Джазовая музыка как средство формирования эстетического вкуса у учащихся в музыкальной студии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:49, дипломная работа

Описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент назрела необходимость вносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в музыкальных студиях. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития подростков
1.1 Сущность эстетического воспитания и его содержание…………….6
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал………………………………………………………………………...20
1.3 Феномен джаза………………………………………………………...25
1.4 Слушательское восприятие джаза…………………………………...30
Глава 2. Педагогические методы и приемы эстетического воспитания подростков в музыкальной студии
2.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся………………………………………………………………………….36
2.2 Особенности организации урока джазовой музыки в музыкальной студии…………………………………………………………………………….43
2.3 Уроки джазовой импровизации и методика их преподавания……49
Выводы……………………………………………………………………61
Список литературы ……………………………………………………..63

Работа состоит из  1 файл

диплом катя оконч.doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

Задачи развития общества выдвигают  новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость  всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.

Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.

Центральным звеном эстетического  сознания является эстетический идеал. "Эстетический идеал – представление человека о совершенной красоте явлений материального, духовно-интеллектуального, нравственного и художественного мира". [13, 45] То есть, это представление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке, труде и искусстве. Для школьного возраста характерна неустойчивость представлений об эстетическом идеале. Ученик способен ответить на вопрос, какое произведение того или иного искусства больше всего нравится ему. Он называет книги, картины, музыкальные произведения. Эти произведения являются показателем его художественного или эстетического вкуса, даже дают ключ к пониманию его идеалов, но не являются конкретными примерами, характеризующими идеал. Возможно, причина этого в недостатке жизненного опыта ребенка, недостаточными знаниями в области литературы и искусства, что ограничивает возможности формирования идеала.

Еще одна категория эстетического  воспитания – сложное социально-психологическое  образование – эстетический вкус. А.К. Дремов дает следующее определение: "Эстетический вкус – это способность  непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства".[18, 45] Эстетический вкус формируется у человека в течение многих лет, в период становления личности. В младшем же школьном возрасте о нем говорить не приходится. Однако это ни в коей мере не означает, что эстетические вкусы не следует воспитывать в младшем школьном возрасте. Напротив, эстетическая информация в детском возрасте служит основой будущего вкуса человека. В школе ребенок имеет возможность систематически знакомиться с явлениями искусства. Учителю не доставляет трудности акцентировать внимание учащегося на эстетических качествах явлений жизни и искусства. Таким образом, постепенно у учащегося развивается комплекс представлений, характеризующих его личные предпочтения, симпатии.

Вся система эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом плане, так  и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач: овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры, развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека, которые выражены эстетическим восприятием, чувством, оценкой, вкусом и другими психическими категориями эстетического воспитания.

Наше динамичное, переходно-кризисное  время характеризуется необходимостью переосмысления многих, казавшихся прежде незыблемыми представлений. Все  эти представления, так или иначе касаются характера отношений человека с миром. Сохранение прежней стратегии в этих отношениях становится всё более невозможным. Так, невозможно продолжение прежней политики всестороннего истощающего потребления ввиду невосстановимости ресурсов планеты, невозможно прежнее понимание развития и прогресса, связанное, прежде всего с расширением экспансии человека в природу. Наконец, исчерпало себя старое представление о развитии человека как о процессе возрастания его потребностей, требующих все более расширенного их удовлетворения за счёт эксплуатации внешнего мира, покорения природы и т.п. Человек вплотную оказался перед необходимостью смены приоритетов, переоценки ценностей, выработки новой парадигмы своего поведения в мире.

Суть формируемого нового подхода в том, что в понимании развития и прогресса внимание, смысловые акценты и направления деятельности должны быть перенесены с развития внешнего (т.е. направленного на внешний мир и подразумевающего его подчинение и потребление) на развитие внутреннее, т.е. развитие самого человека, совершенствование его природы, использование его собственных резервов и возможностей.

Цивилизация потребления, как форма  развития с преобладанием количественных, а не качественных параметров оценок, развила и оформила множество искусственных, мнимых, фиктивных потребностей, следование которым способно превратить не только большие города, но всю планету в большую свалку отходов потребления.

Что касается истинных человеческих потребностей, то, в самых общих  словах, это, прежде всего такие естественные потребности, как жизнь, безопасность, пища, общение, любовь, познание, творчество и т.п. Именно эти потребности по мере развития общества приобретают все более человеческие, т.е. облагороженные культурой формы своего выражения и всё более одухотворенные способы их удовлетворения. И оказывается, что человеку нужно не совсем то и совсем не столько, сколько его сегодня уговаривают и заставляют потреблять реклама, торговля, мода, но это не значит, что человек должен, уменьшая свои потребности, возвратиться в пещеру. Это значит, что он должен отказаться от ненужного, избыточного, ибо это, разоряя природу, отвлекает и самого человека от истинного его бытия, истинного человеческого предназначения, ввергая в непрестанную погоню за фикциями. Это значит, что он должен осознать свои истинные потребности, те, которые не разрушают и не затемняют его истинную природу, а соответствуют ей и способствуют ее проявлению и развитию; их наличие и удовлетворение не ставит человека в непримиримую оппозицию к природе планеты, а позволяет им стать сотрудниками в совместном коэволюционном движении.

Одной из истинных человеческих потребностей является потребность в красоте  как естественное стремление человека к гармонии, целостности, равновесию и порядку. О том, что это именно жизненная потребность человека, говорят результаты исследований антропологов, установивших, что на определенной стадии развития человеческого мозга ему просто необходимы были эстетические впечатления и переживания, которые способствовали оформлению у человека целостного восприятия, как мира, так и себя самого. Зная воспитательное, образовательное, развивающее действие эстетических впечатлений, мудрецы с давних времен советовали окружать рост ребенка красотою и добром, рост юноши – красотой и физическим развитием, рост молодежи – красотой и учением. Красота должна присутствовать на всех этапах становления личности, способствуя ее гармоническому развитию и совершенствованию. И действительно, красота, наряду с истиной и добром, неизменно выступает в составе исходной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

Такой же исходной и истинной является потребность человека в творчестве, самовыражении, утверждении себя в  мире посредством внесения в него нового, созданного им. Именно творческая позиция обеспечивает человеку устойчивость его существования, ибо дает возможность адекватно и своевременно реагировать на все новые ситуации постоянно меняющегося мира. Творчество – свободная деятельность, к которой человека нельзя принудить: он может творить только в силу внутренней потребности к творчеству, внутреннего побуждения, которое и выступает более действенным фактором, чей любое внешнее давление или принуждение.[25, 67]

Здесь обнаруживается, что многие из истинных потребностей человека либо имеют эстетическую природу, либо включают в себя необходимый эстетический компонент. Действительно, в плане возвращения человека к истинной своей природе, к истинному бытию, к осознанию действительных своих потребностей не последнее место принадлежит эстетической культуре и ведущим к ней (хотя и не обеспечивающим ее с необходимостью) эстетическому образованию и эстетическому воспитанию. Эстетическое отношение к миру всегда существовало как всеохватывающее, универсальное и сугубо человеческое поведение, а эстетическая оценка – самая целостная, как бы завершающая восприятие предмета в полноте его данности и связи с окружением.

Насколько естественной и истинной является потребность человека в  красоте, настолько же естественна  и истинна его потребность в творчестве, творческом самовыражении, самореализации. Кроме того, только творческое поведение в нашем изменчивом мире и может считаться подлинно адекватным поведением, обеспечивая человеку возможность адаптации к новым реалиям бытия.

Роль эстетического воспитания в формировании творческой позиции  состоит в том, что оно не только способствует развитию чувств, оформлению человеческой чувственности и ее обогащению, но и просвещает, обосновывает – рационально и эмоционально – необходимость творческого отношения к миру. Именно эстетическое воспитание показывает роль эстетических чувств в формировании картины мира и развивает эти чувства. Действительно, современная жизнь с ее перегрузками, тип современного опыта приводят к снижению сенсорных способностей, что влияет на качество восприятия, его остроту и свежесть. Кроме того, ставшая продуктом предшествующего технического развития общества и характерная для многих сфер деятельности гипертрофия интеллекта, акцентуация рациональности приводят к потере многих чувствовательно-эстетических способностей; с другой стороны, отмирание последних обедняет интеллект, делает его механистичным, одномерным, что неизбежно приводит к снижению творческого потенциала мышления. Истинное творчество не может быть порождено только сухим расчетом, автоматизмом рациональных операций. Для реализации творческих возможностей необходима живость мыслительных ассоциаций, нестандартность логических ходов, инициативность воображения, чего, как известно, лишены разумные электронно-вычислительные машины. Английский ученый Г.Осборн пишет, например, о том, что художественные впечатления повышают живость ума, интенсифицируют опыт, насыщая его глубиной личного понимания, ибо развивают и саму сферу чувств. Снижение эмоциональной составляющей интеллекта лишает его творческой, спонтанной активности.[40, 55]

Развитие творческого потенциала – это достижение более высокого уровня управления в отношениях человека с миром, поскольку пересоздавая и пополняя мир, человек задает определенный тип и содержание взаимодействия с миром. От способности к творчеству зависит богатство государства, и государство, в принципе, должно стремиться к тому, чтобы человек умел реализовать эвристическую игру своих жизненных сил.

Реальная же ситуация такова, что  творческой позиции противостоит нетворческое, непродуктивное отношение, разнообразию индивидуальных позиций – массовость усредненного обывателя, инициативе, изобретательности – узость, неразвитость, поточность мышления. Человек, все более становящийся бытием не целостным, а функциональным (и в сфере общественного производства, и в сфере культурного выражения), начинает характеризоваться доминированием в его психике фрагментарного, неполноценного восприятия мира, инфантильного отношения к нему. Даже позиция старательного исполнителя становится все более недостаточной с точки зрения современных требований. В самом деле, пока техника, обезличивающая продукт, нетребовательна к содержанию личности, до тех пор вполне приемлем просто хороший исполнитель. В новых же условиях должна делаться ставка на творческую личность, обладающую неординарностью мышления, оригинальностью в принятии решений, самостоятельностью в суждениях и т.п.

Действительно, с точки зрения социального  процесса, функция воспитания заключается  в том, чтобы подготовить человека к выполнению той роли, которую ему предстоит играть в обществе. И потому чтобы ни общество не терпело ущерба, ни человек не ощущал своей ненужности в обществе, система воспитания стремится формировать его характер таким образом, чтобы он приближался к социально потребному характеру, что взаимно оградит и человека и общество от внутренних конфликтов. Поэтому, к сожалению, как бы ни были прекрасны установки, воспитать можно только те качества, которые потребны обществу, а не просто входят в какой-то абстрактный набор пусть самых идеальных требований: если они не привязаны к реальным условиям жизни в данном обществе, то такую задачу реализовать почти невозможно. В этом мы вынуждены были убедиться на примере собственных воспитательных систем.

О серьезном отношении к эстетическому (гуманитарному) образованию в развитых странах говорят следующие цифры. К началу космической эры в  истории человечества СССР тратил на образование и науку 12% бюджетных  средств, а США всего 6% бюджета. Для  США это послужило мощным стимулом для резкого увеличения объемов исследовательских работ и пересмотра почти всех образовательных программ, особенно, как ни покажется на первый взгляд странным, программ гуманитарного образования. Результат: сегодня Россия едва-едва дотягивает до 1,5% расходования бюджетных средств на образование и около 1,2% на науку, гуманитарное образование в России занимает 12% всего учебного времени в школе и еще меньше в высшей школе, в США гуманитарное образование занимает почти 30% учебного времени и в школе и в вузах. Стремительно развивающаяся Южная Корея расходы на образование довела до 27% бюджетных средств. Именно на этом пути Япония добилась в послевоенный период самых фантастических успехов: японская школа и дошкольные учреждения занимают первое место в мире по обеспеченности всеми самыми современными техническими средствами естественнонаучного и социогуманитарного образования.[47] Эстетическое и художественное воспитания в японских системах дошкольного воспитания и школьного образования занимают столько времени, сколько в наших школах отводится всему гуманитарному образованию и воспитанию.

Германская школа (общая и высшая) по всем показателям занимает второе место в современном мире. Но и  германская промышленность, образ и  стиль жизни населения Германии по качественным показателям законно являются вторыми в мире. Но ведь в Германии каждая Земля (по нынешнему каждый субъект федерации) имеет свой институт эстетического воспитания, каждый из которых занимается не только теоретическими исследованиями в области художественного и эстетического воспитания, но и наделен полномочиями внедрения теоретических разработок в практику дошкольного, школьного и высшего образования. Причем практика эта строится таким образом, что в самом понимании сущности воспитания вообще, художественного и эстетического воспитания не возникает оснований для парадоксов. Воспитание – целенаправленный, но не навязываемый, управляемый, но не жестко контролируемый процесс создания старшими поколениями таких материальных и духовных условий существования, формирования и развития младших поколений, при которых дети естественно и органично входят в такое культурное пространство, которое пробуждает в детях их естественное стремление к красоте их бытования и бытия в мире, гармонизацию мира каждого ребенка с миром вне его.[40, 78]

Информация о работе Джазовая музыка как средство формирования эстетического вкуса у учащихся в музыкальной студии