Взаимодействие бизнеса и власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 20:28, дипломная работа

Описание

Современная система отношений между властью и бизнес-сообществом основывается на действии механизмов согласия. Это означает, что бизнес и институты власти действуют не только в своих интересах, но и в интересах населения, что позволяет рассматривать такие отношения как социальный диалог.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ ВСЕХ УРОВНЕЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 6
2 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Социально-экономическое положение Брянской области 32
2.2 Законодательные акты, действующие на территории Брянской области по развитию предпринимательства, малого и среднего бизнеса
41
2.3 Сложившаяся в Брянской области модель взаимодействия бизнеса и власти 45
2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области 53
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ БИЗНЕСА И ВЛАСТИ В БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 73

Работа состоит из  1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 483.50 Кб (Скачать документ)

«Самостоятельно региональный бизнес противостоять московскому  капиталу не может. Для этого нужна сильная власть, которая определяет правила игры и решает, пускать или не пускать московский капитал в регион», – считает известный аналитик М. Коробельников. В этом плане брянские руководители до сих пор находили компромисс: в области представлен и динамично развивающийся «местный» бизнес и представители других регионов (Москва, Курск, Воронеж, Белгород).

Как отмечалось выше, губернатор Брянской области Н.В. Денин широко использует в своей деятельности международные контакты, и это делает его взаимодействие с бизнесом взаимовыгодным. Как бывший представитель бизнес-сообщества он прекрасно понимает все его проблемы и пытается произвести определенные подвижки в этом направлении.

Так же не стоит выпускать  из вида, что именно власть разрабатывает стратегические направления развития региональной промышленности, торговли, транспорта, в которых занята немалая часть крупного бизнеса. Это способствует тому, что власть берет на себя роль экономического стратега, со сформулированными приоритетами которой бизнес не может не считаться.

К политическим ресурсам региональной власти можно отнести: способность регионального руководителя отстаивать интересы региона на федеральном уровне, его влияние на региональную политику, уровень контроля за региональными процессами. В прошлом первые лица региона оказывали серьезное влияние на структурирование политического пространства в своих регионах. Некоторые из прежних ресурсов им удалось сохранить, а в ряде случаев получить новые. Так, Н.В. Денин контролирует региональное отделение «Единой России», возглавляет ее список на выборах в Государственную думу. За время нахождения Н.В. Денина на посту губернатора Брянской области у нас побывало немало представителей федеральной власти (С. Миронов, Б. Грызлов, С. Иванов), с которыми ему удалось обсудить представление определенной помощи региону.

Это позволяет говорить о том, что политические ресурсы  губернатора внутри региона остаются весьма существенными, что не может  не заставить бизнес считаться с  этим и учитывать во взаимодействии с властью.

Краткий обзор ресурсов, которыми располагает губернатор Брянской области, убеждает в том, что лидер региона продолжает оставаться влиятельной фигурой, а сосредоточенные в его руках ресурсы не просто сократились или увеличились, а существенно изменились. Сегодня, чтобы влиять на экономическую ситуацию в своем регионе, губернатор должен динамично реагировать на происходящие перемены, обладать профессиональной командой, способной работать не только с текущей экономической ситуацией, но и уметь прогнозировать возможные экономические последствия тех или иных решений.

Региональные руководители хорошо осознают потребности нового времени. С этой целью первые лица региона стремятся обновлять  экономический блок своих команд, привлекать к работе успешных предпринимателей.

Взаимодействие с региональными  властями позволяет бизнесу более  уверенно действовать в экономическом  пространстве. В более широком  контексте оно создает реальные основания для формирования в  регионе экономической и политической стабильности.

 

 

 

2.4 Социальная ответственность бизнеса в Брянской области

Немаловажным аспектом в гармонизации интересов власти и бизнеса является повышение  уровня социальной ответственности  бизнеса перед населением.

Экономическое реформирование, имеющее место в нашей стране, ставит перед предпринимателями задачи выхода на новый уровень. В частности, решение вопроса о вступлении Российской Федерации в ВТО предполагает, что качество товаров, производимых в нашей стране, будет соответствовать международным стандартам. К сожалению, не всегда желаемое соответствует действительному. До сих пор многие предприятия не в состоянии довести качество своей продукции до мирового уровня. К тому же не всегда производители свободно ориентируются в требованиях современного рынка. Для помощи предпринимателям в решении этих вопросов и создана система торгово-промышленных палат. В настоящее время членами Брянской торгово-промышленной палаты являются около 600 предприятий и организаций области всех форм собственности.

Сегодня во всем мире просматриваются тенденции сдвига бизнеса в сторону большего учета в своей деятельности социальных, моральных и этических аспектов. В острой конкурентной борьбе побеждают именно те компании, которые на практике осознают, что экономические цели имеет также и социальное измерение, а хозяйственная деятельность должна приносить максимальную выгоду не только акционерам, но и соответствовать интересам всего гражданского общества.

Социальная ответственность (партнерство) – это социальное действие, основанное на чувстве человеческой солидарности и разделяемой ответственности за проблему, которое строится на четко определенных правилах. Прежде всего, это фактическое партнерство, а не благотворительность, милосердие в отношении нуждающихся. Оно возникает тогда, когда представители местной власти и бизнеса начинают работать совместно, осознав, что это выгодно каждому из них и обществу в целом.

Социально ответственный  бизнес предусматривает наличие следующих компонентов:

      • высокое качество производимых товаров и услуг;
      • создание комфортных и высокодоходных рабочих мест;
      • защита окружающей среды;
      • наличие социальных инвестиций и участие в общественно значимых мероприятиях, проводимых на территории функционирования хозяйствующего субъекта.

Эффект социально ответственного бизнеса характеризуется созданием стабильной бизнес-среды, снижением предпринимательских рисков, укреплением доверия, созданием положительного имиджа компании, увеличением капитализации, ростом финансовых показателей, повышением эффективности маркетинга, развитием инноваций, способствующих расширению рынка и другими полученными выгодами.

В начале 2005 года торгово-промышленная палата России заявила о намерении  взять в свои руки инициативу по развитию социально-ответственного бизнеса. Причем сделать это не на уровне абстрактных лозунгов и призывов, а путем ориентации бизнеса на решение конкретных задач, изложенных в разработанном палатой стандарта «Социальная ответственность предприятий и организаций, зарегистрированных в Российской Федерации.

Исследования, проведенные сотрудниками Брянской палаты, показывают, что многие работники не чувствуют себя в достаточной степени социально защищенными как в государственном, так и в частном секторе экономики. В погоне за прибылью допускаются массовые нарушения трудовых норм, культивируется чрезмерная интенсивность труда, сверхурочные работы, низкие заработки, непредоставление предусмотренных законом социальных льгот и гарантий. Предприниматели зачастую полагают, что социальная защита – это прерогатива государственных институтов или профсоюзов, а у руководителей и собственников – другие заботы.

В ряде предприятий Брянщины сохраняется острота и злободневность вопросов развития социальной инфраструктуры предприятия, культуры труда, высвобождения  и трудоустройства работников, формирования общественного мнения в коллективе, трудовой морали, повышения социальной активности персонала.

Следует отметить, что  сама торгово-промышленная палата, как  структура, неукоснительно придерживается принципов социальной ответственности. Через всю деятельность Брянской ТПП проходит забота о подрастающем поколении Брянщины, так как в нем – будущее региона. В данном контексте налажено тесное сотрудничество с учебными заведениями. Палата постоянно оказывает помощь школам в плане приобретения методической литературы, оборудования. Среди старшеклассников и студентов проводятся тренинги, направленные на адаптацию молодых людей к рыночным условиям, одаренным детям назначаются стипендии. На многих предприятиях, являющихся членами палаты периодически организуется производственная практика для школьников и студентов.

Предметом особого внимания и опеки для Брянской палаты являются дети, вынужденные жить в детских домах, приютах, интернатах. По данным управления образования администрации Брянской области, на попечении государства находится более 6 тысяч детей – сирот и детей, оставшихся без родительской опеки. Можно констатировать, что именно помощь обездоленным детям стала за последние годы главным направлением благотворительных программ предпринимателей. Объединению усилий делового сообщества способствовала инициатива Торгово-промышленной палаты РФ по созданию благотворительного фонда «Центр помощи беспризорным детям».

Одной из важнейших сторон процесса осознания представителями  виднейших предпринимательских  династий дореволюционной России своей ответственности перед обществом явилось широкое развитие в их среде благотворительности и меценатства. Именно в этих двух сферах предприниматели быстрее всего стали осознавать необходимость взять на себя выполнение двух исторических миссий – социальной (борьба с нищетой) и культурной (создание национальной культуры). Для Брянской торгово-промышленной палаты, действующей в регионе, который имеет давние и прочные традиции благотворительности, ассоциирующиеся с именами купцов Могилевцевых, князей Тенищевых, промышленника С. Мальцева, возрождение и развитие филантропии и меценатства выступают в качестве приоритетной задачи в деле формирования социально ответственного предпринимательства. Именно палата явилась инициатором принятия постановления администрации Брянской области «О мерах по совершенствованию благотворительной деятельности в Брянской области».

Участвуя в организации  работы по выполнению данного постановления, палата с органами власти и другими  общественными организациями добилась того, что каждое социальное учреждение имеет постоянного и надежного «шефа» из числа преуспевающих предприятий области. Ежегодно вводятся в эксплуатацию здания для детских домов и школ интернатов, причем определенную часть на эти цели выделяют предпринимательские организации и торгово-промышленная палата в виде спонсорской помощи.

История индивидуального  спонсорства насчитывает не одно столетие. В число наиболее заметных направлений деятельности Брянской торгово-промышленной палаты – спонсорская  помощь учреждениям культуры, содействие восстановлению историко-культурных памятников и реликвий.

Заботясь о реставрации  историко-культурных памятников, палата регулярно выделяет спонсорскую  помощь Театру драмы имени А.К. Толстого, ансамблям «Юность» и «Зарянка».

Брянская палата не намерена ослаблять внимание и к другим традиционным объектам своей благотворительной деятельности. В их числе – областной общественный фонд социальной поддержки военнослужащих Минобороны и членов их семей, органы правопорядка Бежицкого района г. Брянска, городские больницы, молодые таланты в области науки и искусства, многодетные семьи, спортивные коллективы. В соответствии с установками, содержащимися в программе деятельности брянской палаты на период 2003-2008 годов, намечается обеспечить общую сумму отчислений на благотворительные нужды до размера, равного не менее 3% валового дохода палаты.

В интервью Президент Брянской торгово-промышленной палаты Т.Ф. Суворова высказывает свою точку зрения по данной проблеме: «Не могу не согласиться с выводом президента банка «Новая Москва» И. Финогенова о том, что «только своими собственными усилиями мы можем преодолеть весьма негативное представление общества об уровне социальной ответственности бизнеса». Действительно, у работников частных предприятий заработная плата сегодня выше, чем у работников бюджетной сферы: учителей, врачей, работников культуры, коммунальщиков. С одной стороны, это говорит об умелом ведении дел предпринимателями, их успешном бизнесе, но с другой - создает нездоровую обстановку в обществе. Особенно если те же самые предприниматели замкнулись только на получении прибыли, повышении эффективности собственного производства, расширении собственной экономической базы, и в «упор» не хотят видеть социальных проблем своего региона, выказывая безразличие к нуждам окружающих, кроме своих работников. Тем самым подрывается деловая репутация бизнесменов, размывается роль и место бизнеса и предпринимательства в глазах рядовых членов общества».

Примечательно, что в  настоящее время на Брянщине развитие предпринимательства ставится во главу угла как составная часть экономики региона. Потому что здесь все взаимосвязано: слабая экономика - значит, слабый бизнес в регионе, а слабый бизнес в регионе - нет подспорья развитию социально-экономической базы. И здесь еще раз можно согласиться с И. Финогеновым, когда он говорит, что «лишь тогда, когда развивается экономика, возможно решение социальных проблем. Наоборот, к сожалению, не получится. Слабый бизнес - слабая социальная ответственность»16.

То есть речь идет о том, что бизнес как в каждом регионе, так и в масштабах всей России, должен быть не только защищенным (здесь большая роль принадлежит торгово-промышленным палатам всех уровней), но и социально направленным (а это уже зависит от человеческих качеств бизнесмена и предпринимателя, его отношения к малой родине и своим согражданам). Можно и нужно говорить об ответственности деловых людей за решение социальных проблем. Но ответственность в данном случае понятие более нравственное, моральное. А вот социальная направленность - это уже конкретно, или она есть, или его нет.

Тема социальной ответственности  бизнеса особенно важна и актуальна  сегодня, когда ответственность  российского предпринимательства  перед обществом становится все  более осознанной. Все большее  значение приобретают такие устойчивые ценности, как репутация предприятия, морально-этические, культурные нормы. В развитии рыночных отношений это стало необходимостью.

Как же решаются эти вопросы на ведущих предприятиях Брянщины?

Отвечая на данный вопрос, можно с полной уверенностью назвать наших признанных лидеров в сфере брянского бизнеса, чьи имена и результаты работы руководимых ими коллективов известны всей России и за ее пределами, - не говоря уже о масштабах региона. Это генеральные директора ОАО «Брянконфи» С. Шишонкова, ОАО «НИИ Изотерм» В. Инютин, ОАО «Пищекомбинат Бежицкий» С. Машков, председатель КБ «Брянский народный банк» (ОАО) В. Сигаева, руководитель предприятия «Кондитерская компания «Золушка» Л. Лапыгина, директор общества с ограниченной ответственностью ССХП «Женьшень» И. Мешков (в этом уникальном хозяйстве действительно выращивается корень жизни - женьшень), генеральный директор ООО «Брянский мясоперерабатывающий комбинат» председатель бюджетного комитета Брянской областной Думы Б. Бадырханов, генеральный директор фирмы «Адмиралъ» депутат областной Думы Ю. Петрухин. К ним подтягиваются уже твердо ставшие на ноги товарищество на вере «Сыр Стародубский» (руководитель А. Мокроусова), предприятие из районного центра Навля «Пищевик» (генеральный директор В. Акулова), ЗАО «Локомотив-Дизель-Сервис» из Брянска (генеральный директор С. Горелов), строительно-монтажное управление из г. Новозыбкова (генеральный директор Ю. Курбатов).

Информация о работе Взаимодействие бизнеса и власти