Джазовая музыка как средство формирования эстетического вкуса у учащихся в музыкальной студии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 18:49, дипломная работа

Описание

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящий момент назрела необходимость вносить серьезные изменения в содержание уроков музыки в музыкальных студиях. Оно должно, с одной стороны, отвечать запросам современных подростков, с другой стороны, оказывать на них воспитательное воздействие, способствуя формированию художественного вкуса. И джазовая музыка здесь подходит как нельзя лучше.
Джазовый стиль, как одно из наиболее устойчивых музыкальных направлений XX века, являющееся по происхождению фольклорным творчеством, поднявшимся до уровня профессионального искусства, занимает в современной музыкальной культуре как бы промежуточное положение между развлекательной и академической музыкой.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы эстетического развития подростков
1.1 Сущность эстетического воспитания и его содержание…………….6
1.2 Джаз как направление в мировой музыке и его воспитательный потенциал………………………………………………………………………...20
1.3 Феномен джаза………………………………………………………...25
1.4 Слушательское восприятие джаза…………………………………...30
Глава 2. Педагогические методы и приемы эстетического воспитания подростков в музыкальной студии
2.1 Методические основы формирования музыкальных предпочтений у учащихся………………………………………………………………………….36
2.2 Особенности организации урока джазовой музыки в музыкальной студии…………………………………………………………………………….43
2.3 Уроки джазовой импровизации и методика их преподавания……49
Выводы……………………………………………………………………61
Список литературы ……………………………………………………..63

Работа состоит из  1 файл

диплом катя оконч.doc

— 248.50 Кб (Скачать документ)

Современное образование поставило задачу - более полно использовать нравственный потенциал искусства, как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности, создать условия для самореализации и самоопределения личности учащегося, существенно изменив качество образования. Раньше воспитательный процесс урока музыки осуществлялся по алгоритму цель → результат. Современный урок ориентирует на другую модель: результат → цель. Учитель должен явно видеть результат, а затем ставить цель, представлять перед собой модель личности на каждом возрастном этапе, а потом выстраивать адресные творческие цели и задачи (пример: использование CD-плееров для индивидуального слушания музыки).

Одной из ключевых проблем современного музыкального образования является отношение к уроку музыки как к уроку искусства, построенному на принципах развивающего обучения. Это урок, возвышающий ученика над обыденностью, представляющий неограниченный выход детскому творчеству, формирующий нравственный стержень личности, в основе которого лежит стремление к красоте, добру, правде.

В частности, в музыкальной педагогике недостаточно отражена проблема формирования музыкальной культуры у подростков средствами музыки массовых жанров, которая  пользуется широкой популярностью в подростковой среде и выполняет следующие функции:

1)коммуникативная, связанная с  общением по поводу музыки;

2)аффилиативная, предполагающая  включенность в определенную  группу или общность (фан-клуб  исполнителя или группы, различные  неформальные объединения - панки, хиппи и т.п.);

3)суггестивная, связанная с внушением;

4)пронологическая, предполагающая  закрепление определенного стереотипа  поведения;

5)физиологической и психологической  разрядки (крик, топанье и т.п.);

6)идентификации с себе подобными, что приводит к утрате индивидуально-личностной определенности;

7)рекреативно-гедонистическая, связанная  с получением удовольствия от  слушания музыки;

8)эстетическая, предполагающая получение  эстетического наслаждения.

Учет интересов учащихся может  служить стимулирующим фактором при восприятии музыки. При этом важно проводить с учащимися диспуты, дискуссии по поводу тех или иных явлений, происходящих в музыкальной жизни, радио- и телепередач, публикаций в прессе, прослушанных пластинок, компакт-дисков, магнитоальбомов и концертных программ, что способствует пробуждению у учащихся способности к аналитической, критической и теоретической деятельности.

И хотя джаз в настоящее время  не считается в точном смысле музыкой  массового жанра, к нему может  быть применено все, отмеченное выше. Если заинтересовать джазовой музыкой, то она станет выполнять все указанные функции.

