Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

Задачи:

1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5

1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24


Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28

2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28

2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31


Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36

3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного

поведения у подростков………………………………………………………..41


Заключение………………………………………………………………………46

Литература……………………………………………………………………….48

Приложение

Работа состоит из  1 файл

АГРЕССИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛНТНИХ. курсовая 2009.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)

    В результате проведенной методики коммуникативной толерантности В.В.Бойко выяснилось, что 2,4% детей обладают низкой толерантностью; 7,4% - средней, а вот 90,2% оказалось высокой.

    Вообще  коммуникативная толерантность  – характеристика отношений личности к людям, показывающая степень переносимости  ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний и поступков партнеров по взаимодействию.

    Исследование  подтверждает, что большую часть детей охватывает область определенных предпочтений, вкусов и чувств. В них присутствуют такие особенности восприятия, как красивого, возвышенного, комического. А вот восприятия безобразного, низменного, трагического в них присутствует в меньшей степени. Кроме того, у подростков присутствует вбирание чувственного восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений и это показало 7, 4% детей.

    В основном, присутствующая здесь высокая толерантность соответствует тому, что подростки стремятся общаться, т.е появляется интимно-личностное общение со сверстниками. Возникает объединение равных себе  по возрасту и появление таких новых качеств, как чувство взрослости, желание подрожать некоторым эталонам, лидерство. Так же появляется потребность в самосознании. Взрослые должны понять, что подросток, для того чтобы обучатся науке коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников.

    Используя опросник  Ч.Спилбергера для определения уровня агрессии подростков, мы получили следующие данные. В первой части «Как я себя чувствую СЕЙЧАС» 11,5% детей чувствовали себя вполне спокойно, сидели тихо, заинтересованности от урока было мало, делали все, что им говорили без особого энтузиазма, т.е. вели себя адекватно, агрессии не наблюдалось. 58,5% - проявляли больше активности,  также вели себя адекватно, сильной агрессивности не проявляли, эмоциональное состояние -  устойчивое. А вот 30% детей вели себя достаточно агрессивно.

    Во  второй части «Как я себя ОБЫЧНО чувствую» у 11,8%  детей отсутствует агрессивная форма поведения. У 80,8% испытуемых агрессия не сильно выявлена, хотя и присутствует некоторые ее формы. А вот у 7,4% подростков агрессивное поведение сильно выявлено, проявляют ее открыто. Это подтверждает то, что агрессивная форма поведения проявляется лишь у части учащихся, которые стараются избавиться от зависимости родителей и вести себя максимально самостоятельно. В своем поведении они идентифицируются уже не с матерью или отцом, а с другими значимыми для них людьми – старшими друзьями, авторитетными педагогами, киногероями и пр. Подростков, которые всегда находятся в состоянии агрессии мало.

    В третьей части «Когда я зол  или разъярен» 24,4% детей проявляют низкую форму агрессии, можно сказать она совершенно отсутствует, т.е когда ребенок зол, он не агрессивно настроен. У 75,9% подростков агрессия проявляется не очень часто. У них бывают, так сказать, приступы агрессии, но в редких случаях. А вот совершенная форма агрессии не выявлена.

    Таким образом некоторая часть учащихся (7,4%) склонна к агрессивному поведению  из-за стремления быть уверенным и  самостоятельным, а чувство взрослости в подростковом возрасте является основными  новообразованием.

      Далее мы провели методику диагностики показателей и форм агрессии А. Басса и А. Дарки. Было выявлено, что у 12,7% подростков выявлена физическая агрессия. Такие дети активные, деятельные и целеустремленные, отличающиеся решительностью, склонностью к риску, бесцеремонностью и авантюризмом. Их общительность, раскованность, уверенность в себе сочетается с честолюбием и стремлением к общественному признанию. Обычно это подкрепляется хорошими лидерскими качествами, умением сплотить сверстников, правильно распределить между ними групповые роли, увлечь за собой. В то же время они любят демонстрировать свою силу и власть, доминировать над другими людьми и проявлять садистские тенденции. Такие дети постоянно стремятся испытывать острые ощущения, а при отсутствии таковых начинают скучать, так как нуждаются в постоянной стимуляции. Также они способны на нечестность, ложь, измену.

    У 11,6%  подростков присутствует косвенная агрессия. Таких детей отличает чрезмерная импульсивность, слабый самоконтроль, недостаточная социализация влечений и низкая осознанность своих действий. Они редко задумываются о причинах своих поступков, не предвидят их последствий и не переносят оттяжек и колебаний. Дети с удовольствием отдаются чувственным наслаждениям, стремятся к немедленному и безотлагательному удовлетворению потребностей, не считаясь с обстоятельствами, моральными нормами, этическими стандартами и желаниями окружающих. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны, им свойственны смелость, решительность, склонность к риску, с другой – сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость.

    У 7,4% детей выявлен негативизм. Ребята этой группы отличают повышенная ранимость и впечатлительность. Основные черты характера – эгоизм, самодовольство, чрезмерное самомнение. Все, что задевает их личность, вызывает чувство протеста. Поэтому и критику, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление и, поскольку имеют низкую фрустрационную толерантность и не способны владеть эмоциями, начинают сразу же активно выражать свое негативное отношение.

    18,6% детей обладают вербальной агрессии. Этих ребят отличают психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и работоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону настроения. Внешне часто производят впечатление угрюмых, недоступных и высокомерных, однако при более близком знакомстве перестают быть скованными и отгороженными и становятся очень общительными и разговорчивыми.

    У 10,4% испытуемых преобладает обида. Чрезмерно агрессивное поведение детей может расценивать как отдельное поведенческое расстройство. Для такого расстройства характерна устойчивая склонность к насилию и действиям, запрещенным в обществе. Поведенческое расстройство наблюдается 6 месяцев и  включает общие критерии, в которые и входит обидчивость или досада.

    У 12,7% испытуемых выявлено раздражение. Можно сказать что проявление детской агрессивности являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми приходится иметь дело – с взрослым. Сюда и относят вспышки раздражительности у детей, при начальной стадии проявления агрессии.

    Подозрительность составляет – 13,9%, а чувство вины – 12,7%.

    Из  этого мы делаем вывод, что учащиеся в подростковом возрасте отличается неуравновешенностью, раздражительностью, склонны к риску, раздражению, а также обидчивостью и склонностью к самообвинению. Поэтому социальные педагоги в своей деятельности должны учитывать этим особенностям.

           

        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

    Повышенная  агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.

    1) В данной курсовой работе мы провели анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте, которыми являются:

    -   приобретение навыков под влиянием ошибок, недоработок, упущений в воспитательной работе, сложностей в окружающей его среде;

        - приобретенный между взрослыми и подростками  психологический барьер, из-за которого подростки прибегают к агрессивным формам поведения;

        -    нарушение эмоциональной  сферы и кризисе личности ;

        - характеризуется негрубой выраженностью расстройств поведения, отсутствием беспричинных колебаний настроения;

        - низкий уровень интеллектуального развития, повышенная внушаемость, подражательность, недоразвитость нравственных представлений, эмоциональная грубость, озлобленность, как против сверстников, так и против окружающих взрослых;

      - наблюдается крайняя самооценка (либо максимально положительная, либо максимально отрицательная), повышенная тревожность, страх перед широкими социальными контактами, эгоцентризм, неумение находить выход из трудных ситуаций, преобладание защитных механизмов над другими механизмами, регулирующими поведение.

    2) Мы исследовали условия, способствующие закреплению агрессивности. Это такие условия как: неправильное отношение к ребенку в семье, такие подростки активно стремятся защищать свои позиции и интересы, проявляют эмоциональность и агрессивность в общении, ведут себя импульсивно; для них характерно эмоциональное принятие себя, недостаточная самокритичность и некоторое самодовольство при оценке собственных поступков,  отсутствие тенденции к переосмыслению собственных качеств, не выраженность установки на само изменение; характерна целостность и установленность образа «Я», удовлетворенность им, что определяет эгоизм, стремление к самодостаточности, лидерству, без боязни вызвать чувство отчуждения; отношения в семье и со школьными учителями расценивается этими ребятами как основные сферы конфликтов;

агрессивность, свойственная им при защите своих  интересов, провоцирует эскалацию  конфликта и мешает конструктивному  решению

     3) Также мы определили возрастные варианты девиантного поведения. Которым относят:  отклонения в психическом и физиологическом развитии; несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка; несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка.

    4) Провели исследование на предмет выявления социально-психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте и пришли к выводу, что некоторая часть учащихся (7,4%) склонна к агрессивному поведению из-за стремления быть уверенным и самостоятельным, а чувство взрослости в подростковом возрасте является основными новообразованием. Учащиеся в подростковом возрасте отличается неуравновешенностью, раздражительностью, склонны к риску, раздражению, а также обидчивостью и склонностью к самообвинению. Поэтому социальные педагоги в своей деятельности должны учитывать этим особенностям.

    5) Также мы выявили способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков:

    - комплекс мер различного характера помощи подросткам, проявляющим агрессивное поведение;

    - процесс помощи подростку, связанный с устранением десоциализирующих влияний со стороны ближайшего окружения, вызывающих его агрессивное поведение.

Литература

  1. Бадмаев С. А. «Психологическая коррекция отклоняющегося   поведения школьников». – М., 1997г
  2. Бандура А., Уолтерс Р.  Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений / М., 2000 г.
  3. Басс А.Г. Психология агрессии //Вопросы психологии. 19667.№3.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. М.,2002.
  5. Брунер Д.С.//Исследование развития познавательной деятельности. М.1971
  6. Бэрн Э. Групповая психотерапия. М., 2000.
  7. Бэрон Р., Ричардсон Агрессия. СПб.2000.
  8. Вострокнутов Н.В., Василевский В.Г. Патологическое агрессивное поведение детей и подростков.
  9.   Гурьева В.А., Семке В.Я., Гиндкин В.Я. Психопатология подросткового возратса. Томск, 1994г.
  10. Дюркгейм Э. Социология и теория познания.// Новые идеи в социологии. СП.б., 1950.
  11. Ельникова О.Е. Психологические барьеры социализации в подростковом возрасте. М., 1995.
  12. Ениколопов С.Н. Понятие агрессии в современной психологии//Приклодная психология. 2001.№2
  13. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющего поведения) М., 2003г.
  14. Ковалев П.А. Возрастно-половые особенности отражения в сознании структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. Автореф. Дисс.канд. психол. наук . СПб., 1996.
  15. Ковальчук А.В. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков. М., 2001
  16. Кондрашенко В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск.1988
  17. Личко А.Е., Попов Ю.В. Делинквентное поведение, алкоголизм и токсикация у подростков. М.,1988
  18. Лоренц К. Агрессия (так называемое зло) // Вопросы философии1992№3
  19. Макаренко А.С. О воспитании. М. 1988
  20. Можгинский Ю.Б. Агрессия подростков – эмоциональный и кризисный механизм. СПб.,1999
  21. Ожегов С.И,  Н.Ю.Шведова.  Толковый  словарь  русского  языка.  М.,  1999. 
  22. Рожкова М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантном поведением. М. 2001.
  23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность//Психологический журнал. Т.17.1996.№5.
  24. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1991.№1.
  25. Фрейд З. Введение в психоанализ. М.1989
  26. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.1994.
  27. «Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники». - Минск, 1996г.

Информация о работе Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема