Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:46, дипломная работа
Проблемы социально-экономических преобразований, происходящих в Российском обществе, позволили осознать и оценить задачи, стоящие перед работниками кадровых служб предприятий. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить. Несомненно, что управление персоналом является одним из важнейших аспектов теории и практики управления. Под персоналом будем понимать совокупность всех человеческих ресурсов, которыми обладает организация. Это сотрудники организации, партнеры, эксперты, привлекаемые к реализации некоторых проектов, проведения исследований и т.д.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО
СОСТАВА…………………………………………………………..……5
1. Кадровое планирование…………………………………………… 5
2. Набор персонала…………………………………………………… 6
3. Отбор персонала…………………………………………………… 11
4. Определение заработной платы…………………………………… 19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ…………………… 23
2.1 Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе……………………………………………………………… 23
2.2 Обучение персонала……………………………………………… 30
2.3 Оценка результатов деятельности………………………………… 37.
2.4 Подготовка руководящих кадров………………………………… 47
2.5 Продвижение по службе…………………………………………… 48
2.6 Факторы, влияющие на работы с персоналом…………………… 49
ГЛАВА 3. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА
ТРУДОВОЙ ЖИЗНИ……………………………………………………56
3.1 Вопросы повышения качества трудовой жизни………………… 56
3.2 Вопросы потребности компании в инновациях………………… 57
3.3 Вопросы совершенствования организации труда…………………59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………… 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………… 64
вести к росту производительности, а значит и к увеличению ценности людских
ресурсов организации. Если, например, в результате реализации такой
программы производительность труда рабочих на сборке возрастает на 10 % без
увеличения заводской стоимости изданий то доход на капитал вложенный
организацией в развитие людских ресурсов гораздо выше этого показателя.
2.1. Некоторые аспекты профессиональной ориентации и адаптации в
коллективе
В противоположность стоимости основных средств ценность людских
ресурсов с годами должна постоянно возрастать по мере приобретения опыта и
ростом профессионализма работников. Социальная адаптация является первым
шагом на пути повышения производительности труда нового работника. В
словаре иностранных слов «адаптация» трактуется как «приспособление
организма, органов чувств к окружающим условиям». Следовательно, человек в
жизни адаптируется буквально ко всему и от того, насколько быстро и легко
пройдет этот период, настолько большая отдача сил, энергии и интеллекта
будет от человека. Менеджеры по управлению персоналом уже давно поняли,
что высокая текучесть (Текучесть кадров определяется по формуле: число
уволенных за определенный промежуток времени делится на среднесписочную
численность работников за то же самое время) рабочей силы может обходиться
очень дорого, а опытных и квалифицированных работников обычно довольно
трудно заменить (8).
Одной из серьезнейших причин текучести кадров в первое время
существования предприятия является отсутствие или нехватка у части
работников видения перспектив развития нового предприятия, его
потенциальных возможностей, а, следовательно, и собственных перспектив
роста у самих работников. Особенно важен этот фактор в случае со
специалистами и управляющими.
Уровни адаптации. (8)
1. Профессиональная адаптация
Это самая главная тема, о которой следует говорить с новым
работником. Он пришел в новое место, у него новые надежды, которые если
разовьются, то могут положительно повлиять на мотивацию работника в
будущем.
Углубляясь в
понятие «профессиональная
существуют несколько моментов адаптации, суть которых одна, а методы
разные:
1) Адаптация молодого работника (специалиста) к первому месту
работы;
2) адаптация работника к новому месту;
3) адаптация работника в новой должности;
4) адаптация работника к
2. Отношения с руководством.
В принципе, отношения с руководством закладываются в начальной стадии
контакта, т.е. в первый момент знакомства. Возникают они по вполне понятным
и закономерным причинам
взаимоотношений между
антипатии. Это никаким образом не должно зависеть от пола и возраста
начальника и нового работника.
3. Отношения с коллективом
Знакомство с новым человеком – это всегда нелегкая задача, тем более
надо учитывать, что количество времени, которое человек проводит на работе,
составляет большую часть его жизни. Следовательно, быстрая адаптация
новичка к коллективу и коллектива к новичку будет выгодна обеим сторонам.
4. Неудовлетворенность зарплатой.
Один из самых щекотливых моментов собеседования – это вопрос о
зарплате, поэтому скорее его нужно отнести к руководителю. Нельзя допускать
ситуации, при которой в начале
беседы, - когда фирма очень
подборе кандидата, - речь идет об одной сумме оклада, а когда человек уже
согласился, и вышел на работу, тут выясняется, что платить такие деньги
администрация не в состоянии. Это может резко понизить мотивацию нового
работника, и может послужить и причиной для увольнения.
5. Условия работы
Вопрос об условиях работы должен быть обсужден весьма скрупулезно.
Очень многие люди уделяют внимание тому, в каких экологических и санитарных
условиях они работают. Менеджер по персоналу обязан подробно оговорить
технические условия работы и режим организации. Причем сообщить только часы
работы организации
рабочего дня (если такое существует) и работе в выходные и праздничные дни
(если в этом бывает
поощрения сотрудников за подобную работу.
Разобравшись
с основными причинами
период, кадровой службе надо продумать вопрос о том, на кого возложить
обязанности по подготовки и ознакомлению нового сотрудника с новым местом
работы. Подготовить необходимые документы для ускоренной адаптации;
описание рабочего места, план организации, список всех руководителей
высшего и среднего звена с номерами телефонов и комнат, а также ближайших
сотрудников; разработать месячный план, определяющий в какой очередности
новый сотрудник будет знакомиться с подразделениями и отделами. Также
следует решить, к каким профессиональным задачам можно подключить его
сразу, а с какими лучше повременить. Причем подготовленный план должен
постоянно пересматриваться и корректироваться с учетом происходящих
экономических и финансовых изменений в стране.
К большому
сожалению, встречается еще
одну большую ошибку. Они считают, что работник обязан сам уметь
приспосабливаться, и никто не должен ему в этом помогать. А вот то
насколько быстро работник войдет в коллектив и изучит фронт своей работы,
говорит о его особенностях и о том, будет он работать в фирме или же он
здесь только на время подбора более подходящего кандидата.
Первым шагом к тому, чтобы сделать труд работника как можно более
производительным, является профессиональная ориентация и социальная
адаптация в коллективе. Если руководство заинтересовано в успехе работника
на новом рабочем месте, оно должно всегда помнить, что организация – это
общественная система, а каждый работник это личность. Когда новый человек
приходит в организацию, он приносит с собой ранее приобретенные опыт и
взгляды, которые могут вписаться или не вписаться в новые рамки. Если,
например, последний босс нового работника был человеком властным и
предпочитал общаться только путем переписки, работник будет считать что ему
лучше послать бумагу, чем просто поднять телефонную трубку, хотя новый босс
в действительности предпочитает устное общение.
Если руководитель не прилагает активных усилий для организации
адаптации новых подчиненных, последние могут разочароваться из-за
несбыточности своих надежд, могут посчитать что в поведении следует
руководствоваться опытом, приобретенным на предыдущей работе, или прийти к
другим неправильным заключениям о своей работе. Руководитель должен также
помнить о том, что кое-что из того, что новички узнают в ходе своей
адаптации, может оказаться для них просто шоком.
Целенаправленной адаптацией вновь нанятого персонала занимается
всего 46 компаний из 100, принявших участие в опросе. Из них только 9 имеют
формализованные программы адаптации, специально разработанные для
конкретных сотрудников и обязательно выполняемые. Это может
свидетельствовать об успешности нового сотрудника, как в начальный период
его деятельности так и в дальнейшем.
[pic]
Неформализованные
Рис. 3.1.2 «Используемые
программы адаптации и их
Содержание адаптационных программ достаточно разнообразно.
Наибольшее внимание в них уделяется функциональным обязанностям (54
случая), иерархии и структуре предприятия (53 случая), непосредственному
окружению – коллегам (53 случая), дисциплине (50 случаев), т.е. тому, что
позволяет включить сотрудника в производственный процесс.
Социальным отношениям уделяется меньше внимания, и поэтому новички
вынуждены самостоятельно осваивать существующие нормы и правила (в 60
компаниях) и исподволь узнавать
о «славной» истории и
компаниях соответственно). С техникой безопасности знакомят новичков только
29 компаний, что заставляет с ностальгией вспоминать социалистическое
прошлое, когда без предварительного инструктажа инженера по технике
безопасности никто не допускался к работе.
Сравнивая эффективность
ознакомления новых
иными аспектами нового места работы, мы наблюдаем любопытную картину:
новичка прежде всего волнует социально – экономическая сфера, а не нормы и
правила, регламентирующие основной производственный процесс. Конечно,
предприятие – не богадельня и не приют для благородных девиц, но и
сотрудники – не винтики.
Табл. 2.1.1 «Оценка
респондентами содержания
%% от числа использующих)
|СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
|АДАПТАЦИИ |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|Традиции предприятия |63 |15 |22 |
|системы оплаты труда |63 |2 |35 |
|Функциональные |61 |2 |37 |
|обязанности | | | |
|Системы социального |60 |19 |21 |
|обеспечения | | | |
|Неформальные правила |58 |10 |32 |
|поведения | | | |
|Правила внутренней |58 |6 |36 |
|дисциплины | | | |
|Коллектив |58 |2 |40 |
|Режим безопасности и |57 |14 |29 |
|коммерческой тайны | | | |
|Техника безопасности |55 |20 |25 |
|Структура и иерархия |51 |11 |38 |
|История предприятия |46 |19 |35 |
На первые места по эффективности выходит информация, необходимая
человеку для нормального
предприятия и системы оплаты труда (по 63 % в обоих случаях).
Далее требуется информация о непосредственной трудовой деятельности
– функциональных обязанностях - 61 %. Затем снова «социальный» блок –
система социального обеспечения – 60 %, неформальные и формальные правила
поведения в коллективе – по 58 % в каждом случае. Такая информация, как
режим безопасности и коммерческой тайны, техника безопасности, структура и
иерархия предприятия по значимости для новичка менее важны (57, 55 и 51 %%
соответственно).
Табл. 2.1.2 «Распределение респондентов по признаку «за адаптацию
новичка отвечает» (в % % от числа упомянувших)
|ОТВЕТСТВЕННЫЙ |ВСЕГО |ОЦЕНКА |ОЦЕНКА |ЗАТРУДНИЛИСЬ |
| |(АБС)* |ЭФФЕКТИВНО |НЕЭФФЕКТИВНО |ОТВЕТИТЬ |
|Управляющий |21 |76 |0 |14 |
|персоналом | | | | |
|Линейный |40 |55 |10 |35 |
|менеджер | | | | |
|Руководитель |19 |42 |5 |53 |
|предприятия | | | | |
*Сумма по столбцу менее 100, так как часть респондентов не высказали
суждения по данному поводу
[pic]
Рис. 3.1.3 «Содержание адаптационных программ»
Эффективность
участия того или иного
вновь нанятых падает с количеством иерархических уровней между новым
сотрудником и лицом, отвечающим за адаптацию. Отсюда вывод, что адаптацией
новых сотрудников должны заниматься профессионалы, для которых это