до 33 %%, практикующих ту или иную форму поощрения),
чем попавших в это же положение при оценке компенсационного пакета (от 39
до 67 %).
Табл. 2.3.2 «Оценка респондентами иных форм поощрения и
стимулирования персонала» ( в %% от числа использующих)
| |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА ЗАТРАТНОСТИ * |ЗАТРУДНИ-ЛИС|
|СОСТАВЛЯЮЩАЯ |ЭФФЕКТИВНОСТИ * | |Ь ОТВЕТИТЬ |
| |Эффекти|Не-эффекти|Дорого |Дешево | |
| |вно |вно | | | |
|Занесение в |91 |9 |27 |0 |0 |
|книгу истории | | | | | |
|организации или | | | | | |
|на доску почета,| | | | | |
|награждение | | | | | |
|туристическими | | | | | |
|путевками, | | | | | |
|памятными | | | | | |
|значками… | | | | | |
|Привлечение |67 |17 |0 |33 |17 |
|средств | | | | | |
|персонала под %%| | | | | |
[pic]
Рис. 3.3.6 «Иные формы поощрения персонала»
Снова применив комплексную оценку по признаку «эффективно-дешево»,
получим следующий рейтинг. Самое сильное мотивирующее воздействие оказывают
(в порядке убывания): привлечение средств персонала под %%, моральные
поощрения, занесение в книгу истории организации или на доску почета,
награждение туристическими путевками, памятными значками и т.п. Замыкают
список отгулы, дополнительные отпуска и ценные подарки.
Особого комментария требуют случаи долевого участия персонала в
прибыли и продажи сотрудникам акций компании. Количество компаний,
реализующих подобные программы невелико, и судя по распределению оценок,
использование этих форм поощрения и мотивации только апробируется. Как
следствие, у компаний нет однозначного мнения на этот счет. Можно
прогнозировать успешность этих программ и их распространение, если они
будут подкреплены реальным участием персонала в управлении, или будут
направлены на закрепление персонала в компании, реструктуризацию доходов
персонала и т.п.
2.4 Подготовка руководящих кадров
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых
служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или
производственных заданий в будущем. На практике систематические программы
подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить