Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 03:01, практическая работа

Описание

Развитие общества, помимо других параметров, в большой степени определяется двумя силами равной значительности, но разной направленности – стремлениями к объединению и независимости. При этом если первая сила является естественным процессом, то вторая носит ярко выраженный политический характер. Культурологические причины, которыми оправдывается ложная необходимость противодействия объединению, лишь в редких случаях действительно носят объективный характер.

Работа состоит из  1 файл

ВЛИЯНИЕ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РФ К ВТО.doc

— 313.50 Кб (Скачать документ)

    Анализ  эволюции проблематики и числа участников многосторонних переговоров под эгидой ГСТТ показывает, что они приобрели ключевое значение в формировании международных условий, в которых развивается международная торговля, в том числе и внешняя торговля России. Торгово-политические итоги переговоров, будучи инкорпорированными в национальное законодательство стран-участниц, становились правовыми нормами, с которыми должны считаться и не участвующие в переговорах государства. Поэтому присоединение России к договорённостям последних туров переговоров, вошедших в ГСТТ, укрепит внешнеторговые позиции России на мировом рынке и откроет возможность для полноценного участия в будущих переговорах.    

    В свою очередь, присоединение России к этим договорённостям, несомненно, будет способствовать укреплению стабильности, предсказуемости и открытости внешнеторгового режима России, на недостаточность которых приходится слышать жалобы не только со стороны внешнеторговых партнёров Российской Федерации, но и экспортёров и импортёров в самой России. 

    

  • 5.4. Стимулирование  соревновательности в международной  торговле. 
  •     

  •     Принцип, что для равноправной конкуренции  фирм разных стран надо пресекать  «несправедливые» приёмы конкурентной борьбы – такие, как экспортные субсидии (помощь государства фирмам-экспортёрам), использование демпинговых (преднамеренно заниженных) цен для захвата новых рынков сбыта, - зафиксирован в ВТО. Тем не менее, этот принцип соблюдается далеко не всегда.

        Здесь необходимо отличать демпинг от низкой цены вследствие низкой себестоимости. Так, в примере с китайскими шинами мы имеем конкурентный продукт с низкой ценой, что демпингом не является. С другой стороны, можно привести пример из личного опыта, когда в 2010 году конкурирующая с нашей компанией западная фирма внезапно снизила цену на свой продукт в 2,5 раза! При всей непредвзятости такое решение трудно объяснить чем-то иным, кроме демпинга, с помощью которого осуществляется недобросовестная конкуренция на данном рынке.  

        5.5. Льготы в международной торговле  для менее развитых государств. 

        ВТО позволяет странам-участницам эффективно защищать и продвигать на мировых  рынках продукцию и услуги наиболее перспективных отраслей. Для этого существуют два основных инструмента: тарифные и нетарифные меры защиты внутренних производителей. На фоне общего роста протекционизма в мире, в особенности со стороны развитых стран, полезно оценить российскую ситуацию.

        Переходный  период (от 5 до 8 лет), в течение которого будет осуществляться тарифная защита российских товаров, будет использован для модернизации производства и создания механизмов защиты внутренних производителей.

        Россия  существенно снизила уровень  таможенных тарифов и провела  их унификацию вне переговоров с ВТО. В настоящее время средневзвешенный уровень тарифов – 10,92 %,  действуют 5 тарифных уровней от 5 до 25 %. Тем самым наша страна не только ослабила свою переговорную позицию, но и сократила возможности для дальнейшей стратегической защиты и развития отдельных товарных групп. Необходимость унификации тарифов объяснялась, прежде всего, неэффективным таможенным администрированием. Вместе с тем, наиболее экономически развитые страны-члены ВТО максимально используют возможности тарифной защиты своих рынков путём использования механизмов дифференциации и эскалации тарифов, когда таможенный тариф повышается соответственно степени обработки товара, что, в конечном итоге, стимулирует производство товаров с высокой степенью переработки.

        Другим эффективным механизмом защиты рынка являются нетарифные методы, включающие технические барьеры, антидемпинговые расследования, расследования о применении субсидий и др. Практика показывает, что частота их применения странами ВТО год от года только растет. Примером использования технических барьеров являются, например, введённые Европейским Союзом ограничения на выхлопы автомобилей или на «шумность» авиатехники. В России ни законодательство, ни практика такого регулирования далеко не совершенны.

        Ускорение процессов самоорганизации производителей – важнейшая предпосылка для эффективной защиты экономики после присоединения к ВТО. Именно ассоциации производителей, охватывающие большую часть рынка соответствующих товаров, могут и должны выступать по нормам ВТО в качестве инициаторов антидемпинговых и иных защитных мер по отношению к зарубежным конкурентам. Создание ассоциаций – элемент той инфраструктуры, которая, с одной стороны, необходима для работы в рамках ВТО, а с другой – в России крайне слаба и неразвита. К «инфраструктурным» элементам относятся также наличие опытных юристов и юридических фирм, способных защищать интересы российских производителей в международных судах и органах ВТО. Поиск, подготовка таких специалистов должны стать элементом политики по подготовке страны к вступлению. На всё это явно потребуется не один год.  

        5.6. Адаптация к нормам ВТО. 

        Экзамен российского внешнеторгового законодательства странами-участницами ВТО в ходе переговоров, несомненно, поставит вопрос о совершенствовании многих нормативных актов России, их сближения с мировой практикой и правовыми положениями ВТО. Этого не следует опасаться. Перевод на принципы ВТО российского внешнеторгового законодательства важен не только с точки зрения облегчения присоединения России к ВТО, но и потому, что в большинстве случаев — это общепринятые нормы и положения, на которых осуществляется международная торговля, которые облегчают развитие внешней торговли и содействуют этому.

        Введение нового торгового режима по-разному отразится в различных отраслях экономики:

        Энергетические  отрасли:

        - Российские компании-экспортёры энергетического сырья после вступления в ВТО продолжат действовать на основе имеющихся двухсторонних торговых соглашений с основными импортерами. Экспортные пошлины на нефть и газ будут заморожены после вступления в ВТО, по истечении определенного срока часть пошлин будет снижена, часть ликвидирована.

        - Положениями Энергетической стратегии  России до 2020 года предусматривается,  что цена на газ для промышленных  потребителей должна покрывать  издержки, прибыль и инвестиции, необходимые для эксплуатации новых месторождений. Уже к 2010 году реальные отпускные цены на газ для промышленных потребителей будут удвоены. Удорожание  энергоресурсов может совпасть со снижением промышленного спроса на них в связи с обострением конкуренции и закрытием предприятий и послужит компенсацией отрасли от возможных убытков.

        - Теоретически увеличение цены  на  природный газ может привести  к повышению конкурентоспособности  энергетического угля на внутреннем рынке за счёт увеличения потребительского спроса и объёмов добычи. Однако, если цены на уголь будут расти быстрее регулируемых цен на газ, предусмотренное Энергетической стратегией России вытеснение газа углём из топливно-энергетического баланса может не произойти.

        Машиностроение:

        - Вступление в ВТО может подорвать  позиции машиностроения, нуждающегося  в дорогостоящей и долговременной  модернизации производства (износ  основных фондов по отрасли превышает 80%). Рост цен на энергоносители и металл уже сейчас приводит к существенному снижению рентабельности и конкурентоспособности продукции машиностроения. Вступление в ВТО лишь усилит данную тенденцию.

        - Машиностроители рассчитывают на  сохранение высоких импортных пошлин (10-15% для нефтегазового оборудования, 20% для авиалайнеров, 25% для легковых автомобилей, что составляет исключение из унифицированной системы импортных тарифов) на переходный период, который должен составлять  не меньше 7 лет.

        - Выходом для автомобилестроителей, по мнению специалистов, могло бы стать укрупнение предприятий, концентрация на «мозаичном» производстве ограниченного числа конкурентоспособных комплектующих (в первую очередь литья) для иностранных инвесторов. 

        Металлургия:

        - Предполагается, что отмена дискриминационных  квот и пошлин на вывоз российского металла приведёт к росту поставок металлургической продукции на внешний рынок. В то же время, высокий износ производственных мощностей российских предприятий, рост цен на товары и услуги естественных монополий, а также переизбыток мощностей по производству стали на международном рынке могут стать препятствиями для экспансии российского металла.

        - Одновременно с либерализацией  экспорта произойдет снижение  ставок импорта до нуля, что  приведет к притоку импорта,  снижению внутренних цен, перенасыщению рынка (в том числе из-за снижения потребностей машиностроения) и разорению мелких предприятий отрасли.

        - С большей степенью вероятности  увеличат свой экспортный потенциал  компании, добывающие редкоземельные  металлы, и предприятия цветной  металлургии, продукция которой котируется на Лондонской бирже металлов. Снижение вывозных пошлин на продукцию цветной металлургии повысит рентабельность экспорта.

        Химическая  промышленность:

        - Предприятия химической отрасли  страдают от износа основных  фондов (по разным оценкам от 60 до 80 %) и отсутствия средств на технологическое перевооружение. Качество многих видов продукции российских производителей ниже, чем у конкурентов. Конкурентоспособность отрасли до последнего времени обеспечивалась дешевизной сырья и его близостью к перерабатывающим мощностям.

        - Снижение импортных тарифов при  вступлении в ВТО в сочетании  с дефицитом средств приведёт к ужесточению конкуренции на внутреннем рынке и сокращению объемов национального производства.

        - Российские предприятия могут упрочить свои позиции на жёстко защищённом международном рынке минеральных удобрений, включая аммиачную селитру и хлористый калий.

        Лесопромышленный  комплекс:

        - Россия традиционно выступает  экспортёром продукции с низкой степенью переработки, конкурентоспособной в странах Северной Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона. При вступлении в ВТО экспортные позиции крупных предприятий лесопромышленного комплекса сохранятся. В то же время можно ожидать роста импорта продукции глубокой переработки-картона, технической бумаги, фанеры.

        - Российская мебельная промышленность  в настоящее время неконкурентоспособна. Доля импорта на мебельном рынке приближается к 50% и с вступлением в ВТО будет расти. Можно ожидать, что с вступлением в ВТО выжившие российские предприятия перейдут под контроль западных компаний.

        Лёгкая промышленность:

        - Российские предприятия лёгкой промышленности уже сейчас не справляются с возрастающей конкуренцией со стороны стран-импортёров. Доля российской продукции на внутреннем рынке лёгкой промышленности составляет лишь 20%, в то время как 80% приходится на товары, ввозимые по серым и чёрным схемам без уплаты пошлин и налогов.

        - Снижение и отмена импортных  пошлин на технологическое оборудование  позволяет ограниченному числу  предприятий лёгкой промышленности ускорить модернизацию производства и повысить конкурентоспособность продукции. В то же время можно с уверенностью прогнозировать свёртывание производства и потерю рабочих мест в отрасли.

        Фармацевтика:

        - Российская фармацевтическая промышленность при вступлении в ВТО проиграет в ценовой конкуренции с зарубежными аналогами производимых в России препаратов. В период до 2010 г. предполагается снизить пошлины на некоторые импортные лекарства с 15,0 до 6,5%.

        - В этой отрасли отсутствуют  средства на техническое оснащение, разработку оригинальных лекарств и на внедрение обязательного стандарта GMP, что в ближайшее время может привести к закрытию ряда производств.

        Представляется, что многие российские предприятия, несмотря на ослабленную экономическим спадом и деградацией производственного потенциала конкурентоспособность, смогут предпринять необходимые усилия для того, чтобы смягчить возможные негативные последствия нового торгового режима и сохранить свои рыночные позиции. Разработка индивидуальных стратегий предприятий неизбежно должна включать комплекс мер, направленных на повышение эффективности производства, снижение издержек, внедрение стандартов качества продукции.

    Информация о работе Влияние присоединения РФ к ВТО на наращивание конкурентоспособности