Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Содержание

Введение 3



1) Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав потребителей 4


2) Права потребителей на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность

другой стороны договора за их нарушение 9


3) Права потребителей на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность другой стороны договора за

нарушение этих прав 10


4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества 13


5) Претензии и иски потребителей 24


6) Выводы и предложения 31


Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

Кроме того, общества потребителей очень мобильны. Их деятельность не связана никакими инструкциями и  бюрократическими согласованиями. Если сотрудник общества столкнулся в  течение дня с каким-то нарушением потребительских прав (одного человека или целого города), то уже вечером  общество может приступить к их защите. 

В последние годы на первые позиции в деятельности независимых организаций потребителей вышли информационное и правозащитное  направления. Это легко объяснимо: чем больше людей через газеты, радио, телевидение узнает о своих  правах, тем труднее будет их обманывать, продавать некачественные товары и  услуги. 

Практически при  всех обществах потребителей работают юристы, которые готовы помочь гражданам  по широкому кругу вопросов, связанных  с ущемлением их прав как потребителей. В следующей главе мы подробно расскажем о том, в каких случаях  помощь юриста необходима потребителю. 

Если вы считаете, что ваши права нарушены, вы всегда можете обратиться в общественную организацию  потребителей, если таковая есть в  вашем городе или районе. 
 

6) Выводы и предложения 
 

В настоящее время  в российской экономике восстанавливается  и начинает активно функционировать  потребительский рынок, почти полностью  разрушенный к концу 1991 г. Значительно  расширилось товарное предложение; начался процесс создания рынков жилья, медицинских, образовательных, культур, финансовых, страховых услуг. Взаимоотношение предприятий все  более формируется на принципах  рыночной экономики с соответствующей  нормативной базой; возрастает роль негосударственного сектора экономики  и т.д. 

Защита основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г., изменен ФЗ от 9 января № 2-ФЗ), деятельностью  Госстандарта РФ, Госкомитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, организациями потребителей, Международной конфедерацией обществ потребителей. 

Законодательством потребителям предоставлено право  при покупке товара знать его  изготовителя, стандарт качества и  перечень основных потребительских  свойств, если речь идет о продуктах  питания, то их состав, калорийность и  содержание вредных для здоровья веществ и противопоказания к  употреблению этих продуктов при  определенных заболеваниях. На товарах, потребительские свойства которых  могут ухудшаться с течением времени, должен быть указан срок годности и  дата изготовления. 

Обязательной сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, минеральные  удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные  и частные предприятия. 

Праву потребителя  соответствует, обязанность продавца и изготовителя обеспечивать всю  требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя. Купив  товар с неоговоренными продавцом  недостатками, потребитель вправе потребовать  либо безвозмездного устранения недостатков  или возмещения расходов по их устранению, либо соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар аналогичной  марки, замены на такой же товар другой марки, либо возмещения убытков. 

Требования об исправлении  недостатков могут быть предъявлены  в пре­делах гарантийных сроков, а если они не установлены, то в  течение шести месяцев; для недвижимого  имущества – не позднее двух лет  со дня передачи товара потребителю. 

Потребитель вправе участвовать в проверке качества товаров. Недостатки, обнаруженные в  товаре, должны быть устранены в  течение 20 дней с момента предъявления потребителем требований. 

По товарам длительного  пользования продавец и изготовитель обязаны по предъявлении требования потребителем немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему  аналогичный товар с доставкой  за свой счет. 

По требованию потребителя  продавец и изготовитель обязаны  немедленно заменить некачественный товар. В случае необходимости дополнительной проверки качества замена должна быть осуществлена в течение 20 дней с момента предъявления требования. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца. 

Для защиты своих  прав потребитель может обращаться в установленном законодательством  порядке в суд. Кроме того, защиту прав потребителя осуществляют различные  государственные органы в центре и на местах, в первую очередь. Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке  новых экономических структур, Госстандарт, Госкомитет санитарно-эпидемиологического  надзора. При нарушениях прав потребителей они могут давать обязательные предписания  о прекращении этих нарушений  и за невыполнение таких предписаний  налагать на изготовителей, продавцов  и исполнителей штраф, снимать отдельные  товары с производства и запрещать  их реализацию. 

Большие права по защите интересов потребителей предоставляются  общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация  обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных  органах при принятии законов. Федерация  всячески содействует насыщению  рынка товарами народного потребления, проводит общественную независимую  экспертизу товаров. 

В законе «О защите прав потребителей» есть важная норма, согласно которой Правительство Российской Федерации не в праве поручать министерствам и иным федеральным  органам исполнительной власти принимать  ведомственные акты, содержащие нормы  о защите прав потребителей. До недавнего  времени такие акты, как правило, отражали, прежде всего, интересы производителей и продавцов, что привело к  ущемлению прав потребителей. Закон  «О защите прав потребителей» позволил прекратить такую практику. 

Важное значение имеет для потребителей  статья о механизме реализации прав потребителей на просвещение путем включения  требований об изучении законодательства о защите прав потребителей в государственные  образовательные стандарты  и  образовательные профсоюзные программы. Реализация права на просвещение  позволяет формировать не только компетентного потребителя, но и  добросовестного  предпринимателя.       

В заключении необходимо подчеркнуть, что  основные положения  законодательства  о защите прав потребителей необходимо знать каждому  гражданину, т.к. оно дает возможность  гражданину-потребителю не только приобрести статус равноправного субъекта  на рынке товаров, работ, услуг, но и  грамотно подойти к выбору товара надлежащего качества на основе полной и достоверной информации о нем, а в случае необходимости защитить свой нарушенные права. 
 

Список использованной литературы 
 

1.      «Общество  и экономика», № 9-10, 1996 

2.     «Хозяйство  и право», №1,5, 1997; №12, 1996 

3.     ФГ. Региональный  выпуск, № 7, февраль 1996 г. 

4.     В.  Педченко. Юридический вестник. Выпуск 15, август 1997 г. 

5.     Гражданский  кодекс (вторая часть) от 1 марта  1996 г. 

6.      Гражданский  процессуальный кодекс РСФСР.  – М.: Теис, 1996 

7.      Гражданское  право. Учебник. / Под ред. Ю.  К. Толстого, А.П. Сергеева. – М.: Издательство ТЕИС, 1996 

8.     Закон  РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите  прав потребителей» 

9.      Комментарий  части первой Гражданского кодекса  Российской Федерации.  М.: Редакция  журнала «Хозяйство и право»,  Фирма «Спарк», 1996 

10. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. 

11. Маркетинг: Учебник  / Под ред. А. Н. Романова. –  М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. –  560 с. 

12. Приказ ГАК РФ  от 20 мая 1998 г. №160 (с изменениями  от 11 марта 1999 г.) 

13.  Собрание законодательства  Российской Федерации, 1996, № 3 

14.  Справочно-правовая  система «ГАРАНТ»  

15. Федеральный закон  от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О внесении  изменений и дополнений в Закон  РФ «О защите прав потребителей»  и Кодекса РСФСР об административных  правонарушениях» 

16. Я. Парций. Постатейный  комментарий к Закону РФ «О  защите прав потребителей» / СПС  «ГАРАНТ»

Информация о работе Защита прав потребителей