Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:28, дипломная работа
Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
В последнее время проявили себя молодые предприниматели В. Беляй из г. Клинцы, Н. Корольков из Жуковки, Т. Рубинская из Брянска.
Развивая производство,
внедряя новую технику и
В нашем регионе многие предприятия и предприниматели оказывают помощь в содержании памятников культуры, часть из которых даже взята на баланс предприятий. Эти действия так же могут свидетельствовать о присутствии у представителей брянского бизнеса чувства социальной ответственности перед регионом, его жителями, наследием предков и будущим поколением.
В заключение, хочется
отметить, что в российском бизнес-сообществе
уже растет понимание необходимости
социально ответственного поведения,
участия в продвижении культурн
Перед отечественным бизнесом сегодня стоит двойная задача: с одной стороны, возродить утраченные этические традиции российского предпринимательства, включая заботу о нуждах общества, а с другой стороны, использовать в максимальной мере позитивные достижения мирового опыта участия деловых структур в решении социальных вопросов. Достижение этих целей потребует от бизнес-сообщества довольно длительного времени, а главное – осознания им аспектов в своей производственной и коммерческой деятельности.
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Изучив все возможные формы и модели взаимодействия бизнеса и власти как на федеральном, так и на региональном уровне, можно с полной уверенностью говорить о необходимости разработки единой стратегии совместного развития бизнеса и власти. Для успешной реализации стратегии партнерских взаимоотношений в первую очередь нужно определить приоритетные направления соприкосновения сторон:
I. Для Брянской области в настоящее время является обязательным проведение совместного (власть и бизнес) обсуждения социально-экономических проблем региона. Причем дело не должно заканчиваться лишь обсуждением: представители бизнеса, понимая бремя ответственности, возложенное на них, предлагают (без давления властей) осуществимые альтернативные варианты решения острых проблем. Возможно даже создание при губернаторе своего рода группы развития, в состав которой войдут наиболее ответственные руководители бизнес-структур. Но обсуждаться тут должны не личные проблемы предпринимателей, а проблемы всего региона и возможности их совместного решения. По примеру некоторых регионов (Свердловская, Ярославская область) совместно с группой экономических субъектов можно разрабатывать программу развития производительных сил на длительный период времени, допустим, до 2015 года. Это позволит учесть интересы и бизнеса, и власти региона. Данные преобразования необходимо начинать уже с начала 2008 года, в свете смены власти (выборы в Государственную Думу 2 декабря и будущие выборы президента) эта мера будет способствовать интеграции интересов нового состава властных структур, бизнеса и населения.
Так же к выработке
социально-экономической
II. Многие российские компании на основе международных стандартов внедряют систему добровольной социальной отчетности, что позволяет предотвращать открытое противостояние разных общественных групп в агрессивной форме.
Предприятиям Брянска и Брянской области, по-моему, данная мера позволила бы завоевать среди населения региона непререкаемый авторитет, и в то же время создать партнерские отношения с властью.
III. Нельзя забывать, что результативность взаимодействия бизнеса и власти во многом зависит от сотрудничества коммерческого и некоммерческого сектора. Создавая конкуренцию государственным и муниципальным структурам, некоммерческие организации увеличивают эффективность функционирования системы предоставления социальных услуг в целом.
Но в нашем регионе социальная активность населения очень мала, лишь 5% жителей области принимают участие в общественных объединениях. Поэтому необходимо привлекать население к участию в общественной жизни области. Причем это не должно выглядеть как простая формальность: в сознании каждого человека должно твердо укрепиться представление о том, что его мнение очень важно. Такой образ жизни не должен быть простой «обязаловкой» или наоборот путевкой в круг избранных, а обязан стать частью человеческого Я.
IV. Представителям власти Брянской области непозволительно забывать об истине, известной каждому: неудачная политика в отношении малых и средних предприятий может в будущем привести Россию к стагнации предпринимательства, теневой экономике и криминогенным явлениям в народном хозяйстве при усложнении проблем финансирования бюджета за счет налогов.
По словам председателя Комитета Государственной Думы по собственности В. Плескачевского, «бизнесу нужна не помощь, а благоприятные условия для работы. Малый бизнес — это основа самозанятости и самофинансирования трудоспособных инициативных граждан».
Проблемой в настоящее время является то, что далеко не все понимают роль малого бизнеса в жизни страны. Сегодня нужно активнее стремиться к росту числа малых предприятий на территории России. Уровень развития малого предпринимательства в России – при сохранении нынешних тенденций – все больше отстает от потребностей рыночной экономики, не позволяет реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач.
Переход к ускоренному развитию малого предпринимательства требует, прежде всего, совершенствования внешней среды, в которой оно существует – в первую очередь, законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Большинство положений действующего федерального закона о государственной поддержке малого бизнеса, разработанного в начале 90-х гг. и принятого в 1995 г., устарело, не соответствует сложившимся реалиям. Продолжается многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса, необходимых для кардинального улучшения финансовой ситуации в этой сфере.
Успешное развитие малого бизнеса существенно сдерживает недостаток финансовых средств. Банки в большинстве случаев не заинтересованы в кредитовании малого бизнеса.
Малому бизнесу необходима действенная система поддержки. Реально различную помощь (льготные услуги, кредиты) получает всего лишь несколько процентов субъектов малого бизнеса.
Серьезные проблемы испытывают субъекты малого предпринимательства и в области имущественной поддержки.
Не решена проблема предоставления предприятиям малого бизнеса государственных и муниципальных заказов. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема заказов повсеместно не выполняется. Субъекты малого бизнеса практически не допущены к госзаказу.
Исходя из вышеизложенного, можно предложить предпринять в самые короткие сроки (до начала 2009 года) меры по следующим направлениям поддержки малого бизнеса:
1. Органы власти должны предоставлять государственные гарантии, которые обеспечивают при кредитовании разделение рисков между государством, кредитными организациями и малыми предприятиями. Данная мера должна способствовать росту заинтересованности банковского сектора в кредитовании малого бизнеса.
2. Так же нужно повысить заинтересованность банков в кредитовании малого предпринимательства, за счет рассмотрения возможности снижения ставок рефинансирования для региональных банков при кредитовании субъектов малого предпринимательства и путем возмещения разницы в процентных ставках по кредитам, полученным в российских кредитных организациях субъектами малого предпринимательства.
Возможно так же создание единой закрытой базы кредитных историй субъектов малого бизнеса, доступной кредитующим их организациям.
Брянской областной администрации можно рекомендовать создание специализированного банка с государственным участием, работающего по программе поддержки и развития малого бизнеса.
Не лишним было бы предусмотреть
возможность рассрочки и
Так же необходимо предоставить возможность представителям малого бизнеса устраивать своего рода ярмарки идей, на которых инвесторы могли бы присмотреть интересующие их проекты и рассмотреть возможность вложения в них средств.
3. На федеральном уровне необходимо обеспечить доработку, скорейшее принятие и введение в действие законодательства по налогообложению субъектов малого предпринимательства, направленное на реальное стимулирование малого бизнеса в России. Проводить работу над законодательством необходимо в постоянном сотрудничестве власти с объединениями предпринимателей (РСПП, ТПП). При этом льготы по налогообложению должны касаться всех категорий малого бизнеса, включая сельхозтоваропроизводителей, переведенных на единый сельскохозяйственный налог.
4. Так же рекомендуется упростить учет и отчетность для субъектов малого предпринимательства как при применении специальных налоговых режимов, так и при общем режиме налогообложения.
5. В настоящее время администрации следует рассмотреть возможность создания благоприятных условий для формирования и развития небанковских институтов финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства. Для этого органы власти должны найти возможность изыскания средств на развитие институтов микрофинансирования, ведь «отдача» от этого покроет все расходы.
6. Имущественное обеспечение – это насущная проблема, волнующая практически всех субъектов малого бизнеса. Поэтому рекомендуется разработать и принять нормативно-правовые акты, определяющие специальные условия и порядок передачи неиспользуемых производственных площадей и технологического оборудования предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности, малым предприятиям на условиях долгосрочной аренды, выкупа, доверительного управления, передачи оборудования в лизинг. При этом следует уменьшить бумажную «волокиту» по оформлению аренды или выкупа государственного имущества и работать по принципу «одного окна».
7. В целях более эффективного использования лизинга как важного ресурсного источника для малого бизнеса необходимо предусматривать в бюджете как государства, так и области выделение гарантий с целью привлечения дешевых финансовых ресурсов для лизинговых компаний, специализирующихся на работе с субъектами малого предпринимательства. При этом лизинговым компаниям, работающим с малым бизнесом, следует предоставлять определенные льготы, преференции для роста их заинтересованности в работе. Так же возможно предложить банками с долей государственного участия в Уставном капитале кредитовать на более выгодных условиях лизинговые компании, специализирующихся на работе субъектов малого предпринимательства.
8. Региональным и муниципальным властям следует разрабатывать эффективные программы поддержки малого предпринимательства. Сюда можно отнести и обеспечение малого бизнеса не менее чем 15% госзаказа.
Список рекомендуемых мероприятий поддержки сегмента малого предпринимательства не является исчерпывающим, это лишь минимальный перечень острых проблем, требующих немедленного решения.
V. Немаловажным в отношении взаимодействия бизнеса и власти является стимулирование властью бизнеса к активному и эффективному развитию. В Брянской области это осуществляется за счет вручения денежных премий и подарков наиболее выделившимся предпринимателям. Хочется отметить тот факт, что ни материальная сторона премии интересует представителей бизнеса, а возможность быть признанным, лучшим в глазах населения области. В данном аспекте можно предложить периодически организовывать конкурсы, смотры профессиональных качеств представителей бизнеса. По-моему, данная практика является весьма действенным рычагом воздействия на бизнес, при умелом управлении которым можно добиться немалых результатов.