Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа

Описание

Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РФ К ВТО.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

      
 

    6. Стратегическое заявление. 
 

    6.1. Цели РФ в области внешнеэкономической  деятельности и сроки их достижения. 

    Исходя  из того, в российской экономике  присутствуют как «сильные», так  и «слабые» отрасли экономики, задача РФ в области внешнеэкономической  деятельности может быть сформулирована следующим образом:

    - завоевание 30% рынка для сильных отраслей;

    - сохранить позиции по слабым  отраслям.

    Как было сказано в главе 5.6. данной работы, к сильным отраслям относятся: энергетика, металлургия, лесопромышленный комплекс, космос.

    К слабым: машиностроение, химическая промышленность, лёгкая промышленность, фармацевтика, сельское хозяйство.

    Сроки по достижению поставленных задач обозначены в 10 лет (до 2020 года). 

    6.2. Конкурентный потенциал и конкурентные  риски. 

    Суммируя  вышесказанное, можно отметить конкурентный потенциал, приобретаемый Россией от вступления в ВТО:

  • Россия получает выход в международное правовое пространство. При этом появляется возможность защиты от дискриминации нашего экспорта  другими странами.
  • Россия может получить выход на новые рынки услуг.
  • Россия сможет влиять на формирование правил международной торговли.
  • Адаптация   нашего   законодательства   к   международным   нормам   — положительный фактор для отечественного бизнеса.
  • Ослабится отраслевое и региональное лоббирование новых законов.

    А так же риски от вступления:

  • Либерализация тарифов сделает более привлекательным ввоз товаров  из-за рубежа, привлекательность инвестиций в производство снизится.
  • Вступление в ВТО не гарантирует  от  применения  против  наших  товаров антидемпинговых мер.
  • Защита многих российских производств, находящихся в кризисе, будет серьёзно затруднена в результате значительного снижения тарифов и облегчения доступа иностранных товаров и услуг на российский рынок.
  • Ощутимыми окажутся и сокращения поступлений в федеральный бюджет от снижения импортных пошлин. Учитывая напряжённое состояние бюджета, трудности с пополнением его доходной части придётся, видимо, компенсировать с помощью повышения акцизов, НДС и других внутренних налогов;
  • Вступление в ВТО может затруднить возможности продвижения России по пути интеграции со странами СНГ и внутри Таможенного союза. Несмотря на то, что между членами Таможенного союза существует договорённость о взаимных консультациях по вопросам вступления в ВТО, не исключено, что одна из стран подпишет Соглашение о присоединении к ВТО раньше других, и тогда её обязательства перед ВТО в силу договорённости между странами-участницами союза станут определённым стандартом для других стран-участниц. В то же время некоторые обязательства, приемлемые для одной из них, окажутся неприемлемыми для других;
  • Членство в ВТО существенно ограничивает возможности государства в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • Вступление в ВТО может оказать значительное негативное влияние на российские рынки услуг, особенно на финансовый сектор.
 

    6.3. Факторы конкурентоспособности.  

    Наличие передовых технологий по таким направлениям как энергетика (в том числе и атомная), космос, судостроение, военно-промышленный комплекс, даёт этим отраслям возможность конкурировать на мировом рынке уже сейчас. Присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов. Будут созданы более благоприятные условия для доступа отечественных товаров и услуг на мировой рынок. Однако за всё это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важным является выработка комплекса мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом, однако, должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции. В связи с этим надо отметить, что в отношении вопроса о вступлении России в ВТО нельзя однозначно становиться на сторону либо активных сторонников этого шага, либо протекционистов. Здесь необходим определённый баланс интересов, который в данном случае и является наиболее рациональным решением этого нелёгкой проблемы. Вопрос, вступать России в ВТО или нет, нельзя рассматривать только исходя из текущей ситуации, как это делают протекционисты, это вопрос стратегический. Членство в ВТО рассчитано на десятилетия. В конце концов, промышленность России всё-таки поднимется и сможет выпускать конкурентоспособную продукцию. Следует чётко уяснить, что вступление в ВТО не способствует решению краткосрочных задач, но отказ от него приведёт к тому, что пострадают долгосрочные интересы России. 

    6.4. Необходимость интеграции в рамках  международного разделения труда. 

    Как мы уже рассматривали выше, каждая страна изначально имеет определённый потенциал развития в тех или иных направлениях в зависимости от географического положения, климатических условий, наличия полезных ископаемых. Россия не является исключением. В свою очередь, это даёт предпосылки к международному разделению труда в зависимости от вклада отдельных государств. Плюсы от этого очевидны. Но также есть и минусы, вытекающие из неравноценности производимых товаров и услуг по своей экономической значимости. Кроме того, «узкая» специализация страны на отдельно взятом направлении делает её уязвимой в случае падения  спроса на данный вид товаров и услуг, что повлечёт за собой падение уровня жизни населения со всеми вытекающими из этого негативными последствиями. Именно поэтому, в целях гармоничного и равномерного развития как  мирового, так и взятого в отдельной стране хозяйства, рационально расширять экономическую деятельность стран во всех направлениях. 

    6.5. Источники и формы финансирования. 

    Сторонниками  вступления России в клуб международной  торговли наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит сильным стимулом притока прямых иностранных инвестиций и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. По различным оценкам, доступ прямых иностранных инвестиций в сферу услуг будет определять около 70% положительного эффекта от присоединения России к ВТО. В тоже время общеизвестно, что приток прямых иностранных инвестиций зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе, и от чёткой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций, а с ними и притока технологий и высококвалифицированных кадров. Напротив, есть обратный пример, когда Китай, ставший членом ВТО только в 2002 г., лидировал все последние годы по объёму привлеченных прямых иностранных инвестиций среди развивающихся стран. В период с 1997 по 2000 гг. Китай ежегодно привлекал от 41 до 44 млрд. долларов. Для сравнения, Россия за этот же период привлекала ежегодно от 2,7 до 6,6 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций.

    Итак, основываясь на всём вышесказанном, можно сделать следующие выводы:

    Вопрос  об участии в ВТО правомерен с  точки зрения условий вступления. Главное условие – международный торговый режим для России после того, как она станет членом ВТО, должен улучшиться по сравнению с ныне действующим. Вступление России в ВТО произойдет не любой ценой для нашей страны, а только на выгодных для неё условиях. Та плата, которую Россия согласна внести за этот шаг, должна быть обязательно соразмерна той выгоде, которую она получит. Однако, присоединение к этой международной организации зависит не только от российской стороны, продолжается непростой переговорный процесс. Россия заняла в его ходе конструктивную позицию, она присоединится к ВТО, только если это принесёт реальное преимущество экономике страны. Основная задача российской делегации на переговорах – ясно объяснить торговым партнерам, что радикальное открытие рынка для нашей страны сейчас неприемлемо, оно может осуществляться только постепенно.

    Видимо, интересам России отвечало бы поэтапное  присоединение к соглашениям  ВТО, осуществляемое в течение определённого периода времени, необходимого для решения задач реструктуризации и модернизации российской промышленности, реформирования отечественной корпоративной структуры, создания действенной системы государственного регулирования внешних и внутренних хозяйственных отношений. В идеале сам график переходного периода должен бы стать составной частью общегосударственной программы возрождения и повышения конкурентоспособности российской экономики.

    Вопрос  об участии в ВТО следует рассматривать  и в более широком контексте. Создание ВТО повлекло за собой серьёзные изменения в общей системе развития правовых норм международной торговли. Сейчас многие положения ВТО проходят период становления. Отношение к ним со стороны различных стран неоднозначно. России необходимо хорошо знать, понимать и использовать в своих интересах эту “неоднозначность”: искать союзников, блокировать противников и привлекать на свою сторону возможно большее число государств. Однако активная внешнеторговая дипломатия возможна только при полноценном членстве в ВТО. Кроме того, оно открывает перед Россией возможность участия в новых переговорах по развитию правовых основ международной торговли. Эти переговоры уже идут и значительно расширятся в будущем. Неучастие России в этих переговорах поставит страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и лишит её возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы, как это делают страны-члены ВТО. Причём чем дольше Россия будет оставаться вне ВТО, тем сильнее она будет отставать от процессов, идущих в мире, и тем с большим объёмом требований и обязательств она встретится при присоединении.

    Хотелось  бы надеяться, что переговорный процесс  по поводу вступления России в ВТО  закончится благополучно для нашей  страны и, став членом этой авторитетной организации, Россия войдёт, наконец, в правовое пространство международной многосторонней торговой системы, вне рамок которого любая страна оказывается в положении аутсайдера на мировом рынке товаров и услуг.

Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности