Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи:
1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5
1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24
Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28
2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28
2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31
Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36
3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у подростков………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………46
Литература……………………………………………………………………….48
Приложение
Министерство образования и науки Российской Федерации
Российский государственный социальный университет
Курский
институт социального образования
(филиал) РГСУ
Кафедра
психологии и педагогики
КУРСОВАЯ
РАБОТА
По дисциплине Социальная педагогика
На
тему Агрессивность
несовершеннолетних
в обществе, как социально
– педагогическая проблема
Выполнила студентка 2 курса
очной формы обучения
Специальность «Социальная педагогика»
Факультет
социальной работы, педагогики и психологии
Проверила преподаватель
Черкашина
О.А.
Курск 2009
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Агрессивное
поведение в подростковом возрасте.
Проблема подростковой делинквентности…………………………………….
Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28
2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28
2.2Исследование
социально – психологических стереотипов
противоправного поведения……………………………………………………
Глава
3. Педагогическая коррекция агрессивного
поведения подростков……………………………………………………
3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у
подростков……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Приложение 1……………………………………………………………………50
Приложение 2……………………………………………………………………53
Приложение 3……………………………………………………………………56
Введение
В настоящее время проблема подростковой агрессии актуальна, так как мы сталкиваемся с ней каждый день на улице, в школе. Тревожным симптомом является рост числа несовершеннолетних с девиантным поведением, проявляющихся в асоциальных действиях (алкоголизм, наркомания, нарушение общественного порядка, хулиганство, вандализм и др.). Усилилось демонстративное и вызывающее по отношению к взрослым, поведение. В крайних формах стали проявляться жестокость, и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодёжи. Появляются всё новые виды отклоняющегося поведения: подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенёрством. По сравнению с недавним прошлым, возросло число тяжких преступлений, обыденное сознание фиксирует увеличение конфликтов и фактов агрессивного поведения людей. Мы являемся свидетелями изменения всей социальной структуры общества, интенсивных процессов расслоения населения по имущественному признаку, по отношению к различным формам собственности. На почве социальных противоречий возникают межгрупповые и межличностные конфликты.
Эта проблема имеет давнюю историю. Многие исследователи в нашей стране и за рубежом занимались проблемой агрессии, но к одному знаменателю не пришли, так как она сложна и многогранна и, следовательно, одного решения быть не может. В центре внимания исследователей оказались такие аспекты проблемы: биологические и социальные детерминанты агрессии, механизмы ее усвоения и закрепления, условия, определяющие проявления агрессии, индивидуальные и половозрастные особенности агрессивного поведения, способы предотвращения агрессии.
В теоретической части мы рассмотрели основные подходы к пониманию понятия агрессии, основные подходы к вопросу ее становления и возможные факторы ее провоцирования.
Объект исследования – проблема агрессии в подростковом возрасте.
Предмет – агрессия как личностное образование в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте.
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи:
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности.
В бытовом языке под агрессией понимается: «Открытая неприязнь, вызывающая враждебность», а «агрессивный» как наступательно-захватнический; враждебный, вызывающий; оказывающий вредное воздействие [20].
Вообще
термин "агрессия" имеет широкое
распространение для
Имеющиеся
определения можно условно
1 группа: представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.
Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
Этой же точки зрения придерживается и А.Р. Ратинов. Он считает, что антиповедение – свойство агрессивной личности индивида полностью принадлежит мотивационной структуре, личностному уровню.
Причиной агрессии является тревожность. Это свойство формируется в глубоком детстве как следствие нарушение эмоциональных связей с матерью, т.е. депривации. Тревожность создает охранительное поведение. Тревожность порождает пониженную самооценку, у индивида резко снижается порог восприятия конфликтной ситуации как угрожающей, расширяется диапазон ситуаций, повышает интенсивность и экстенсивность ответной на мнимую угрозу реакцию индивида.[3]
2 группа: агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая).
Например:
Р.Бэрон и Д.Ричардсон дают
такое определение: агрессия- это
любая форма поведения,
Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.[24]
Нужно разделять агрессию и агрессивность. Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.
Исследованию агрессивности и агрессивного поведения уделяется значительное внимание во всех основных психологических направлениях.
В отечественной психологии агрессивный подросток рассматривается как, прежде всего, обычный ребенок. Черты, качества агрессивности он приобретает под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде.
Одним из сложных периодов в онтогенезе человека является подростковый возраст. В этот период не только происходит коренная перестройка раннее сложившихся психологических структур, но возникают новые образования, закладываются основы сознательного поведения. Подростковый период онтогенеза – это остро протекающий переход к взрослости, где выпукло переплетаются противоречивые тенденции развития.
В отечественной психологии показано, что человек не рождается эгоистом или альтруистом, скромным или хвастливым. Он становится таким. Лишь в процессе развития человека как личности возникают как социально полезные, так и социально вредные черты [19].
Подросток жаждет не просто внимания, но понимания, доверия взрослых. Он стремится играть определенную роль не только среди сверстников, но и среди взрослых. Среди взрослых утвердилась позиция, препятствующая развитию социальной позиции подростка – но ребенок и должен слушаться. В результате между взрослыми и подростками растет психологический барьер, который, многие подростки прибегают и к агрессивным формам поведения.
Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется и в соответствующем поведении.
Если говорить о более глубинных причинах такого поведения, то можно отметить у таких агрессивных подростков нарушение эмоциональной сферы и кризисе личности [20]. Не путать личностный кризис личностный с возрастным. Кризис личности проявляется в виде болезненного отношения к восприятию собственного "Я" окружающими людьми, одиночества и оторванности о мира, несоответствия своего "Я" неким идеалам, ощущение утраты целостности внутреннего мира. Форма поведения характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения, способностью к компенсации в благоприятных условиях, мягкостью соматовегетативного компонента аффективных реакций. Агрессивное поведение подростков носит характер протеста, возникает эпизодически и не нарушает в целом их взаимоотношения с окружающими. Оно является следствием лишь количественного недостатка высших социально – психологических свойств личности, неверных установок поведения, слабости правосознания, искажений в системе ценностных ориентаций.