Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Содержание

Введение 3



1) Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав потребителей 4


2) Права потребителей на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность

другой стороны договора за их нарушение 9


3) Права потребителей на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность другой стороны договора за

нарушение этих прав 10


4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества 13


5) Претензии и иски потребителей 24


6) Выводы и предложения 31


Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

Введение                                                                                                   3 

  

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите  

прав потребителей                                                                                            4 
 

2) Права потребителей  на получение объективной  

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность  

другой стороны  договора за их нарушение                                       9 
 

3) Права потребителей  на безопасность товара (работы,  

услуги) и ответственность  другой стороны договора за  

нарушение этих прав                                                                             10 
 

4) Права потребителей  в случае продажи им товаров  

ненадлежащего качества                                                                               13 
 

5) Претензии и  иски потребителей                                                     24 
 

6) Выводы и предложения                                                                   31 
 

Список использованной литературы                                                  33 

Введение 
 

Защита прав потребителей – понятие, недавно  вошедшее в  нашу  действительность. Работы по ее правовому и организационному  обеспечению выдвинули ее в число  основных направлений социально-экономической  политики государства.     

До недавнего времени  потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители  товаров и услуг, торговля диктовала  им свои условия. Ведомственные  нормативные  акты и инструкции  ограничивали  права потребителя и не давали  им возможности  предъявить свои обоснованные  претензии. Судебная защита практически  отсутствовала. Потребители не могли  реализовать свои фундаментальные  права, закрепленные в резолюции  Генеральной Ассамблеи ООН  (N 39/248 от 9 апреля 1985 г). 

Только с принятием  Верховным Советом  Российской Федерации 7 февраля  1992 года Закона «О защите прав потребителей» потребители  получили правовые возможности в  отстаивании своих прав. Закон  вобрал в себя  лучший опыт соответствующей  международной и зарубежной  национальной  законодательной  практики.  

Закон издан для  регулирования отношений, возникающих  между потребителями и предпринимателями, установления прав потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего  качества, на безопасность их жизни  и здоровья, получения информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях,  продавцах),  просвещения потребителей, государственной  и общественной защитой их интересов,  объединения в общественные организации  потребителей, а также определении  механизма реализации этих прав.  

          Цель моей курсовой работы  – изучить и понять смысл  Закона  РФ «О защите прав  потребителя» и других источников  российского законодательства о  защите прав потребителей. 

1) Общая характеристика  законодательства РФ о защите  

прав потребителей 
 

Закон об охране прав потребителей появился во многих западно-европейских  странах еще в 70-е годы. Монополизация  производства  торговли заставила  правительства прибегнуть к мерам  государственного регулирования, принятию законодательства, целью которого является прямое вторжение в договорные отношения  сторон для защиты одной из них  – потребителя. 

Основным нормативным  актом регулирующим отношения по защите прав потребителей в Российской Федерации является закон РФ «О защите прав потребителей”, введенный в  действие 7 апреля 1992 года, который дополнился Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и  дополнений в Закон РФ «О защите прав потребителей» и Кодекса  РСФСР об административных правонарушениях» (Закон)[1]. 

Закон регулирует отношения, возникающие между потребителями  и предпринимателями (продавцами) по поводу продажи товаров, осуществления  работ и оказания услуг, то есть в  области в области удовлетворения многочисленных бытовых потребностей граждан. 

Закон не содержит каких  либо общих критериев разграничения  компетенции по регулированию упомянутых отношений между РФ и республиками в ее составе. 

Закон не распространяется на потребителей – юридических лиц, а также на потребителей – физических лиц (граждан), если они используют, приобретают, заказывают, либо имеют  намерение приобрести или заказать товар, работу, услугу не для личных бытовых нужд, а например, для  предпринимательской деятельности. 

Под личными бытовыми нуждами следует понимать удовлетворение бытовых потребностей не только гражданина, который непосредственно приобрел данный товар, но также и любых  других граждан, которые пользуются вещью на законных основаниях с согласия непосредственного приобретателя, прежде всего члены семьи. 

Под предпринимателями  понимаются изготовители, исполнители, продавцы, выступающие на рынке как  предприятия, организации или учреждения, т. е. юридические лица, независимо от их организационно-правовой формы и  формы собственности их имущества. 

Одним из важнейших  прав потребителя является право  на получение товаров, результатов  работ и услуг, соответствующих  обязательным требованиям стандартов, условиям договора, обычно предъявляемым  требованиям а также информации о продукции (ст. 4 Закона). 

Гражданский кодекс РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество проданной вещи должно соответствовать  условиям договора, а при отсутствии указаний в договоре – обычно предъявляемым  требованиям. 

Несмотря на принципиальное совпадение подходов в ГК и Законе, некоторые различия все же есть. 

1. Закон в отличие  от ГК не первое место поставил  не договор, а обязательное  требование стандартов. 

Законом РФ от 28 мая 1992г. «О поставках продукции и  товаров для государственных  нужд» установлено, что продукция (товары, (работы, услуги) поставляемая по государственным контрактам, должна соответствовать обязательным требованиям  государственных стандартов и особым условиям, устанавливаемым этими  контрактами. В связи с этим на практике возникают вопросы о  требованиях к качеству товаров, поставляемых не для государственных  нужд, и о соотношении этого  Закона и «Закона о защите прав потребителей». 

В законе РФ «О поставках  продукции и товаров для государственных  нужд» зафиксированы два критерия: обязательные требования ГОСТ и условия  договора. Два других критерия (обычные  требования, информация о товаре) также  должны учитываться при определении  качества товара, поставляемых для  государственных нужд с цель дальнейшей реализации населению. Один принципиальный момент зафиксированный Законом  от 28 мая 1992г.: для определения требований к качеству продукции может применяться  лишь нормативная документация установленная  законодательством. Правовая форма  этих документов приобретает существенное значение, поскольку она связана  с компетенцией соответствующего органа. 

2. ГК отсылает  обычно предъявляемым требованиям  в тех случаях, когда требования  о качестве договором вообще  не предусмотрены (существенное  условие). 

Закон предал обычно предъявляемым требованиям самостоятельное  значение, независящее от наличия  или отсутствия в договоре условия  о качестве. 

3. Закон дополнительно  ввел новый критерий – информация  о продукции – критерий качества. 

Специфическим правом потребителя в сфере торгового  обслуживания является право на обмен  товаров ненадлежащего качества. Оно действует лишь в области  торгового обслуживания и не применимо  к отношениям, возникающим в других сферах оказания услуг. 

Согласно Закону (ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные  товары. Такое право распространяется лишь на непродовольственные товары, за исключением тех, которые будут  включены в специальные перечни, утверждаемые правительствами РФ и  республик в составе РФ. 

Обмен доброкачественного товара, в отличие от недоброкачественного, может быть произведен только в том  торговом предприятии, где он был  приобретен. 

Потребитель может  осуществить свое право на обмен  доброкачественного товара в течение 14 дней, не считая дня покупки. При  не согласии потребителя с отказом  в обмене он вправе предъявить к  продавцу соответствующий иск. 
 

Законодательство  об экспертизах некачественных и  опасных продовольственного сырья  и пищевых продуктов, их использовании  и уничтожении 
 

В целях охраны здоровья населения и предотвращения оборота  некачественных пищевых продуктов  на потребительском рынке Правительство  РФ своим постановлением от 29 сентября 1997 г. N 1263 утвердило Положение о  проведении экспертизы некачественных и опасных продовольственного сырья  и пищевых продуктов, их использовании  и уничтожении. 

Этим постановлением определена компетенция государственных  органов по проведению экспертизы и  определению дальнейшей судьбы некачественной продукции: 

Ø     органы санитарно – эпидемиологического  надзора проводят экспертизу продукции, не отвечающей требованиям санитарных правил, норм и гигиенических нормативов; 

Ø     органы ветеринарного надзора ответственны за экспертизу продукции животноводства, птицеводства и рыбы, а также продуктов  растениеводства, не отвечающих требованиям  ветеринарно-санитарных правил и норм; 

Ø     органы надзора в области стандартизации и сертификации проводят экспертизу в отношении продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов и не прошедшей в установленном  порядке государственной сертификации; 

Ø     органы контроля за качеством зерна и  продуктов его переработки –  в отношении этих продуктов, не отвечающих требованиям государственных стандартов; 

Ø     органы контроля в торговле – в отношении  продукции, не отвечающей обязательным требованиям качества, а также  продукции с истекшим сроком годности. 

В соответствии с  утвержденным Положением некачественной и опасной признается продукция: 

Ø     не соответствующая  обязательным требованиям качества и безопасности, установленным санитарными  и ветеринарно – санитарными  правилами и нормами, государственными стандартами и технической документацией; 

Ø     имеющая  явные признаки недоброкачественности, не вызывающие сомнений у компетентного  лица, осуществляющего проверку качества и безопасности продукции; 

Ø     не имеющая  документов изготовителя (поставщика) продукции, подтверждающих ее происхождение, качество и безопасность, а также  надлежащих документов о сертификации продукции; 

Ø     свойства которой не соответствуют данному  виду и наименованию продукции; 

Ø     маркировка которой не соответствует требованиям  нормативной и технической документации; 

Ø     с  неустановленным сроком годности для  продукции, на которую такой срок должен быть установлен, или с истекшим сроком годности. 

Пищевая продукция, происхождение которой ее владелец не может подтвердить, а также  имеющая явные признаки недоброкачественности, подлежит утилизации и уничтожению  без проведения экспертизы. До утилизации или уничтожения она должна быть денатурирована ее владельцем в присутствии  представителя соответствующего органа любым способом, исключающим возможность  ее использования в пищу. 

В остальных случаях  обнаруженная некачественная пищевая  продукция подлежит экспертизе с  целью определения возможности  ее дальнейшего использования или  уничтожения. На период экспертизы, принятия и исполнения решения эта продукция  хранится в отдельных помещениях на складе или в изолированной  камере холодильника с соблюдением  условий, исключающих к ней доступ, и подлежит строгому учету. Отбор  проб (образцов) продукции осуществляется представителем соответствующего органа в присутствии ее владельца. 

Экспертиза включает оценку соответствия сопроводительной документации на продукцию требованиям  нормативной и технической документации, оценку ее внешнего осмотра, исследований, состояния упаковки и маркировки продукции. Выясняются также условия  производства, закупки, поставки, транспортировки, хранения и реализации продукции. При  необходимости проводятся лабораторные исследования (испытания) качества и  безопасности. 

Информация о работе Защита прав потребителей