Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа
Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.
Анализ эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГСТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договорённостям последних туров переговоров, вошедших в ГСТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах.
В
свою очередь, присоединение России
к этим договорённостям, несомненно,
будет способствовать укреплению стабильности,
предсказуемости и открытости внешнеторгового
режима России, на недостаточность которых
приходится слышать жалобы не только со
стороны внешнеторговых партнёров Российской
Федерации, но и экспортёров и импортёров
в самой России.
Принцип, что для равноправной конкуренции фирм разных стран надо пресекать «несправедливые» приёмы конкурентной борьбы – такие, как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортёрам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта, - зафиксирован в ВТО. Тем не менее, этот принцип соблюдается далеко не всегда.
Здесь
необходимо отличать демпинг от низкой
цены вследствие низкой себестоимости.
Так, в примере с китайскими шинами мы
имеем конкурентный продукт с низкой ценой,
что демпингом не является. С другой стороны,
можно привести пример из личного опыта,
когда в 2010 году конкурирующая с нашей
компанией западная фирма внезапно снизила
цену на свой продукт в 2,5 раза! При всей
непредвзятости такое решение трудно
объяснить чем-то иным, кроме демпинга,
с помощью которого осуществляется недобросовестная
конкуренция на данном рынке.
5.5.
Льготы в международной
ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.
Переходный период (от 5 до 8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства и создания механизмов защиты внутренних производителей.
Россия существенно снизила уровень таможенных тарифов и провела их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов – 10,92 %, действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым наша страна не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путём использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.
Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введённые Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на «шумность» авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.
Ускорение
процессов самоорганизации производителей
– важнейшая предпосылка для эффективной
защиты экономики после присоединения
к ВТО. Именно ассоциации производителей,
охватывающие большую часть рынка соответствующих
товаров, могут и должны выступать по нормам
ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых
и иных защитных мер по отношению к зарубежным
конкурентам. Создание ассоциаций – элемент
той инфраструктуры, которая, с одной стороны,
необходима для работы в рамках ВТО, а
с другой – в России крайне слаба и неразвита.
К «инфраструктурным» элементам относятся
также наличие опытных юристов и юридических
фирм, способных защищать интересы российских
производителей в международных судах
и органах ВТО. Поиск, подготовка таких
специалистов должны стать элементом
политики по подготовке страны к вступлению.
На всё это явно потребуется не один год.
5.6.
Адаптация к нормам ВТО.
Экзамен
российского внешнеторгового
Введение нового торгового режима по-разному отразится в различных отраслях экономики:
Энергетические отрасли:
- Российские компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двухсторонних торговых соглашений с основными импортерами. Экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть ликвидирована.
-
Положениями Энергетической
-
Теоретически увеличение цены
на природный газ может привести
к повышению
Машиностроение:
-
Вступление в ВТО может
-
Машиностроители рассчитывают
-
Выходом для
Металлургия:
- Предполагается, что отмена дискриминационных квот и пошлин на вывоз российского металла приведёт к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.
- Одновременно с либерализацией экспорта произойдет снижение ставок импорта до нуля, что приведет к притоку импорта, снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли.
-
С большей степенью
Химическая промышленность:
-
Предприятия химической
-
Снижение импортных тарифов
- Российские предприятия могут упрочить свои позиции на жёстко защищённом международном рынке минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и хлористый калий.
Лесопромышленный комплекс:
- Россия традиционно выступает экспортёром продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки-картона, технической бумаги, фанеры.
-
Российская мебельная
Лёгкая промышленность:
- Российские предприятия лёгкой промышленности уже сейчас не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны стран-импортёров. Доля российской продукции на внутреннем рынке лёгкой промышленности составляет лишь 20%, в то время как 80% приходится на товары, ввозимые по серым и чёрным схемам без уплаты пошлин и налогов.
-
Снижение и отмена импортных
пошлин на технологическое
Фармацевтика:
-
Российская фармацевтическая
- В этой отрасли отсутствуют средства на техническое оснащение, разработку оригинальных лекарств и на внедрение обязательного стандарта GMP, что в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.
Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.
Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности