Защита прав потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 19:25, курсовая работа

Описание

Защита прав потребителей – понятие, недавно вошедшее в нашу действительность. Работы по ее правовому и организационному обеспечению выдвинули ее в число основных направлений социально-экономической политики государства.

До недавнего времени потребители в нашей стране по существу были бесправны. Производители товаров и услуг, торговля диктовала им свои условия. Ведомственные нормативные акты и инструкции ограничивали права потребителя и не давали им возможности предъявить свои обоснованные претензии. Судебная защита практически отсутствовала. Потребители не могли реализовать свои фундаментальные права, закрепленные в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН (N 39/248 от 9 апреля 1985 г).

Содержание

Введение 3



1) Общая характеристика законодательства РФ о защите

прав потребителей 4


2) Права потребителей на получение объективной

информации о товаре (работе, услуге) и ответственность

другой стороны договора за их нарушение 9


3) Права потребителей на безопасность товара (работы,

услуги) и ответственность другой стороны договора за

нарушение этих прав 10


4) Права потребителей в случае продажи им товаров

ненадлежащего качества 13


5) Претензии и иски потребителей 24


6) Выводы и предложения 31


Список использованной литературы 33

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

Таким образом, для  разрешения дела суд исследует все  представленные материалы в совокупности. Свидетельские показания признаются доказательствами наравне с объяснениями сторон и третьих лиц, письменными, вещественными доказательствами и  заключениями экспертов (ч. 2 ст. 49 ГПК  РСФСР). 

Суд может вынести  решение в том числе и на основании свидетельских показаний, которые оценивались им в совокупности со всеми другими собранными по делу доказательствами. Следует отметить, что в рассматриваемом случае свидетельские показания не единственное доказательство, так как сама обувь  должна быть также представлена в  суд в качестве вещественного  доказательства. 

В подтверждение  своей правоты продавец может  представить письменные документы (договоры с поставщиками обуви, бухгалтерские  документы, отражающие движение товара, где также указываются идентификационные  признаки товара, его количество, по которому заявляются претензии и  т.п.). Например, может быть выяснено, что такой обуви не было продано  ни одной пары или такая обувь  в магазин вообще не поступала. Кроме  того, можно привлечь к делу экспертов, которые, проведя экспертизу вещественного  доказательства (обуви), могут установить, что действительный износ не соответствует  сроку, в течение которого покупатель носил обувь, или что недостатки в обуви возникли по вине покупателя и т.п. 

Таким образом, если продавец уверен в качестве своего товара или в том, что данная пара обуви не приобреталась в его  магазине, в его распоряжении достаточно много способов отстоять в суде свои права как добросовестной стороны  договора. 

Самое главное –  храните товарные чеки! Чек –  доказательство того, что вы действительно  купили именно этот товар именно в  этом магазине. Только при наличии  чека с вами будут разговаривать. 

Почему потребитель  не всегда может защитить себя сам? 

Всем понятно, что  на рынке сталкивается продавец-профессионал и потребитель-дилетант. А в чью  пользу обычно заканчивается «матч» дилетантов с профессионалами –  понятно. Конечно, многое зависит от нас, потребителей. Насколько грамотно мы будем себя вести в различных  потребительских ситуациях, насколько  хорошо мы знаем свои права –  все это влияет на наше положение  на рынке. 

Да, потребитель может  сделать многое, но не все. Для того чтобы общаться с продавцом на равных, за потребителя тоже должны «играть» профессионалы. 

Роль государства  в защите прав потребителей 

Главным профессионалом, безусловно, является государство. Хорошо известно, что в любом цивилизованном государстве за соблюдением порядка  в различных областях жизни следят государственные службы. Чтобы преступники  не гуляли свободно по улицам, а повседневная жизнь была бы относительно безопасна, необходима милиция, а в целом  за эту работу в стране отвечает Министерство внутренних дел. Министерство здравоохранения отвечает за то, чтобы  нам была вовремя оказана квалифицированная  медицинская помощь. Чтобы обучение в школе всегда было на должном  уровне, своевременно вводились новые  предметы с учетом изменения времени, чтобы все школьники были обеспечены учебниками, да и просто чтобы на всех детей хватило школ – существует Министерство образования и многочисленные районные организации, курирующие школы. И так можно долго перебирать различные области жизни и  называть ответственные за них организации. 

Государство законом  утвердило некоторые наши права  как потребителей. Но задача государственного регулирования в любой области  – не только предоставить определенные права, но и обеспечить их реальное соблюдение. Для этого государство  создает специальные организации, наделяя их особыми правами по контролю за соблюдением потребительского и иного законодательства. 

  

Органы общей компетенции 

Органы общей компетенции  – это организации, на которые  возложены функции защиты прав граждан  в целом, а не только как потребителей. Это милиция, прокуратура, суд. Защита прав потребителей для таких органов  – лишь одно из направлений деятельности. 

Органы внутренних дел (милиция) принимают оперативные  меры при нарушении прав потребителей (составляют протоколы о нарушениях прав потребителей, проводят проверки по жалобам и заявлениям граждан  и т.п.). Если вас обвесили или обсчитали, обманули, вы вполне можете обращаться в милицию. 

Задача прокуратуры  – надзор за законностью во всех сферах жизни общества. Прокуратура  защищает интересы потребителей в том  случае, если потребитель в силу возраста или состояния здоровья не может защитить свои права самостоятельно либо если нарушение выходит за рамки  гражданского законодательства и следует  привлечь нарушителей к уголовной  ответственности (недавно в Уголовном  Кодексе РФ появилась статья, предусматривающая  ответственность за обман потребителей). 

Суд выполняет особую роль в охране прав граждан. Задача суда – объективно разобраться в  конфликте по специальной процедуре  и, при необходимости, принудить  нарушителя удовлетворить законные требования потребителя. Очень часто  именно суд является радикальным  средством при разрешении конфликта  между потребителем и продавцом.  

  

Органы специальной  компетенции 

Органы специальной  компетенции – это государственные  органы, основной задачей которых  является контроль за соблюдением интересов  потребителей. Они же принимают меры в случаях нарушения прав потребителей. 

Специальные органы по защите прав потребителей подразделяются на федеральные и местные, то есть на действующие на территории всей страны и защищающие всех российских потребителей и работающие на местном  уровне – области, города, района. Местные  органы не подчиняются федеральным  и действуют абсолютно самостоятельно. 

  

Федеральные органы по защите прав потребителей 

В России главным  федеральным органом по защите прав потребителей является Государственный  антимонопольный комитет Российской Федерации (ГАК РФ). В структуре  комитета действует Управление по защите прав потребителей. ГАК РФ имеет 89 территориальных  управлений, расположенных в областных  и краевых центрах. Эти управления напрямую подчиняются ГАК РФ, что  позволяет им быть независимыми от местной власти и, в случае необходимости, защищать потребителей от произвола  местных чиновников. 

Антимонопольный комитет  и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре  рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания  об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы. В частности, ГАК РФ рассматривает дела о недобросовестной рекламе и выдает предписания  о прекращении такой рекламы. 

Как вы знаете, права  потребителей и ответственность  за их нарушение прописаны в соответствующих  законах. Однако через какое-то время  возникают ситуации, которые в  законе детально не прописаны. ГАК РФ вправе давать официальные разъяснения  по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей. Эти  разъяснения используются потом  судьями при вынесении решений  по делам о защите прав потребителей и другими специалистами, профессионально  защищающими права потребителей. 

ГАК РФ также имеет  право предъявлять в суд иски в интересах потребителей и принимать  решения об отзыве от потребителей товаров, которые могут быть опасны для их жизни и здоровья. 

Продавцы, изготовители и исполнители обязаны по требованию Государственного антимонопольного комитета предоставить ему достоверные документы, письменные или устные объяснения и  иную информацию, необходимую для  охраны интересов потребителей. Как  вы уже знаете, одна из главных проблем  неравенства потребителей и продавцов  на рынке – это неравный доступ к информации. Именно поэтому государство  наделило ГАК широкими полномочиями по доступу к информации, которая  касается интересов потребителей. Антимонопольный  комитет ведет большую законодательную  работу. Его специалисты участвуют  в разработке любых нормативных  актов, затрагивающих интересы потребителей. 

Государственный контроль за обеспечением безопасности и качества товаров (работ, услуг) возложен на Государственный  комитет по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт), который  следит за соответствием продукции  стандартам; а также на федеральный  орган санитарно-эпидемиологического  надзора, федеральный орган по охране окружающей среды и природных  ресурсов и другие федеральные органы исполнительной власти. 

Эти органы имеют  право направлять предписания об устранении нарушений требований к  безопасности товаров и налагать штрафы за нарушение законодательства; принимают решение о приостановлении  производства товаров, о необходимости  отзыва товаров от потребителей и  выполняют другие функции, возложенные  на них специальным законодательством. 

  

Местные органы по защите прав потребителей 

Никакие федеральные  органы не могут знать всех проблем, с которыми приходится ежедневно  сталкиваться потребителям в каждом конкретном городе или районе. Согласитесь, не будет же ведомство, находящееся  в Москве, разбираться с конкретной булочной, нарушающей права потребителей, скажем, в Находке или Саранске. Невозможно и направить представителей федеральных ведомств в каждый регион. 

Именно поэтому  определенные функции по защите интересов  потребителей закон возлагает на городские, районные, областные администрации. Сегодня практически в каждом (даже самом маленьком) населенном пункте есть специалист или группа специалистов, которые занимаются защитой прав потребителей. 

Образно говоря, такие  отделы по защите прав потребителей при  местных администрациях являются «передним  краем» работы государства с потребителем. Каждый человек, у которого есть претензии  к конкретному магазину, к качеству товара или услуги, может пожаловаться в отдел по защите прав потребителей, и ему обязаны дать консультацию относительно того, как нужно себя вести. 

В отличие от федеральных  органов, местные органы по защите прав потребителей не наделены никакими контрольными функциями. Практически единственная административная мера, которую могут  применить эти организации, –  право приостановить реализацию товаров с просроченными сроками  годности. 

Но отсутствие права  карать нарушителей отнюдь не означает слабость или ненужность местных  органов по защите прав потребителей. Эти органы могут принимать достаточно эффективные меры к нарушителям  закона. Во многих отделах по защите потребителей созданы «черные списки»  магазинов и фирм, в которых  обманывают потребителей. Эти списки публикуются в газетах – и  потребители узнают, с какими фирмами  можно иметь дело безбоязненно, а  общения с какими нужно избегать. Специалисты местных органов  выявляют нарушения прав потребителей, направляют информацию о нарушениях в соответствующие федеральные  органы для принятия мер, обращаются в суд в интересах потребителей. 

Общественные организации  потребителей Государство может  многое, но не все. Поэтому на помощь потребителю, помимо государственных  органов, приходят общественные организации  потребителей. Общественные организации  создают в случае необходимости  объединить усилия людей для защиты каких-то интересов, для проведения совместных мероприятий. Например, профсоюзы  защищают интересы работников какой-то определенной сферы (медиков, педагогов  и др.), общественные организации  жильцов дома защищают людей, которые  проживают в этом доме, и т. д. Основная характеристика общественной организации  – ее неприбыльность, ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и граждан вообще. 

Главное отличие  общества потребителей от государственного органа по защите прав потребителей –  независимость. От государства, от политики, от бизнеса. Бывает так: глава администрации города выносит постановление, ущемляющее права потребителей. В этом случае отдел при администрации вряд ли сможет выступить против своего руководителя (который к тому же финансирует работу отдела), а общество потребителей в состоянии это сделать и может добиться отмены незаконного постановления. 

Информация о работе Защита прав потребителей