Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа

Описание

Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РФ К ВТО.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

    В качестве эксперимента можно спрогнозировать  очередной этап развития системы удовлетворения потребностей. Видимо, производная четвёртой степени будет представлять собой предоставление услуг при реализации задач самого развития. Так же, как предоставление кредита открывает существенно более широкие перспективы для потребителя, чем изготовление товара (производная третьего степени против первичного уровня), так же и развитие в качестве самостоятельной ценности более перспективно само по себе в силу расширения возможностей по сбыту в рамках предыдущих уровней описанной классификации.

    Всемирный, а на самом деле, западный, кризис показал, что безответственные решения, принимаемые государствами с  крупнейшими экономиками и транснациональными корпорациями, привели к существенным рискам в отношении благосостояния населения как собственно западных стран, так и многих других, привязанных к той же системе многочисленными связями в виде кредитов, размещённых производств и т.д. Хотя бы в целях удовлетворения инстинкта самосохранения назрела необходимость переключиться на эффективное развитие как таковое. Среди структурных мер можно назвать удовлетворение потребностей с помощью выравнивания отраслевого профиля для соответствия всем уровням классификации. Это необходимо для учёта фактора численности населения, то есть взаимосвязи экономического развития и удовлетворённости широких кругов потребителей. В особенности данная задача важна при рассмотрении глобального сообщества, интегрируемого в рамках Всемирной Торговой Организации. 
 
 

    5. РФ и ВТО. Перспективы  вступления. 
 

    5.1. Отсутствие дискриминации в торговле. 

    Оценим, сможет ли Российская Федерация воспользоваться  возможностью бороться с дискриминационными мерами, которые в настоящее время  применяются по отношению к ней. Ответить на этот вопрос прежде всего  поможет опыт других государств. Свыше 160 государств посчитали для себя выгодным стать членами ВТО или вступили на путь присоединения к ВТО. На их долю приходится более 90% внешнеторгового оборота России. Страны-участницы ВТО образуют то, что принято именовать “мировая торговая система”, базой которой является во многом унифицированное мировое правовое пространство. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как: режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг; защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов; свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров; определённая гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры. Кроме того, Россия получит другие торгово-политические преимущества, которые в итоге будут содействовать её организованному вхождению в мировое хозяйство, развитию её внешней торговли, защите российских интересов за рубежом. Оставаясь за пределами ВТО, Россия рискует оказаться в торгово-политической изоляции. Вместе с тем, договорённости ВТО в правовом плане выполняют роль многостороннего торгового договора, присоединение к которому существенно снижает потребность в громоздкой системе двусторонних торговых договоров.

    Предполагают, что в течение первых 3-4 лет после вступления в ВТО Россия сможет получить определенный выигрыш за счет прекращения дискриминационных мер в отношении российских экспортёров сырья на внешних рынках. Отмена санкций позволит создать дополнительные рабочие места и нарастить мощности на предприятиях, несущих в настоящее время потери. При этом рост экономики составит от 1,0 до 3,3 % ВВП.

    Для России болезненным препятствием на пути российского экспорта также  являются антидемпинговые процедуры, количество которых в последней  время постоянно растёт. При этом нередко они применяются даже тогда, когда демпинга как такового нет, а низкие цены действительно отражают невысокие издержки производства. Яркий пример – ядерное топливо. Поскольку Россия здесь располагает наиболее совершенной технологией, её ядерное топливо сейчас самое дешёвое. Между тем США, стремясь защитить своих производителей, ввели антидемпинговую пошлину в размере 116,5 процентов.

         Летом 1995 г. возникла угроза сокращения экспорта пушнины, традиционно являющейся важной статьёй русского экспорта и даже предметом её гордости. Страны ЕС приняли решение ввести с 1 января 1996 г. импортные ограничения на шкурки пушных зверей, добытых "негуманными" способами лова (и соответственно, на изделия из них). Эта мера применяется в отношении мехов, экспортируемых из России, США и Канады. Между тем Россия меньше всех заслужила такое отношение. В отличие от двух других названных стран, в России уже есть закон, запрещающей использовать такие способы лова. Европа, в общем-то, признаёт, что в отношении России была допущена ошибка, но дать обратный ход запущенной машине антидемпинговых процедур не желает.

         В целом по числу антидемпинговых  процедур, применённых против России, всех опережает Европейский Союз (на его счету их 15) и только из-за этого наша страна теряет около 200 млн. долларов США. Далее идут США (7 процедур). В числе гонителей российских товаров значатся также некоторые латиноамериканские страны, Южная Корея, Индия, Польша. В среднем размер антидемпинговых пошлин составляет 70-80 процентов, но в ряде случаев превышает 100. И хотя, став членом ВТО, Россия получит возможность защититься от одностороннего произвола относительно применения тех или иных ограничительных мер, в частности, от растущего количества антидемпинговых расследований по отношению к российским экспортным товарам, получение Россией выгод из присоединения к ВТО далеко не безусловно и по другой причине. Известная поправка “Джексона-Вэника”, принятая в 70-е годы в США к закону о торговле и запрещающая применять в отношении группы стран, включая Россию, недискриминационный торговый режим, сохраняет свое действие и поныне. И хотя в 1994 г. статус России был несколько изменён, в соответствии с этой поправкой Россия всё же не может рассчитывать на безоговорочное предоставление ей режима наибольшего благоприятствования. Отменить её может лишь конгресс США, который пока делать это не намерен. И это несмотря на полную абсурдность: поправка принята в отношении СССР, которого не существует уже почти 20 лет и в качестве меры против ограничения выезда евреев из СССР (сегодня не только нет подобных запретов, но и существует безвизовый режим с Израилем).

         По мнению наиболее радикальных  протекционистов, если российская  внешнеторговая политика будет ориентирована на выполнение требований ВТО, то это необратимо направит страну по характерному для большинства государств “третьего мира” зависимому пути развития в роли сырьевого придатка, приведёт к консервации её технологической “второсортности” и общей стагнации. В целом, критики, призывающие не спешить со вступлением в ВТО, в качестве аргумента выдвигают довод о том, что выгоды от присоединения к этой организации проявятся лишь через несколько лет, в то время как платить за этот шаг придётся уже сейчас.

    Практика  показывает, что ВТО не гарантирует от дискриминации в торговле. Яркий пример тому – решение США о введении на 3 года карательных пошлин на импортируемые из Китая шины для легковых автомобилей и лёгких грузовиков. Пресс-секретарь Белого дома Роберт Гиббс заявил, что эти пошлины составят 35% в первый год, 30% во второй и 25% на третий год. Согласно правилам ВТО, соответствующие страны также могут принять санкции против импорта китайских шин, напрямую ссылаясь на пример США. 

    5.2. Снижение торговых барьеров.  

    Членство в ВТО позволит России использовать механизм разрешения споров и конфликтных ситуаций, эффективно действующий в ВТО. Нужда в нём для российских предпринимателей ощутимо возросла в 90-е гг., когда в ответ на серьёзное открытие внутреннего рынка Россия столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом (как раз по тем товарам и услугам, где Россия обладает сравнительными преимуществами во внешней торговле) и недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм как на внешнем, так и на внутреннем рынках страны.

    Маловероятно  ожидать от присоединения к ВТО  и расширения экспортных возможностей для российских производителей в  современных условиях. Во-первых, уже  сегодня Россия торгует со своими партнерами в режиме наибольшего  благоприятствования на основе двухсторонних соглашений. В этом смысле существенного улучшения в условиях доступа российских товаров на внешние рынки произойти не может. Во-вторых, в структуре экспорта России большую часть занимают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифными барьерами за рубежом. Сегодня в широком обращении находятся оценки, согласно которым членство России в ВТО связывается с улучшением доступа на внешние рынки для конкурентных видов продукции на сумму, составляющую не более 10% нашего экспорта. Основная же часть российского экспорта, представленная энергоносителями и сырьевыми товарами, не испытывает каких-либо торгово-политических трудностей и в настоящее время, без вступления России в ВТО. Главные ограничители здесь – возможности по увеличению добычи и пропускная способность транспортных систем. Снижение же пошлин на эти категории товаров, многие из которых на внешних рынках облагаются невысокими импортными сборами или вообще свободны от них, даст минимальный эффект.

    Также многие отечественные экономисты высказывают опасения, что либерализация тарифно-таможенных условий может пойти только в одностороннем порядке – для импорта в Россию. Действительно, мировой рынок уже давно поделен, и молодым российским компаниям просто не остаётся места на нем. К тому же в России после семи лет структурных реформ практически не осталось компаний, которые хоть в какой-то степени способны конкурировать даже на внутреннем рынке с мировыми монстрами. Исключение составляют разве что естественные монополии, такие, как «Газпром» или «Роснефть». Если же Россия станет полноправным участником ВТО, ей придётся открыть свои внутренние рынки для товаров западных компаний, а это в нынешних условиях может оказаться губительным для российской промышленности.

