Управления проблемной задолженностью по ссудам коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:12, курсовая работа

Описание

В период с 2002 по 2008 гг. российская банковская система находилась в фазе постоянного и интенсивного подъема. За это время совокупные активы коммерческих банков выросли с 4,1 трлн. руб. до 28,0 трлн. руб., или в 6,8 раза, а объем предоставленных банками кредитов увеличился с 2,2 трлн. руб. до 19,9 трлн. руб., или в 8,9 раза, что по мировым меркам можно считать беспрецедентным результатом. Уровень просроченных долгов в кредитных портфелях банков страны в этот период времени составлял в среднем 2%, а безнадежных долгов - 3,6% об общего объема предоставленных ссуд.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫМИ ССУДАМИ В КОМЕРЧЕСКОМ БАНКЕ….…………………………………………………………………………….6
1.1 Кредитный портфель коммерческого банка и оценка его качества……………..……………………………………………………....6
1.2 Понятие проблемной ссуды и факторы, определяющие возникновение проблемной ссудой задолженности.…………………..………………………………………..10
1.3 Направления совершенствования инструментария управления проблемной задолженностью по ссудам банка……….………..………………………………………………….….16
Глава 2. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА С ПРОБЛЕМНЫМИ КРЕДИТАМИ…………………………………………………………………...….20
2.1 Оценка уровня проблемности кредитных портфелей российских коммерческих банков……………………………………………………..20
2.2 Механизм выявления проблемных кредитов и причин их возникновения и направления совершенствования инструментария управления проблемной задолженностью по ссудам банка.………………………………………………………………………30
Заключение………………………………………………………………….......…..45
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Управление проблемной задолженностью по ссудам коммерческих банков.doc

— 508.00 Кб (Скачать документ)

По итогам 2009 года количество банков, кредитные портфели которых более чем наполовину состояли из стандартных ссуд, сократилось с 267 до 235, а удельный вес таких банков в совокупных активах банковского сектора — с 24,3% на 1.01.2009 до 19,3% на1.01.2010. В 2009 году реализация кредитного риска обусловила наращивание резервов на возможные потери по ссудам (РВПС). В целом сформированный по состоянию на 1.01.2010 РВПС составил 9,1% от фактической ссудной задолженности, в том числе РВПС по проблемным ссудам составил 43,0% от общей величины проблемных ссуд, резерв по безнадежным ссудам составил 84,3% от безнадежных ссуд(на 1.01.2009 эти показатели составляли 4,5; 41,2 и 85,2% соответственно).

Вместе с тем в 2009 году на величину сформированного кредитными организациями РВПС оказало влияние действие Указания Банка России от 23.12.2008 №2156У “Об особенностях оценки кредитного риска по выданным ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности”, имевшего контрциклическую направленность и позволившего подходить к отнесению ссуд к той или иной категории качества с учетом перспектив восстановления финансового положения заемщиков. Введенный данным Указанием подход позволил российским кредитным организациям сформировать РВПС на начало 2010 года в целом на 10% ниже, чем в стандартном режиме (“экономия” по РВПС оценивается примерно в 220 млрд. рублей).

Практически на все отчетные даты по ссудам, оцениваемым в целях формирования резерва на возможные потери по ссудам на индивидуальной основе, показатель фактически сформированного резерва у большинства банков полностью соответствовал минимальной требуемой величине. По состоянию на 1.01.2010 число банков, создавших РВПС в размере не менее 100% от расчетного, скорректированного с учетом фактора обеспечения, составляло 994, а их удельный вес в активах банковского сектора — 98,5%

(годом ранее — 1038 и 98,0% соответственно).[11]

Отсутствие объективно проверенных методик оценки кредитного риска, разрабатывать и тестировать,  которые было не на чем (недостаточное количество дефолтов), да и незачем (основной целевой показатель — рост кредитного портфеля), сейчас является одной из причин снижения объемов кредитования (рис. 1). Доля просроченной задолженности, которая медленно снижалась до начала 2008 г., в 2009 г. начала расти опережающими темпами. И в начале 2010 г. доля просроченной задолженности росла, тогда как объем кредитования падал.

 



Рис.2.4. Динамика кредитов корпоративных клиентов и доли просроченной задолженности (по данным ЦБ РФ)

Получается замкнутый круг: высокая доля просроченной задолженности в большинстве отраслей отражает отсутствие «надежных заемщиков», как заявляют банки, что приводит к остановке финансирования экономики, экономика сжимается без кредитных ресурсов, и еще меньшее число предприятий может претендовать на кредит. Для восстановления реального сектора экономики необходим рост кредитования, для чего на данном этапе банкам нужно изменить и бизнес-процессы, и методики оценки кредитного риска на транзакционном и портфельном уровнях. Рост экономики необходим и для нормальной деятельности самих банков, однако они находятся как бы «по другую сторону зеркала», занятые насущными проблемами реструктуризации плохих долгов, залогами и пр.

