Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
|привязанности| | | | |
|к фирме | | | | |
|Повышение |27 |55 |0 |0 |
|квалификации | | | | |
|кадров | | | | |
|Уровень |24 |55 |9 |11 |
|оплаты труда,| | | | |
|существующий | | | | |
|на | | | | |
|предприятии | | | | |
|Отсутствие |40 |43 |4 |6 |
|кадровой | | | | |
|политики на | | | | |
|предприятии | | | | |
|Режим труда и|49 |35 |4 |12 |
|отдыха | | | | |
|Слабость или |49 |27 |2 |0 |
|отсутствие | | | | |
|баз данных по| | | | |
|кандидатам | | | | |
* Сумма по строкам отлична от 100, так как часть респондентов не
высказали своего суждения по данному поводу, часть могла выбрать несколько
вариантов
Режим труда
и отдыха оказывает
компаниях. Конфликты и нарушения законодательства в этой области отмечаются
4 и 12 компаниями соответственно. Компании, держащие персонал на «голодном
пайке» или выплачивающие неконкурентную или несбалансированную между
рабочими местами заработную плату, заявляют о том, что существующий уровень
зарплаты оказывает существенное влияние на их бизнес (55 компаний), и 11
признаются, что в связи с этим нарушают закон. Еще 9 компаний имеют
конфликты с работниками по этому поводу.
В такой ситуации
компании вроде бы должны
корпоративной культуре. Но только 57 респондентов признают, что выработка
совместных ценностей и привязанность к компании оказывают существенное
положительное воздействие на бизнес. То, что непрерывное повышение
квалификации персонала оказывает благотворное воздействие на развитие
бизнеса признают еще меньшее количество респондентов – 55. В 27 компаниях
отсутствие или слабость баз данных кандидатов на рабочие места признается
существенным фактором, видимо по причине того, что иные источники найма
этим компаниям не известны, либо исчерпаны.
Существующий
профессиональный уровень
80 % компаний, принявших участие в опросе. Серьезное значение придается
юридической грамотности не только руководителей и кадровых служб (60
компаний), но и сотрудников (27 компаний). Тем более что отмечаются
конфликты на этой почве в 6 и 4 случаях соответственно. Респонденты также
отмечают случаи нарушений трудового законодательства, происходящие из-за
недостаточной юридической компетенции руководителей и кадровых служб – в 8
компаниях, рядовых сотрудников – в 6 компаниях.
Табл. 2.6.4 «Факторы, характеризующие особенности персонала». (в
абсолютных показателях)
|ФАКТОРЫ |ОКАЗЫВАЕМОЕ
ВЛИЯНИЕ*
|ВЛИЯНИЯ |
| |НЕ ОКАЗЫВАЕТ|СУЩЕСТВЕННОЕ |ВЫЗЫВАЕТ |ТОЛКАЕТ НА |
| |ВЛИЯНИЯ, |ВЛИЯНИЕ |КОНФЛИКТЫ |НАРУШЕНИЯ |
| |СЛАБОЕ | | |ЗАКОНОДАТЕЛЬ-С|
| |ВЛИЯНИЕ | | |ТВА |
|Профессионализ|4 |80 |5 |1 |
|м персонала | | | | |
|Юридическая |21 |60 |6 |8 |
|грамотность | | | | |
|руководителей | | | | |
|и кадровой | | | | |
|службы | | | | |
|Недостаточная |21 |48 |15 |10 |
|компетенция | | | | |
|руководства в | | | | |
|области | | | | |
|управления | | | | |
|Юридическая |53 |27 |4 |6 |
|грамотность | | | | |
|персонала | | | | |
|Иное (внешний |1 |3 |0 |1 |
|вид | | | | |
|подчиненных, | | | | |
|алкоголизм, | | | | |
|амбициозность | | | | |
|и т.д.) | | | | |
* Сумма по строкам отлична от 100, так как часть респондентов не
высказали своего суждения по данному поводу, часть могла выбрать несколько
вариантов.
Почти половина компаний (48) признаются в том, что имеют
руководителей с недостаточной компетенцией в области управления. Это
приводит к конфликтам и к нарушениям законодательства в 15 и 10 компаниях
соответственно. Такие характеристики персонала, как амбициозность в ущерб
другим, внешний вид, алкоголизм и т.п. почему то были обойдены вниманием
участников опроса. Только 4 компании обращают на это свое внимание, причем
3 заявляют, что это оказывает существенное влияние на их бизнес.
Влияние (как положительное, так и отрицательное) существующего
экономического положения
существенное 83 компании. Еще 45 компаний понимают, что все процессы
следует рассматривать в динамике. Далеко не лучшим образом сказывается на
деятельности компании и сотрудниках необходимость увольнений и задержки по
выплате заработной платы (в 43 и 37 компаниях соответственно).
