Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:57, контрольная работа
Родиной риторики считается Древняя Греция, хотя известно, что о мастерстве публичного выступления знали в Египте, Ассирии и Вавилоне. Но первые работы по теории риторики появились именно в Элладе. Предпосылкой к этому послужило становление к V в. до Рождества Христова рабовладельческой демократии – социального строя, для которого была характерна относительная гласность.
Введение
1. Причины возникновения риторики как науки.
2. Первые учителя риторики. Сократ и Платон. Аристотель.
3. Демосфен – яркий представитель греческой риторики.
Заключение.
Список литературы.
Одни говорят: « В споре рождается истина!»
Другие думают иначе: «Истина у каждого своя».
Но если из этих фраз сделать логический вывод, то в итоге получаем:
«В споре у людей рождаются свои истины».
Но почему в споре не
всегда побеждает тот, на чьей стороне
справедливость. Почему же, правда, иногда
вынуждена отступить перед
На сегодняшний день остается
главной проблемой то, что споры
часто оставляют тягостное
Глава 1. Спор
Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе данное А.А. Ивиным в своем учебнике:
Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.
В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений - дискуссия, полемика, спор, дебаты.
Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.
Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.
Дискуссия это активный метод
закрепления и углубления знаний,
развития навыков творческого мышления
и умения вести спор. В то же время
дискуссия – весьма эффективный
способ убеждения, основанный на самостоятельном
освоении истины. Из психологии известно,
что человек лучше всего
Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.
Дискуссия представляет собой
последовательную серию высказываний
ее участников относительно одного и
того же предмета, что обеспечивает
необходимую связность
При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.
Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.
Слово "полемика" в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.
Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину, то цель полемики: одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.
Полемика носит боевой, решительный характер:
- Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, - утверждение своей позиции.
- Во-вторых, участвующие и полемике стороны более чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.
Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.
Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия, и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.
Искусство вести спор называется эристикой. История эристики (от греч. Eristika, подразумевается eristikē technē — искусство спорить) уходит своими корнями в Древнюю Грецию.
Первоначально эристика понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и, соответственно, умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика выродилась в обучение тому, как вести спор, чтобы достигнуть единственной цели – выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Эристика распалась на две части, диалектику, которую разрабатывал Сократ и софистику. Целью диалектики остался поиск истины в результате попыток установления истины обоими участниками спора, а целью софистики, которая со времен Аристотеля отождествлялась с эристикой, стала победа в споре любой ценой, независимо от того, на чьей стороне истина.
§1 Условия спора
Прежде чем вступать в спор, следует посмотреть, выполнены ли некоторые простые условия, наличие которых только и делает разговор спором.
1) умение правильно определить
предмет спора и выделить
2) умение не упускать
из виду главных положений,
из-за которых ведется спор. Чтобы
не потерять предмет спора,
не дать увести себя в сторону
от обсуждаемой проблемы, полемист
должен хорошо знать предмет
спора, разбираться в
3) умение четко определить
свою позицию в споре. Спор
становится более плодотворным,
если у участников полемики
есть общность исходных
4) правильное использование
понятий. Необходимо выделить
основные понятия, связанные с
предметом спора, и термины,
их обозначающие. Чтобы все участники
полемики одинаково понимали
употребляемые понятия,
5) уважительное отношение
к оппоненту, стремление
6) умение сохранить выдержку
и самообладание в споре.
7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;
8) умение подбирать убедительные
аргументы для обоснования
§2 Виды спора
Виды спора очень многообразны.
Спор может быть конструктивным (товарищеским)
или деструктивным (враждебным), устным
или письменным, организованным или
стихийным, основательным или
На сегодняшний день логикой выделяется несколько видов споров по следующим критериям.
По преследуемой цели: спор из-за истины, для убеждения кого-либо, для победы, спор ради спора.
Если цель собеседника — поиск истины, то он ведет аподиктический (достоверный, основанный на формальных законах мышления и правилах вывода) спор. Если цель оппонента убедить, склонить к своему мнению, то он ведет эристический (или, как его называют, диалектический, т.е. основанный на всех законах диалектики) спор. Если цель соперника победить любым путем, то происходит софистический (основанный на словесных ухищрениях, вводящих в заблуждение) спор.
2. По количеству участников
· Простой спор - это спор двух человек. Один говорит, другой возражает. Все очень просто.
· Б. Сложный спор - в нем участвуют несколько человек.
Простой вариант сложного спора мы имеем в том случае, когда его участники разбиты на две команды, представители которых поочередно берут слово. Так спорят между собой сторонники соперничающих политических партий, представители разных отделов на предприятии, кредиторы с должниками и т.д.
Наиболее сложный спор - это спор нескольких человек, каждый из которых отстаивает свою, особую, точку зрения, играет, так сказать, только за себя. Такой спор требует от участников высокой культуры общения, и если он возникает стихийно, то очень быстро превращается в беспорядочную перебранку. 3. По наличию или отсутствию слушателей
· Спор наедине, при котором присутствуете только вы и ваш оппонент. Такой спор имеет свои особенности: наедине можно сказать собеседнику такое, чего не скажешь при людях; наедине гораздо легче признать свою ошибку и правоту собеседника. И как трудно порой бывает сделать это при свидетелях! Наедине легче думать, можно сделать паузу, попросив оппонента подождать, можно изредка отвлечься от спора и поговорить о чем-то постороннем. Легко спорить, когда вас только двое!
· Публичный спор. Опытный полемист умеет использовать аудиторию для психологического давления на оппонента. Публичный спор чрезвычайно труден, к нему нужно быть готовым не только логически, но и психологически.
· Спор для слушателей. Когда симпатии аудитории для спорящих оказываются важнее, нежели убеждение оппонента, спор становится средством воздействия на слушателей: оппонент вас уже не интересует, вы стремитесь убедить аудиторию. Это весьма специфическая разновидность спора: спор ведется не ради победы над оппонентом, не ради выяснения истины или достижения согласия, а ради привлечения публики на свою сторону. По сути дела, спор здесь используется как средство пропаганды собственных воззрений и внушения их публике.
При ведении публичного
спора полезно иметь в виду
следующее. Во-первых, публика, как правило,
не очень внимательно слушает
то, что говорят. Обыкновенный человек
редко способен внимательно слушать
чьи-то рассуждения более 5—7 минут,
затем он утомляется, внимание его
рассеивается, и он выхватывает из
речей лишь отдельные фразы. Поэтому
длинные рассуждения в
Глава 2. Логико-психологические основы спора
Логический скелет любого спора - доказательство и опровержение. Доказательство – это основа убедительности рассуждений и выступления. Любое доказательство как логический прием, складывается из трех взаимосвязанных элементов:
тезиса, доводов (аргументов) и способа доказывания (демонстрация). Доказывать означает устанавливать истинность тезиса.
Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Тезис всегда должен быть истинным, иначе никаким доказательствам не удастся его обосновать. При выдвижении тезиса руководствуются тремя правилами: 1) тезис должен быть четко сформулирован; 2) тезис должен оставаться одним и тем же в ходе всего доказательства; 3) тезис не должен содержать в себе логического противоречия.
Доводы (аргументы) – это различные формы доказательности истинности тезиса. В качестве доводов различают факт и мнение.
Факт – это действительное, невымышленное явление, событие, то, что произошло на самом деле. Факты существуют сами по себе, независимо от того, как их оценивают и используют в своих целях.
Мнение – это суждение, выражающее оценку, отношение, взгляд на что либо. Мнения могут быть предвзятыми, необъективными, ошибочными, на них влияют социальные установки, личностные ориентиры, особенности характера, психическое состояние, уровень подготовки, степень осведомленности и многое другое.
Различают доводы слабые и сильные. Довод, против которого легко найти возражения, трудно опровергаемое, называют слабым. А если оппонент вынужден согласиться с доводом без каких-либо уточнений, значит, был использован сильный довод. Конечно, применение доводов во многом определяется теми целями, которые ставит перед собой спорящий.
Подбирая те или
иные доводы, участник спора должен
позаботиться о том, чтобы они
воздействовали не только на разум
слушателей, но и на их чувства. Психологи
доказали, что на процесс убеждения
сильное влияние оказывает
Информация о работе Причины возникновения риторики как науки