Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:28, дипломная работа
Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Рис. 3 Динамика доходов областного бюджета
Рис. 4 Динамика расходов областного бюджета
Основные доходные источники областного бюджета, млн. рублей:
В 2007 году расходы на поддержку экономики региона составили 1831,8 млн. рублей или 11,0%. Увеличены расходы на поддержку АПК региона с 483 млн. рублей в 2006 году до 623 млн. рублей в 2007 году. Предусмотрены средства на поддержку промышленности, транспорта, ЖКХ и малого бизнеса в сумме 806,7 млн. рублей, в том числе промышленных предприятий - 236,9 млн. рублей, транспортных организаций – 322,3 млн. рублей, предприятий ЖКХ – 207,5 млн. рублей, предпринимателей – 40 млн. рублей.
Одним из важнейших показателей,
характеризующих
Рис. 5 Объем инвестиций в основной капитал в Брянской области
Ситуация начала меняться с 2006 года. В 2006 году инвестиционный рейтинг Брянщины повысился за счет снижения риска вложений инвестиций. Тем не менее, Брянщина сегодня продолжает испытывать острую нужду в серьезных финансовых вливаниях.
Одним из основных факторов,
замедляющих экономическое
Нельзя недооценивать другой негативный момент, а именно – очень слабое присутствие Брянщины в российском информационном поле. О нас действительно знают совсем немного, и все это укладывается в несколько слов: брянский лес, радиация, «красный пояс».
Брянщина, конечно, не нефтяной край, однако обладает целым рядом иных преимуществ, притом, весьма существенных. Регион занимает пограничное положение и, находясь на пересечении важных транспортных путей, обладает достаточно развитой инфраструктурой. Брянская область – это развязка стратегических российских и международных автотрасс. По территории области проходят шесть главных железнодорожных линий, по которым осуществляется широкая связь с другими регионами России и странами Европы. На территории Брянского района расположен международный аэропорт, связывающий область с Европой и западными областями России. Через Брянскую область пролегают крупные нефте- и газопроводы.
Брянщина обладает внушительной сырьевой базой. Имеются значительные запасы минерально-строительного сырья (пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности. Богата область запасами торфа. Имеются значительные запасы фосфатосодержащих руд для производства минеральных удобрений. Одно из наиболее крупных – Полпинское месторождение фосфоритных руд.
Недавно на Брянщине открыто Унеча-Крапивенское рудно-россыпное поле фосфатных титаноциркониевых песков. Это новый тип стратегически ценного сырья для получения титана, циркония, фосфатов и других редких элементов, а также пятиоксида фосфора. Все это имеет стабильный спрос и реализуется по высоким ценам, как на отечественном, так и на мировом рынках.
В журнале «Эксперт»
за 2005год №44 был приведен рейтинг
инвестиционной привлекательности
регионов. В приложении 1 приведен ранг
инвестиционного риска для
К сожалению, ситуацию с привлечением в наш регион инвесторов сразу изменить в корне не получится. Требуется долгая, кропотливая работа по созданию наиболее позитивного образа Брянщины, чтобы о ней знали как российские бизнесмены, так и иностранные.
На первый взгляд экономические,
политические и социальные процессы
в России благоприятствуют улучшению
инвестиционного климата
Таким образом, разделение регионов по принципу инвестиционной привлекательности позволяет более обоснованно сформулировать основные принципы новой региональной политики «поляризованного развития», а также стимулировать региональные власти к более энергичным действиям по улучшению инвестиционного климата.
В силу особенностей социально-политического и экономического развития Брянщина оказалась регионом, где социальные вопросы требуют к себе наиболее пристального внимания как со стороны властей, так и со стороны общественных организаций. К сожалению, сохраняется высокий темп инфляции, способствующий снижению платежеспособного спроса населения. Достаточно высокая задолженность по заработной плате, и без того крайне низкой, особенно в райцентрах и селах.
Еще одна проблема – убыль населения, значительно превышающая его естественный прирост. В таблице 2 приведено число родившихся, умерших и естественный прирост.