    Процедура присоединения к ВТО предусматривает  обязательное закрепление на многие группы товаров принятого этой организацией уровня таможенных ставок, которые зачастую существенно ниже (в среднем почти в три раза) действующих в России. По отдельным группам товаров предусмотрено так называемое связывание пошлин – фиксирование их на определённом уровне с обязательством не превышать его в течение определённого времени. Правила ВТО требуют, чтобы входящие в неё страны с переходной экономикой, к числу которых пока относится Россия, «связывали» до 98 процентов товарных позиций. Помимо ставок таможенных пошлин, «связыванию» подлежат также налоги и таможенные сборы. Очевидно, что подобные меры способны нанести серьёзный удар не только по бюджету, но и по отечественному товаропроизводителю, который даже при нынешнем высоком уровне барьеров в ряде отраслей (автомобилестроение, лёгкая промышленность) с трудом противостоит более конкурентному импорту.

    При вступлении в систему ВТО Россия получит не только права, защищающие её экспорт, но и возьмёт на себя соответствующие обязательства в области импортной политики.

    Эти обязательства, несомненно, повлекут за собой необходимость изменения  существующей торговой политики, а, следовательно, увеличат необходимость продолжения перестройки российской экономики. России придётся пересмотреть таможенные тарифы с тем, чтобы приблизить их к уровню, который сложился в ВТО в итоге восьми раундов переговоров об их снижении, привести в соответствие с мировыми нормами торговое законодательство. Кроме того, партнёры по переговорам будут добиваться от России максимума уступок. Предстоит жёсткий торг на техническом уровне экспертов, которые на переговорах будут представлять важнейшие экономические интересы своих стран.

    В действительности необходимые корректировки импортной политики могут также оказаться полезными. Зачастую бывает трудно с политической точки зрения проводить линию, которая заставляла бы предприятия сталкиваться с иностранной конкуренцией, модернизировать и перестраивать производство в направлениях, где они имеют всемирное конкурентное преимущество. Это относится ко всем странам, независимо от экономической системы и процедуры принятия решений. При разработке торговой политики голоса, выступающие за сохранение текущего положения дел, чаще звучат громче, нежели голоса, поддерживающие изменения, необходимые для развития экономики. Ведение национальной торговой политики в рамках принципов ВТО помогает правительствам исправлять этот дисбаланс сил, отражающийся на разработке торговой политики, а также вести торговую политику, служащую долгосрочным интересам социального и экономического развития, а не краткосрочным секторальным интересам. 

    

  • 5.3. Стабильность  и предсказуемость условий торговли. 
  •     

  •     Есть  одна непростая, но исключительно важная проблема — разрешение споров и конфликтных ситуаций во внешней торговле, предотвращение торговых войн и поиск компромиссов. Ситуация, сложившаяся на мировых рынках многих товаров в середине 90-х годов, делает эту проблему актуальной для России. Механизм консультаций и поиска решения в спорных и конфликтных ситуаций развивался в рамках ГСТТ/ВТО на протяжении его более чем сорокалетней истории. Сейчас этот механизм будет действовать в рамках ВТО, что лишь усиливает его роль. Кроме того, каждый год в рамках ВТО торгово-политический режим нескольких стран-участниц проходит довольно жёсткий экзамен. Эта система наблюдения за развитием внешнеторгового регулирования стран-участниц ГСТТ (один из результатов Уругвайского раунда) начала действовать сравнительно недавно, но уже показала себя как механизм, оказывающий сдерживающее влияние на торгово-политические действия отдельных стран, поддерживающий нормальный климат во внешней торговле. Эта функция также переходит к ВТО. В рамках ВТО для этих целей создан специальный орган.

        Вступив в ВТО, Россия получит возможность  использовать для защиты своих внешнеторговых интересов весь этот механизм. Нужда  в нём для российских предпринимателей ощутимо выросла, когда в ответ на серьезное открытие своего внутреннего рынка Россия не увидела ответных шагов западных стран, а, напротив, столкнулась с избирательно действующими торговыми барьерами за рубежом как раз по тем товарам, где Россия обладает сравнительными преимуществами в международной торговле, и с недобросовестной конкуренцией ряда зарубежных фирм на внешних рынках, а также и на внутреннем рынке России.

    Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности