Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:57, контрольная работа
Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Рождества Христова рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность.
Введение
1. Причины возникновения риторики как науки.
2. Первые учителя риторики. Сократ и Платон. Аристотель.
3. Демосфен – яркий представитель греческой риторики.
Заключение.
Список литературы.
Дальнейшее развитие риторики связано с именем древнегреческого философа Аристотеля (384—322 до н.э.). Вначале он был слушателем в Академии Платона, затем преподавал в ней, став равноправным членом группы философов-платоников. Известен и как воспитатель. В течение нескольких лет был воспитателем Александра Македонского. В основанной Аристотелем школе преподавание осуществлялось дифференцированно, удовлетворяя запросы разных категорий учеников. Известно, что утром он в тесном кругу ближайших учеников вел строго научные занятия. После обеда читал общедоступные лекции для всех, кто желал его слушать. Противники опасались его речей, всегда логичных, стройных, остроумных, порой саркастических. Сочинения Аристотеля представляют нам образ человека с глубокой, искренней любовью к правде, отчетливым пониманием действительности со всеми ее сложными противоречивыми взаимоотношениями. Его работы поражают исключительной способностью к систематизации, классификации собранного фактического материала.
Риторика, по глубокому убеждению
Аристотеля, это также искусство,
также творчество, выросшее из диалектики
бытия. Этим проблемам посвящен знаменитый
аристотелевский трактат «
В первой книге рассматривается
место риторики среди других наук,
анализируются принципы, на основании
которых оратор может воздействовать
на слушателей. Аристотель, раскрывая
сущность ораторского искусства, говорит
о единстве трех элементов, его составляющих:
самого оратора, предмета речи и слушателя,
которого называет «конечной целью
всего». Текст, по Аристотелю, будет
убедительным тогда, когда слушатель
будет считать его справедливым
или полезным, или приятным. На этом
строится и его типология речей.
Тип речи выявляется в соответствии
с типом слушателя. Слушателем может
быть судья, член народного собрания,
просто зритель. Речь, в которой стремятся
убедить судью в справедливости
или, наоборот, в несправедливости каких-либо
действий, названа Аристотелем судебной.
Речь, в которой народному собранию
советуют совершить некое действие
как полезное или отговаривают от
совершения неких действий как вредных,
названа совещательной. Речь, в которой
оратор стремится доставить
Во второй книге говорится о тех личных свойствах и особенностях оратора, с помощью которых он может внушить доверие своим слушателям и быстрее достигнуть своей цели. Много внимания уделено страстям и нравам – ведь оратор должен сам испытывать ту страсть, которую желает возбудить в слушателях.
Третья книга посвящена проблемам стиля и построению речи – композиции.
Одним из известнейших ораторов древнего мира был ученик Платона и Сократа Демосфен (род. в 384 до н.э.). С детства он мечтал о славе оратора. Однако Демосфен не обладал природными данными для того, чтобы стать выдающимся оратором. Он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, одно плечо его подергивалось. Несмотря на это, он принялся за самосовершенствование. Широко известны его упражнения, направленные на исправление своих недостатков. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот камешки, гуляя по берегу моря, при шуме прибоя, заменявшем ему гомон людских собраний. Во время произнесения речей упражнялся в отработке выражений лица, позиций рук, туловища, стоя перед зеркалом. Спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он по привычке приподнимал плечо.
Изучая образцы красноречия,
Демосфен на недели заточал себя в
комнате; сбривал себе волосы на половине
головы, чтобы избежать соблазна бросить
все и уйти. Речи Демосфена называют
«зеркалом характера». Он не был
ритором в том смысле, что не
изобретал цветистости
4. Демосфен – яркий представитель греческой риторики.
Идею о том, что ораторскому мастерству можно научиться, доказал примером своей жизни Демосфен (384–322 гг. до н.э.). Ценой неустанного труда и собственных усилий он преодолел свои физические недостатки. С помощью наблюдений за выступлениями опытных ораторов, анализа речей и бесед ему удалось исправить ошибки своих первых выступлений. Историки пишут о приёмах работы над техникой речи, изобретённых Демосфеном: о подражании при постановке звуков (например, звук «р» отрабатывается при подражании рычащему щенку), о декламации перед зеркалом, о развитии «долгого» дыхания путем физических упражнений (например, бега, подъема на гору), об укреплении мышц речевого аппарата и улучшения дикции (известна история о тренировке Демосфеном губ и языка с помощью морской гальки, которой он набивал себе рот и произносил речи бурлящему морю) и др.
