Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи:
1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5
1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24
Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28
2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28
2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31
Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36
3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у подростков………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………46
Литература……………………………………………………………………….48
Приложение
Приложение 1.
Опросник
для оценки агрессии
(Ч. Спилбергер)
Предназначен для определения уровня агрессии.
Инструкция. Испытуемый должен отметить
в соответствующем столбце знаком
«+» те утверждения, с которыми он согласен.
Часть 1. Как я себя чувствую СЕЙЧАС
№ п/п |
|
Совершенно верно 1 | Немного 2 | Умеренно 3 | Очень 4 |
1 | Я разъярен | ||||
2 | Я чувствую себя раздраженным | ||||
3 | Я зол | ||||
4 | Я чувствую, мне хочется накричать на кого-нибудь | ||||
5 | Я чувствую, мне хочется разбить что-нибудь вдребезги | ||||
6 | Я взбешен | ||||
7 | Я чувствую, мне хочется стукнуть по столу кулаком | ||||
8 | Я чувствую, мне хочется кого-нибудь ударить | ||||
9 | Я готов взорваться | ||||
10 | Я чувствую, мне хочется ругаться |
Часть 2.
Как я себя ОБЫЧНО
чувствую
№ п/п |
|
Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
11 | Я легко завожусь | ||||
12 | Я человек огненного темперамента | ||||
13 | Я вспыльчивый человек | ||||
14 | Меня злит, когда мне приходится действовать медленнее из-за чужих ошибок | ||||
15 | Меня раздражает, если моя хорошая работа остается незамеченной | ||||
16 | Я — взрывчатый человек | ||||
17 | Когда я взбешен, я говорю очень неприятные вещи | ||||
18 | Я впадаю в ярость, когда меня критикуют в чьем-то присутствии | ||||
19 | Когда я сильно не удовлетворен чем-то и никак не могу сделать, что хочу, мне хочется кого-нибудь ударить | ||||
20 | Меня приводит в ярость, если я делаю хорошую работу, а ее плохо оценивают |
Часть
3. Когда я зол
или разъярен
№ п/п |
|
Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
21 | Я контролирую свой гнев | ||||
22 | Я проявляю свою злость | ||||
23 | Во мне накапливается возбуждение, не находя разрядки | ||||
24 | Я терпелив с окружающими | ||||
25 | Я угрюмый и хмурый | ||||
26 | Я отдаляюсь от людей | ||||
27 | Я делаю едкие замечания окружающим | ||||
28 | Я не даю выход гневу | ||||
29 | Я могу хлопнуть дверью | ||||
30 | Моя злость не находит выхода, и я надолго остаюсь раздраженным | ||||
31 | Я контролирую свое поведение | ||||
32 | Я ругаюсь с окружающими | ||||
33 | Я склонен копить обиды, о которых никому не говорю |
Часть
3(окончание)
№ п/п |
|
Почти никогда 1 | Иногда 2 | Часто 3 | Почти всегда 4 |
34 | Если меня что-то или кто-то взбесит, я этого просто так не спускаю | ||||
35 | Я могу удержать себя от потери самообладания | ||||
36 | Я затаиваю обиду | ||||
37 | Я гораздо более злой, чем это обычно признаю | ||||
38 | Я все сдерживаю внутри | ||||
39 | Я говорю гадкие вещи | ||||
40 | Ничто не заставит меня показать свою злость | ||||
41 | Я раздражаюсь гораздо в большей степени, чем окружающие это замечают | ||||
42 | Я теряю самообладание | ||||
43 | Если кто-то меня раздражает, я готов высказать ему или ей, что я чувствую | ||||
44 | Я контролирую свое чувство гнева |
Приложение 2.
Тест коммуникативной толерантности
(В.В. Бойко)
Предназначен для изучения коммуникативной толерантности.
Инструкция. Испытуемый должен ответить на утверждения, используя следующие оценки:
2— верно в значительной степени;
3—
верно в высшей степени.
Приложение 3.
Методика диагностики показателей и форм агрессии А.Басса и А.Дарки.
Инструкция:
Ответьте на предлагаемые утверждения и оцените степень их соответствия Вашему поведению и образу жизни одним из четырех ответов:
а) да; б) пожалуй, да; в)
пожалуй, нет;
г) нет.
Вопросы:
19- Я гораздо
более раздражителен, чем