Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 16:27, курсовая работа
ДИСКУРС (фр. discours, англ. discourse, от лат. discursus 'бегание взад-вперед; движение, круговорот; беседа, разговор'), речь, процесс языковой деятельности; способ говорения. Многозначный термин ряда гуманитарных наук, предмет которых прямо или опосредованно предполагает изучение функционирования языка, – лингвистики, литературоведения, семиотики, социологии, философии, этнологии и антропологии.
Многие термины, используемые в лингвистике речи, прагмалингвистике, психолингвистике, социолингвистике и лингвокультурологии, трактуются неоднозначно. К их числу несомненно относится такое понятие, как дискурс.
В настоящее время аббревиатура на письме употребляется лишь для частной или личной потребности в скорописании; но в тех бумагах, которые назначаются и для прочтения другими, в особенности печатных, их стараются избегать. Только в некоторых случаях допускаются исключения: в научных работах, при цитатах, библиографических указаниях и т.п. Существует графическое сокращение, которым пользуется каждый (например, т.д. - так далее, т.е. - то есть и т.п.).
Аббревиатуры часто подвергаются критике. Некоторые считают их ненормативными, неполноценными словами. Однако, надо учитывать, что русский язык эти слова принял, они ему необходимы, без них подчас невозможно общаться.
В
наше время стремление к краткости,
экономности речи привело к появлению
коротеньких словечек, представляющих
собой сокращение отдельных слов.
Такие сокращенные словечки часто
употребляются в живой
Актуальность исследования сокращенных слов предопределяется важностью изучения средств номинации, среди которых сокращение обладает высокой продуктивностью. Наличие аббревиации в разноструктурных языках вызывает необходимость в типологическом изучении данного явления, а следовательно, в выявлении общих моделей и операций, обеспечивающих построение аббревиатурных знаков. Выбор аббревиатур в качестве предмета исследования был определен широким распространением этого средства номинации. Большой интерес представляет также изучение семантики и прагматики аббревиатур, полностью совпадающих по форме с узуальными словами, то есть акронимической омонимии.
К настоящему времени в центре внимания исследователей сокращенных единиц сформировался определенный круг проблем, изучение которых стало приоритетным. К ним относятся выяснение причин возникновения аббревиатур, их социолингвистическая обусловленность, структурно-семантические классификации, место в словообразовательной системе языка, тенденции развития аббревиатур и т.д. Вместе с тем в лингвистической литературе практически не затронуты вопросы образования дериватов от сокращенных слов, хотя данное явление давно засвидетельствовано в различных языках и количество новообразований продолжает расти.
Активизация аббревиации как способа образования новых слов.
В
общей проблематике современных
лексикологических работ
Появление новых реалий послужило поводом к возникновению значительного количества неизвестных ранее сложносокращенных слов различного типа. Продолжается становление нормативных и грамматических признаков этого типа слов, в процессе их создания проявилась тенденция к производству благозвучных лексических единиц.
Необходимо отметить, что единой классификации аббревиатур в лингвистике не существует. Каждый исследователь стремиться усложнить, увеличить как количественно, так и качественно структурно - классификационную схему аббревиатур, включить в неё отаббревиатурные образования и графические сокращения.
Несмотря на некоторое "неудобство" сложносокращенных слов (иногда они вызывают сложные ассоциации и неверные расшифровки), они получили большое распространение во многих тематических сферах, а именно:
Аббревиатуры - названия учреждений.
МММ, МП, РТБ, СП и другие.
Например: Тарифы на услуги ЖКХ вырастут с нового года.
Название политических движений и партий.
Например: Сторонница равноправия полов, член правления местного отделения Социал-демократической партии (СДПГ) - установила в Кельне первые светофоры.
Название государственных образований: СНГ, ГКЧП, ОМОН, ГОВД, СЭБ.
Например: Многочисленные упоминания о том, что учебная программа школ, ГОВД не вносили необходимой ясности в решение злободневного вопроса.
Название
различных объединений и
СКД, ВЭФ, СоЭс, СЭВ, ФИП, ФПС, ФС и многие другие.
Это лишь одна разновидность словообразования аббревиатур (способ словообразования, при котором производное слово состоит из названий начальных букв каждого слова). К ней можно отнести также следующие примеры: ОМОН (отряд милиции особого назначения), СКВ (свободно конвертируемая валюта), ПДС (партия демократической свободы), ЕВЕ (европейская валютная единица).
Аббревиатуры, образованные данным способом, называются буквенными.
Можно привести также примеры других разновидностей образования сложносокращенных слов, а именно:
1) производное
слово состоит из начальных
частей нескольких слов: "спецназ":
войска специального
2) Следует
отметить, что отаббревиатурные
образования выстраиваются в
одну линию со
Например: У омоновцев, как и у дворников, с весной работы прибавляется.
Можно привести еще пример такого образования: Госналогслужба процветает за счет мелких предпринимателей.
Реже встречаются на страницах газет и журналов смешанные сокращения:
Например: В организации конференции помог СоЭс. (СоЭс - социально-экономический союз)
Следует обратить внимание на такие слова: "алик", "опер", "тубик", "дистроф", "азер", "калаш", "фан","мерс", "кожан"; а также "отпад", "приклад", "наезд", "прикол", "распад" и другие.
Например: Опера забрали меня вечером 25-го июня. Так начались мои мучения в "органах"; На ней был новый прикид, но глаза выражали ту же озабоченность, выдавали нищенскую жизнь в подвалах…”.
Некоторые лингвисты считают, что данные слова образованы усечением с сокращением не на морфемном шве, а по аббревиатурному типу, как разновидность способа аббревиации. Однако другие лингвисты считают, что данные слова образованы безморфемным способом усечения и способом нулевой суффиксации.
Главная причина употребления таких слов - тяготение к необычности, словесным новшествам. Рождаются они в непринужденной речи, в узкой социальной среде, чаще всего среди молодежи как сознательное нарушение нормы, протест против нее, когда известное, часто употребляемое слово приобретает общую экспрессивность, новизну. Привлекает и определенная свобода в создании такого слова, отсюда их близость к жаргонам и просторечию.
Очевидно, увеличение числа таких слов в последнее время свидетельствует о том, что сниженный язык становится, к сожалению, стилем жизни. Серьезные сдвиги в сфере политики, экономики, стремление некоторых средств массовой информации завоевать популярность любым путем приводят к тому, что мы порой забываем, что являясь носителями культуры, слово перестает быть носителем духовности.
Однако
большая часть аббревиатур
Основные разновидности аббревиатур в настоящем исследовании представлены следующими структурными типами (частично совпадающими с предшествующими классификациями):
I. Слоговые сокращения, в состав которых входит часть или часть только одного слова, не меньше одного слога: начальные - "пом" от помощник, "универ" от университет.
II. Сложнослоговые
сокращения, в состав которых
входят только редуцированные
части слов, по линейной протяжённости
не меньше двухфонемного слога,
III. Инициальные сокращения, в состав которых обязательно входят начальные буквы/звуки (инициалы) слова или слов сокращаемого словосочетания:
1) буквенные,
произносимые как названия
2) звуковые, произносимые как простые слова языка согласно орфоэпическим нормам, например: вуз, радар.
Одной из наиболее обоснованных в настоящее время теорий появления сокращений является концепция экономии речевых средств, получившая наибольшее развитие в трудах А. Мартине и Е.Д. Поливанова. Суть "экономного использования языка" заключается в обеспечении передачи максимального количества информации в единицу времени, то есть в повышении коммуникативной роли языка. С такой точки зрения именно экономное использование аббревиатур языком рассматривается как один из способов концентрирования информации в целях повышения эффективности общения. При таком подходе к вопросу главенствующее место занимает основная, то есть коммуникативная функция языка, следовательно, тенденция к повышению информативной ценности речевого сообщения является одним из важных факторов развития языка как социального явления.
Развитие общества на современном этапе выдвигает потребность в массовой номинации, которую язык должен удовлетворить с помощью имеющихся в его распоряжении средств словообразования. Номинация как языковое явление теснейшим образом связана со словообразованием. Образование новых слов всегда является актом номинации, так как любая лексическая единица создаётся для называния определённой реалии. С другой стороны, очевидна связь создания слова с номинативной деятельностью человека. Словообразование направлено на решение чисто ономасиологической задачи - создание номинативных единиц со статусом слова. Для теории всеобщего процесса номинации первостепенное значение имеет положение о том, что производные, выступая как новые названия, одновременно отсылают нас к известному из предыдущего - к знакомым знакам языка. Существование производных слов создаёт условия для более простого доступа к структурам сознания, что обеспечивает выполнение одной из важнейших функций языка - коммуникативной.
Особое
свойство производных слов - их формальная
и семантическая связанность
с другими лексическими единицами,
структурная и смысловая
Мы сокращаем форму, когда её содержание для нас уже более или менее привычно. Здесь налицо антиномия говорящего и слушающего (пишущего и читающего). В интересах говорящего упростить высказывание мысли, в интересах слушающего упростить процесс восприятия сказанного. Аббревиация рассматривается как один из способов разрешения данного противоречия. Но в данном случае единство формы и содержания заставляет нас признать, что в случае деаналитизации, то есть свёртывании формы, мы и мыслим свёрнутыми образами. Подобным рассуждением подчёркивается, что явление деаналитизации в плоскости деривации позволяет усматривать некоторое его соприкосновение с авербальным мышлением. Одним из доказательств этой гипотезы считается быстрое наступление частичной или полной демотивации единиц, образованных способом деаналитизации. Нужно отметить, что гипотеза об относительной авербальности продукта деаналитиации нуждается в дополнительной аргументации. На наш взгляд, обозначение какого-либо денотата сокращённым наименованием переводит этот денотат из одной системы категорий в другую. При этом происходит сложный процесс смены категориальных структур. Срабатывает система категориальности мышления, и в действие вступает аббревиатурное сознание, под которым мы понимаем мыслительную способность человека рефлексировать аббревиатурные структуры языка и оперировать ими как единицами лингвокреативного уровня.