Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:49, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент назрела необходимость вносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в музыкальных студиях. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития подростков
1.1 Сущность эстетического воспитания и его содержание…………….6
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал………………………………………………………………………...20
1.3 Феномен джаза………………………………………………………...25
1.4 Слушательское восприятие джаза…………………………………...30
Глава 2. Педагогические методы и приемы эстетического воспитания подростков в музыкальной студии
2.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся………………………………………………………………………….36
2.2 Особенности организации урока джазовой музыки в музыкальной студии…………………………………………………………………………….43
2.3 Уроки джазовой импровизации и методика их преподавания……49
Выводы……………………………………………………………………61
Список литературы ……………………………………………………..63
Если в Японии и Германии, Финляндии и Франции на самых разных уровнях государственного управления процессами обучения, воспитания и образования полагают, что музыка, изобразительные искусства, дизайн, литература, театр являются наиболее эффективными средствами воздействия на ум, чувства и волю человека, на формирование в каждом гражданине его творческих способностей на основе его природных дарований, то они и в теоретическом плане делают все для того, чтобы с самого раннего детства, затем в дошкольном и школьном воспитании и образовании узнать, понять, кто с чем родился и что нужно сделать, чтобы природные дарования проявились и начали работать как на благо самого владельца дарований, так и на благо общества.
Проблема творчества, его природы и реализации – это проблема эстетическая, но решается она в конкретном социальном контексте и в определенных экономических условиях. Творческий человек – решающая сила современного производства, ибо в современном понимании прогресса делается ставка на свободный мозг, гибкое мышление, фантазию, интуицию. Достичь этого помогают эстетические впечатления, развивающие мозг, обеспечивающие его устойчивость, полноту и гармоничность его функционирования; способность к эстетическим восприятиям и переживаниям стимулирует свободу и яркость ассоциаций, неординарность видения и мышления. Потому не только гуманистические установки, но и прагматические, деловые соображения заставят общество думать о создании условий, стимулирующих максимальную отдачу человека в творческой сфере. Не только забота о красоте и гармонии, но и соображения пользы, выгоды, процветания заставляют считать организацию системы действенного эстетического воспитания одной из первоочередных задач современного общества.
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал
Джаз - уникальное музыкальное направление, которое сформировалось в США на рубеже 19-20 веков и дало толчок к развитию целой плеяды различных музыкальных жанров. Из джаза вышли би-боп, рок-н-ролл, ритм-енд-блюз, джаз-рок, фьюжн, фанк. Джаз можно назвать прадедушкой практически всех современных музыкальных жанров. А что же такое джаз?
Истоки джаза следует
искать в смешении, или, как говорят,
в синтезе европейской и африка
Европейцы даже не догадывались
о том, что вместе с рабами, переправленными
на американский континент, они привезли
туда африканскую музыкальную
А какова же роль европейской музыкальной культуры в формировании джаза? Европа привнесла в джаз мелодику и гармонию, минорные и мажорные стандарты, солирующее мелодическое начало.
Итак, родиной джаза
стали Соединенные Штаты
Сторонники другой точки зрения утверждают, что джаз появился на юге Соединенных Штатов, где подавляющее большинство европейцев были католиками. [5, 10]. Они относились к африканцам и их культуре с особым презрением и пренебрежением, что сыграло положительную роль в сохранении самобытности африканского музыкального фольклора. Афроамериканская музыкальная культура темнокожих рабов отвергалась европейцами, что сохраняло ее аутентичность. На основе аутентичной африканской ритмики и сформировался джаз.
Директор Нью-Йоркского Института джазовых исследований Маршалл Стернс - автор монографии «История джаза» (1956 г.) - показал, что дело обстоит гораздо сложнее [5,45]. Он указал, что в основе джазовой музыки лежит взаимопроникновение западноафриканских ритмов, рабочих песен, религиозных песнопений американских негров, блюза, африканского фольклора прошлого, музыкальных композиций бродячих музыкантов и уличных духовых оркестров. Вы спросите, при чем здесь духовые оркестры? После окончания Гражданской войны в США многие духовые оркестры были расформированы, а инструменты распроданы. На распродажах духовые инструменты можно было приобрести практически даром. На улицах появилось множество музыкантов, играющих на духовых инструментах. Именно с распродажами духовых инструментов связан тот факт, что в джаз-бэндах присутствует их традиционный набор: саксофон, труба, кларнет, тромбон, контрабас. Основу представляют, конечно же, ударные.
Центром джазовой музыки в США стал город Новый Орлеан. Его населяли очень свободомыслящие люди, не чуждые авантюризма. Кроме этого, город имеет выгодное географическое положение. Это благоприятные условия для синтеза музыкальных культур. Сформировался даже особый джазовый стиль, который носит название Новоорлеанского джаза. 26 февраля 1917 года здесь в студии «Victor» была записана первая грампластинка, на которой звучала джазовая музыка. Это был джазовый коллектив «Original Dixieland Jazz Band». Кстати, музыканты коллектива не были темнокожими. Это были белые американцы.
В последующие годы джаз превратился из маргинального музыкального направления в достаточно серьезное музыкальное течение, которое овладело умами и сердцами широкой публики на американском континенте. Распространение джаза началось после закрытия в Новом Орлеане развлекательного квартала Сторивилла. Но это не значит, что джаз был только новоорлеанским явлением. Островками джазовой музыки были Сент-Луис, Канзас-Сити, Мемфис - родина регтайма, который оказал заметное влияние на формирование джаза. Интересно, что многие впоследствии выдающиеся джазовые музыканты и оркестры были обычными менестрелями, участвовавшими в специальных передвижных концертах: например, известный музыкант Джелли Ролл Мортон, оркестр Тома Брауна, «Креол Бэнд» Фредди Кеппарда. Оркестры давали концерты на пароходах, которые совершали рейсы по Миссисипи. Это, безусловно, способствовало популяризации джазовой музыки. Из таких оркестров вышли блистательные джазмены Бикс Бейдербейк, Джесс Стейси. В джазовом оркестре играла на фортепиано будущая супруга Луи Армстронга Лил Хардин.
В 20-30-е годы прошлого века центром джаза стал город Чикаго, а затем и Нью-Йорк. Связано это с именами великих мастеров джаза Луи Армстронга, Эдди Кондона, Джимми Мак Партланда, Арта Ходеса, Барретта Димса и, конечно же, Бенни Гудмана, которые сделали очень многое для популяризации джазовой музыки. Основой джаза в 30-40-е годы 20 века стали биг-бенды. Оркестры возглавляли Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Чик Уэбб, Бенни Гудман, Чарли Барнет, Джимми Лансфорд, Гленн Миллер, Вуди Герман, Стэн Кентон. Потрясающим зрелищем были «сражения оркестров». Солисты оркестров своими импровизациями доводили зрителя до исступления. Это было захватывающе. С тех пор биг-бенды в джазе - это традиция. В настоящее время выдающимися джазовыми оркестрами являются Джазовый оркестр Линкольн-Центра, Джазовый оркестр Карнеги Холл, Чикагский джазовый ансамбль и многие другие.
Почему же именно джаз может выступать в роли «воспитателя» подрастающего поколения в чем его воспитательный потенциал, позитивное влияние на личность? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Джаз - великая культура. Здесь не при чем Африка или Америка, потому что джаз - культура всемирная. Явление «джаза» включает в себя гораздо больше, чем мы привыкли думать. Можно назвать джазом искусство стиля, но это не будет вполне верно. Скорее, джаз - это искусство безупречно выдержать заданный стиль от начала до конца, и без выхода во что-либо большее. Границы стиля раздвигаются перед бодрым натиском джаза, сам стиль в джазе становится индивидуален, создавая видимость содержательности. Джаз - это индивидуальность внешнего и безличность внутреннего. Посему «джаз» - не только музыка; «джаз» - это стиль танца, стиль общения, стиль литературы и даже стиль жизни.
В России джаз всегда был на «особом положении»: сначала он считался музыкой маргинальной, андеграундной, а в настоящее время стал музыкой, ценителей которой достаточно много, но массовым направлением он так и не стал. В связи с этим, джаз приобрел черты «элитарности», музыки не для всех. Поэтому он не пользуется популярностью в подростковой среде, о нем вообще мало что знают. А ведь это целая эпоха не только в музыке, но и в общественной жизни - «джазовая эпоха». И это также необходимо учесть при использовании данного направления на уроках. Потому что сам «дух» джаза, дух той эпохи, когда зарождалась и популяризировалась эта музыка, может оказывать определенное эмоциональное воздействие на подростков, приобщать их к чему-то большему, чего нет в их повседневной жизни. И это также будет давать положительный воспитательный эффект, стимулировать познавательную активность учащихся, ведь им захочется узнать про это музыкальное направление больше, постичь, что скрывается за мелодиями джаза, понять, что выражено в этой музыке.
1.3 Феномен джаза
Джаз как вид музыкального искусства имеет уже более чем столетнюю историю. XX веку не было ещё и двух десятков лет, когда появилась первая джазовая пластинка, и джазовая музыка стала звуковой дорожкой этого нового мира. За это время появилось много течений и стилей джаза, часто совершенно не похожих друг на друга. Одни из них прочно вошли в повседневный быт, оказывая значительное влияние на формирование художественных вкусов широких слоёв слушателей, на психологию восприятия. Другие, напротив, ориентируются на интересы сравнительно узкого круга ценителей, носят элитарный характер. Но, при всём его стилевом многообразии, джаз является музыкой нашей эпохи, искусством остросовременным, продолжающим своё развитие, требующим постоянного внимания со стороны науки и практики.
Уже само по себе широкое распространение джаза придаёт проблеме его изучения важное идеологическое, идейно-воспитательное значение.
В чем же секрет этого музыкального феномена 20 века?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить, какими путями развивалась музыка до джаза. Говоря упрощенно, это был путь гармонии и формы. Конфликт диссонанса и консонанса, а также взаимодействие частей - вот основной двигатель доджазовой музыки. К началу 20 века оба эти средства развития музыкальной мысли исчерпали себя. В гармонии аккорды столь усложнились, что диссонанс перестал "работать"- двигать фразу. Тоже можно сказать о форме, в творчестве Вагнера и Малера развитие формы доведено до последних пределов. В поисках новых средств выразительности музыка разделилась на два направления :одно пошло в сторону отказа от гармонии и формы , другое - перевело музыку в новое измерение, ввело в нее новую координату - время. Ритм стал двуплановым : "граунд-бит" в ритм-секции вошел в конфликт с "офф-битом" в мелодической линии, и этот конфликт стал источником движения новой музыкальной драмы под названием джаз.[29,111]
Все музыкально-выразительные
Вообще, говоря о блюзе в джазе, мы собственно и рассматриваем джаз как таковой, с присущими для него чертами - это импровизация, свинг и бит. Но джаз образовал и новые выразительные средства - большое количество всевозможной орнаментики - форшлаги, морденты, глиссандо, мелизмы, скольжения между нотами и т.д. Это происходит оттого, что мелодия в блюзе имеет такой накал и с такой силой "упирается" в граунд-бит аккомпанимента, что ноты этой мелодии начинают "сгибаться" (бенд-гитарная подтяжка, дословно "согнуть"). Такие согнутые ноты имеют сильную энергетику. И если вокалист блюза может сделать подъезд с помощью глиссандо, то инструменталисты джаза, при исполнении блюза, исполняют подъезды и скольжения между нотами с помощью форшлагов, мордентов и мелизмов. У гитаристов также свои индивидуальности.
Другим важным элементом джаза является синкопирование. Некоторые известные музыковеды (Ян Рыхлик) называли джаз как "синкопированная музыка". В самом деле, джаз не мыслим без этого перенесения центра тяжести ритма на небольшой метрический промежуток времени вперед или назад. Это связано с явлением свинга, свободного владения мелодией и ритмом.[50]
Ничего подобного нет ни в одном другом музыкальном жанре (виде, типе, форме и т.п.) музыки. Уже в начале века рэгтайм "разорвал" музыкальное время, и в эти разрывы хлынули иные ритмические пространства. В них ноты, подчиняясь другим ритмическим законам, сместились с сильных долей, стали синкопорованными. Синкопирование в джазе делится на два вида : "первый рэг" (простое синкопирование) и " вторичный рэг" (полиритмия и полиметрия ).