Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа
Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.
До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).
Введение 3
1) Общая характеристика законодательства РФ о защите
прав потребителей 4
2) Права потребителей на получение объективной
информации о товаре (работе, услуге) и ответственность
другой стороны договора за их нарушение 9
3) Права потребителей на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность другой стороны договора за
нарушение этих прав 10
4) Права потребителей в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества 13
5) Претензии и иски потребителей 24
6) Выводы и предложения 31
Список использованной литературы 33
Введение
1) Общая характеристика
законодательства РФ о защите
прав потребителей
2) Права потребителей
на получение объективной
информации о товаре
(работе, услуге) и ответственность
другой стороны
договора за их нарушение
3) Права потребителей
на безопасность товара (работы,
услуги) и ответственность
другой стороны договора за
нарушение этих прав
4) Права потребителей
в случае продажи им товаров
ненадлежащего качества
5) Претензии и
иски потребителей
6) Выводы и предложения
Список использованной
литературы
Введение
Защита прав потребителей
– понятие, недавно вошедшее в
нашу действительность. Работы по ее
правовому и организационному
обеспечению выдвинули ее в число
основных направлений социально-
До недавнего времени
потребители в нашей стране по
существу были бесправны. Производители
товаров и услуг, торговля диктовала
им свои условия. Ведомственные нормативные
акты и инструкции ограничивали
права потребителя и не давали
им возможности предъявить свои обоснованные
претензии. Судебная защита практически
отсутствовала. Потребители не могли
реализовать свои фундаментальные
права, закрепленные в резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН (N
39/248 от 9 апреля 1985 г).
Только с принятием
Верховным Советом Российской Федерации
7 февраля 1992 года Закона «О защите
прав потребителей» потребители
получили правовые возможности в
отстаивании своих прав. Закон
вобрал в себя лучший опыт соответствующей
международной и зарубежной национальной
законодательной практики.
Закон издан для
регулирования отношений, возникающих
между потребителями и
Цель моей курсовой работы
– изучить и понять смысл
Закона РФ «О защите прав
потребителя» и других
1) Общая характеристика
законодательства РФ о защите
прав потребителей
Закон об охране прав
потребителей появился во многих западно-европейских
странах еще в 70-е годы. Монополизация
производства торговли заставила
правительства прибегнуть к мерам
государственного регулирования, принятию
законодательства, целью которого является
прямое вторжение в договорные отношения
сторон для защиты одной из них
– потребителя.
Основным нормативным
актом регулирующим отношения по
защите прав потребителей в Российской
Федерации является закон РФ «О защите
прав потребителей”, введенный в
действие 7 апреля 1992 года, который дополнился
Федеральным законом от 9 января
1996 г. № 2-ФЗ «О внесении изменений и
дополнений в Закон РФ «О защите
прав потребителей» и Кодекса
РСФСР об административных правонарушениях»
(Закон)[1].
Закон регулирует отношения,
возникающие между
Закон не содержит каких
либо общих критериев разграничения
компетенции по регулированию упомянутых
отношений между РФ и республиками
в ее составе.
Закон не распространяется
на потребителей – юридических лиц,
а также на потребителей – физических
лиц (граждан), если они используют,
приобретают, заказывают, либо имеют
намерение приобрести или заказать
товар, работу, услугу не для личных
бытовых нужд, а например, для
предпринимательской
Под личными бытовыми
нуждами следует понимать удовлетворение
бытовых потребностей не только гражданина,
который непосредственно
Под предпринимателями
понимаются изготовители, исполнители,
продавцы, выступающие на рынке как
предприятия, организации или учреждения,
т. е. юридические лица, независимо от
их организационно-правовой формы и
формы собственности их имущества.
Одним из важнейших
прав потребителя является право
на получение товаров, результатов
работ и услуг, соответствующих
обязательным требованиям стандартов,
условиям договора, обычно предъявляемым
требованиям а также информации
о продукции (ст. 4 Закона).
Гражданский кодекс
РФ (ГК) (ст. 245) устанавливает, что качество
проданной вещи должно соответствовать
условиям договора, а при отсутствии
указаний в договоре – обычно предъявляемым
требованиям.
Несмотря на принципиальное
совпадение подходов в ГК и Законе,
некоторые различия все же есть.
1. Закон в отличие
от ГК не первое место
Законом РФ от 28 мая
1992г. «О поставках продукции и
товаров для государственных
нужд» установлено, что продукция
(товары, (работы, услуги) поставляемая
по государственным контрактам, должна
соответствовать обязательным требованиям
государственных стандартов и особым
условиям, устанавливаемым этими
контрактами. В связи с этим на
практике возникают вопросы о
требованиях к качеству товаров,
поставляемых не для государственных
нужд, и о соотношении этого
Закона и «Закона о защите прав
потребителей».
В законе РФ «О поставках
продукции и товаров для
2. ГК отсылает
обычно предъявляемым
Закон предал обычно
предъявляемым требованиям
3. Закон дополнительно
ввел новый критерий –
Специфическим правом
потребителя в сфере торгового
обслуживания является право на обмен
товаров ненадлежащего
Согласно Закону
(ст.23) обмену подлежат не все доброкачественные
товары. Такое право распространяется
лишь на непродовольственные товары,
за исключением тех, которые будут
включены в специальные перечни,
утверждаемые правительствами РФ и
республик в составе РФ.
Обмен доброкачественного
товара, в отличие от недоброкачественного,
может быть произведен только в том
торговом предприятии, где он был
приобретен.
Потребитель может
осуществить свое право на обмен
доброкачественного товара в течение
14 дней, не считая дня покупки. При
не согласии потребителя с отказом
в обмене он вправе предъявить к
продавцу соответствующий иск.
Законодательство
об экспертизах некачественных и
опасных продовольственного сырья
и пищевых продуктов, их использовании
и уничтожении
В целях охраны здоровья
населения и предотвращения оборота
некачественных пищевых продуктов
на потребительском рынке
Этим постановлением
определена компетенция государственных
органов по проведению экспертизы и
определению дальнейшей судьбы некачественной
продукции:
Ø органы
санитарно –
Ø органы
ветеринарного надзора
Ø органы
надзора в области
Ø органы
контроля за качеством зерна и
продуктов его переработки –
в отношении этих продуктов, не отвечающих
требованиям государственных
Ø органы
контроля в торговле – в отношении
продукции, не отвечающей обязательным
требованиям качества, а также
продукции с истекшим сроком годности.
В соответствии с
утвержденным Положением некачественной
и опасной признается продукция:
Ø не соответствующая
обязательным требованиям качества
и безопасности, установленным санитарными
и ветеринарно – санитарными
правилами и нормами, государственными
стандартами и технической
Ø имеющая
явные признаки недоброкачественности,
не вызывающие сомнений у компетентного
лица, осуществляющего проверку качества
и безопасности продукции;
Ø не имеющая
документов изготовителя (поставщика)
продукции, подтверждающих ее происхождение,
качество и безопасность, а также
надлежащих документов о сертификации
продукции;
Ø свойства
которой не соответствуют данному
виду и наименованию продукции;
Ø маркировка
которой не соответствует требованиям
нормативной и технической
Ø с
неустановленным сроком годности для
продукции, на которую такой срок
должен быть установлен, или с истекшим
сроком годности.
Пищевая продукция,
происхождение которой ее владелец
не может подтвердить, а также
имеющая явные признаки недоброкачественности,
подлежит утилизации и уничтожению
без проведения экспертизы. До утилизации
или уничтожения она должна быть
денатурирована ее владельцем в присутствии
представителя соответствующего органа
любым способом, исключающим возможность
ее использования в пищу.
В остальных случаях
обнаруженная некачественная пищевая
продукция подлежит экспертизе с
целью определения возможности
ее дальнейшего использования или
уничтожения. На период экспертизы, принятия
и исполнения решения эта продукция
хранится в отдельных помещениях
на складе или в изолированной
камере холодильника с соблюдением
условий, исключающих к ней доступ,
и подлежит строгому учету. Отбор
проб (образцов) продукции осуществляется
представителем соответствующего органа
в присутствии ее владельца.
Экспертиза включает
оценку соответствия сопроводительной
документации на продукцию требованиям
нормативной и технической