Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа

Описание

Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РФ К ВТО.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

3. Конкурирующие экономические интеграционные структуры. 
 

    3.1. Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества. 

    Одна  из крупнейших организаций, альтернативных находящимся под патронажем России, является Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (почти полтора миллиарда человек). Её участники по максимум очерчивают регион Британской Индии – Индия, Пакистан, Афганистан, Бангладеш, Непал, Бутан, Шри-Ланка и Мальдивские острова (наблюдатели – Китай, Япония, Южная Корея, США и ЕС). Такую географическую особенность можно было бы объяснить как стремление Дели зафиксировать свои территориальные притязания, однако в первой главе дано объяснение тому, что на сегодняшний день выгоды в данном регионе получает главным образом Лондон. Косвенным доказательством этой гипотезе служит и то, что одним из основных вопросов, решаемых этой организацией в данный момент, является сельское хозяйство – отрасль, безусловно, необходимая, но вряд ли относящаяся к наиболее перспективным в современной конкурентной среде. ЮАРС не отличается высокой эффективностью: ВВП на душу населения в рамках этого блока почти в три раза уступает тому же показателю для ЕврАзЭс, хотя по населению более чем в семь раз превышает. 

    3.2. Азиатско-Тихоокеанское Экономическое  Сотрудничество. 

    Если  ЮАРС просто крупная организация, то АТЭС, безусловно, наиболее серьёзная, символом чего является вступление в неё Российской Федерации. В странах-участниках проживает более 1/3 мирового населения и ведётся около половины мировой торговли, АТЭС предсказывают роль главного лидера глобальной экономики будущего. Любопытно, что изначально данная организация создавалась с совершенно другими целями: состав участников предполагал инфраструктуру обслуживания т.н. развитых стран за счёт трудовых ресурсов т.н. развивающихся. Однако реалии развития экономики привели к совершенно иному результату – роль таких стран как Австралия или Канада оказались размытыми, бывшие «рабочие ресурсы» превратились в полноценных участников торговых взаимоотношений, а фактическое перемещение глобального центра экономики из атлантического в тихоокеанский регион получило формальное признание.

    В контексте данной работы важно, что  одной из официальных целей этой организации является ликвидация ограничений  на передвижение между странами товаров, услуг и капиталов согласно нормам Всемирной Торговой Организации, то есть усилия в рамках АТЭС и ВТО в значительной степени синхронизированы. 

    3.3. Европейское Экономическое Сообщество. 

    Европейское Экономическое Сообщество консолидирует  интеграционные усилия в экономическом аспекте на пространстве запада Евразии. Необходимо отметить, что создание ЕЭС преследовало и менее благородную цель борьбы против мирового коммунистического движения, социалистических государств, а также национально-освободительной борьбы колониальных и зависимых стран. На сегодня стоит говорить о более развёрнутой работе по региональному объединению, наиболее значимым успехом в которой надо назвать введение единой валюты, эффективно соперничающей с долларом США на мировой арене. Однако, далеко не все процессы в этом регионе идут гладко. Греция, затянутая в своё время в ЕЭС в чисто политических целях (как один из столпов «западной цивилизации»), закономерно продемонстрировала неспособность обеспечения уровня экономики, сопоставимого с немецким, что поставило под угрозу само существование евро.

    Впрочем, надо признать, что сама идея создания мировой валюты исключительно на базе всё той же «западной цивилизации» обречена на провал. Необходимо учитывать  интересы намного более широких  кругов населения во всём мире. Евро вполне может быть региональной валютой и на равных основаниях участвовать в создании глобальной денежной системы в будущем, но рассчитывать на то, что в той или иной степени будет воспроизведено временное лидерство доллара, по меньшей мере недальновидно. 

    3.4. Североамериканское Соглашение  о Свободной Торговле. 

    Соединённые Штаты Америки поддерживали развитие Европейского Экономического Сообщества в расчёте на укрепление экономической  базы Организации Североатлантического Договора. Однако события стали развиваться по другому сценарию, запад Евразии переключился на самостоятельную роль. Ответные действия США можно с полным правом назвать симметричными: СССТ объединяет три крупнейшие страны североамериканского материка. Задачу облегчало то, что правительственные соглашения лишь зафиксировали достижения корпораций, уже освоивших экономическое пространство сопредельных стран. Принципиальным отличием является то, что Североамериканское Соглашение о Свободной Торговле в одностороннем порядке предполагает исключительно преследование интересов США, почему и не получило до сих пор бурного развития. Идти на откровенно дискриминационные меры против своих интересов та же Мексика может лишь под мощным давлением лоббистских групп Вашингтона, не говоря уже о том, что инвестиционная привлекательность этой страны обусловлена низкой оплатой труда и низкими экологическими стандартами, а основные вложения осуществляются в сборочные предприятия филиалов американских компаний. Уже на данный момент возвращение Мексики к экономической самостоятельности невозможно в силу того, что конкурентные преимущества безвозвратно утрачены из-за отсутствия развития полных технологических цепочек внутри страны.

    Вместе  с тем, остаются и определённые перспективы  развития СССТ. Власти США проводят широкомасштабные мероприятия в целях гуманитарной интеграции с народом Мексики, а препятствия со стороны Канады могут стать значительной преградой только в том случае, если по той или иной причине элита этой страны решит играть самостоятельную роль на мировой арене. Пока предпосылок для такого вывода нет. 

    3.5. Союз южноамериканских наций. 

    Одна из сильных идей идеологов СССТ заключается в объединении деятельности с работой в рамках Союза южноамериканских наций. В структурах СЮН интегрируются все страны Южной Америки, кроме полуколониальной Французской Гвианы. Это четвёртая в мире организация как по населению, так и по валовому внутреннему продукту. Более того, общность развития стран-участников позволяет прогнозировать, что со временем Союз южноамериканских наций сможет эффективно способствовать интеграционным процессам в рамках всего материка, создавая уникальную среду на основе самобытной культуры южноамериканских индейцев. Ключевые роли в СЮН играют Бразилия, Перу и Венесуэла – страны, практически не зависящие от влияния ближайшего крупного игрока на мировой арене (США).

    Главной внутренней проблемой надо назвать присутствие в Союзе подконтрольных США стран. В первую очередь это Колумбия, а также Чили и Парагвай, следующие в фарватере вашингтонской политики по самым разным вопросам. Сильным испытанием для Союза будет рассмотрение проблемы Мальдивских островов, оккупированных Англией несмотря на сопротивление Аргентины. В данное время Лондон готовится к нефтедобыче в районе этих островов. Помимо этого, владение Мальдивами даёт возможность претендовать на часть шельфа Антарктиды, обладающего, по некоторым данным, огромными запасами полезных ископаемых. 

    3.6. Совет сотрудничества Арабских  Государств Залива. 

    ССАГЗ, пожалуй, единственная действенная организация арабского сообщества. Основной мотив объединения – огромные нефтяные запасы стран-участников. С учётом регионального сосредоточения, Совет вполне может со временем заменить Организацию стран-экспортёров нефти с точки зрения эффективности совместных действий, что является безусловной предпосылкой к интеграции. Несмотря на то, что роль ОСЭН всячески подчёркивается в средствах массовой информации, на деле её секретариат ни разу после известных событий 1970х не продемонстрировал способности принять решение, которое по-настоящему было бы выгодным для экспортёров нефти: вместо этого главным образом учитываются интересы глобальных потребителей.

    Интеграция  на Аравийском полуострове не может  быть принята к рассмотрению в  качестве фактора мирового масштаба, однако ССАГЗ вполне может в будущем принять участие в структурах, формализующих объединение на юге Евразии. Основная вероятная проблема – поиск в совместной работе разумного компромисса между неизбежным учётом мусульманского фактора в силу его исторической обоснованности и отказа от чисто религиозного мотива, порождающего экстремизм. Кроме того, необходимо обратить внимание на вопрос взаимоотношений с арабским сообществом на севере Африки. 

    3.7. Африканское Экономическое Сообщество. 

    Это крупнейшее объединение в Африке южнее Сахары (то есть на всё материке, за исключением арабского севера) на сегодня имеет весьма туманные перспективы. Наиболее вероятный локомотив интеграции в регионе – Нигерия – пока не в состоянии возглавить решение давно назревшей задачи африканской интеграции. Препятствий много: это и ужасающая бедность, и слабость государственных структур, и низкий уровень развития технологий, и неоколониальные устремления Англии, прочно укрепившейся в ЮАР и пытавшейся несколько лет назад запустить всесторонний процесс расширения своего влияния (тогда этому помешали только теракты в Лондоне). Пока сложно сказать, когда и в каком масштабе АЭС сможет достичь реальных целей. Отрадно уже то, что такая организация существует и служит площадкой для обсуждения вопросов, важных для населения одного из наиболее густонаселённых материков. 
 
 

    4. Всемирная Торговая  Организация. 
 

    4.1. Предпосылки возникновения. 

    Всемирная торговая организация (ВТО) – это международная экономическая организация, регулирующая правила международной торговли согласно принципам либерализма. Всемирная торговая организация является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГСТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.

    ВТО функционирует с 1 января 1995, решение  о ее создании было принято в конце многолетних переговоров в рамках Уругвайского раунда ГСТТ, который завершился в декабре 1993. Официально ВТО образована на конференции в Марракеше в апреле 1994, поэтому Соглашение об учреждении ВТО называют также Марракешским соглашением. Если ГСТТ занималась регулированием только торговли товарами, то сфера деятельности ВТО более широка: помимо торговли товарами она регулирует также торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности.

    После окончания Второй мировой войны по Бреттон-Вудскому соглашению 1944 намечалось создать три международные экономические организации, которые занимались бы разными аспектами внешнеэкономического сотрудничества. Первые две действительно появились – они сейчас известны как Всемирный банк и Международный валютный фонд. В дополнение к ним планировалось создать также Организацию по международной торговле (ОМТ) в виде специализированного агентства при ООН. Проект устава ОМТ предполагал, что помимо вопросов, непосредственно связанных с международной торговлей, новая организация займется регулированием нормативов трудовых отношений, правил заключения соглашений на поставки товаров и иных мер, ограничивающих свободную коммерческую деятельность, международные инвестиции и услуги.

    В 1946, еще до окончательного утверждения устава ОМТ, 23 страны из числа ведущих участников мирового хозяйства решили провести переговоры о взаимном снижении таможенных тарифов и принятии на себя соответствующих обязательств. Вторая мировая война только закончилась, страны стремились дать толчок скорейшей либерализации торговли и начать демонтаж протекционистских мер, доставшихся им в наследство от 1930-х. Первый же раунд переговоров увенчался крупным успехом – были снижены 45 тысяч тарифов, затрагивавших торговый оборот на общую сумму 10 млрд. долл. (это составляло тогда одну пятую общемирового торгового объема). 23 страны также договорились о принятии ряда правил торговли, включенных в проект устава ОМТ. Они считали, что это срочная и временная мера защиты принятого решения о тарифных скидках. Единый пакет документов, включавший и правила торговли, и скидки по тарифам, получил название Генерального соглашения по тарифам и торговле. Оно вступило в силу в январе 1948, когда по уставу ОМТ все еще шли переговоры. 23 государства, подписавшие эти документы, стали членами-основателями ГСТТ (официально их называли Договаривающимися Сторонами).

    Устав ОМТ был в конце концов утвержден  на Конференции ООН по торговле и  занятости, проходившей в Гаване в марте 1948, но ратифицировать этот документ в ряде стран оказалось невозможным из-за несовместимости с их национальными законами. Наиболее ожесточенное сопротивление устав встретил в Конгрессе США, хотя американское правительство было в числе инициаторов создания ОМТ. В 1950 правительство США объявило, что не будет ратифицировать устав, принятый в Гаване. После этого проект ОМТ окончательно потерпел крах.

    Система развивалась в процессе проведения в рамках ГСТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд – 1986-1994гг., т.н. “Уругвайский раунд”, - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГСТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГСТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГСТТ, фактически будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН. Таким образом, ГСТТ было задумано как чисто временная договоренность до создания ОМТ, но поскольку ОМТ так и не удалось создать, то ГСТТ оставалось единственным инструментом регулирования международной торговли до того момента, когда была создана специализированная Всемирная торговая организация (ВТО) в 1995.  

Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности