Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:49, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент назрела необходимость вносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в музыкальных студиях. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития подростков
1.1 Сущность эстетического воспитания и его содержание…………….6
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал………………………………………………………………………...20
1.3 Феномен джаза………………………………………………………...25
1.4 Слушательское восприятие джаза…………………………………...30
Глава 2. Педагогические методы и приемы эстетического воспитания подростков в музыкальной студии
2.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся………………………………………………………………………….36
2.2 Особенности организации урока джазовой музыки в музыкальной студии…………………………………………………………………………….43
2.3 Уроки джазовой импровизации и методика их преподавания……49
Выводы……………………………………………………………………61
Список литературы ……………………………………………………..63
Безусловная специфика курса в неизбежной дифференциации требований к студентам и оценки результатов их труда, в зависимости от степени одаренности. Уровень минимальных требований, предъявляемый ко всем учащимся по завершении курса, можно ограничить следующими задачами:
В требования к более
одаренным студентам можно
Самые одаренные и творчески
мыслящие студенты должны уметь применять
элементы импровизации в своей исполнительской
практике. Это могут быть импровизационные
фрагменты в исполняемых
Традиционно гармонии в джазовой импровизации уделяется большое значение. Следует провести сравнительный анализ джазовой аккордики с классической, уделив внимание органичному слиянию минорной пентатоники и европейской мажоро-минорной системы на начальных стадиях развития джаза, подчеркивая роль септаккорда в гармоническом джазовом мышлении эпохи свинга и остановиться на способах освоения и расширения гармонического языка в современном джазе. Джазовая импровизация немыслима без четкой гармонической схемы, поэтому постоянно в процессе обучения нужно обращаться к типовым схемам, вырабатывая у студента тем самым опыт стандартных построений на основе любых музыкально-тематических конструкций. Гармонические стандарты довольно широко представлены в учебных пособиях, и их следует использовать на всех стадиях учебного процесса. [43, 115]
Стандартная гармоническая схема рано или поздно приводит исполнителя-импровизатора к гармоническому варьированию, обогащению сетки путем структурного усложнения аккордов, использования побочных и альтерированных тонов, проходящих и вспомогательных септаккордов и необходимости ритмического оформления аккомпанемента. Задача педагога - научить разумному обоснованию введения и использования гармонических средств, как способов создания того или иного образа. На одном из начальных этапов обучения можно совместить изучение способов гармонической расшифровки цифровых обозначений с принципами арпеджио в импровизационной технике. Практика прелюдирования по схеме обычно дает хороший учебный и художественный эффект. Следует ориентировать ученика на специфически джазовый подход к проблеме выбора и использования, а также пропуска тонов в том или ином сложном аккорде. Подход этот заключается в конкретной и непосредственной передаче структурного и функционального смысла аккорда путем использования четырех самых необходимых для реализации данного аккордового звучания тонов - основного (бас) и характерных (септимы, ноны, альтерированные тоны и т.д.), в их иерархической соподчиненности (расположение голосов). Традиционный терцовый принцип построения аккорда с последующими размышлениями о расположении и пропуске тонов тормозит развитие гармонического мышления студента и вызывает страх перед сложными аккордами.
Параллельно с освоением джазовой
аккордики необходимо развивать
функциональное мышление и увязывать
структуру каждого аккорда с
его функцией. Влияние функции
на структуру создает новые
В любом случае для джазового импровизатора существует, как минимум, две гармонические реальности:
В классической гармонии присутствуют элементы домысливания, но чаще музыкант имеет дело с идентичностью гармонической мысли и ее воплощения. В джазовой гармонии, а тем более в джазовой импровизации, звучащая и не звучащая реальности практически равнозначны. Без внутреннего слышания функциональной схемы музыкант-импровизатор не существует, без домысливания слушатель джазовой импровизационной музыки ничего в ней не поймет.
Проблема гармонического домысливания должна решаться путем внедрения в систему обучения импровизатора упражнений, связанных с развитием внутреннего гармонического слуха, “молчащих” импровизаций на мысленные же ритмо- гармонические стандарты и т.д. Особо хотелось бы подчеркнуть значение внутреннего чувства метра - базовой способности современного импровизатора. Именно хорошее чувство метра вместе с гармонической схемой создают глубину импровизационной мысли и пространство для творческой фантазии. Самое страшное для импровизатора - “вылететь” из квадрата. А самое большое удовлетворение связано с расширением названного пространства и творческим процессом внутри него.
Большое значение для понимания сути метро-гармонической схемы имеют типовые каденционные обороты. Техника каденционных оборотов может быть доведена у молодого импровизатора до автоматизма.
Если чувство метра, как правило, является врожденным, то чувство ритма можно развить и воспитать в процессе обучения. Наиболее очевидным способом такого воспитания в начальной стадии является ритмическое оформление аккомпанемента в зависимости от жанра. Следующим этапом может быть освоение синкопирования как универсального ритмического средства, которое молодой импровизатор может использовать и в гармоническом аккомпанементе, и в мелодическом соло, и в басовой линии.
Развивая метро-ритмический слух учащегося необходимо избегать одной распространенной ошибки. Ни в коем случае нельзя останавливаться, сбиваться с метро-ритмической основы. Лучше пропустить “испорченное” место и далее играть “с подхвата”, а ошибку исправить при повторном проведении квадрата. Для этих целей эффективно использовать метроном, drum-машину, фонограмму-минус, музицирование с педагогом или в ансамбле. Внутреннее ощущение непрерывности музыки, независимо от реального звучания, отличительный признак настоящего импровизатора.
Если студента привлекают хитроумные ритмические построения, которые он услышал в аудиозаписи в исполнении мастеров, то для большей пользы он может не только правильно повторить их на инструменте, но и записать в нотах. Тем самым, студент обогатит свой арсенал выразительных средств.
Занимаясь синкопированием, следует обращать внимание на атаку звука, артикуляцию и акцентирование. Синкопирование ведет к ритмическому варьированию и постепенному отстранению ритма от метрической основы. На этом этапе молодой импровизатор самостоятельно подходит к ощущению свинга как специфического метро-ритмическое мышления и способа музицирования джазового музыканта. Методически более важным и точным является освоение свинга через ритмический аккомпанемент. Затем свингование используется на этапе изучения басовой линии. И лишь после этого следует правильное понимание и использование этого приема в мелодических построениях.[44, 145]
Обращаясь к тематическому
началу в импровизации, следует объяснить
взаимосвязь тематизма и
Способ орнаментального варьирования - основа тематической импровизации. Молодому импровизатору следует уяснить многообразие вариационных принципов развития, прежде всего, на примерах из классической музыки.
Занимаясь тематической импровизацией, полезно сначала внедрить в практику вокальную импровизацию, поскольку добавление мелодического голоса к привычной фактуре (бас- аккорд) связано с некоторыми понятными трудностями. Прежде, чем студент научится различным смешанным видам фактуры, он должен уделить внимание каждой из фактурных линий в отдельности, а затем поработать с ними попарно (бас-аккорд; бас-мелодия; аккордовый аккомпанемент-мелодия).
Занимаясь верхним голосом, исполнитель-импровизатор выделяет тематическое зерно, опорные тоны мелодии и наиболее характерные интонационные обороты как стабильный фактор для дальнейшего музицирования. Расчленив тему на мотивы, можно приступать к мотивному развитию посредством повторов и секвенций.
При успешном проведении уроков джазовой импровизации можно говорить о готовности обучающегося к концертной деятельности. Помимо сольной и ансамблевой практики, это может быть и работа с оркестром. Необходимо разъяснить особенности импровизации в джазовом оркестре, где существует четкое разделение творческих и исполнительских функций. Ведущая роль солиста оттеняется в оркестровой практике подробной аранжировкой для остальных музыкантов. Импровизационное соло в аранжированной композиции должно быть ярким, виртуозным и индивидуальным.
Тенденция к взаимослиянию
различных джазовых стилей, а также джаза с иными
стилями, направлениями и течениями современной
музыки выглядит сегодня неоспоримой.
Она позволяет говорить о том, что джазовая
музыка развивается в русле общей музыкальной
культуры, эволюция которой на рубеже
веков привела к новым открытиям и перспективам.
Нет таких стилей и направлений в современной
музыке, которые не использовали бы джазовые
музыканты. Такие общеупотребительные
в академических жанрах приемы как коллаж
или стилистическое варьирование стали
достоянием импровизаторов. Вместе с тем,
джазовый стандарт, блюзовый лад, характерные
гармонические обороты, да и сама импровизация
вошли в практику композиторов иных школ
и направлений.
Выводы
Подводя итог нашей работы, мы можем сделать выводы, что музыкальная культура человека формируется под влиянием двух факторов - средств массовой коммуникации и общения с окружающими людьми, что в конечном итоге приводит к потреблению музыкальной продукции низкого эстетического качества, далекой от национальных корней. Главная задача музыкальной педагогики сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у подростков высокой музыкальной культуры. Сформировать высокую музыкальную культуру означает:
- воспитать музыкальный вкус, способность к эстетической оценке музыкальных ценностей;
- дать учащимся знания
музыкально-теоретического и
- сформировать у учащихся навыки к активно-творческой деятельности.
Уровень музыкальной культуры учащегося определяется уровнем его общего развития - его интеллектуальными способностями, интересом к художественной литературе и другим видам искусства. С другой стороны, музыкальная культура имеет обратное влияние на общее развитие учащегося.
Слушательская музыкальная
культура учащихся является интегративным
многоуровневым качеством личности,
которое проявляется в
Эффективность формирования
слушательской музыкальной
Джазовый стиль, сочетающий в себе свойства развлекательной и академической музыки, является одним из возможных средств в современном обучении, которое может использоваться для выведения музыкальных интересов, вкуса и качества восприятия музыки на более высокий уровень развития, средством достижения осознанного отношения учащихся к произведениям классико-романтического наследия.
Джазовая музыка может быть использована в качестве фактора формирования у подростков музыкальной культуры лишь при условии целенаправленного педагогического влияния.
Кроме того, хотелось бы отметить, что среди различных видов музыки, а это огромные пласты так называемой классической (серьезной) и легкой (развлекательной, популярной), только джаз обладает единственным феноменом - импровизацией, свободным выражением музыкальных мыслей.
Вся остальная музыка, какая бы она ни была - это изобретение композитора, воплощенное в нотах. Задача профессионального музыканта, таким образом, - правильно сыграть и выразить то, что написано, ни на ноту не отступая от заданного. И только джаз смог вернуть музыкантам свободу самовыражения, воспитал в них творческое начало.
Список литературы