Влияние инфляции на деятельность фирмы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:02, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является выявление основных тенденций и направлений государственной политики занятости населения, анализ рынка труда в Республике Беларусь, а также определение путей повышения занятости в Республике Беларусь.
Поставленная цель предопределяет необходимость решение следующих задач:
• определить сущность понятия занятости;
• рассмотреть важнейшие показатели занятости;

Работа состоит из  1 файл

Моя курсовая.docx

— 88.13 Кб (Скачать документ)

Количество  действующих юридических лиц в Республике Беларусь в 2010 году составило 114 950 единиц и по сравнению с 2008 годом увеличилось на 31,8%. При этом списочная численность работников действующих юридических лиц в целом по республике увеличилась на 3,7%. Наиболее высокие темпы деловой активности, сопровождающиеся ростом числа субъектов хозяйствования и списочной численности нанимаемых работников, наблюдались в таких видах экономической деятельности, как: «транспорт и связь», «строительство», «рыболовство и рыбоводство», «гостиницы и рестораны», «торговля; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования», «операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям», «предоставление коммунальных, социальных и персональных услуг», «финансовая деятельность».

Снижение деловой активности в  период с 2008 по 2010 годы наблюдалось, прежде всего, в таком виде экономической деятельности, как «сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство», где произошло уменьшение, как числа субъектов хозяйствования, так и списочной численности работников [22].

Состояние рынка труда оценивается также  по интенсивности миграционных процессов  и их направленности. Ситуация на рынке  труда Республики Беларусь характеризуется  увеличением внутриреспубликанской  миграции на фоне роста въезда трудовых мигрантов и снижения их выезда.

На протяжении длительного периода въезд трудовых мигрантов в Республику Беларусь не компенсировал выезд рабочей  силы из страны – число выезжающих трудовых мигрантов всегда значительно  превышало число въезжающих. В 2009 году ситуация изменилась – число  въехавших трудовых мигрантов превысило  число выехавших, то есть отток официально зарегистрированной рабочей силы был  полностью компенсирован въехавшими трудовыми мигрантами. При этом численность  въехавших иностранных граждан  для работы в Республику Беларусь на основе подписанных договоров  и контрактов в течение последних  лет увеличивалось достаточно быстрыми темпами: в 2007-2008 годах ежегодный  прирост составлял 62-65 %, в 2009-2010 годах поток въезжающих увеличился почти в 2 раза. Численность выезжающих трудящихся-мигрантов в 2009 году, наоборот, начала сокращаться, снижение по сравнению с 2008 годом составило 33 %.

Влияние объемов официальной внешней  трудовой миграции на занятость населения  в Республике Беларусь пока незначительно. Так, соотношение численности въехавших  трудовых мигрантов и занятых  в экономике Республики Беларусь в 2009 году составил 0,1%. Во всех областях страны значение данного показателя менее 0,1%, а вот в г. Минске - 0,6%. Таким образом, въезжающие трудовые мигранты в основном концентрируются в столице.

Одновременно, наблюдается рост внутриреспубликанской миграции, в 2008-2010 годах прирост которой составил 9,2%. В 2009 году почти 245 тыс. человек осуществляли перемещение по территории страны со сменой места жительства, что по сравнению с 2008 годом выросло на 7,9%. Результатом внутриреспубликанской мобильности населения является увеличение миграционного прироста в городах и поселках городского типа и, соответственно, рост миграционной убыли в сельских населенных пунктах. В 2010 году по сравнению с 2008 годом миграционный прирост в городах и поселках городского типа увеличился почти в 2 раза и составил 35,5 тыс. человек [4, с. 12].

Под влиянием мирового финансового кризиса в Республике Беларусь обострилась проблема вынужденной неполной занятости работников, особенно в организациях промышленности.

Сокращение  темпов экономического роста привело  к существенному увеличению вынужденной  неполной занятости в организациях. Численность работников, работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя, в 2009 году составило 202,1 тыс. человек и увеличилась по отношению к 2008 году на 137 тысяч человек. Кроме того, число работников, которые были отправлены в отпуска по инициативе нанимателя, увеличилось в 2 раза и составило 154,9 тыс. человек, в 2008 году – 71,8 тыс. человек. Потери рабочего времени в 2009 году составили 2 352 тыс. человеко-дней, в 2008 году – 608 тыс. человеко-дней.

Анализ  динамики численности работавших в  режиме вынужденной неполной занятости  по месяцам в 2009-2010 годах позволяет  говорить о наметившейся положительной  тенденции к снижению потерь рабочего времени, возникшей с июля 2009 года. Численность работавших неполное рабочее  время по инициативе нанимателя в  январе 2010 года составила 52,6 тысяч человек, что на 11,9% больше, чем в январе 2009 года. Численность работавших неполное рабочее время по инициативе нанимателя в мае 2010 года составила 19,5 тысяч  человек, что на 64,6% меньше, чем в  мае 2009 года, и на 62,9% меньше, чем в  январе 2010 года. Численность работников, которые в мае 2010 года находились в отпусках по инициативе нанимателя, по отношению к январю 2010 года сократилась  на 31,9 тыс. человек, или на 67 процентов.

Несмотря  на появление позитивной тенденции  в отношении вынужденной неполной занятости, уровень ее остается все  еще высоким: за январь-май 2010 года – 134,4 тыс. человек, что на 44,2% меньше, чем  это было за аналогичный период 2009 года, но это в 2,2 раза больше, чем  за аналогичный период 2008 года. Наличие  вынужденной неполной занятости  обуславливает высокий риск возможного роста безработицы в стране [1, с.155].

Масштабы  безработицы по числу официально зарегистрированных безработных сохраняются  невысокими. Реализация мероприятий Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению социальной стабильности в обществе и поддержанию официально регистрируемой безработицы на сравнительно низком уровне. Это обеспечивается, прежде всего, посредством поддержания на низком уровне размеров пособий по безработице, а так же активных мер, связанные с обучение, переобучение безработных и содействием всем обращающимся в трудоустройстве [10].

Исходя из таблицы 2.3 можно сделать вывод, что количество зарегистрированных безработных с каждым годом уменьшается. На конец 2009 года уровень официально зарегистрированной безработицы составил 0,9%, а в 2010 году он был равен уже 0,7%.

 

Таблица 2.3 - Численность  безработных, зарегистрированных в  органах по труду, занятости и  социальной защите (на конец года).

 

2000

2005

2009

2010

Численность безработных, тыс.человек

 

 

95,8

 

 

67,9

 

 

40,3

 

 

33,1

Удельный вес женщин           в общей численности безработных, процентов

 

 

60,7

 

 

68,9

 

 

57,0

 

 

52,6

Уровень зарегистрированной безработицы  (в процентах к экономически активному населению)

 

 

 

 

 

2,1

 

 

 

 

 

1,5

 

 

 

 

 

0,9

 

 

 

 

 

0,7

Источник: [2].

Таким образом, проведенный анализ состояния рынка труда в Республике Беларусь, показывает, что острой социальной напряженности нет, вместе с тем, существуют определенные проблемы, а  именно:

  • численность трудовых ресурсов сокращается;
  • темпы роста занятости населения замедляются;
  • число создаваемых новых рабочих мест уменьшается;
  • сохраняется превышение численности уволенных работников над численностью принятых на работу;
  • усиливается приток извне трудовых мигрантов и одновременно повышается внутриреспубликанская мобильность населения;
  • высоким сохраняется уровень вынужденной неполной занятости, особенно в отраслях промышленности;
  • уровень зарегистрированной безработицы с каждым годом уменьшается.

Это свидетельствует о том, что  реализация мер Государственной программы содействия занятости населения способствует сохранению относительной стабильности на рынке труда в нашей стране, поддержанию безработицы на низком уровне, сохранению уровня занятости, развитию предпринимательства, однако всех проблем не решает. Вместе с тем, под влиянием мирового финансово-экономического кризиса существенно увеличился риск роста социальной напряженности на рынке труда Республики Беларусь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

На основании  анализа тенденций развития рынка  труда Беларуси можно сделать  выводы о наличии следующих проблем, на решение которых следует ориентировать  государственную и региональные программы занятости населения: во-первых, невысокая экономическая  эффективность занятости в Беларуси; во-вторых, превышение предложения  рабочей силы над спросом на нее; в-третьих, расхождение между структурой спроса на рабочую силу и структурой ее предложения – профессиональный уровень многих работников не соответствует новым требованиям, а система образования не в полной мере учитывает запросы рынка; в-четвертых, усиливающаяся регионализация рынков труда, появление критических и напряженных рынков труда; в-пятых, наличие теневой занятости; в-шестых, низкая конкурентоспособность рабочей силы на мировом рынке труда.

Таким образом, в ходе анализа белорусского рынка  труда выявлены ряд проблем, которые  следует учитывать при формировании политики занятости.

Цель  политики занятости в Беларуси сформулирована как «создание организационных  и экономических условий для  повышения экономической и социальной эффективности занятости, кадровой поддержки регионального экономического роста и минимизации социально-негативных последствий реструктуризации, профилактика роста безработицы и смягчение  ее негативных последствий с учетом региональных особенностей» [20].

Исходя  из поставленных, задач можно определить следующие приоритетные направления политики занятости населения:

Информация о работе Влияние инфляции на деятельность фирмы