Взаимодействие бизнеса и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)


 

 

 

 

 

 

Рис. 3 Динамика доходов  областного бюджета


 

 

 

 

 

 

Рис. 4 Динамика расходов областного бюджета

 

Основные доходные источники  областного бюджета, млн. рублей:

    1. налоговые и неналоговые доходы – 7572,5;
    2. межбюджетные трансферты – 8359,8;
    3. доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – 201,9.

В 2007 году расходы на поддержку  экономики региона составили 1831,8 млн. рублей или 11,0%. Увеличены расходы  на поддержку АПК региона с 483 млн. рублей в 2006 году до 623 млн. рублей в 2007 году. Предусмотрены средства на поддержку промышленности, транспорта, ЖКХ и малого бизнеса в сумме 806,7 млн. рублей, в том числе промышленных предприятий - 236,9 млн. рублей, транспортных организаций – 322,3 млн. рублей, предприятий ЖКХ – 207,5 млн. рублей, предпринимателей – 40 млн. рублей.

Одним из важнейших показателей, характеризующих конкурентоспособность  региона, является объем инвестиций, привлекаемых в производственную и  социальную сферу. Объем инвестиций в основной капитал по Брянской области  приведен на рис.5.


 

 

 

Рис. 5 Объем инвестиций в основной капитал  в Брянской области

 

Ситуация начала меняться с 2006 года. В 2006 году инвестиционный рейтинг  Брянщины повысился за счет снижения риска вложений инвестиций. Тем не менее, Брянщина сегодня продолжает испытывать острую нужду в серьезных финансовых вливаниях.

Одним из основных факторов, замедляющих экономическое развитие области, являются экологические последствия  Чернобыльской катастрофы. В результате ее произошла потеря всех рынков сбыта. Непосредственно в зону Чернобыля попало семь юго-западных черноземных сельскохозяйственных районов (выбытие около 330 тыс. га сельскохозяйственных угодий, сопровождавшееся потерей трудоспособного населения). Брянская область – наиболее пострадавший в результате катастрофы субъект РФ. Зона отселения и зона отчуждения сосредоточены только на территории данного субъекта.

Нельзя недооценивать  другой негативный момент, а именно – очень слабое присутствие Брянщины в российском информационном поле. О нас действительно знают совсем немного, и все это укладывается в несколько слов: брянский лес, радиация, «красный пояс».

Брянщина, конечно, не нефтяной край, однако обладает целым рядом  иных преимуществ, притом, весьма существенных. Регион занимает пограничное положение и, находясь на пересечении важных транспортных путей, обладает достаточно развитой инфраструктурой. Брянская область – это развязка стратегических российских и международных автотрасс. По территории области проходят шесть главных железнодорожных линий, по которым осуществляется широкая связь с другими регионами России и странами Европы. На территории Брянского района расположен международный аэропорт, связывающий область с Европой и западными областями России. Через Брянскую область пролегают крупные нефте- и газопроводы.

Брянщина обладает внушительной сырьевой базой. Имеются значительные запасы минерально-строительного сырья (пески, глины, трепел, мел) для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности. Богата область запасами торфа. Имеются значительные запасы фосфатосодержащих руд для производства минеральных удобрений. Одно из наиболее крупных – Полпинское месторождение фосфоритных руд.

Недавно на Брянщине открыто  Унеча-Крапивенское рудно-россыпное  поле фосфатных титаноциркониевых песков. Это новый тип стратегически ценного сырья для получения титана, циркония, фосфатов и других редких элементов, а также пятиоксида фосфора. Все это имеет стабильный спрос и реализуется по высоким ценам, как на отечественном, так и на мировом рынках.

В журнале «Эксперт»  за 2005год №44 был приведен рейтинг  инвестиционной привлекательности  регионов. В приложении 1 приведен ранг инвестиционного риска для Брянской области. Как видно из приложения Брянская область среди 89 регионов имеет 70 ранг риска. Такое место было обеспечено за счет высокого экономического риска – 84 ранг и экономического риска – 72 ранг. Положительный момент заключается в том, что на очень низком уровне законодательный риск. В приложении 2 приведен инвестиционный потенциал Брянской области. 47 место было обеспечено Брянской областью в первую очередь за счет природно-ресурсной базы.

К сожалению, ситуацию с  привлечением в наш регион инвесторов сразу изменить в корне не получится. Требуется долгая, кропотливая работа по созданию наиболее позитивного образа Брянщины, чтобы о ней знали как российские бизнесмены, так и иностранные.

На первый взгляд экономические, политические и социальные процессы в России благоприятствуют улучшению  инвестиционного климата регионов. Неплохие показатели экономического развития России и возросшие объемы инвестиций привели к долгожданному процессу ускоренного обновления основных фондов. Тем не менее, половина регионов сохраняет хронический дефицит бюджета и не в состоянии в полной мере выполнять возложенные на власти субъектов федерации конституционные функции без помощи федерального центра. Такая ситуация оказывает негативное влияние и на инвестиционный климат регионов. В июне 2005 года Минрегион представил правительству страны новую «Концепцию стратегии социально-экономического развития регионов РФ», в которой упор делается на дифференцированное развитие регионов, фактическое закрепление их роли в экономике России и территориальной структуре хозяйства. Речь в «Концепции» идет, прежде всего, о приоритетном развитии регионов двух типов – «опорных» и «полюсов роста». «Опорные» - наиболее крупные, экономически развитые регионы России. «Полюса роста» - динамично развивающиеся средние и небольшие регионы. Государственная поддержка, как предусмотрено в «Концепции» будет оказываться в первую очередь именно таким регионам. На основании исследований, приведенным журналом «Эксперт» Брянская область по результатам рейтинга относится к «проблемным» регионам. К «проблемным» относятся регионы, обладающие не до конца использованными ресурсами роста в силу худшего инвестиционного климата и недостатка инвестиций. При повышении инвестиционной привлекательности наиболее крупные из них могут стать «полюсами», а небольшие - «точками» роста.

Таким образом, разделение регионов по принципу инвестиционной привлекательности позволяет более обоснованно сформулировать основные принципы новой региональной политики «поляризованного развития», а также стимулировать региональные власти к более энергичным действиям по улучшению инвестиционного климата.

В силу особенностей социально-политического  и экономического развития Брянщина оказалась регионом, где социальные вопросы требуют к себе наиболее пристального внимания как со стороны  властей, так и со стороны общественных организаций. К сожалению, сохраняется высокий темп инфляции, способствующий снижению платежеспособного спроса населения. Достаточно высокая задолженность по заработной плате, и без того крайне низкой, особенно в райцентрах и селах.

Еще одна проблема – убыль  населения, значительно превышающая его естественный прирост. В таблице 2 приведено число родившихся, умерших и естественный прирост.

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Родившиеся, умершие и  естественный прирост, человек

Годы

Родившиеся

Умершие

Естественный прирост, убыль

2005

12009

26495

-14486

2006

12092

24669

-12577

Городское население

2005

8449

15475

-7026

2006

8411

14578

-6167

Сельское население

2005

3560

11020

-7460

2006

3681

10091

-6410


 

За последние пять лет численность жителей сократилась  во всех городах и районах области. Естественный прирост населения не было отмечено ни в одном из них. Так, например, в 2005 году превышение числа умерших над числом родившихся составило в целом по области 14,5 тыс. человек, в 2000 году – 14,0тыс. человек. В 2005 году в области родилось 12009 младенцев, это на 7000 человек меньше, чем в 1990 году. Особенно высокие показатели смертности отмечены в юго-западных районах области, наиболее пострадавшие от чернобыльской катастрофы. Во всех районах Брянщины, помимо высокой смертности, наблюдается массовое выбытие молодежи, уезжающей в другие города (в основном, в Брянск и Москву) в поисках лучшей доли. В таблице 3 приведена миграция населения.

 

Таблица 3

Миграция населения (человек)

 

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Выбывшие – всего 

         из них:

в пределах России

         в том числе:

внутри региона

в другие регионы

в другие страны 

27192

 

25758

 

17973

7785

1434

26427

 

25219

 

17688

7531

1208

26575

 

25583

 

18079

7504

992

26071

 

25207

 

17564

7643

864

24458

 

23630

 

16614

7016

828

24474

 

23680

 

16584

7096

794


 

Численность трудовых ресурсов на 1 января 2007 года составила 790,1 тыс. человек, из них занятых в экономике  – 604,2 тыс. человек. Стабильной остается ситуация на рынке труда. Уровень  официально регистрируемой органами службы занятости безработицы составил 1,8 % к численности экономически активного населения (на 1 января 2006 года – 1,9 %). На 1 января 2007 года число безработных, состоящих на учете в органах службы занятости, составило 11,8 тыс. человек (на 1 января 2006 года – 12,2 тыс. человек).

