Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Содержание

Введение 3



1) Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав потребителей 4


2) Права потребителей на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность

другой стороны договора за их нарушение 9


3) Права потребителей на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность другой стороны договора за

нарушение этих прав 10


4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества 13


5) Претензии и иски потребителей 24


6) Выводы и предложения 31


Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

-       обеспечить доведение до потребителя  необходимой информации; 

-       в установленных случаях приостановить  реализацию, принять меры по изъятию  из оборота и у потребителей  опасной продукции; 

-       в установленных случаях возместить  в полном объеме починенный  ущерб. 

Итак, если изготовитель (исполнитель) не обеспечит безопасность товаров (работ, услуг) в течение  установленных сроков, он обязан возместить потребителю убытки в соответствие со ст.12 Закона. 
 

4) Права потребителей  в случае продажи им товаров 

ненадлежащего качества 
 

1. Статья 18, открывающая  главу II Закона, претерпела серьезные  изменения по сравнению с первоначальной  редакцией. Кроме того, при применении  главы II необходимо учитывать  главу 30 ГК РФ, регулирующую договор  купли-продажи, которая содержит, в частности, общие положения  о купле-продаже (параграф 1) и  нормы о розничной купле-продаже  (параграф 2). В связи с этим  важно отметить два обстоятельства: первое – положения параграфа  1 применяются к отдельным видам  договора купли-продажи (розничной,  поставке и др.), если иное не  предусмотрено правилами ГК об  этих видах договоров (п. 5 ст. 454 ГК). Таким образом, приоритет  отдается специальным нормам; второе  – к отношениям по договору  розничной купли-продажи с участием  покупателя-гражданина, не урегулированным  ГК, применяются законы о защите  прав потребителей и иные правовые  акты, принятые в соответствии  с ними (п. 3 ст. 492 ГК). Таким образом,  в принципе установлена следующая  иерархия применения норм о  розничной купле-продаже: специальные  нормы ГК, общие положения о  купле-продаже, законодательство  о защите прав потребителей. (см. п. 3 комментария к ст. 1)[5] 

2. Статья 18 определяет  права потребителя в случае  продажи товара ненадлежащего  качества (в первой редакции –  с недостатками). В тексте Закона  эти понятия применяются как  равнозначные. Потребитель вправе  предъявить любое из перечисленных  требований по своему усмотрению  при обнаружении в товаре недостатка. Из этого правила сделаны три  исключения, два из которых связаны  с характером товара, а одно  со спецификой продавца. 

В отношении технически сложных товаров, перечень которых  утвержден Правительством РФ, в новой  редакции Закона предусмотрено серьезное  нововведение: для того чтобы заменить их на аналогичный товар или товар  другой марки или расторгнуть  договор купли-продажи, недостаточно наличия простого недостатка. 

Необходимо, чтобы  недостаток был существенным. Остальные  перечисленные в статье требования могут быть предъявлены при наличии  любого недостатка в этих товарах. Условие  о замене товара лишь при наличии  существенного недостатка распространено ГК (ст. 503) также и на дорогостоящие  товары, понятие которых не раскрывается. 

Вторым исключением  из объема прав потребителя, установленных  ст. 18, является правило, согласно которому в отношении товара, купленного в  комиссионном магазине и имеющего недостатки, требования о безвозмездном устранении недостатков или о возмещении расходов на их исправление, а также  о замене на товар аналогичной  марки (модели, артикула) может быть удоволетворено лишь с согласия продавца. В отношении других требований действует  обязанность продавца их удовлетворить. При этом на технически сложные товары, купленные в комиссионном магазине, также распространяется правило  о необходимости наличия существенного  недостатка для предъявления требований о замене или расторжении договора. Поскольку комиссионный магазин, согласно ст. 990 ГК, совершает сделки от своего имени, приобретает права и становится обязанным по сделке с третьими лицами (покупателями), то на него, естественно, ложатся все неблагоприятные последствия приемки и продажи товаров с недостатками. В случае удовлетворения требований потребителя об уменьшении покупной цены магазин не вправе, если это не оговорено в договоре комиссии, относить сумму уценки на комитента. 

Комиссионер не вправе также в этом случае требовать  от покупателя возвратить купленную  вещь для возврата ее комитенту. По смыслу Закона комиссионер обязан заменить товар с недостатками на такой  же товар другой марки, если он имеется  в продаже, и произвести соответствующий  перерасчет цены. Комиссионер должен быть более внимателен к качеству вещей, принимаемых на комиссию, и  согласовывать со сдатчиком последствия  удовлетворения требований покупателя при заключении договора комиссии, т.е. указывать, что, если вещь окажется недоброкачественной, уценка и убытки относятся на счет комитента (сдатчика вещи). 

Необходимо отметить, что в новой редакции Закона содержание нормы, связанной с комиссионными  магазинами, существенно изменено. Первоначальная редакция Закона (пп. «д»  п. 1 ст. 17) четко устанавливала, что  определенные требования потребителя (устранение недостатков товара или  возмещение расходов на их устранение, замена на товар аналогичной марки) подлежат удовлетворению только с согласия комиссионного магазина. 

В новой редакции условия удовлетворения указанных  требований сохранены, однако почему-то исчезло указание о том, что речь идет о продаже товара комиссионным магазином. Вместо этого упомянутое правило распространено на товары, закупленные продавцом по договору комиссии, которые реализуются неизвестно по какому договору. 

Неудачность новой  редакции очевидна (не говоря о том, что по договору комиссии товары не закупаются, а принимаются для  реализации потребителю по договору купли-продажи). 

Верховный суд толкует  это нововведение в том смысле, что указанный порядок удовлетворения требований потребителя распространяется на товары, проданные потребителям как комиссионными магазинами, так  и другими продавцами, если последние  приняли их от граждан по договору комиссии[6]. 

Третьим исключением  являются товары, на которые установлен срок годности. В соответствии с  характером этих товаров (продукты питания, парфюмерия, медикаменты и др.) потребитель  вправе потребовать замены их на товар  надлежащего качества или возврата уплаченной суммы, т.е., по существу, расторжения  договора. Замена возможна на такой  же товар или другой. На эти товары распространяются общие правила, связанные  с расторжением договора (возврат  недоброкачественного товара, возмещение убытков и др.). Согласно ст. 503 ГК, потребитель вправе потребовать соразмерного уменьшения цены. Вместе с тем не может практически применяться право требовать безвозмездного устранения недостатков. 

Потребитель не может  обратиться к организации, выполняющей  функции продавца, к изготовителю товара и организации, выполняющей  его функции. 

3. При безвозмездном  устранении недостатков (так называемом  гарантийном ремонте) возникает  вопрос о его объеме и правовом  регулировании. Некоторые продавцы  и изготовители при реализации  технически сложных товаров в  документах, устанавливающих гарантийные  обязательства, указывают, что  эти обязательства не действуют,  если изделие не работает или  работает ненадлежащим образом  в связи с недостатками так  называемых расходных материалов. 

Для правильного  решения этого вопроса необходимо определить, что входит в состав товара, из каких частей он состоит. Задача непростая. Например, входят ли «в состав» автомобиля аккумулятор, шины, лампы в фарах, радиоприемник  и т.д. или они являются расходными материалами, комплектующими изделиями? Для ответа необходимо обратиться к  понятиям комплектности товара и  комплекта товаров. Статья 478 ГК, регулирующая вопрос о комплектности товара, не содержит определения этого понятия. Напротив, ст. 479 ГК указывает, что комплект товаров – это их определенный набор. При этом каждый из товаров, входящих в комплект, является самостоятельным  товаром, который может продаваться  и использоваться по своему целевому назначению, независимо от других товаров, включенных в комплект. Состав комплекта  является чисто договорным условием. 

Типичным примером комплекта товаров является набор  мебели, который может изменяться по желанию покупателя. 

