Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа

Описание

Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РФ К ВТО.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)
>    2.1.Совет  Экономической Взаимопомощи. 

    Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ) —  межправительственная экономическая организация социалистических государств, созданная по решению экономического совещания представителей Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, СССР и Чехословакии (5—8 января 1949). В феврале 1949 в СЭВ вступила Албания (с 1961 односторонне перестала участвовать в работе Совета), в сентябре 1950 — ГДР, в июне 1962 — МНР, в июле 1972 — Республика Куба.

    Цель  СЭВ — содействовать путём  объединения и координации усилий стран — членов Совета совершенствованию  сотрудничества и развитию интеграции социалистической экономической планомерному развитию народного хозяйства, повышению уровня индустриализации стран с менее развитой промышленностью, непрерывному росту производительности труда, постепенному сближению и выравниванию уровней экономического развития и неуклонному подъёму благосостояния народов стран — членов СЭВ. Каждая страна — член Совета, независимо от ее экономического потенциала, численности населения, размера взноса в бюджет организации, имеет в любом из органов СЭВ один голос, равные права и обязанности. Что сегодня представляется достаточно абсурдным, т.к. потенциал  СССР был несравним с другими странами. Членом СЭВ могла быть любая страна, разделяющая его цели и принципы.

    В истории СЭВ прослеживаются следующие  этапы.

    Первый  этап (1949—58) — это период становления многостороннего экономического и научно-технического сотрудничества стран — членов СЭВ. Главное внимание уделялось развитию внешней торговли и организации научно-технического сотрудничества,

    Второй  этап (1959—62). Были заложены основы международной специализации и кооперирования производства; проведена координация планов на 1961—65. В результате были в основном решены проблемы удовлетворения потребностей стран — членов СЭВ в топливе, сырье, машинах и оборудовании на планируемый период. По решению Сессии СЭВ (10-е заседание Сессии, декабрь 1958) совместными усилиями стран осуществлено строительство крупнейшего в мире нефтепровода «Дружба» (свыше 4,5 тыс. км) для транспортировки советской нефти в ВНР, ГДР, ПНР и ЧССР. Строительство нефтепровода и возрастающие поставки советской нефти способствовали удовлетворению потребностей братских стран в топливе и созданию большой нефтехимии. По решению Сессии СЭВ (11-е заседание Сессии, май 1959) была организована параллельная работа объединённых энергосистем «Мир». В 1962 образовано Центральное диспетчерское управление объединённых энергосистем (Прага).

    Третий  этап (1962—69) характеризовался углублением  сотрудничества стран в области  координации их народно-хозяйственных  планов. Начало новому этапу сотрудничества стран — членов СЭВ положено на 23-м (специальном) заседании Сессии Совета (апрель 1969). Сессия приняла решение о разработке Комплексной программы дальнейшего совершенствования сотрудничества и развития социалистической экономической интеграции стран — членов СЭВ, разработана программа, рассчитанная на 15—20 лет.  

    2.2. Содружество Независимых Государств. 

    СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной  структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

    Соглашение  о координационных институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено в Уставе СНГ, принятом 22 января 1993 года. В сентябре того же года в Москве был учрежден Совет министров иностранных дел (СМИД).

    История существования СНГ свидетельствуют  о том, что Содружество в целом  состоялось как политическая реальность, вместе с тем в базисной сфере  взаимодействия - экономической, Содружество  не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся Платежный союз, полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют. Сложность и противоречивость развития СНГ требует внимательного и всестороннего анализа пройденного пути. От объективной оценки неудач первых лет интеграции и накопленного позитивного опыта, правильного выбора дальнейшей стратегии хозяйственного и политического развития стран Содружества будет зависеть их экономическое положение и роль на мировой арене в будущем. Несмотря на трудности, переживаемые в настоящее время странами СНГ, можно предположить, что интеграционные процессы в Содружестве имеют перспективы развития. Предпосылкой этому может служить то, что у стран Содружества имеются общие экономические и исторические традиции, сложившаяся хозяйственная кооперация, взаимодополняемые природные и другие ресурсы, общие задачи и перспективы в формировании и совершенствовании рыночных структур и механизмов, демократических институтов, межгосударственных отношений. Здесь имеются развитые и взаимосвязанные культурные связи, образование и наука, межэтнические отношения и многие другие факторы, определяющие и развивающие объединительную тенденцию в СНГ. 

    2.3. Евразийское Экономическое Сообщество. 

    Попытки создать на постсоветском экономическом  пространстве региональный интеграционный блок, близкий по целям и задачам к ЕС начались почти сразу после распада СССР. Уже в сентябре 1993 в Москве был подписан Договор об Экономическом союзе (ЭС). В этот союз вошли все 12 стран СНГ (Украина — как ассоциированный член, все остальные — как полноправные члены). Договор предусматривал, по образцу западноевропейской интеграции, поэтапное создание зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка и валютного союза. Однако этот союз, "мини-СССР", оказался нежизнеспособным — не удалось создать даже единой зоны свободной торговли, поскольку принятое в апреле 1994 решение о создании зоны свободной торговли не было ратифицировано половиной стран-членов (в том числе и Россией). После этого начались попытки развивать постсоветскую интеграцию с меньшим числом участников.

    В январе 1995 Беларусь, Россия и Казахстан (позже к ним присоединился  Кыргызстан) подписали соглашения о  Таможенном союзе. Целями создания Таможенного  союза были провозглашены

    - устранение барьеров для свободного товарообмена;

    - выработка единых экономических  "правил игры" для добросовестной  конкуренции;

    - координация экономической политики  стран-участниц договора, в том  числе для защиты их интересов  на мировом рынке.

    Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества подписан 10 октября 2000 в Астане (Казахстан) президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. В нем заложена концепция более тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения тех целей и задач, которые были определены Договором о таможенном союзе и едином экономическом пространстве. Создание ЕврАзЭС, с одной стороны, знаменовало собой поступательное развитие экономической интеграции от зоны свободной торговли (беспошлинная торговля) через таможенный союз (общий таможенный тариф в отношении товаров стран, не входящих в союз) к общему рынку (свободное перемещение товаров, капиталов, услуг, рабочей силы, единая торговая политика в отношении третьих стран, общая валютная политика). С другой стороны, образование постоянно действующей международной организации для последовательного осуществления экономических соглашений было отчасти реакцией на внутренние проблемы СНГ и на ставшую очевидной общность исторического наследия стран с переходной (бывшей плановой) экономикой, адаптирующихся к современной мировой экономике и готовящихся к вступлению в ВТО.

    В мае 2003 ООН зафиксировала статус Евразийского экономического сообщества как международной организации.

    Если  сравнивать ЕврАзЭС с другими  интеграционными группировками, то несмотря на то, что многие комментаторы проводят параллели с Европейским Союзом и говорят о некоем евразийском аналоге ЕС, на самом деле ЕврАзЭС не является наднациональным органом и скорее близок к Европейской Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ), хотя и имеет большие амбиции.

    Первый  стимул постсоветской интеграции связан с сравнительно низкой конкурентоспособностью многих экс-советских товаров по отношению к зарубежным. Если ликвидировать  таможенные барьеры, то многие отрасли  обрабатывающей промышленности (текстильная, пищевая, деревообрабатывающая и др.) под давлением дешевого и качественного импорта могли бы полностью разориться. Поэтому все страны СНГ заинтересованы в создании системы экономической коллективной защиты отечественного бизнеса, которая бы временно преграждала путь товарам из дальнего зарубежья и одновременно готовила будущую конкуренцию с ними. Как в 1960 Великобритания создала ЕАСТ для подготовки коллективного вступления в ЕС, так в 2000-х в ЕврАзЭС согласовываются позиции для вступления ее членов в ВТО. Базовой позицией приема в ВТО являются российские ориентиры. Согласования внутри сообщества идут для того, чтобы избежать дополнительных торговых уступок странам-гигантам — членам ВТО. Помимо этого, интеграция направлена на восстановление и поддержание экономических связей бывших республик СССР, отчасти потерянных в 1990-е после распада единого государства. По оценкам экспертов, без кооперационных связей с другими странами СНГ даже Россия, наиболее самодостаточная из экс-советских республик, способна производить лишь примерно 65% продукции. Казахстан без связей с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Киргизстан и Таджикистан — менее 5%. Столь высокая технологически обусловленная взаимозависимость является вторым стимулом постсоветской интеграции, заставляя бывшие советские республики сохранять хотя бы некоторые элементы советской системы экономических связей. Таким образом, можно сказать, что создание ЕврАзЭС (как раньше ЭС и позже ЕЭП) было реакцией на внутренние проблемы СНГ и на объективную потребность совместных действий в современной мировой экономике. 

    2.4. Центрально-Азиатское Сотрудничество. 

    Центрально-Азиатское  сотрудничество (ЦАС) — международная  региональная организация, созданая в 2002 году. Заявленные цели — взаимодействие в политической, экономической, научно-технической, природоохранной, культурно-гуманитарной сферах, оказание взаимной поддержки в вопросах предотвращения угрозы независимости и суверенитету, территориальной целостности государств-членов ЦАС, проведение согласованной политики в области пограничного и таможенного контроля, осуществление согласованных усилий в поэтапном формировании единого экономического пространства.

    Первоначальные  члены ЦАС — Казахстан, Киргизия, Узбекистан и Таджикистан.

    18 октября 2004 года в Душанбе на  саммите ЦАС Владимир Путин  подписал протокол о присоединении  России к этой организации.  На саммите была подтверждена  безусловно главенствующая роль, которая будет принадлежать России  как инвестиционному донору и посреднику в разрешении конфликтных ситуаций. Россию пригласили в ЦАС по инициативе президента Узбекистана Ислама Каримова.

    6 октября 2005 в Петербурге на  саммите ЦАС принято решение,  в связи с предстоящим вступлением  Узбекистана в ЕврАзЭС, подготовить документы для создания объединённой организации ЦАС-ЕврАзЭС - т. е. фактически решено упразднить ЦАС. 

    2.5. Шанхайская Организация Сотрудничества. 

    Шанхайская  организация сотрудничества (ШОС) —  региональная международная организация, основанная в 2001 году лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана. За исключением Узбекистана, остальные страны являлись участницами «Шанхайской пятёрки», основанной в результате подписания в 1996—1997 гг. между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в районе границы. После включения Узбекистана в 2001 году участники переименовали организацию.

    Общая территория входящих в ШОС стран составляет 30 млн км², то есть 60 % территории Евразии. Её совокупный демографический потенциал — четвёртая часть населения планеты, а экономический потенциал включает самую мощную после США китайскую экономику.

    Одна  из особенностей ШОС заключается в том, что она в статусном отношении не является ни военным блоком, как НАТО, ни открытым регулярным совещанием по безопасности, как АРФ АСЕАН, занимая промежуточную позицию. Главными задачами организации являются укрепление стабильности и безопасности на широком пространстве, объединяющем государства-участников, борьба с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, наркотрафиком, развитие экономического сотрудничества, энергетического партнерства, научного и культурного взаимодействия.

    Основы  создания Шанхайской организации сотрудничества были заложены ещё в 60-е гг. XX века, когда СССР и КНР приступили к решению пограничных вопросов. После распада Советского Союза появились новые участники переговоров в лице России и новообразованных государств Центральной Азии. После того, как Китаю удалось цивилизованно решить все территориальные вопросы с соседними государствами СНГ — Россией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном — перед партнёрами открылись перспективы для дальнейшего развития плодотворного регионального сотрудничества. Организационный период ШОС завершился 1 января 2004 года, с этого момента она начала функционировать как полноценная международная структура, обладающая собственными рабочими механизмами, персоналом и бюджетом. Для России и Китая это была привлекательная возможность объединить под своей эгидой усилия и потенциалы центральноазиатских государств для сдерживания возможной экспансии других мировых центров силы и влияния в Центральной Азии. Несмотря на то, что ШОС изначально создавалась с целью совместной защиты границ соседних государств, практически сразу её деятельность получила и экономическую направленность. Через несколько месяцев после начала работы ШОС на своей первой встрече в Алма-Ате премьер-министры государств-членов Шанхайской организации сотрудничества обсудили вопросы регионального торгово-экономического сотрудничества, развития ШОС и другие проблемы, подписали Меморандум между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций. В мае следующего года в Шанхае прошло первое заседание министров экономики и торговли государств-членов ШОС. Стороны официально запустили механизм проведения встреч министров экономики и торговли и создания благоприятных условий в области торговли и инвестиций. По итогам совещания был подписан протокол к Меморандуму между правительствами государств-участников ШОС об основных целях и направлениях регионального экономического сотрудничества и запуске процесса по созданию благоприятных условий в области торговли и инвестиций и совместное заявление по итогам первой встречи министров, отвечающих за внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность. В сентябре 2003 года главы правительств стран — членов ШОС подписали Программу многостороннего торгово-экономического сотрудничества на 20 лет. В качестве долгосрочной цели предусматривается создание зоны свободной торговли в ШОС, а в краткосрочной перспективе — увеличение потока товаров в регионе. Сотрудничество должно охватывать области энергетики, транспорта, сельского хозяйства, телекоммуникаций, защиты окружающей среды и др. План действий по развитию сотрудничества был подписан год спустя, в сентябре 2004 года. На Первом саммите глав государств группы БРИК, Екатеринбург, 2009 г.26 октября 2005 года на московском саммите ШОС генеральный секретарь организации Чжан Дэгуан заявил, что ШОС сосредоточит внимание на совместных энергетических проектах, включая развитие нефтегазового сектора, разведку запасов углеводородов и совместное использование водных ресурсов. Идея, выдвинутая президентом России В. В. Путиным на шанхайском саммите в июне 2006 года о создании Энергетического клуба ШОС как механизма, объединяющего производителей, потребителей и транзитёров энергоресурсов, была поддержана остальными главами государств. Конкретные решения по реализации были приняты на встрече глав правительств в Душанбе, в частности глава правительства России М. Фрадков предложил создать в рамках ШОС Международный центр по предоставлению услуг ядерного топливного цикла. Кроме России активные шаги по развитию энергетики в регионе предпринимают также Китай и Казахстан. Не исключена возможность, участия Ирана в энерготранзите, в случае чего, удельный вес газового рынка ШОС уверенно перевалит за половину мирового объёма. По завершении саммита в Екатеринбурге, а также проходившей на следующей день встрече глав государств группы БРИК, 17 июня 2009 года Россия и Китай заключили беспрецедентное соглашение в энергетике на сто миллиардов долларов. О самой крупной в истории двусторонних отношений России и Китая сделке объявил президент России Дмитрий Медведев после переговоров с лидером КНР Ху Цзиньтао. Первые лица договорились разработать механизм взаиморасчетов в рублях и юанях. Пока все сделки между Россией и Китаем оцениваются в долларах. Но если будет реализована инициатива КНР и РФ, — она может повлиять не только на российско-китайские отношения, но и на всю мировую торговлю. 
 
 

Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности