Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи:
1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5
1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24
Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28
2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28
2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31
Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36
3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у подростков………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………46
Литература……………………………………………………………………….48
Приложение
В теории социального научения, агрессия представляет собой поведение, усвоенное в процессе социализации посредством наблюдения соответствующего способа действий при социальном подкреплении. Образец поведения рассматривается как средство межличностного воздействия. Поэтому существенное внимание здесь уделяется изучению влияния первичных посредников социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению.
Дети научаются путем наблюдения за поведением других людей и подражанием своим родителям. Этот процесс называется моделированием. Позднее процесс моделирования переходит в процесс социализации, в ходе которого формируются привычные модели реакций. Растущие дети подражают различным примерам, взятым из их социального окружения. Он выделил 3 наиболее важных момента, которые нужно учитывать при изучении агрессии:
А.Бандура также вводит понятия замещения подкрепления и самоподкрепления. Замещение подкрепления - положительные или отрицательные последствия чужих поступков, наблюдаемые индивидом. Вероятность агрессивного поведения возрастает, если он наблюдал, как другие люди были вознаграждены за подобное поведение. Самоподкрепляющий эффект влияет на поведение индивида как внешнее подкрепление. После того как желательная модель реакции приобретает отрицательную оценку, роль самоподкрепления начинает играть приятые ощущения, испытываемые подростком.
Процесс научения. Воспитание родителей состоит из поощрения социально приемлемых способов поведения, осуждение нежелательных привычек.
Искоренение
социально неадекватного
Если родители не обращают внимание на социально неадекватное поведение, оставляя его без подкрепления, и если в то же время совершаются другие поведенческие акты, которые подкрепляются, то остающиеся поведенческие акты постепенно «отмирают» или угасают.
Активное наказание так же может привести к «исчезновению» социально неадекватного поведения. Но его действие намного сложнее. Если ребенка постоянно наказывают за социально неадекватное поведение, то импульс для таких поведенческих актов ввиду его связи с наказанием будет стимулом для тревожности. А тревожность затем мотивирует конкурирующие реакции, которые, если они достаточно сильны, препятствуют или тормозят социально неадекватное поведение. Но заторможенные реакции могут не потерять свою силу и проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее. Наказание может помешать угасанию привычки: если привычка полностью заторможена, она не может реализовать и, таки образом, не может получить подкрепление [11].
Наказание
может помешать научению таким формам
поведения, которые в какое-то время
запрещаются под страхом
Таким образом, сочетание наказания и подкрепления может облегчить научение некоторым формам поведения.
Генерализация и дискриминация. В первые годы жизни формы поведения генерализуются очень легко. Значительное место в научении ребенка играет все возрастающая способность различать те или иные нормы поведения.
Научение
различению достигается при одновременном
действии подкрепления и наказания.
Этот процесс значительно
Социализация начинается задолго до того, как ребенок овладеет речью. В течение первых месяцев жизни ребенка родители часто вынуждены прибегать к ограничительным мерам или наказания, чтобы ребенок не причинил себе вреда.
Можно считать, что с этой доречевой стадии легко могут возникнуть конфликтная ситуация. Могут возникнуть две подобные ситуации. По причинам, которые ребенок не может понять, его в одном случае наказывают, а в другой – поощряют. В любой новой ситуации возникнут конкурирующие реакции. Одна, из которых будет заставлять ребенка приближаться к цели, а вторая – избегать этого. Такие невербальные конфликты способны вызвать в будущем много проблем [8].
Условия для развития агрессии. Для того чтобы процесс социализации был эффективен, необходимо соблюдение минимальных условий. Первое условие состоит в развитии мотивации зависимости, посредством которой ребенок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих. Это вторичное подкрепление может обуславливать приспособление ребенка к требованиям и запретам, как со стороны родителей, так и со стороны общества.
Установление зависимости хотя и является необходимым условием социализации, но не является достаточным. Необходимо так же «давление» социализации в форме требований и ограничений.
Недостатки социализации не всегда проявляются в деструктивных формах поведения. Представляется, что существенным условием развития асоциальной агрессии является фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказания со стороны либо одного, либо обоих родителей. Если оба родителя постоянно наказывают ребенка, его социализация может совсем не осуществиться.
Другим условием, которое может быть причиной неудачи с социализацией, а также вызвать враждебность и чувство обиды, является несогласованность в требованиях к ребенку со стороны родителей.
Зависимость. Фрустрация детской потребности в зависимости, происходящая вследствие недостатка или отсутствия нежной заботы и привязанности со стороны родителей приводит к чувству агрессивности. Это разрушение зависимости имеет значение для процесса социализации. Если у ребенка нет тесной зависимости от своих родителей, у него немного будет возможностей подражать им и воспринимать формы поведения.
Тревожность при зависимости как реакция на неприятие и наказание. Подросток с асоциальной агрессией не способен формировать и поддерживать эмоциональные отношения со сверстниками. Они склонны к эмоциональной замкнутости или безразличию [20].
При
рождении ребенок слаб и не в состоянии
сам удовлетворить основные потребности
- для этого ему необходим
Фрустрация, которая создается при пренебрежительном и негативном отношении к ребенку, часто рождает страх и агрессивность. Агрессивность, в данном случае, приносит ему временное облегчение и в то же время может заставить окружающих обратить на него внимание.
Развитие агрессивности. Агрессивность по своей сути полностью инструментальна, это средство получения желаемого или избавления от неприятного. Агрессивность может быть наученной реакцией на условия напряжения и может возникать даже тогда, когда напряженная ситуация в зоне агрессии не порождает конфликта.
По
мере того как проходит процесс социализации,
ребенок научается замещать физические
формы агрессивности легче
Агрессивные
импульсы, первоначально направленные
против родителей, которые вынуждены
создавать фрустрирующие
Процесс социализации агрессивности включает воспитание у ребенка способности реагировать на фрустрацию относительно приемлемым образом.
В
результате исследований было выяснено,
что непоследовательность родителей
агрессивных мальчиков в
Ограничения, требования и дисциплинарные методы. В младенчестве и раннем детстве все потребности ребенка удовлетворяются, и от него почти ничего не требуется. По мере того, как он овладевает моторикой и все больше становится способен управлять своим поведением, его родители начинают ограничивать и направлять его активность. Определенные ограничения необходимы, чтобы обеспечить его безопасность.
В целом ограничения предъявляются детям с целью не допустить нежелательного поведения. Родительские требования призваны способствовать поведению, которое они считают социально значимым. Ограничения нужны, чтобы сдерживать нежелательное спонтанное поведение, которое иначе могло бы иметь место; требования нужны, чтобы сформировать желаемое поведение, которое иначе не возникнет, и способствовать развитию вторичной социальной мотивации.
Дисциплинарные меры являются действиями, которые должны обеспечивать выполнение требований и ограничений. Некоторые нацелены на усиление желательного поведения, другие обеспечивают контроль в ситуации неподчинения. Если требования в направлении социализации предъявляются ему в тот период, когда родительское внимание и одобрение исключительно важны для ребенка, у него будет сильная мотивация делать то, что от него ожидают родители, чтобы чувствовать себя уверенно в зависимой роли. Чем раньше оказывается воздействие, тем сильнее это отражается на развитии совести и, соответственно, на развитии вины [22].
Идентификация и интериоризация контроля. Для успешной социализации необходимо постепенное замещение внешних санкций и требований внутренними контролем и управлением. При отсутствии самоконтроля и интериоризированной системы ценностей индивидуальное поведение, подобно флюгеру, становится слишком подверженным внешним влияниям, и, если при этом желании индивидуума вступают в конфликт с требованиями и ограничениями общества, необходимо застраховаться от возможности того, что он полностью не считается с правами и желаниями других.
Многочисленные
исследования показали, что для семей,
из которых выходят агрессивные
дети, характерны особые взаимоотношения
между членами семьи. Подобные тенденции
психологами описаны как "цикл
насилия", Дети склонны воспроизводить
те виды взаимоотношений, которые "практикуют"
их родители по отношению друг к другу.
Дети, выбирая методы выяснения отношений
с братьями и сестрами, копируют тактику
разрешения конфликтов у родителей. Когда
дети вырастают и вступают в брак, они
используют отрепетированные способы
разрешения конфликтов и, замыкая цикл,
передают их своим детям, посредством
создания характерного стиля дисциплины.
Похожи тенденции наблюдаются и внутри
самой личности (принцип спирали).
Достоверно установлено, что жестокое
обращение с ребенком в семье не только
повышает агрессивность его поведения
в отношении со сверстниками, но и способствует
развитию склонности к насилию в более
зрелом возрасте, превращая физическую
агрессию в жизненный стиль личности.
[23].
1.2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии
Подросток в семье
Э. Фромм говорил: «Семья – есть своего рода «психологический посредник» общества, поэтому в процессе адаптации в семье ребенок формирует характер, который затем станет основой его адаптации к обществу и решения различных социальных проблем»[26] .
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 14 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности. Эти обстоятельства: переход от опекаемого взрослыми детства к самостоятельности, смена привычного школьного обучения на другие виды социальной деятельности, а также бурная гормональная перестройка организма – делают подростка особенно уязвимым и податливым к отрицательным влияниям среды. При этом необходимо учитывать свойственное подросткам стремление высвободиться из-под опёки и контроля родных, учителей и других воспитателей. Нередко это стремление приводит и к отрицанию духовных ценностей и стандартов жизни вообще старшего поколения. С другой стороны, всё более очевидным становятся и дефекты в воспитательной работе с подростками. Особенно значимыми в этом отношении являются неправильные взаимоотношения в семье. Становление как положительных, так и отрицательных черт, напрямую зависит от стиля родительского воспитания (в равной степени и отцовского, и материнского), от характера и количества дисциплинарных взысканий и наказаний [9].