Комплекс компонентов музыкально-образовательного процесса, направленный на формирование слушательской музыкальной культуры можно описать так:

- опыт эмоционально-ценностного  отношения - развитие коммуникативных,  духовно-нравственных и художественно-эстетических  потребностей и мотивов в области  музыкального искусства, эстетически  ориентированных установок и  ценностных ориентаций учащихся, развитие эмоционального восприятия и эмоционально-эстетического переживания музыки;

- опыт учебно-творческой деятельности - творческая активность учащихся  при осмыслении музыкальных произведений, приобретение способов постижения  духовного («душевного») смысла  музыки, самыми общими из которых являются: «слышание» переданного музыкой мироощущения, согласие или несогласие с ценностной позицией автора, осознание выраженного в музыке отношения к миру и его ценностям;

- знания - о духовно-смысловом потенциале  музыки как формы художественного познания мира, как наиболее обобщенного искусства, о специфике языка музыки и выразительных особенностях его элементов, о специфике разнообразных жанров и стилей, об особенностях лирического, эпического, драматического, героического, трагического, комического в музыкальном искусстве, о закономерностях музыкального движения, знание специальных музыкальных терминов, способствующих пониманию музыки (кульминация, аранжировка, консонанс, диссонанс и др.);

- умения - слышать рельефные, «говорящие» интонации и звукокомплексы, осознавать их семантическое значение, дифференцировать элементы музыкального языка в конкретном произведении и определять их выразительную роль, фиксировать узловые моменты музыкального движения (смены звучания, контрасты, разного рода subito, появления новых тем, кульминационные моменты), умение анализировать и давать оценку произведению с точки зрения его содержательно-смысловой значимости и эстетических характеристик, формулировать свое отношение к музыке, находить информацию, связанную с музыкой, использовать и добывать музыкальные знания и умения в самостоятельной учебной и досуговой деятельности

Методы - метод формирования и оценки «глобальной» мысли произведения, метод музыкального «алфавита значений», метод семантической «картины» стиля/рода, метод образного видения линии музыкального движения, метод смыслового видения;

Формы коммуникативные (уроки с  групповой и парной работой), креативные (урок с «открытым заданием», урок перекодирования), эвристические (урок-рецензирование, урок работы с первоисточниками, урок творческого обобщения);

Средства - персональные аудиокассеты и CD-диски, образовательные продукты учащихся (аннотация к произведению, песня, музыкальная презентация  и др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Уроки джазовой импровизации  и особенности методики их преподавания

Как мы уже говорили, основной отличительной чертой джаза является импровизация. Уроки джазовой импровизации в музыкальной студии призваны дать знание основных её закономерностей, как  в теоретическом, так и в практическом плане на основе различных стилей и течений эстрадной и джазовой музыки ХХ века. Необходимыми условиями для занятий по импровизации являются:

  1. Высокая степень природной музыкальной: одаренности, основными компонентами которой в данном случае являются память, чувство ритма, ладогармонический слух, сукцессивное мышление и эмоциональная отзывчивость, а также симультанность восприятия музыки
  2. Теоретические знания и практические навыки:

владение своим инструментом; начальный курс джазовой гармонии, умение определять форму произведения; настройку инструментов, их объёмы и регистры, аппликатуру, основные штрихи, диапазоны, а также основные технические возможности.

  1. Наличие творческой фантазии.[46]

Уроки джазовой импровизации предполагают развитие творческих навыков и знаний. Вопрос о том, необходим ли практический курс импровизации, не везде окончательно решен (главный довод противников курса: импровизация - это творчество, а творчеству научить невозможно)

Опыт преподавания импровизации в  различных учебных заведениях говорит о том, что при особом подходе к занятиям все участники музыкальных студий могут импровизировать. И суть проблемы не в природных данных, не в приобретенном умении, а именно в особенностях музыкального мышления, психологических установках и возможностях создания условий для освобождения творческого потенциала личности. 

Нельзя приступать к практическим занятиям по импровизации, не освободив  сознания обучающегося от академических  догм и музыкально-педагогических стереотипов. Если этого не произойдет, то высшим достижением учащегося станет в лучшем случае репродуктивное воспроизведение импровизаций выдающихся мастеров или компилятивный коллаж из общеизвестных оборотов и построений. Ведь музыкально-исполнительская педагогика основана на репродуктивных принципах, а объем теоретических знаний в музыкальном образовании не предполагает перехода от количества к качеству путем индивидуального переосмысления или создания принципиально новых информационных моделей, являющихся основами для творчества. Таким образом, занятия по импровизации должны начинаться с создания интеллектуально-психологической базы для творчества. Задача педагога - выявить творческий потенциал студента, пробудить желание работать в данном направлении, избавить от комплексов, вдохновить, и, в конечном счете - вызвать такую любовь к музыке и музицированию, чтобы воспринимать импровизацию, как высшую степень личностной свободы и художественного откровения. Форма, с помощью которой педагог будет решать эту задачу, имеет лишь тактическое значение (лекции по темам курса, беседы по проблемам творчества, исследования и рефераты по теоретическим и историческим аспектам этих проблем). Особое значение имеет изучение систем программирования сознания, основ создания информационных стереотипов, особенностей творческого мышления в массовом обществе и т. д. Необходима также беседа о психофизических особенностях творческого процесса, включающего такие понятия, как интимность, откровенность, открытость и ранимость.[44]

Главное внимание следует уделять развитию творческой индивидуальности студента-импровизатора. Возможна корректировка учебных планов в зависимости от уровня подготовки, степени одарённости и развитости каждого студента. Решающее значение для успешного результата имеет личность педагога-импровизатора, его практический опыт и педагогический такт. 

Наряду с уроками джазовой импровизации необходимы параллельно уроки  истории  эстрады и джаза и джазовой гармонии, опыт освоения которых в  значительной мере формирует индивидуальность исполнителя-импровизатора.

Практический курс импровизации предполагает проведение индивидуальных занятий  как на “родном” инструменте студента, так и на фортепиано, а также  включает в себя вокальную импровизацию. 

Практический курс импровизации является одним из основополагающих в профессиональном образовании молодого музыканта эстрадно-джазового направления. Именно способность к импровизации отличает эстрадно-джазового исполнителя от музыкантов других специальностей.[14,123]

Импровизация, как наиболее творческое проявление исполнительских способностей, является одновременно и началом, и необходимым атрибутом композиции. Тем самым, музыкант-импровизатор овладевает той стадией творческого процесса, в которой композитор ищет, экспериментирует, но не фиксирует результат своей работы в виде законченного сочинения. Таким образом, основой для приобретения навыков импровизации является, прежде всего, индивидуальная предрасположенность студента к творчеству. 

В зависимости от большей или  меньшей предрасположенности, педагог определяет направления и объем конкретной работы с каждым студентом, либо с преобладанием репродуктивных навыков и знаний, либо с развитием творческой фантазии и проявления индивидуальных способностей. Но в любом случае преподаватель должен стремиться к всестороннему развитию профессиональных данных студента, где главным средством для достижения целей курса является глубокое изучение творческого наследия классиков и импровизаций выдающихся музыкантов современности. Необходимо укрепить в сознании молодого импровизатора мысль о том, что его творческие усилия всегда должны быть направлены на продолжение и плодотворное развитие сложившихся традиций, на постоянный поиск, эксперимент и совершенствование своего мастерства. Одна из задач педагога класса импровизации - своевременно выявлять своеобразие и новизну, заложенные в природе дарования, в характере творческого мышления студента, оказывать помощь в поисках и утверждении собственного исполнительского почерка.

В основе - практические занятия с решением специально подобранных тем и задач. Такие задачи, как правило, посвящаются какой-либо одной проблеме, и работа над ними кратчайшим путём ведёт к достижению поставленных целей. Учебный материал должен соответствовать индивидуальным особенностям студента, уровню его общемузыкального развития и возникающим на каждой ступени этого развития новым педагогическим задачам. Но на всех этапах обучения необходимо в первую очередь развивать и совершенствовать чувство формы, ритмический и гармонический слух, и обращать внимание на соответствие реально звучащей импровизации музыкальным идеям и мыслеобразам. Одновременное исполнение придумываемых в процессе импровизации мелодико-ритмических оборотов на инструменте и голосом вырабатывает у студента привычку синхронизировать мысль с исполнительским движением, и позволит избежать типовых ошибок и перекосов в обучении.[14,67] Типичными из них являются: 
а) отсутствие фантазии при хорошей технике и выученных стандартах 
б) невозможность реализовать свои идеи из-за слабой исполнительской подготовки

Занятия по импровизации проводятся, как правило, в индивидуальном порядке. Но в тех случаях, когда имеется  возможность организовывать студентов  в небольшие (2-5 человек) ансамбли, целесообразно  чередовать индивидуальные занятия  с практическими групповыми. Умение создать в классе импровизации подлинно творческую атмосферу, строить занятия при активном, заинтересованном участии студентов - одна из основ успешной работы.

Необходимо также подчеркнуть  особую роль постоянных контактов класса импровизации с классом ансамбля, в котором, естественно, в наибольшей степени стимулируются и реализуются основные творческие устремления молодого импровизатора. Музицирование в ансамбле всегда вызывает живой интерес у студентов и помогает преподавателям практически проверить результаты своей педагогической работы, и в первую очередь, всё то новое, что постоянно вносится в педагогический процесс. Следует учитывать особенности коллективной импровизации в ансамбле как коллективного творческого процесса, психофизическое состояние и эмоциональную совместимость в коллективном творчестве. В ансамблевой импровизации гораздо важнее, чем в сольной, четко обозначить эскиз и общий рисунок композиции. Также важно компоновать состав из студентов примерно одного уровня, чтобы не нарушать так необходимого в коллективном творчестве равенства. В этом смысле каждого студента нужно сразу ориентировать не только на яркое соло, но и на яркий аккомпанемент, интересные подголоски и другие не лидерские функции, то есть на взаимопомощь и взаимоподдержку.

Следует также использовать фонограммы-минус, семплерные секвенсоры, синтезаторы и Drum-машины, которые во многих случаях заменяют аккомпанирующую группу и могут без устали работать, повторяя одни и те же задания, что на начальном этапе обучения решает многие психологические проблемы. При использовании аудиозаписей следует помнить, что импровизации выдающихся мастеров можно не только прослушивать и анализировать, но и использовать их в качестве фонограмм для музицирования. 

Преимущественно практический характер занятий по курсу импровизации нужно совмещать с теоретическим обоснованием изучаемого материала, включая работу студентов по слуховому и гармоническому анализу музыкальных произведений (как по нотам, так и по аудиозаписи), письменные задания и упражнения. Значение письменных упражнений, как правило, преуменьшается. Нельзя забывать, что на начальном этапе обучения, а также у студентов, мыслящих, по-преимуществу, инерционно, письменные упражнения (вариации на тему, заготовленные импровизационные фрагменты), вызывают рост творческих способностей, пробуждают фантазию, позволяют конкретно и детально поработать над каждым тактом, каждой фразой или ладо-гармонической проблемой. Не следует пренебрегать и такой простой формой музицирования, как подбор на слух популярных тем и мелодий. Причем, педагог должен приучать студента к максимально точному и выразительному исполнению музыки, независимо от того, играется она по нотам, подбирается на слух или импровизируется. 

Информация о работе Джазовая музыка как средство формирования эстетического вкуса у учащихся в музыкальной студии