Величайшим мастером устной, по преимуществу политической, речи стал великий афинский оратор Демосфен. Он происходил из зажиточной семьи - отец его владел мастерскими, в которых изготовлялись оружие и мебель. Очень рано Демосфен осиротел, состояние его попало в руки опекунов, оказавшихся нечестными людьми. Самостоятельную жизнь он начал с процесса, в котором выступил против расхитителей (произнесенные им в связи с этим речи сохранились). Еще до этого он стал готовиться к деятельности оратора и учился у известного афинского мастера красноречия Исея. Простота слога, сжатость и значительность содержания, строгая логика доказательства, риторические вопросы - все это было заимствовано Демосфеном у Исея.
С детства Демосфен обладал слабым голосом, к тому же он картавил. Эти недостатки, а также нерешительность, с которой он держался на трибуне, привели к провалу его первых выступлений. Однако упорным трудом (существует легенда, что, стоя на берегу моря, он часами декламировал стихи, заглушая звуками своего голоса шум прибрежных волн) он сумел преодолеть недостатки своего произношения. Интонационной окраске голоса оратор придавал особое значение, и Плутарх в биографии оратора приводит характерный анекдот: «Рассказывают, что к нему пришел кто-то с просьбой сказать речь на суде в его защиту, жалуясь на то, что его поколотили. «Нет, с тобой ничего подобного не было»,— сказал Демосфен. Возвысив голос, посетитель закричал: «Как, Демосфен, этого со мной не было?!»— «О, теперь я ясно слышу голос обиженного и пострадавшего»,— сказал оратор...».
В начале своего творческого пути Демосфен выступал с судебными речами, но в дальнейшем он все больше втягивался в бурную политическую жизнь Афин. Вскоре он стал ведущим политическим деятелем, часто выступая с трибуны Народного собрания. Он возглавил патриотическую партию, боровшуюся против македонского царя Филиппа, неустанно призывая всех греков к единству в борьбе против «северного варвара». Но, подобно мифической пророчице Кассандре, ему суждено было возвещать истину, не встречая понимания или даже сочувствия.
Филипп начал свои натиск на Грецию с севера - постепенно подчинил города Фракии, овладел Фессалией, затем утвердился в Фокиде (Средняя Греция), засылая своих агентов даже на остров Евбея, в непосредственном соседстве от Афин. Первая война Афин с Филиппом (357 - 340 гг.) закончилась невыгодным для Афин Филократовым миром, вторая (340 - 338 гг.) - сокрушительным поражением греков при Херонее, где Демосфен сражался как рядовой боец. Две самые знаменитые речи Демосфена связаны именно с этими событиями. После Филократова мира он обличал виновников его в речи «О преступном посольстве» (343 г.), а после Херонеи, когда за услуги отечеству было предложено наградить оратора золотым венком, ему пришлось отстаивать свое право на эту награду в речи «О венке» (330 г.). Великому оратору было суждено пережить еще одно поражение своей родины, в Ламийской войне 322 года, когда греки, воспользовавшись замешательством после смерти Александра Македонского, выступили против его преемников.
На этот раз македонские войска захватили Афины. Демосфену вместе с другими вождями патриотической партии пришлось бежать. Он укрылся в храме Посейдона на острове Калаврия. Настигшие его там македонские солдаты хотели вывести Демосфена силой, тогда он попросил времени написать письмо друзьям, взял папирус, задумчиво поднес к губам тростниковое перо и прикусил. Через несколько секунд он упал мертвым — в тростнике был спрятан быстродействующий яд.
В литературном наследии Демосфена (до нас дошла 61 речь, но не все, видимо, являются подлинными) именно политические речи определяют его место в истории греческого ораторского искусства. Они сильно отличаются от речей Сократа. Так, например, вступление в речах Сократа обычно растянуто; напротив, поскольку речи Демосфена произносились на животрепещущие темы и оратор должен был сразу же привлечь внимание, вступление в его речах было по большей части кратким и энергичным. Обычно оно содержало какую-нибудь сентенцию (гному), которая затем развивалась на конкретном примере. Главной частью речи Демосфена является рассказ— изложение существа дела. Строится он необычайно искусно, все в нем полно экспрессии и динамики. Здесь налицо и пылкие обращения к богам, к слушателям, к самой природе Аттики, и красочные описания, и даже воображаемый диалог с противником. Поток речи приостанавливается так называемыми риторическими вопросами: «В чем же причина?», «Что же это на самом деле значит?» и т. п., что придает речи тон необыкновенной искренности, в основе которой лежит подлинная озабоченность делом.
Демосфен широко применял тропы, в частности метафору. Источником метафоры нередко оказывается язык палестры, гимнастического стадиона. Очень изящно используется противопоставление, антитеза — например, когда сравнивается «век нынешний и век минувший». Применявшийся Демосфеном прием олицетворения кажется необычным для современного читателя: он заключается в том, что неодушевленные предметы или абстрактные понятия выступают как лица, защищающие или опровергающие доводы оратора. Соединение синонимов в пары: «смотрите и наблюдайте», «знайте и понимайте» - способствовало ритмичности и приподнятости слога. Эффектным приемом, встречающимся у Демосфена, является «фигура умолчания»: оратор сознательно умалчивает о том, что он непременно должен был бы сказать по ходу изложения, и слушатели неизбежно дополняют его сами. Благодаря такому приему нужный оратору вывод сделают сами слушатели, и он тем самым значительно выиграет в убедительности.
Заключение.
Публичная речь была наиболее распространенным жанром в среде образованных людей античности. Знания, дающие людям владение устной речью, занимающей умы и сердца людей, называлось риторикой. По месту, занимаемому в искусстве художественного слова древней Эллады, риторика была сопоставима с такими жанрами искусства, как героический эпос или классическая греческая драма. Разумеется, подобное сопоставление допустимо лишь для эпохи, в которой эти жанры сосуществовали. Впоследствии, по степени влияния на развитие более поздней европейской литературы риторика, игравшая еще значительную роль в средние века, в новое время уступила место другим жанрам словесности, определившим характер национальных культур Европы на многие века. Надо особо отметить, что из всех видов художественного слова в античном мире публичная речь была наиболее тесно связана с современной ей политической жизнью, социальным строем, уровнем образования людей, бытом, образом мышления, наконец, с особенностями развития культуры народа, создавшего этот жанр.
Жанр Древнегреческой
ораторской культуры не погиб вместе с
античной цивилизацией, но, не смотря на
то, что высоты этого жанра до сих пор так
и остались недосягаемыми для современников,
он продолжает жить в нынешнее время. Живое
слово было и остается важнейшим орудием
христианской проповеди, идеологической
и политической борьбы современности.
И именно риторическая культура античности
лежит в основе гуманитарного образования
Европы со времен Ренессанса вплоть до
18 столетия. Не случайно в наши дни сохранившиеся
тексты речей античных ораторов имеют
не только исторический интерес, а оказывают
мощное влияние на события современности,
сохраняют огромную культурную ценность,
являясь образцами убедительной логики,
вдохновенного чувства и истинно творческого
стиля.
Список литературы.
Практическая часть.
Ток-шоу «К барьеру!»
— это словесная дуэль двух известных
людей, придерживающихся противоположных
взглядов на какую-либо из актуальных
проблем. Зачинщик поединка приглашает
своего соперника на публичное выяснение
отношений. Победителя в студии определяют
судьи, но главное решение остается за
телезрителями — во время трансляции
программы идет прямое интерактивное
голосование. Напряжение сохраняется
до последних минут, пока не становится
известно, совпали ли мнения двух «судейских
коллегий», и не выясняется, чья позиция
вызвала одобрение большего числа людей.
В качестве независимой
стороны, регулирующей словесную баталию,
выступает известный телеведущий Владимир
Соловьев, который превращает эту схватку
в яркое захватывающее зрелище.
"К Барьеру"
27 марта 2008г.
Кургинян: В стране взрыв педофилии, взрыв преступлений против детей. Общество шокировано последними чудовищными событиями. Одним из препятствий на пути борьбы с этим чудовищным явлением становится так называемое либеральное законодательство. Я вызываю к барьеру Константина Борового как одного из сторонников либерализации законодательства.
Боровой: Я принимаю вызов Сергея Кургиняна. Я считаю, что законодательство российское достаточно жестко наказывает эти преступления. Но проблема, главная проблема, - в предотвращении таких преступлений, а это уже задача правоохранительных органов, это задача семьи и профессионалов, к коим, как мне кажется, театральный режиссер не относится.
Информация о работе Причины возникновения риторики как науки