Таблица 2
Родившиеся, умершие и естественный прирост, человек
Годы |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост, убыль |
2005 |
12009 |
26495 |
-14486 |
2006 |
12092 |
24669 |
-12577 |
Городское население | |||
2005 |
8449 |
15475 |
-7026 |
2006 |
8411 |
14578 |
-6167 |
Сельское население | |||
2005 |
3560 |
11020 |
-7460 |
2006 |
3681 |
10091 |
-6410 |
За последние пять
лет численность жителей
Таблица 3
Миграция населения (человек)
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Выбывшие – всего из них: в пределах России в том числе: внутри региона в другие регионы в другие страны |
27192
25758
17973 7785 1434 |
26427
25219
17688 7531 1208 |
26575
25583
18079 7504 992 |
26071
25207
17564 7643 864 |
24458
23630
16614 7016 828 |
24474
23680
16584 7096 794 |
Численность трудовых ресурсов на 1 января 2007 года составила 790,1 тыс. человек, из них занятых в экономике – 604,2 тыс. человек. Стабильной остается ситуация на рынке труда. Уровень официально регистрируемой органами службы занятости безработицы составил 1,8 % к численности экономически активного населения (на 1 января 2006 года – 1,9 %). На 1 января 2007 года число безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 11,8 тыс. человек (на 1 января 2006 года – 12,2 тыс. человек).
Таким образом, Брянщина – это один из тех регионов, где социальные проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны всех структур власти и общественных организаций.
Практика последних лет показала, что дальнейшее развитие экономики области, преодоление негативных тенденций в социальной сфере во многом зависит от конструктивного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и бизнеса.
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
Россия твердо взяла курс на интеграцию в мировое сообщество. Для полноценного развития экономики нужен не только крупный, но средний и малый бизнес. Роль и значение малого предпринимательства наиболее полно раскрывается посредством анализа его политической, экономической и социальной значимости. Так, в сфере политических отношений малое предпринимательство оказывает активное влияние на политическую стабильность в общества. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. В сфере экономики малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. В социальной сфере малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса и, следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации, сглаживанию противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями населения. А эта – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственной поддержки малого предпринимательства.
Относительно низким является уровень развития малого бизнеса в Брянской области, а между тем в странах с сильной экономикой львиная доля бюджета формируется именно за счет малого и среднего предпринимательства.
Серьезными проблемами для развития этого сектора экономики являются отсутствие грамотно разработанной правовой базы, наличие противоречий между законодательством, практической предпринимательской деятельностью и налоговой системой, моральный прессинг со стороны контролирующих органов. Наряду с вопросами перераспределения налогов, существует ряд иных проблем, тормозящих стабилизацию предпринимательской деятельности. К ним можно отнести административные барьеры, безопасность бизнеса, в первую очередь правовую. Несмотря на существующие трудности, в Брянском регионе довольно активно ведется работа по поддержке малого предпринимательства. Наиболее ярким примером является постановление Администрации Брянской области «Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства», в результате которого запрещены внеплановые проверки предприятий со стороны контролирующих органов.
Кроме того, в области реализуется целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области на 2004 – 2006 годы». Общая сумма финансового обеспечения мероприятий программы в течение трех лет составила 23,094 млн. рублей. Главная задача этой программы – создание качественной законодательной основы, обеспечивающей защиту законных интересов предпринимателей и их имущественных прав, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства, разработка правил взаимоотношений органов власти и предпринимателей.
Также на территории
Брянской области действует
Особо хотелось отметить, что 14 сентября 2007 года Государственная Дума приняла законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Данный законопроект позволит предприятиям малого бизнеса во внеконкурсном порядке приобрести в собственность арендованные ими помещения или здания. Таким образом, малые предприятия получают имущественные гарантии для проведения своей хозяйственной деятельности, капитализировать свои инвестиции в ремонт, переоснащение, модернизацию производства и создание новых рабочих мест. Согласно данному законопроекту малые предприятия, которые арендуют государственное или муниципальное имущество не менее трех лет, имеют преимущественное право его выкупа по рыночной стоимости в рассрочку на три года.