Таким образом, Брянщина – это один из тех регионов, где  социальные проблемы требуют к себе самого пристального внимания со стороны  всех структур власти и общественных организаций.

Практика последних  лет показала, что дальнейшее развитие экономики области, преодоление негативных тенденций в социальной сфере во многом зависит от конструктивного взаимодействия и сотрудничества органов государственной власти и бизнеса.

 

2.2 Законодательные  акты, действующие на территории  Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса

Россия твердо взяла  курс на интеграцию в мировое сообщество. Для полноценного развития экономики  нужен не только крупный, но средний  и малый бизнес. Роль и значение малого предпринимательства наиболее полно раскрывается посредством анализа его политической, экономической и социальной значимости. Так, в сфере политических отношений малое предпринимательство оказывает активное влияние на политическую стабильность в общества. Являясь наиболее многочисленным классом, представители малого предпринимательства либо сами формируют свои политические взгляды, либо становятся объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. В сфере экономики малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, быстро реагируют на постоянно изменяющиеся потребности общества. В социальной сфере малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования среднего класса и, следовательно, способствует ослаблению присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации, сглаживанию противоречий между наиболее богатыми и бедными слоями населения. А эта – одна из наиболее острых проблем современного российского общества. Мировой опыт свидетельствует о необходимости государственной поддержки малого предпринимательства.

Относительно низким является уровень развития малого бизнеса  в Брянской области, а между тем  в странах с сильной экономикой львиная доля бюджета формируется именно за счет малого и среднего предпринимательства.

Серьезными проблемами для развития этого сектора экономики являются отсутствие грамотно разработанной правовой базы, наличие противоречий между законодательством, практической предпринимательской деятельностью и налоговой системой, моральный прессинг со стороны контролирующих органов. Наряду с вопросами перераспределения налогов, существует ряд иных проблем, тормозящих стабилизацию предпринимательской деятельности. К ним можно отнести административные барьеры, безопасность бизнеса, в первую очередь правовую. Несмотря на существующие трудности, в Брянском регионе довольно активно ведется работа по поддержке малого предпринимательства. Наиболее ярким примером является постановление Администрации Брянской области «Об устранении административных барьеров при развитии предпринимательства», в результате которого запрещены внеплановые проверки предприятий со стороны контролирующих органов.

Кроме того, в области  реализуется целевая программа  «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области на 2004 – 2006 годы». Общая сумма финансового обеспечения мероприятий программы в течение трех лет составила 23,094 млн. рублей. Главная задача этой программы – создание качественной законодательной основы, обеспечивающей защиту законных интересов предпринимателей и их имущественных прав, устранение административных барьеров в развитии предпринимательства, разработка правил взаимоотношений органов власти и предпринимателей.

 Также на территории  Брянской области действует постановление  Администрации Брянской области  от 29.12.2006 №891 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Государственная поддержка малого предпринимательства в Брянской области» (2007-2009 годы)». Для поддержки малого бизнеса действует постановление Брянской областной Думы от 30.05.1996 №364 «О порядке применения федерального закона Российской Федерации «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», расположенных на территории брянской области».

Особо хотелось отметить, что 14 сентября 2007 года Государственная Дума приняла законопроект «Об особенностях участия субъектов малого предпринимательства в приватизации арендованного государственного и муниципального имущества». Данный законопроект позволит предприятиям малого бизнеса во внеконкурсном порядке приобрести в собственность арендованные ими помещения или здания. Таким образом, малые предприятия получают имущественные гарантии для проведения своей хозяйственной деятельности, капитализировать свои инвестиции в ремонт, переоснащение, модернизацию производства и создание новых рабочих мест. Согласно данному законопроекту малые предприятия, которые арендуют государственное или муниципальное имущество не менее трех лет, имеют преимущественное право его выкупа по рыночной стоимости в рассрочку на три года.

Информация о работе Взаимодействие бизнеса и власти