В отличие от комплекта, под комплектностью следует понимать такую совокупность составных частей, которые и образуют собственно товар  с определенными потребительскими свойствами. Эти составные части  конструктивно скомпонованы в единое изделие и, как правило, самостоятельно не используются. Вместе с тем отдельные  части товара – комплектующие  изделия (например, шины для транспортных средств) могут быть отделены от основной части товара и, как правило, изнашиваются быстрее последней. Именно в силу этого п. 3 ст. 470 ГК допускает возможность  установления на эти части в договоре купли-продажи самостоятельного гарантийного срока, отличающегося по продолжительности  от гарантийного срока на основное изделие. Если договором это не предусмотрено, гарантийный срок на основное изделие  распространяется и на комплектующие  изделия. 

Технически сложные  изделия иногда не могут выполнять  свои функции без так называемых расходных материалов и деталей, которые собственно не входят в состав товара. 

Например, порошки  для копировальных аппаратов, батарейки  для фонариков и различных  приборов, фильтры и т.п. 

Потому по избежание  споров по поводу того, на что именно распространяются гарантийные обязательства, изготовитель (продавец) товара должен точно определить его комплектность. 

Согласно ст. 478 ГК, комплектность определяется договором  купли-продажи. Практически это может  быть сделано различными способами: путем ссылки на соответствующую  техническую документацию в документах, прилагаемых к товару; путем перечисления в этих документах составных частей товара; путем перечисления расходных  деталей или материалов, на которые  гарантийные обязательства не распространяются. 

Если договором  комплектность товара не определена, она определяется обычаем делового оборота, т.е. сложившимися в определенной области правилами, не предусмотренными законодательством. О том, что определенная составная часть не входит в состав комплектности товара, можно заключить  из указания, что цена этой части  не входит в цену товара. 

От комплекта товаров  и комплектности товара следует  отличать широко используемое в практике понятие «комплект поставки». В  этот перечень обычно включают все, что  передается потребителю (включая основное изделие, комплектующие изделия, запчасти, инструмент, предметы упаковки, различную  документацию). Иногда комплект поставки ошибочно называют в документации комплектностью, что расширяет пределы ответственности  изготовителя (продавца). 

Гарантийный ремонт не должен рассматриваться как самостоятельная  услуга, а является способом восстановления права потребителя на получение  доброкачественного товара. Поэтому  к указанным отношениям должны приеняться номры гл. II, а не гл. III Закона. 

4. Право требовать  возмещения своих расходов на  устранение недостатков товара  возникает у потребителя в  случае, если продавец, изготовитель  отказались произвести ремонт, независимо  от причины отказа, либо не  произвели его в установленный  законом срок. 

При предъявлении упомянутых требований факт устранения недостатков, а также сумма расходов должны быть доказаны потребителем (желательно документально). Во внимание будут приниматься только необходимые и соразмерные затраты на саму работу, приобретение запчастей, деталей, перевозку товара в соответствующих случаях и т.д. 

5. Требование о  соразмерном уменьшении покупной  цены может быть заявлено, если  недостаток товара не препятствует  его использованию по назначению, однако ограничивает полноценное  использование, предусмотренное  условиями договора. Одновременное  предъявление требований об уценке  и ремонте является необоснованным. Размер уценки определяется соглашением  сторон, а если соглашение не  достигнуть, потребитель вправе  обратиться в суд или предъявить  другое требование. 

6. Под аналогичным  товаром следует понимать товар,  однородный купленному по функциональному  назначению и классу, но отличающийся  от него компоновкой составных  частей, конструкцией рабочих органов  или органов управления, принципом  действия, внешним видом и т.п.  признаками, которые в совокупности  образуют понятие модели, артикула, типа. В случае возникновения  спора по этим вопросам следует  руководствоваться документацией  на конкретную продукцию (стандарты,  технические условия и т.п.). 

7. Для предъявления  требования о расторжении договора  необходимо установить наличие  недостатка, а если предметом  договора купли-продажи был технически  сложный товар, необходимо обнаружение  существенного недостатка. 

Установление недостатка или существенного недостатка в  проданном товаре является существенным нарушением договора (подробнее см. п. 2 комментария к ст. 4 Закона) 

8. Согласно ст. 503 ГК, возврат товара с недостатками  осуществляется потребителем за  счет продавца. При этом продавец  не вправе производить удержания  из возвращаемой покупателю суммы,  связанные с пользованием товаром,  потерей им товарного вида  и т.п. 

Информация о работе Защита прав потребителей