Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.
Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.
Задачи:
1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5
1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24
Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28
2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28
2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31
Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36
3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у подростков………………………………………………………..41
Заключение………………………………………………………………………46
Литература……………………………………………………………………….48
Приложение
Далее мы переходит к обобщению эмпирических данных в публикациях и интерпретации результатов собственных социологических опросов по проблемам социального отношения к жертвам и агрессорам в классных, учительских и других социальных коллективах. Идентичность агрессоров и жертв несет на себе отпечаток стигмы. Анализируя закономерности, лежащие в основе процесса стигматизации, можно сказать, что истоки негативного отношения к обоим участникам преступления лежат в их не типичности, представляющей угрозу целостности и стабильности окружающих. Это вызывает исключение агрессоров и жертв из категории «нормальных» путем навешивания ярлыка. Стигматизация и дифференциация инициируют криминализацию агрессоров и жертв, причем их роли в преступлении могут меняться. Самодетерминация и закрепление негативной идентичности участников преступления происходит в референтной группе, в условиях референтно значимой деятельности, которая и у агрессоров, и у жертв лежит вне сферы социально значимых интересов и правовых норм.
Социальные
механизмы конструирования
Мы опирается на эмпирическое исследование подростков 11-17 лет, совершивших различные агрессивные преступления (хулиганство, побои, изнасилование, убийство, разбои, корыстно-агрессивные кражи, грабежи), а также жертв сексуально-агрессивных и разбойных преступлений в возрасте 9-17 лет. Общая численность испытуемых составила 75 человек, а количество проанализированных преступлений — 66. Исследование проводилось в 1996-1997 гг. в г. Саратове [27].
Мы анализируем различные типологические составляющие «агрессивно-жертвенного» поведения и дает развернутые характеристики каждого типа, беря за основу стратегии поведения агрессора и жертвы в ситуации преступления. Авторская типология агрессоров включает три типа. 1-й тип — «враждебные» (26% выборки) — те подростки, у которых агрессия входит в Я-концепцию и служит средством самоутверждения: через «символическое самоубийство» утверждается личностная свобода. Для этот типа наиболее характерна агрессия в форме убийства (62%) и сексуального насилия (22%). Более трети семей (39%) «враждебных» агрессоров являются аморально-криминальными, в которых родители демонстрируют насильственные методы взаимоотношений. 2-й тип — «трусливые» (31% выборки) — те, у которых агрессия носит инструментальный характер, служа средством достижения значимых, иногда позитивных целей. Для этого типа характерна агрессия в форме убийств (30%) и корыстно-агрессивных краж (28%). В семьях этих агрессоров практикуются отстраненно равнодушный и попустительский стили воспитания, что часто встречается в многодетных семьях. 3-й тип — «солидарные группе» (43% выборки) — те, у которых агрессия является инструментом, позволяющим сохранить статусное место в группе. Для этого типа характерен такой вид преступления, как агрессивные кражи (36%). Основные методы воспитания в семьях агрессоров данного типа — отсутствие надзора и эмоциональное отвержение детей родителями; как правило, их семьи неполные.
Авторская типология жертв включает четыре типа. 1 -й тип — «отверженные» (46% выборки) — подростки, которые обладают стигматизированной идентичностью изгоя, провоцирующей к многократному принятию насилия. Идентичность изгоя, жертвы — составная часть Я-концепции, аналогично идентичности «враждебных» агрессоров. Основные методы воспитания в семьях этих жертв — эмоциональное отвержение и жестокое обращение с детьми. По результатам эмпирического исследования в 64% случаев насильником является отчим, отец или друг семьи. 2-й тип — «покорные» (37%) — те подростки, которые переносят закрепленные формы подчинения насилию из семьи в ситуацию преступления, принимая инструментальную агрессию. Воспитание в семьях этих жертв отличается доминированием родителей над детьми, повышенным контролем, постоянными запретами, неусыпным бдительным наблюдением, вплоть до слежки. 3-й тип — «спасательницы» — те, которые попадают в ситуацию преступления «за компанию», пытаясь сохранить предписанную социальную роль в группе. Воспитание таких девочек ведется по типу завышенных требований и формирования гиперответственности. К 4-му типу жертв относятся «кумиры» (17%) — подростки, чье поведение виктимно по форме и агрессивно по содержанию. Воспитание в семьях этих жертв осуществляется в форме потворствования.
Мы
делает вывод о том, что глубина проникновения
агрессии в мировоззренческое ядро подростка
(как у группы «враждебных» агрессоров,
так и у «отверженных» жертв) коррелирует
со степенью жестокости и частотой преступлений.
Подростков с деструктивной идентичностью
нельзя однозначно отнести ни к группе
абсолютных агрессоров, ни к группе абсолютных
жертв; можно говорить лишь о тяготении
к тому или иному типу поведения. Установка
на жертвенное или агрессивное поведение
определяется действиями партнера и особенностями
криминальной ситуации [16].
Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков
Педагогическую коррекцию агрессивного поведения подростков мы рассматриваем как один из компонентов социального воспитания несовершеннолетней молодежи, под которым понимаем процесс формирования социально значимых качеств личности подростка, необходимых ему для успешной социальной адаптации в тех условиях, в которых протекает его жизнедеятельность. Проявление агрессии в поведении подростка будет негативно сказываться на его социальной адаптации [15].
Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая, экологическая, идеологическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обусловливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особую тревогу вызывают не только прогрессирующая отчужденность, повышенная тревожность, духовная опустошенность детей, но и их цинизм, жестокость, агрессивность.
Рост
агрессивных тенденций в
В этих условиях особенно актуализируется анализ проблемы агрессивного поведения детей, который показал наличие принципиально разных теоретических подходов, что серьезно препятствует пониманию реальных причин агрессивности растущих людей и выработке действенных средств ее предотвращения и нивелирования, т. е. проблемы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Анализ существующих подходов к исследованию агрессивного поведения человека позволил нам сформулировать понятие агрессии и обосновать ее взаимосвязь с агрессивностью и агрессивными действиями. Агрессивность в наших исследованиях — это определенное психическое состояние, которое может возникать в тех или иных ситуациях и обусловливать агрессивные действия на различные стимулы. Агрессивные действия — это проявление агрессивности как ситуативной реакции. Если же агрессивность проявляется с определенным постоянством в различных ситуациях, то мы имеем дело с агрессивностью как чертой личности и агрессией как формой поведения данной личности. Агрессия — это проявление агрессивности как черты личности в деструктивных действиях, цель которых — нанесение вреда окружающим или их оскорбление.
Поскольку агрессию характеризуют деструктивные действия, целью которых является нанесение вреда окружающим, что не соответствует общепринятым устоявшимся социально-нравственным нормам поведения в обществе, возможно, рассматривать данную форму поведения как разновидность девиантного (отклоняющегося) поведения человека. Эти рассуждения позволили нам дать понятие агрессии.
Агрессия — это форма девиантного поведения, выражающаяся проявлением агрессивности с определенным постоянством в различных ситуациях и деструктивными действиями, цель которых — нанесение вреда или оскорбления окружающим.
Агрессивное поведение, как и другие формы девиантного поведения ребенка, — показатель его социальной дизадаптации.
Социальная дизадаптация ребенка — это нарушение процесса социального развития, социализации индивида. Под социальной дизадаптацией в своем исследовании мы понимаем нарушение взаимодействия ребенка со средой, которое характеризуется невозможностью или затрудненностью осуществления им в конкретных микросоциальных условиях своей позитивной социальной роли, соответствующей его возможностям и запросам [11].
Мы употребляем термин «дизадаптация» для обозначения нарушенной, искаженной адаптации (а не ее отсутствие) вместо более распространенного в последнее время термина «дезадаптация». С нашей точки зрения, такое употребление более адекватно и отражает сущность изучаемого процесса.
На формирование агрессивного поведения человека влияют две группы факторов внешнего и внутреннего характера. Анализ психолого-педагогической литературы и результаты собственных исследований позволили нам выделить определяющие факторы в обеих группах. К таковым относятся: 1) факторы внутреннего характера (половые особенности, устойчивость нервной системы, характера и темперамента, неудовлетворенность основных потребностей в самоактуализации, самовыражении и общении); 2) факторы внешнего характера (состояние физической среды, стиль семейных отношений, асоциальное влияние групп сверстников и употребление детьми алкоголя и наркотиков; влияние СМИ).
Внешние и внутренние факторы влияют на формирование агрессивного поведения детей не в приоритетном отношении, а в отношении взаимного действия, в котором в качестве корректирующего механизма проявления агрессии со стороны конкретного ребенка выступает ситуационная обусловленность.
В своем исследовании проблему коррекции агрессивного поведения мы рассматриваем в отношении детей подросткового возраста. Данный выбор является обоснованным тем, что наиболее остро проблема агрессивного поведения проявляется на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние — в подростковом возрасте. Подростки при выборе жизненной стратегии, осуществляющейся на фоне кризисов этого возраста (резкие колебания в отношениях к себе и в собственном восприятии, неустойчивость самооценки, максимализм в оценках, суждениях и взглядах), в большей степени, чем другие возрастные категории детства, ориентированы на модели агрессивного поведения. В силу этого наиболее актуальной является задача поиска эффективных условий и средств коррекции агрессивного поведения подростков, которую в своем исследовании мы решаем в направлении обоснования эффективности педагогической коррекции агрессивного поведения обозначенной возрастной категории детей.
Рассматривая педагогическую коррекцию как процесс, мы выделяем следующие этапы его реализации: 1) формулировка социально-педагогичес- кой проблемы; 2) выдвижение гипотез о причинах агрессивного поведения подростков; 3) диагностика; 4) разработка коррекционной программы; 5) выбор форм, методов и методик коррекционной работы; 6) определение направлений педагогической коррекции; 7) осуществление программы; 8) анализ результатов реализации программы и оценка эффективности коррекционной работы Ключевой идеей, на которой базируется процесс педагогической коррекции агрессивного поведения подростков, является идея сопровождения ребенка в его ходе на основе постоянного отслеживания изменений, происходящих в его личности и поведении, через оказание необходимой помощи разного рода и вида в зависимости от возникающих у ребенка трудностей и проблем в процессе жизнедеятельности и взаимодействия с ближайшим окружением [15].
Мы выделяем следующие функции педагогической коррекции:
1) социально-защитная, заключающаяся в формировании у ребенка защитных механизмов, обеспечивающих его адаптацию и комфортное самочувствие в социальной сфере;
2) воспитательная, предполагающая воспитание у ребенка силы воли и умения контролировать свои эмоции, адекватно оценивать имеющиеся потребности;
3) компенсаторная — формирование альтернативных агрессивному образцов и стереотипов поведения в различных ситуациях;
4) стимулирующая, направленная на активизацию положительной, социально-полезной, предметно-практической деятельности подростка, отвечающей его интересам, способствую щей удовлетворению потребностей в общении, самореализации и самовыражении.
Одной из задач проведенного нами исследования было выделение взаимозависимостей, проявляющихся в процессе педагогической коррекции агрессивного поведения подростков.
Первая
взаимозависимость предполагает взаимосвязь
и взаимообусловленность
3.1 Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного
поведения у подростков.
В феврале 2009 года нами было проведено исследование среди учеников 9 «б» класса Гончаровской среднеобразовательной школы Суджанского района Курской области, с целью изучения подростковой агрессивности. В нем принимали участия 26 человек, из них 14 мальчиков и 12 девочек.
В исследовании мы использовали следующие методики: