Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:49, дипломная работа
Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент назрела необходимость вносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в музыкальных студиях. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития подростков
1.1 Сущность эстетического воспитания и его содержание…………….6
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал………………………………………………………………………...20
1.3 Феномен джаза………………………………………………………...25
1.4 Слушательское восприятие джаза…………………………………...30
Глава 2. Педагогические методы и приемы эстетического воспитания подростков в музыкальной студии
2.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся………………………………………………………………………….36
2.2 Особенности организации урока джазовой музыки в музыкальной студии…………………………………………………………………………….43
2.3 Уроки джазовой импровизации и методика их преподавания……49
Выводы……………………………………………………………………61
Список литературы ……………………………………………………..63
Современное образование поставило задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося, существенно изменив качество образования. Раньше воспитательный процесс урока музыки осуществлялся по алгоритму цель → результат. Современный урок ориентирует на другую модель: результат → цель. Учитель должен явно видеть результат, а затем ставить цель, представлять перед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраивать адресные творческие цели и задачи (пример: использование CD-плееров для индивидуального слушания музыки).
Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий ученика над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.
В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:
1)коммуникативная, связанная
2)аффилиативная,
3)суггестивная, связанная с внушением;
4)пронологическая,
5)физиологической и
6)идентификации с себе
7)рекреативно-гедонистическая,
8)эстетическая, предполагающая получение эстетического наслаждения.
Учет интересов учащихся может служить стимулирующим фактором при восприятии музыки. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.
И хотя джаз в настоящее время не считается в точном смысле музыкой массового жанра, к нему может быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать джазовой музыкой, то она станет выполнять все указанные функции.
Комплекс компонентов
- опыт эмоционально-ценностного
отношения - развитие коммуникативных,
духовно-нравственных и
- опыт учебно-творческой
- знания - о духовно-смысловом
- умения - слышать рельефные, «говорящие» интонации и звукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умение анализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке, находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности
Методы - метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической «картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения;
Формы коммуникативные (уроки с групповой и парной работой), креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические (урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческого обобщения);
Средства - персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательные продукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презентация и др.).
2.3 Уроки джазовой импровизации и особенности методики их преподавания
Как мы уже говорили, основной отличительной чертой джаза является импровизация. Уроки джазовой импровизации в музыкальной студии призваны дать знание основных её закономерностей, как в теоретическом, так и в практическом плане на основе различных стилей и течений эстрадной и джазовой музыки ХХ века. Необходимыми условиями для занятий по импровизации являются:
владение своим инструментом; начальный курс джазовой гармонии, умение определять форму произведения; настройку инструментов, их объёмы и регистры, аппликатуру, основные штрихи, диапазоны, а также основные технические возможности.
Уроки джазовой импровизации предполагают развитие творческих навыков и знаний. Вопрос о том, необходим ли практический курс импровизации, не везде окончательно решен (главный довод противников курса: импровизация - это творчество, а творчеству научить невозможно)
Опыт преподавания импровизации в различных учебных заведениях говорит о том, что при особом подходе к занятиям все участники музыкальных студий могут импровизировать. И суть проблемы не в природных данных, не в приобретенном умении, а именно в особенностях музыкального мышления, психологических установках и возможностях создания условий для освобождения творческого потенциала личности.
Нельзя приступать к практическим
занятиям по импровизации, не освободив
сознания обучающегося от академических
догм и музыкально-педагогических стереотипов.
Если этого не произойдет, то высшим достижением
учащегося станет в лучшем случае репродуктивное
воспроизведение импровизаций выдающихся
мастеров или компилятивный коллаж из
общеизвестных оборотов и построений.
Ведь музыкально-исполнительская педагогика
основана на репродуктивных принципах,
а объем теоретических знаний в музыкальном
образовании не предполагает перехода
от количества к качеству путем индивидуального
переосмысления или создания принципиально
новых информационных моделей, являющихся
основами для творчества. Таким образом,
занятия по импровизации должны начинаться
с создания интеллектуально-
Главное внимание следует уделять развитию творческой
индивидуальности студента-импровизатора. Возмож
Наряду с уроками джазовой импровизации необходимы параллельно уроки истории эстрады и джаза и джазовой гармонии, опыт освоения которых в значительной мере формирует индивидуальность исполнителя-импровизатора.
Практический курс импровизации предполагает проведение индивидуальных занятий как на “родном” инструменте студента, так и на фортепиано, а также включает в себя вокальную импровизацию.
Практический курс импровизации является одним из основополагающих в профессиональном образовании молодого музыканта эстрадно-джазового направления. Именно способность к импровизации отличает эстрадно-джазового исполнителя от музыкантов других специальностей.[14,123]
Импровизация, как наиболее творческое проявление исполнительских способностей, является одновременно и началом, и необходимым атрибутом композиции. Тем самым, музыкант-импровизатор овладевает той стадией творческого процесса, в которой композитор ищет, экспериментирует, но не фиксирует результат своей работы в виде законченного сочинения. Таким образом, основой для приобретения навыков импровизации является, прежде всего, индивидуальная предрасположенность студента к творчеству.
В зависимости от большей или меньшей предрасположенности, педагог определяет направления и объем конкретной работы с каждым студентом, либо с преобладанием репродуктивных навыков и знаний, либо с развитием творческой фантазии и проявления индивидуальных способностей. Но в любом случае преподаватель должен стремиться к всестороннему развитию профессиональных данных студента, где главным средством для достижения целей курса является глубокое изучение творческого наследия классиков и импровизаций выдающихся музыкантов современности. Необходимо укрепить в сознании молодого импровизатора мысль о том, что его творческие усилия всегда должны быть направлены на продолжение и плодотворное развитие сложившихся традиций, на постоянный поиск, эксперимент и совершенствование своего мастерства. Одна из задач педагога класса импровизации - своевременно выявлять своеобразие и новизну, заложенные в природе дарования, в характере творческого мышления студента, оказывать помощь в поисках и утверждении собственного исполнительского почерка.
В основе - практические занятия с решением
специально подобранных тем и задач. Такие
задачи, как правило, посвящаются какой-либо
одной проблеме, и работа над ними кратчайшим
путём ведёт к достижению поставленных
целей. Учебный материал должен соответствовать
индивидуальным особенностям студента,
уровню его общемузыкального развития
и возникающим на каждой ступени этого
развития новым педагогическим задачам.
Но на всех этапах обучения необходимо
в первую очередь развивать и совершенствовать
чувство формы, ритмический и гармонический
слух, и обращать внимание на соответствие
реально звучащей импровизации музыкальным
идеям и мыслеобразам. Одновременное исполнение
придумываемых в процессе импровизации
мелодико-ритмических оборотов на инструменте
и голосом вырабатывает у студента привычку
синхронизировать мысль с исполнительским
движением, и позволит избежать типовых
ошибок и перекосов в обучении.[14,67] Типичными
из них являются:
а) отсутствие фантазии при хорошей технике
и выученных стандартах
б) невозможность реализовать свои идеи
из-за слабой исполнительской подготовки
Занятия по импровизации проводятся, как правило, в индивидуальном порядке. Но в тех случаях, когда имеется возможность организовывать студентов в небольшие (2-5 человек) ансамбли, целесообразно чередовать индивидуальные занятия с практическими групповыми. Умение создать в классе импровизации подлинно творческую атмосферу, строить занятия при активном, заинтересованном участии студентов - одна из основ успешной работы.
Необходимо также подчеркнуть особую роль постоянных контактов класса импровизации с классом ансамбля, в котором, естественно, в наибольшей степени стимулируются и реализуются основные творческие устремления молодого импровизатора. Музицирование в ансамбле всегда вызывает живой интерес у студентов и помогает преподавателям практически проверить результаты своей педагогической работы, и в первую очередь, всё то новое, что постоянно вносится в педагогический процесс. Следует учитывать особенности коллективной импровизации в ансамбле как коллективного творческого процесса, психофизическое состояние и эмоциональную совместимость в коллективном творчестве. В ансамблевой импровизации гораздо важнее, чем в сольной, четко обозначить эскиз и общий рисунок композиции. Также важно компоновать состав из студентов примерно одного уровня, чтобы не нарушать так необходимого в коллективном творчестве равенства. В этом смысле каждого студента нужно сразу ориентировать не только на яркое соло, но и на яркий аккомпанемент, интересные подголоски и другие не лидерские функции, то есть на взаимопомощь и взаимоподдержку.
Следует также использовать фонограммы-
Преимущественно практический характер занятий по курсу импровизации нужно совмещать с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу студентов по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений (как по нотам, так и по аудиозаписи), письменные задания и упражнения. Значение письменных упражнений, как правило, преуменьшается. Нельзя забывать, что на начальном этапе обучения, а также у студентов, мыслящих, по-преимуществу, инерционно, письменные упражнения (вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты), вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию, позволяют конкретно и детально поработать над каждым тактом, каждой фразой или ладо-гармонической проблемой. Не следует пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать студента к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется.