Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:28, дипломная работа
Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73
Областная Дума рассмотрела законопроект «О розничных рынках Брянской области». Данный документ направлен на обеспечение прав потребителей, потребностей населения области в товарах, работах и услугах соответствующего качества, поддержку отечественных товаропроизводителей, создание условий для реализации на розничных рынках сельскохозяйственной продукции.
На территории Брянской области осуществляет свою деятельность Брянская торгово–промышленная палата (БТПП). 30 ноября 2006 года принят Закон Брянской области «О Торгово-промышленной палате Брянской области», который будет способствовать консолидации усилий БТПП и бизнес-сообщества по поддержке малого и среднего бизнеса на Брянщине.
Знаковым событие для малого бизнеса стало принятие закона. Теперь малый бизнес в России будет развиваться строго в рамках федерального закона РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» №209-ФЗ от 24 июля 2007 года. Закон предполагает создание системы фондов поддержки малого бизнеса, и в нем прописано, как это необходимо сделать. Эту систему фондов тоже надо создавать, то есть запускается большая работа по формированию государственной поддержки малого бизнеса, которая в конечном итого должна создать более благоприятные условия для деятельности малого бизнеса, чем это есть на сегодня. Но самое главное – этот закон дает толчок региональному законодательству.
Привлечение инвестиций – один из главных факторов динамичного развития региональной экономики. Поэтому администрация Брянской области, безусловно, стремится создать благоприятный инвестиционный климат, в котором - и это самое важное – будет надежно защищены интересы деловых партнеров, готовых вложить средства в развитие региона. Правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории области определяет Закон «Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области», действующий с 1996 года. В данный законодательный акт неоднократно вносились изменения и дополнения, которые позволили расширить перечень налоговых льгот, увеличить период их действия, изменить налоговые ставки по предоставляемым льготам, упростить механизм предоставления государственной поддержки в виде льгот и гарантий. Последние дополнения в данный законодательный акт касаются компенсации части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов за счет средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат организаций на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционного проекта.
Нужно четко понимать:
без государства, без законодательно-
2.3 Сложившаяся
в Брянской области модель
взаимодействия бизнеса и
Характер взаимодействия бизнеса и власти является важным показателем состояния общества в целом. Отношения между ними влияют на характер власти, стиль и технологии управления. В последнее время среди исследователей широкое распространение получили концепции «слияния» бизнеса с властью и «приватизации власти» крупным капиталом. Большинство авторов, утверждающих, что крупный капитал «приватизировал» власть в России, основывают свой анализ на изучении федерального уровня политики. Однако исследования, проведенные на региональном уровне, в большинстве случаев дают другие результаты.
С конца 90-х годов накопивший
большие ресурсы крупный бизнес
начал массированную
В 90-е годы в субъектах РФ возникли различные модели взаимодействия бизнеса и власти. Выделяются: модель патронажа, предполагающая административное давление власти на бизнес; модель «приватизации власти», когда власть сосредотачивалась в руках одной группы экономических субъектов, модель подавления, когда власть использовала в отношениях с бизнесом репрессивный аппарат; модель партнерства, в рамках которой представители бизнеса и власти заключали компромисс.
К началу нового столетия в отношениях бизнеса и власти в российских регионах произошли существенные изменения. Они были обоснованы начавшейся политикой рецентрализации России и последовавшим за ней изменением потенциала региональной власти, возросшей политизацией бизнеса, а также появлением на региональном пространстве новых влиятельных игроков.
Однако централизация не привела к формированию в Брянской области репрессивной модели, скорее наоборот, сильные экономические субъекты, объединившись с властью, стали решать свои прагматические задачи еще более последовательно, отказавшись от полного захвата власти одной из сторон. Таким образом, можно сказать, что в нашем регионе сложились отношения, которые можно обозначить как модель партнерства.
Основное базовое условие для формирования данной модели – диверсифицированность экономических ресурсов региона и их рассредоточение между различными элитными группами, каждая из которых обладает собственными ресурсами влияния. Модель партнерства – это результат «пакта» элит, в котором власть не может вести диалог с бизнесом с позиций силы и выступает в роли арбитра, занимающегося согласованием общих позиций.
Для партнерской системы взаимодействий бизнеса и власти в Брянской области характерны следующие особенности:
Рассмотрим подробно каждую из этих особенностей.
Губернатор как арбитр между группами влияния.
Губернатор являлся
гарантом внутриэлитной стабильности,
силой, консолидирующей бизнес-
Не малая заслуга губернатора и в возрождении ежегодного празднества по поводу проведения Свенской ярмарки. Данное мероприятие позволяет стимулировать развитие производства и торговли в области, способствует заключению выгодных соглашений. Так же с помощью ярмарки устанавливаются добрососедские отношения с граничащими с Брянской областью регионами Украины и Белоруссии.
Обмен ресурсами как основа взаимоотношений.
В процессе взаимодействия бизнеса и власти в рамках партнерской модели происходит обмен ресурсами: бизнес получает «особые условия» (освобождение от налогов и другие льготы) и доступ к дополнительным экономическим ресурсам (дешевые кредиты, участие в федеральных программах), а представители власти могут рассчитывать на поддержку бизнес-сообщества в ходе выборов и с его помощью осуществлять собственные программы социального и экономического развития.
Отказ бизнеса от борьбы за власть.
Если паритет достигается, то в этом случае бизнес отказывается от борьбы за власть и поручает политической элите представительство своих интересов в институтах власти. В данном случае речь идет, прежде всего, об отказе бизнес-сообщества от претензий в борьбе за губернаторский пост. Ведь зачем бизнесу нагружать себя дополнительными обязанностями, когда его интересы и без того поддерживаются властью.
Эффективность бизнеса как условие консенсуса бизнеса и власти.
В Брянской области, где между бизнесом и властью устанавливаются партнерские отношения, попадание в слой бизнес-элиты обусловливается, не просто хорошими отношениями с властными фигурами, а успехами собственного бизнеса. Среди наиболее влиятельных лиц у нас можно встретить немало независимых от власти бизнесменов, а списки влиятельных в политике и экономике людей полностью не совпадают.
Не исключено, что набор данных характеристик может быть расширен, но ясно одно – сегодня в регионе противостояние властных и экономических факторов приводит к взаимному ослаблению, что в условиях жесткого поведения Центра нельзя признать рациональной линией политического поведения. В динамично развивающихся регионах властные и бизнес-элиты стремятся не рисковать достигнутым и находить приемлемые для двух сторон формы взаимодействия. Однако это не означает, что модель партнерства устойчива и не может трансформироваться в какую-либо другую модель отношений. По крайней мере, и у бизнеса, и у власти есть инструменты влияния, которые способствуют тому, чтобы держать друг друга под контролем.
Необходимо помнить, что ресурсы влияния власти на экономическую ситуацию и основные экономические факторы – не есть постоянная величина. Воздействие может быть как уменьшающимся, так и увеличивающимся. Однако при всех происходящих переменах ресурсы региональной власти, и, прежде всего, губернаторской, не стоит недооценивать.
Рычаги (ресурсы), позволяющие региональной власти влиять на бизнес-сообщество, можно с определенной долей условности сгруппировать в три основных блока – административные, экономические и политические.
К административным ресурсам могут быть отнесены прописанные в региональных законах полномочия региональной власти, а также права, присвоенные региональными руководителями. Политика централизации снизила возможности региональных властей влиять на деятельность федеральных структур, а федеральный Центр сумел вернуть себе контроль над ними. В последние годы региональная власть лишилась целого ряда инструментов административного влияния. «Сегодня мы лишены элементарной информации, не можем получить от налоговиков сведений о том, какие налоги платят наши предприятия», - говорит один из областных руководителей.
В результате укрепления «вертикали власти» влияние региональных лидеров на федеральные институты власти сократилось. Но, тем не менее, региональная власть сохраняет контроль над проверяющими инстанциями – экологической, санитарной, энергетической, пожарной инспекциями, которые всегда могут быть задействованы против отдельных экономических структур. Чаще всего эти институты властью не используются, но возможность их применения постоянно присутствуют в диалоге бизнеса и власти.
«Мы можем закрыть любое предприятие, которое нарушает экологическую ситуацию в городе, и они это хорошо знают», – говорит руководитель одного из городов Брянской области.
Серьезным ресурсом, который
существенно увеличивает
Экономические ресурсы. Этот вид ресурсов региональной власти определяется экономическим потенциалом региона, степенью контроля, установленного властью над экономикой подведомственной территории, а также стратегиями, которые вырабатывает региональная власть.
В годы «региональной автономии» наиболее важным экономическим ресурсом региональной власти являлся контроль над собственностью и процессом ее распределения. Сегодня в динамично развивающейся Брянской области основная часть собственности уже распределена. В этих условиях возможность региональной власти контролировать процесс распределения и перераспределения собственности сократилась. Переход собственности в частные руки предопределяет повышение экономических ресурсов у бизнеса по сравнению с властью. Чем больше будет собственности в частных руках, тем больше потенциал власти будет снижаться.
К значимым экономическим ресурсам региональной власти, позволяющим ей сегодня влиять на бизнес, относятся: предоставление налоговых льгот; государственный и социальный заказ; введение единого налога на вмененный доход (который чаще всего рассматривается как особый ресурс городской власти); торговля региональными преференциями (предоставление землеотводов, разрешение на застройку). Используя эти ресурсы, наша региональная власть создает более или менее благоприятные условия развития «близким» экономическим структурам.
В условиях, когда в регион приходят новые собственники, актуальной для регионального бизнеса становится поддержка властей в противостоянии «недружественному захвату» собственности. В этом вопросе стратегии поведения региональной власти многое предопределяют, ведь именно она вырабатывает правила прихода капитала на свою территорию.