Следует отметить, что повальная реструктуризация ссуд является характерной существенной особенностью настоящего времени. Желание «обезопасить» себя породило требование дополнительного залога по имеющимся кредитам и ужесточение требований к залогам при выдаче новых, хотя многие банки признают, что вследствие взыскания залогов при определенной доле дефолтов заемщиков в портфеле убытки могут не столько сокращаться, сколько расти.

График 1. Показатели качества кредитов российских банков за 5 лет

 

Более серьезную опасность представляет рост доли проблемных и безнадежных кредитов, подвергшихся обесценению, до 9,7% (IV и V группы риска в классификации Банка России) в кредитном портфеле банков на 1.1.2010 года.[12]


2.2 Направления совершенствования механизма выявления  проблемных кредитов и инструментария управления ими

При разработке универсальной методики работы с портфелем проблемных кредитов необходимо учитывать ряд принципов. Мы предлагаем создавать методику на основании следующих принципов:

1)                       Принцип срочности - вероятность возврата проблемной задолженности напрямую зависит от срока просрочки, т.е. чем больше времени прошло с момента просрочки, тем ниже вероятность взыскания кредита

2)                       Принцип минимизации затрат на взыскание - банк, как и любая коммерческая организация, стремится к минимизации затрат и максимизации прибыли, следовательно взыскания должно приносить минимальный убыток;

3)                       Принцип комплексного подхода – предполагается использование всех возможных технологий работы с проблемной задолженностью

4)                       Принцип универсальности - применение методики осуществляется с момента первой просрочки по ссуде до момента ее списания с баланса банка.

 

 

 

 

 

 

Рис.3 Методика работы с портфелем проблемных кредитов

Методика работы с портфелем проблемных кредитов состоит из определенного множества методов. В данном случае их роль выполняют следующие технологии:

                  работа внутренних служб банка – СЭБ, кредитующее подразделение, юридическая служба;

                  кредитный скоринг, применяемый для анализа кредитоспособности заявки, мошенничества, мониторинга вероятности погашения, сегментации проблемного кредита в соответствующий портфель и выбора технологии работы с ним;

                  работа с коллекторскими агентствами, включающая в себя как механизм цессии, так и простое делегирование полномочий по взысканию задолженности;

                  продажа права требования по проблемным кредитам 3-м лицам на вторичном рынке кредитных портфелей;

                  страхование кредитных рисков, включающее в себя как страхование самой операции, так и страхование жизни, здоровья заемщика, страхование обеспечения по кредиту.

Работа внутренних служб банка по возврату проблемной задолженности основана на своевременном выявлении проблемной задолженности, поэтому мы предложили различные признаки проблемности кредита и разработали их классификацию.[13]

 

Рис.4 Классификация признаков проблемности кредита

Для внутренних служб банка мы  предложили оригинальную иностранную концепцию creative-banking, базисом которой является разделение банком ответственности за развитие бизнеса с клиентом. Вместо применения судебных методов взыскания задолженности, сотрудники банка детально изучают бизнес заемщика, помогают ему разобраться в собственных делах, разрабатывают специальную программу  действий.

 

В рамках изучения работы собственных служб банка мы определили основные инструменты взыскания проблемной задолженности и классифицировали в зависимости от эффективности  и затратности взыскания.

С нашей точки зрения, технология кредитного скоринга является фундаментом для построения эффективной методики управления портфелем проблемных кредитов. В процессе изучения механизма скоринга мы выделили основные методы построения классических скоринговых алгоритмов, обобщили и систематизировали особенности применения скоринга взыскания в зарубежных странах, дали оценку опыта внедрения его в России.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.6 Порядок применения технологии скоринга

Мы предлагаем использовать скоринг не столько для анализа кредитоспособности заемщиков, сколько для управления проблемной задолженностью. По результатам изучения данной технологии мы разработали скоринговую карту, которая позволяет классифицировать проблемный кредит в соответствующий портфель в зависимости от вероятности взыскания долга. (Приложение 5).

В зависимости от результатов применения скоринга мы предложили  набор типовых действий по работе с каждым портфелем проблемных кредитов. (Приложение 6).

Важной  особенностью технологии кредитного скоринга, необходимой для эффективного управления проблемным кредитами в отечественном банке,  является ее соответствие принципам соглашения Базель II с точки зрения рабочего процесса и обработки кредита.[14]

Согласно требованиям соглашения Базель II скоринг должен качественно локализовать риски. В системе должно быть предусмотрено централизованное хранение всей информации. Скоринговая технология должна иметь возможность эволюции по мере накопления данных от консервативной экспертной, до автоматизированной статистической, беспечить возможность контроля и оценки, как комплексных показателей, так и данных по каждому заемщику в любой момент времени, обладать единой системой документирования процесса построения скоринговых моделей, предоставлять возможность корректировки модели, как по всему портфелю, так и по высокорисковым диапазонам отдельно, с минимальной частотой 1 раз в год.[15] 

Использование технологии кредитного скоринга в целях управления портфелем проблемных кредитов является существенным конкурентным преимуществом. Снижение затрат на взыскание и, в особенности, сокращение срока принятия решения позволяет банку оперативно управлять проблемными кредитами и, частично, предотвращать их появление.

Для успешного внедрения технологии использования кредитного скоринга для работы с проблемной задолженностью необходимо, во-первых, внедрить первичную систему скоринга – скоринг кредитоспособности. Во-вторых, наработать и сохранить статистические данные по работе с проблемной задолженностью в период экономического роста и в кризисных условиях. В-третьих, использовать для анализа и скоринга информацию из внешних источников – черные списки, бюро кредитных историй и т.п.[16]

Развитие коллекторского бизнеса в России привело к созданию множества компаний, специализирующихся на возврате долгов. На данный момент на территории России действуют следующие виды коллекторских агентств:

      Юридические - агентства, созданные на базе сильных юридических фирм, являющиеся по существу одним из отделов этих фирм;

      Банковские - агентства, фактически являющиеся продолжением собственной СЭБ банка и обслуживающие свой банк или группу дружественных банков;

      Специализированные – агентства, изначально созданные для возврата долгов сторонним организациям;

В процессе исследования мы предложили схему работы с проблемной задолженностью, которая может быть одинаково успешно использована как специалистами коллекторских компаний, так и сотрудниками СЭБ банка. В процессе работы сделан прогноз о дальнейшем развитии рынка коллекторских услуг. Мы выявили, что наиболее эффективными коллекторами являются федеральные специализированные коллекторы, и их дальнейшее развитие является наиболее вероятным. Проблемные долги передаются в работу коллекторам, как по агентским договорам, так и на основании договора цессии, переуступка прав требования так же является эффективным механизмом управления проблемной задолженностью.

Рис.7 Классификация коллекторских компаний

В процессе изучения данной технологии мы сделали вывод о том, что в различных экономических условиях задачи, которые стоят перед банком при продаже права требования по кредитному портфелю, различаются. В стабильных экономических условиях продажа портфеля используется как инструмент привлечения дополнительных средств, а кризисные условия приводят к тому, что цессия воспринимается как возможность отчистить баланс от непрофильных или проблемных активов. Мы подробно изучили процесс ценообразования при продаже портфеля на вторичном рынке и сделан вывод о неэффективности продажи долгов третьим лицам в условиях кризиса.[17]

Применение технологий страхования кредитного риска в работе с проблемной задолженностью носит опосредованный характер. Страхование риска невозврата по проблемному кредиту неэффективно и практически невозможно, вследствие чего мы сделали вывод о том, что страхование косвенно воздействует на процесс взыскания. Технологию страхования кредитных рисков нельзя воспринимать как метод работы с проблемным кредитом. Страхование кредитных и сопутствующих рисков осуществляется на этапе рассмотрения заявки и служит дополнительной защитой в кризисных условиях. Мы предлагаем совместное использование технологий страхования и скоринга в целях управления  портфелем проблемных кредитов.

Технологии кредитного скоринга, работы с коллекторскими агентствами, цессии проблемных кредитов и страхования кредитных рисков способны по отдельности обеспечивать возврат проблемных кредитов, однако универсальная методика управления портфелем проблемных кредитов может быть построена только с применением всех указанных методов.

В рамках создания методики управления портфелем проблемных кредитов мы определили принципы построения и элементы методики, выделили основные этапы работы с задолженностью. Методика предполагает использование различных технологий и механизмов управления в зависимости от типа задолженности.

В предложенной методике прослеживается четкая взаимосвязь между ее элементами, и предложен четкий алгоритм действий по работе с проблемными кредитами, начиная с момента возникновения просрочки погашения основного дола и/или процентов, заканчивая стадией судебного взыскания проблемной задолженности или продажи ее на вторичной рынке кредитных портфелей.

Для подтверждения сделанных выводов и предположений мы провели апробацию данной методики в крупном российском коммерческом банке.

Изучение рисунка 8 позволяет оценить, как изменялся кредитный портфель в различных экономических условиях. В благоприятных экономических условиях рост кредитных портфелей филиалов в Санкт-Петербурге и Москве носил ярко выраженный характер. Рост кредитных портфелей Москвы происходил более быстрыми темпами, чем в Санкт-Петербурге. В основном данный факт был обусловлен большим количеством кредитующих сотрудников и развитием малого предпринимательства. Однако нельзя не принимать во внимание тот факт, что часть заявок в Санкт-Петербурге отсеивалась по результатам использования application-скоринга.

Информация о работе Управления проблемной задолженностью по ссудам коммерческих банков