Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа
В период с 2002 по 2008 гг. российская банковская система находилась в фазе постоянного и интенсивного подъема. За это время совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 трлн. руб. до 28,0 трлн. руб., или в 6,8 раза, а объем предоставленных банками кредитов увеличился с 2,2 трлн. руб. до 19,9 трлн. руб., или в 8,9 раза, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным результатом. Уровень просроченных долгов в кредитных портфелях банков страны в этот период времени составлял в среднем 2%, а безнадежных долгов - 3,6% об общего объема предоставленных ссуд.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ ССУДАМИ В КОМЕРЧЕСКОМ БАНКЕ….…………………………………………………………………………….6
1.1 Кредитный портфель коммерческого банка и оценка его качества……………..……………………………………………………....6
1.2 Понятие проблемной ссуды и факторы, определяющие возникновение проблемной ссудой задолженности.…………………..………………………………………..10
1.3 Направления совершенствования инструментария управления проблемной задолженностью по ссудам банка……….………..………………………………………………….….16
Глава 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ…………………………………………………………………...….20
2.1 Оценка уровня проблемности кредитных портфелей российских коммерческих банков……………………………………………………..20
2.2 Механизм выявления проблемных кредитов и причин их возникновения и направления совершенствования инструментария управления проблемной задолженностью по ссудам банка.………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………….......…..45
Список использованной литературы
показатель ресурсной базы кредитных операций определяется соотношением размера кредитного портфеля и депозитов срочных, до востребования, сберегательных.
В пользу применения предложенных критериев оценки качества кредитного портфеля (степень кредитного риска, уровень доходности и ликвидности) можно привести следующие аргументы. Низкий риск элементов кредитного портфеля не означает его высокое качество: ссуды первой категории качества, которые предоставляются первоклассным заемщикам под небольшие проценты, не могут приносить высокого дохода. Высокая ликвидность, присущая краткосрочным активам кредитного характера, также приносит невысокий процентный доход.
Таким образом, кредитный риск не может являться единственным критерием качества кредитного портфеля, поскольку понятие качества кредитного портфеля значительно шире и связано с рисками ликвидности и потери доходности.[2] Однако значимость названных критериев будет изменяться от условий, места функционирования банка, его стратегии.
Так же важно оценить не только структуру, но качество кредитного портфеля.
Система оценки качества кредитного портфеля включает в себя:
выбор критериев оценки;
способ оценки качества элементов и сегментов кредитного портфеля;
определение методов классификации элементов портфеля по группам качества (риска);
оценка качества кредитного портфеля в целом на основе системы финансовых коэффициентов;
оценка качества кредитного портфеля на основе его сегментации.
Система коэффициентов оценки качества, предложенная доктором экономических наук, профессором О.И. Лаврушиным (Приложение 1).
1.2 Понятие проблемной ссуды и факторы, определяющие возникновение проблемной ссудной задолженности
Понятие просроченной ссудной задолженности, равно как и понятие проблемной ссудной задолженности, экономистами-исследователями специально не рассматривались, а использовались уже как априори известные термины. Определенным исключением является работа, в которой дано определение понятия просроченной задолженности по кредиту как «непогашенная в сроки, установленные кредитным договором, ссудная задолженность, включающая основной долг (денежные средства, фактически предоставленные заемщику в форме кредита), начисленные, но не уплаченные проценты, штрафы и пени».
Рис. 1. Различные оценки проблемного кредита
Согласно экономическому словарю «просроченная задолженность — это своевременно не произведенные платежи поставщикам, кредитным учреждениям, финансовым органам, работникам».
В налогообложении «задолженность — недоимка, то есть сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством срок». В бухгалтерском учете выделяются дебиторская и кредиторская задолженности. Дебиторская задолженность это сумма платежей, причитающаяся за отгруженные товары. А кредиторская задолженность, в свою очередь, по толкованию финансово-экономических словарей, есть сумма платежей предприятия к оплате за отгруженные товары или выполненные услуги.
Рассмотрим более детальное понятие проблемной ссудной задолженности. В работах различных экономистов – исследователей понятие «проблемная ссудная задолженность» часто заменяется понятием «проблемный кредит». Согласно ГК РФ разница между понятиями «ссуда» и «кредит» состоит в том, что ссуда может быть выдана безвозмездно, а кредит нет. В данной работе понятия «ссуда» и «кредит» рассматриваются не с юридической, а исключите5льно с финансово-экономической точки зрения, следуя которой полагаем, что принципиальной разницы между этими понятиями нет. Поэтому в дальнейшем изложении эти понятия будут использоваться на взаимозаменяемой основе как аутентичные, как это и сложилось в банковской практике.
Рассмотрев описанные ранее определения проблемного кредита, можно придти к выводу, что проблемный кредит, по сути, представляет собой кредит, имеющий ряд признаков, с учетом которых он вызывает обоснованные опасения по поводу возврата основного долга и процентов по нему (получения вознаграждения банком).
Безусловно, степень проблемности кредита в кризисных ситуациях только усугубляется. Локальный кризис заемщика, неблагоприятный инвестиционный климат в регионе, в отрасли деятельности заемщика, в стране, мировой кризис прямо или опосредовано влияют на качество кредита, различаясь только степенью этого негативного влияния. Очевидно, что кредитов, еще не отмеченных кредитными сотрудниками как «проблемные», но по которым есть потенциальные сложности по возврату, много больше, и в кредитном портфеле любого банка существует задолженность с латентной опасностью невозврата (латентная проблемная ссудная задолженность), признаки наличия которой кредитному сотруднику крайне важно своевременно выявлять и предпринимать необходимые адекватные профилактические меры с целью минимизации рисков кредитования.[3]
Имеют место случаи, когда признаки проблемности по кредитам оказываются уже известны как кредитному работнику, так и/или его руководителям, однако, «борясь» за достойные показатели, банки пытаются доступными средствами «подкорректировать» в отчетности объемы просроченной (проблемной) задолженности, что в дальнейшем приводит к ситуации, работающей против самих этих кредитных организаций. Признаки, сигнализирующие о возможном возникновении проблемной (в том числе латентной) задолженности, могут быть самыми различными: в виде наиболее часто встречающихся индикаторов («красных флажков») проблемного кредита. В работе данные признаки сгруппированы и приведены в виде 2 основных групп: организационные и экономические (финансовые). Дополнительно изучив причины, признаки, индикаторы, представленные экономистами-исследователями, а также используемые банками при кредитовании (в том числе и представленные в Положениях № 254-П и № 283-П Банка России), предлагается детализированная (в форме матрицы) группировка признаков, позволяющих выявить и классифицировать проблемные кредиты банка (Приложение 2).[4]
Заметим, что один и тот же признак может относиться одновременно к нескольким группам классификации. К примеру, признак «предоставление заемщиком фиктивных документов, указание в отчетности данных, не соответствующих действительности» отнесен к группе «внутренние». Однако данный признак искажает реальное финансовое состояние заемщика, значит его можно отнести и к группе «финансово-производственные». Этот признак также возможно классифицировать как «организационно-
Все выданные кредиты, образующие кредитный портфель банка, можно классифицировать в отдельные группы в зависимости от заданных критериев. Приведем наиболее общие (типовые) сценарии развития событий после получения заемщиком кредита. Данные сценарии классифицированы в зависимости от двух групп факторов, прямым и доминирующим образом влияющих на реализацию того или иного сценария, более того формирующих эти сценарии. Первая группа —внешние мезо- и макро- факторы (изменения в масштабе отрасли, региона, страны). К данной группе можно отнести экономическую, политическую, социальную обстановку в стране (регионе, отрасли), степень конкуренции, уровень налогов, пошлин, льгот и др.
Вторая группа — внутренние микро- и нано-факторы, касающиеся и (или) инициируемые самим заемщиком (нано- факторы могут быть и внешними по отношению к заемщику, но в данной работе они не рассматриваются). К примеру: показатели его финансово-хозяйственной и производственной деятельности, этапы и пути развития компании: изменения в составе собственников и руководящих органов, уровень квалификации и опыт работы сотрудников, морально-психологический климат в трудовом коллективе, уровень оснащенности необходимым оборудованием и многое другое.[5]
Необходимо отметить, что данные сценарии рассмотрены при стабильных (без каких-либо изменений) поведении банка и (или) его кредитной политики. (Приложение 3). Сценарии претерпевают существенные корректировки в зависимости от действий, предпринимаемых самой кредитной организацией после выдачи кредита. К примеру, при выборе банком положительной по отношению к заемщику кредитно-инвестиционной стратегии (санация, осуществление встречных положительных воздействий или процедур) любой сценарий, естественно, будет качественно изменяться в сторону улучшения. К мероприятиям положительной кредит по инвестиционной стратегии банка, ведущим к улучшению ситуации, можно отнести: невзимание штрафов, пени, неустоек; реструктуризацию кредита; дополнительное кредитование и др. Причем, дополнительное кредитование, например, в виде «точечного» кредита («точечных инвестиций») полагается на оживление сектора инновационных технологий, которое в свою очередь обеспечит значительный прирост прибыли при незначительных затратах, а не просто бездумное и неограниченное предоставление заемщику дополнительных кредитных средств. Зачастую банки необоснованно предоставляют кредитные ресурсы заемщикам с положительной кредитной историей в практически неограниченном количестве. Однако подобные (по факту — нецелевые) кредитные ресурсы стремительно поглощаются производственной, финансово-хозяйственной, операционной деятельностью предприятия, и заемщик оказывается в еще более сложном положении, чем до получения дополнительного кредита. Таким образом, банк, следуя агрессивной кредитной политике (разместить как можно больший объем денежных ресурсов), и зачастую «навязывая» кредиты предприятию, в которых оно не нуждается, рискует превратить данное предприятие из первоклассного заемщика в проблемного.[6] Таким образом, у специалистов банка совместно с сотрудниками предприятия стоит задача определения конкретной «локомотивной области (сферы, зоны, направления)» деятельности заемщика, требующей «точечного» кредитования и квалифицированной оценки его эффективности.
Более того, взаимодействие банка и предприятия может развиваться по принципу «финансовой иглы», когда финансовая помощь предприятию превращается в его финансовую зависимость от банка. Механизм такой зависимости основан на известном «золотом правиле» рынка — перетекание средств; в сферу с большей нормой прибыли. К примеру, банк, обладая контрольным пакетом акций предприятия, обеспечивает такое распределение прибыли, при котором большая часть ее направляется не на развитие производства, а на увеличение банковских пассивов, приносивших при их размещении вне реального сектора относительно больший доход. В результате предприятие испытывает «инвестиционный голод» и для поддержания производства вынуждено обращаться за кредитами к банку попадая в еще большую от него зависимость. Круг замыкается, и процесс повторяется вновь. Финансовая зависимость может иметь и обратную направленность: банк становится зависимым от предприятия, которому дал кредит. Если предприятие его не возвращает, банк окажется перед дилеммой: либо отнести выделенную сумму в разряд безнадежных долгов, либо выделить новый кредит для поддержки предприятия-должника, которое обещает «в самой ближайшей перспективе» возвратить и старые, и новые долги.[7]
Помимо положительной кредитно-инвестиционной стратегии банк может, напротив, традиционно прибегнуть к рестрикционной кредитно-инвестиционцой стратегии (повышение процентной ставки по кредиту, снижение лимита кредитования заемщика, объявление задолженности срочной к платежу и др.). Тогда вероятность своевременного и полного исполнения заемщиком своих обязательств по кредиту, безусловно, снизится. Банку необходимо вовремя предпринять эффективно рассчитанные для конкретной сделки мероприятия, которые потребуют сравнительно незначительных вложений в настоящем, но приведут к значительному улучшению качества кредита в будущем.
1.3 Система инструментов управления проблемной задолженностью по ссудам банка
Кредитор надеется получить процент на свой капитал, учитывая степень риска, то есть возможность неуплаты заемщиком суммы долга и процентов по нему. Заемщик надеется, что, используя заемные средства, он сможет извлечь доход, который будет достаточен для уплаты процентов кредитору и извлечения определенного дохода для себя.
При планировании распределения ресурсов во времени банк учитывает сроки поступления платежей по кредитам. Поэтому невыполнение заемщиками своих обязательств по платежам ведет к возникновению прямого ущерба и убытков, заключающихся в недополучении прибыли из-за невозможности использовать задержанные средства в запланированных операциях.
Проблемные кредиты являются результатом денежного кризиса клиентов и низкой дисциплины расчетов. Кризис с денежными средствами может наступить внезапно, но развивается он постепенно. И по мере его развития начинают появляться еще слабые, но все же признаки (внешние, внутренние) его наступления. Сотрудники кредитного отдела банка должны быть в состоянии распознать и проанализировать первые признаки наступающего кризиса. Чем теснее взаимодействие сотрудников кредитного отдела и клиентов, тем больше информации о финансовом благополучии операций клиента. Без постоянного обновления этой информации, признаки проблемности кредита могут остаться незамеченными.[8]
После того, как кредит был предоставлен, должны быть предприняты меры для предотвращения убытков по нему. Документация по кредиту должна обеспечивать доступ банка к любой финансовой информации о клиенте; она должна быть подготовлена в течение определенных промежутков времени и проаудирована приемлемыми для банка аудиторами. Документация по кредиту должна также содержать условия, дающие право банку проверять отчетность клиента, или, по крайней мере, дающие банку доступ к разъяснениям клиента по его финансовой отчетности.
В стратегии “спасения” кредита не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый проблемный кредит уникален, но наиболее широко распространены следующие приемы:
- разработка программы изменения структуры задолженности;
- получение дополнительной документации и гарантий;
- удержание дополнительного обеспечения;
- продажа обеспечения;
- обращение к гарантам;
- работа с руководством по выявлению проблем и поиску их решений;
- участие в разработке программ сокращения расходов;
- продажа долгов третьей стороне;
- замена руководства в компании заемщика;
- назначение управляющих и консультантов для работы с компанией от имени банка;
- увеличение собственных капиталов компании за счет владельца или других сторон;
- реорганизация компании (вне суда);
- организация финансовой помощи со стороны другого финансового института;
- получение правительственных гарантий с получением средств из бюджета для обслуживания долга;
- оформление документов для начала процедуры банкротства.
Потенциальные и реально существующие проблемные кредиты требуют применения таких процедур, как классификация активов, создание резервов по кредитам, ведение учета проблемных кредитов, овердрафтов и списание кредитов.
Информация о работе Управления проблемной задолженностью по ссудам коммерческих банков