[pic]
Рис. 3.6.1 «Факторы, характеризующие последствия выбранных
стратегий. Экономика»
Но остается вопрос, что первично: задержки зарплаты и угроза
сокращения или ухудшение
Конечно, от сотрудников зависит многое, но только руководители несут
ответственность за организацию дела, сбытовую политику, создание условий
для плодотворного труда. Если человек не уверен в завтрашнем дне (угроза
сокращения), ему не на что содержать семью (задержки зарплаты), то работник
из него, как правило, никакой. Такой сотрудник будет думать о том, где
найти иной источник доходов, и конечно ни о какой производительности труда
не может быть и речи. В частных беседах речь шла об «итальянской
забастовке», когда сотрудники выходят на рабочие места, но практически
ничего не делают, или делают вид, что делают.
[pic]
Рис. 3.6.2 «Факторы, характеризующие
последствия выбранных
Инфраструктура»
Общемировая тенденция
снижения роли профсоюзного
и в результатах данного исследования. Только 5 компаний заявили, что
испытывают давление со стороны профсоюзов. Основная масса руководителей
предпринимают шаги по недопущению деятельности профсоюзов не предприятиях.
Но эти усилия, не подкрепленные мероприятиями по «индивидуализации»
трудовых отношений выливаются в высокий уровень заболеваемости (15
компаний), низкий уровень условий труда, несоблюдение правил техники
безопасности (36 компаний) и низкую производственную дисциплину (56
компаний). 60 компаний обеспокоены качеством производимой продукции,
продаваемых товаров и оказываемых услуг.
[pic]
Рис. 3.6.3 «Факторы, характеризующие
последствия выбранных
Социум»
В той или иной форме с нечестностью персонала сталкиваются 69
компаний. Здесь и воровство, и выполнение работы «для себя» в рабочее время
с использованием оборудования и материалов предприятия, и междугородние
переговоры за счет компании, и недобросовестное использование имени
компании и пр.
Две трети компаний страдают от несбалансированности морально-
психологического климата в коллективе. Чуть более половины (53) – от
коррумпированности руководителей различного уровня. В данном случае
респонденты имели в виду нечестность, нелояльность руководителей по
отношению к компании. В 50 компаниях отмечается отчуждение сотрудников от
компании и их незаинтересованность в ее развитии. Нечетко сформулированные
при найме условия труда и оплаты приводят к тому, что новые сотрудники
испытывают разочарование и дискомфорт, столкнувшись с действительностью (в
36 компаниях). Высокая текучесть кадров беспокоит 24 компании.
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ
1. Вопросы повышения качества трудовой жизни
Одна из наиболее важных последних разработок в области управления
человеческими ресурсами связана с созданием программ и методов повышения
качества трудовой жизни. Дж. Р.Хекман и Дж. Ллойд Саттл определяют
качество трудовой жизни как «ту степень, до которой члены производственной
организации могут удовлетворить свои важные личные потребности через
посредство из работы в этой организации» (28).
Высокое качество
трудовой жизни должно
1. Работа должна быть интересной.
2. Рабочие должны получать справедливое вознаграждение и
признание своего труда.
3. Рабочая среда должна быть чистой, с низким уровнем шума и
хорошей освещенностью.
4. Надзор со стороны руководства должен быть минимальным, но
осуществляться всегда, когда в нем возникает необходимость.
5. Рабочие должны принимать участие в принятии решений,
затрагивающих их работу.
6. Должны быть обеспечены
взаимоотношений с коллегами.
7. Должны быть обеспечены средства бытового и медицинского
обслуживания.
Качество трудовой жизни можно повысить, изменив любые
организационные параметры, влияющие на людей. Это включает децентрализацию
власти, участие в вопросе руководства, обучение, подготовку руководящих
кадров, программы управления продвижением по службе, обучение работников
методам более эффективного общения и поведения в коллективе. Все эти меры
направлены на то, чтобы дать людям дополнительные возможности для
удовлетворения своих активных личных нужд при одновременном повышении
эффективности деятельности организации.
3.2. ВОПРОСЫ ПОТРЕБНОСТИ КОМПАНИЙ В ИННОВАЦИЯХ
Определив инновации как потребность в новых знаниях, методиках и
стратегиях, мы разбили факторы, влияющие на работу с персоналом, по
признаку «количество
[pic] Рис. 4.2.1 «Факторы
с высокой степенью
каких-либо инновациях»
Самая высокая
степень потребности в
трудового законодательства и юридической грамотности как руководителей и
кадровых служб, так и сотрудников (61, 68 и 54 упоминаний соответственно).
Далее респонденты ощущают
повышении общего уровня подготовки (профессионализма) персонала (53 и 51
упоминаний соответственно). Затем требуется повысить недостаточную
компетенцию руководства в области управления, внедрить современные методики