Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа
Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.
6.
Стратегическое заявление.
6.1.
Цели РФ в области
Исходя из того, в российской экономике присутствуют как «сильные», так и «слабые» отрасли экономики, задача РФ в области внешнеэкономической деятельности может быть сформулирована следующим образом:
- завоевание 30% рынка для сильных отраслей;
- сохранить позиции по слабым отраслям.
Как было сказано в главе 5.6. данной работы, к сильным отраслям относятся: энергетика, металлургия, лесопромышленный комплекс, космос.
К слабым: машиностроение, химическая промышленность, лёгкая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство.
Сроки
по достижению поставленных задач обозначены
в 10 лет (до 2020 года).
6.2.
Конкурентный потенциал и
Суммируя вышесказанное, можно отметить конкурентный потенциал, приобретаемый Россией от вступления в ВТО:
А так же риски от вступления:
6.3.
Факторы конкурентоспособности.
Наличие
передовых технологий по таким направлениям
как энергетика (в том числе и атомная),
космос, судостроение, военно-промышленный
комплекс, даёт этим отраслям возможность
конкурировать на мировом рынке уже сейчас.
Присоединение России к ВТО позволит создать
предсказуемые условия для деятельности
как российских, так и иностранных экономических
операторов. Будут созданы более благоприятные
условия для доступа отечественных товаров
и услуг на мировой рынок. Однако за всё
это Россия будет вынуждена заплатить
открытием своего внутреннего рынка. В
этих условиях чрезвычайно важным является
выработка комплекса мер, направленных
на защиту отечественного производителя.
При этом, однако, должны быть сохранены
нормальные условия для развития конкуренции.
В связи с этим надо отметить, что в отношении
вопроса о вступлении России в ВТО нельзя
однозначно становиться на сторону либо
активных сторонников этого шага, либо
протекционистов. Здесь необходим определённый
баланс интересов, который в данном случае
и является наиболее рациональным решением
этого нелёгкой проблемы. Вопрос, вступать
России в ВТО или нет, нельзя рассматривать
только исходя из текущей ситуации, как
это делают протекционисты, это вопрос
стратегический. Членство в ВТО рассчитано
на десятилетия. В конце концов, промышленность
России всё-таки поднимется и сможет выпускать
конкурентоспособную продукцию. Следует
чётко уяснить, что вступление в ВТО не
способствует решению краткосрочных задач,
но отказ от него приведёт к тому, что пострадают
долгосрочные интересы России.
6.4.
Необходимость интеграции в
Как
мы уже рассматривали выше, каждая
страна изначально имеет определённый
потенциал развития в тех или иных направлениях
в зависимости от географического положения,
климатических условий, наличия полезных
ископаемых. Россия не является исключением.
В свою очередь, это даёт предпосылки к
международному разделению труда в зависимости
от вклада отдельных государств. Плюсы
от этого очевидны. Но также есть и минусы,
вытекающие из неравноценности производимых
товаров и услуг по своей экономической
значимости. Кроме того, «узкая» специализация
страны на отдельно взятом направлении
делает её уязвимой в случае падения
спроса на данный вид товаров и услуг,
что повлечёт за собой падение уровня
жизни населения со всеми вытекающими
из этого негативными последствиями. Именно
поэтому, в целях гармоничного и равномерного
развития как мирового, так и взятого
в отдельной стране хозяйства, рационально
расширять экономическую деятельность
стран во всех направлениях.
6.5.
Источники и формы
Сторонниками вступления России в клуб международной торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70% положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от чёткой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объёму привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.
Итак, основываясь на всём вышесказанном, можно сделать следующие выводы:
Вопрос об участии в ВТО правомерен с точки зрения условий вступления. Главное условие – международный торговый режим для России после того, как она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для неё условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако, присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесёт реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах – ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.
Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное присоединение к соглашениям ВТО, осуществляемое в течение определённого периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.
Вопрос
об участии в ВТО следует
Хотелось бы надеяться, что переговорный процесс по поводу вступления России в ВТО закончится благополучно для нашей страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдёт, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.
Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности