Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:02, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных тенденций и направлений государственной политики занятости населения, анализ рынка труда в Республике Беларусь, а также определение путей повышения занятости в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
• определить сущность понятия занятости;
• рассмотреть важнейшие показатели занятости;
Количество действующих юридических лиц в Республике Беларусь в 2010 году составило 114 950 единиц и по сравнению с 2008 годом увеличилось на 31,8%. При этом списочная численность работников действующих юридических лиц в целом по республике увеличилась на 3,7%. Наиболее высокие темпы деловой активности, сопровождающиеся ростом числа субъектов хозяйствования и списочной численности нанимаемых работников, наблюдались в таких видах экономической деятельности, как: «транспорт и связь», «строительство», «рыболовство и рыбоводство», «гостиницы и рестораны», «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования», «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», «предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг», «финансовая деятельность».
Снижение деловой активности в период с 2008 по 2010 годы наблюдалось, прежде всего, в таком виде экономической деятельности, как «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», где произошло уменьшение, как числа субъектов хозяйствования, так и списочной численности работников [22].
Состояние
рынка труда оценивается также
по интенсивности миграционных процессов
и их направленности. Ситуация на рынке
труда Республики Беларусь характеризуется
увеличением
На протяжении
длительного периода въезд
Влияние
объемов официальной внешней
трудовой миграции на занятость населения
в Республике Беларусь пока незначительно.
Так, соотношение численности
Одновременно, наблюдается рост внутриреспубликанской миграции, в 2008-2010 годах прирост которой составил 9,2%. В 2009 году почти 245 тыс. человек осуществляли перемещение по территории страны со сменой места жительства, что по сравнению с 2008 годом выросло на 7,9%. Результатом внутриреспубликанской мобильности населения является увеличение миграционного прироста в городах и поселках городского типа и, соответственно, рост миграционной убыли в сельских населенных пунктах. В 2010 году по сравнению с 2008 годом миграционный прирост в городах и поселках городского типа увеличился почти в 2 раза и составил 35,5 тыс. человек [4, с. 12].
Под влиянием мирового финансового кризиса в Республике Беларусь обострилась проблема вынужденной неполной занятости работников, особенно в организациях промышленности.
Сокращение темпов экономического роста привело к существенному увеличению вынужденной неполной занятости в организациях. Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, в 2009 году составило 202,1 тыс. человек и увеличилась по отношению к 2008 году на 137 тысяч человек. Кроме того, число работников, которые были отправлены в отпуска по инициативе нанимателя, увеличилось в 2 раза и составило 154,9 тыс. человек, в 2008 году – 71,8 тыс. человек. Потери рабочего времени в 2009 году составили 2 352 тыс. человеко-дней, в 2008 году – 608 тыс. человеко-дней.
Анализ динамики численности работавших в режиме вынужденной неполной занятости по месяцам в 2009-2010 годах позволяет говорить о наметившейся положительной тенденции к снижению потерь рабочего времени, возникшей с июля 2009 года. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя в январе 2010 года составила 52,6 тысяч человек, что на 11,9% больше, чем в январе 2009 года. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя в мае 2010 года составила 19,5 тысяч человек, что на 64,6% меньше, чем в мае 2009 года, и на 62,9% меньше, чем в январе 2010 года. Численность работников, которые в мае 2010 года находились в отпусках по инициативе нанимателя, по отношению к январю 2010 года сократилась на 31,9 тыс. человек, или на 67 процентов.
Несмотря
на появление позитивной тенденции
в отношении вынужденной
Масштабы безработицы по числу официально зарегистрированных безработных сохраняются невысокими. Реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению социальной стабильности в обществе и поддержанию официально регистрируемой безработицы на сравнительно низком уровне. Это обеспечивается, прежде всего, посредством поддержания на низком уровне размеров пособий по безработице, а так же активных мер, связанные с обучение, переобучение безработных и содействием всем обращающимся в трудоустройстве [10].
Исходя из таблицы 2.3 можно сделать вывод, что количество зарегистрированных безработных с каждым годом уменьшается. На конец 2009 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,9%, а в 2010 году он был равен уже 0,7%.
Таблица 2.3 - Численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите (на конец года).
2000 |
2005 |
2009 |
2010 | |
Численность безработных, тыс.человек |
95,8 |
67,9 |
40,3 |
33,1 |
Удельный вес женщин в общей численности безработных, процентов |
60,7 |
68,9 |
57,0 |
52,6 |
Уровень зарегистрированной безработицы (в процентах к экономически активному населению) |
2,1 |
1,5 |
0,9 |
0,7 |
Источник: [2].
Таким образом, проведенный анализ
состояния рынка труда в
Это свидетельствует о том, что реализация мер Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению относительной стабильности на рынке труда в нашей стране, поддержанию безработицы на низком уровне, сохранению уровня занятости, развитию предпринимательства, однако всех проблем не решает. Вместе с тем, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса существенно увеличился риск роста социальной напряженности на рынке труда Республики Беларусь.
ГЛАВА 3
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
На основании
анализа тенденций развития рынка
труда Беларуси можно сделать
выводы о наличии следующих проблем,
на решение которых следует
Таким образом,
в ходе анализа белорусского рынка
труда выявлены ряд проблем, которые
следует учитывать при
Цель
политики занятости в Беларуси сформулирована
как «создание организационных
и экономических условий для
повышения экономической и
Исходя из поставленных, задач можно определить следующие приоритетные направления политики занятости населения: