Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Цель – анализ динамики агрессивности как личностного образования в старшем подростковом возрасте и раннем юношеской возрасте.

Гипотеза - на протяжении старшего подросткового возраста агрессивность выступает как относительно устойчивое личностное образование.

Задачи:

1.Провести анализ факторов и причин агрессивного поведения в подростковом возрасте.
2.Исследовать условия, способствующие закреплению агрессивности;
3.Определить возрастные варианты девиантного поведения.
4.Провести исследования на предмет выявления социально – психологических стереотипов противоправного поведения в подростковом возрасте.
5.Выявить способы и методы педагогической коррекции агрессивного поведения подростков

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Агрессивное поведение в подростковом возрасте. Проблема подростковой делинквентности……………………………………..5

1.Причина агрессивного поведения……………………………………………5
2.Социальные условия, способствующие закреплению агрессии………….15
3.Биологический фактор провоцирования агрессии………………………...24


Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения……………………..28

2.1Преступная агрессия как форма девиантного поведения…………………28

2.2Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения……………………………………………………31


Глава 3. Педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков………………………………………………………………………..36

3.1. Опытно – педагогическая работа по выявлению агрессивного

поведения у подростков………………………………………………………..41


Заключение………………………………………………………………………46

Литература……………………………………………………………………….48

Приложение

Работа состоит из  1 файл

АГРЕССИВНОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛНТНИХ. курсовая 2009.doc

— 344.00 Кб (Скачать документ)
 
 

    1.3.Биологический фактор провоцирования агрессии

    Ученые  выявили, что гены играют важнейшую роль в формировании агрессивного поведения, нежели окружающая обстановка. Для подтверждения этого они проанализировали степень наследуемости детьми черт своих биологических и приёмных родителей. Если приёмный ребёнок больше похож на своих биологических родителей, то мы имеем дело с проявлением биологических детерминант. Большее же сходство между ребёнком и его приёмными родителями является свидетельством влияния окружающей среды (например, научения). Изучив судебные дела отцов (приёмных и не приёмных) и их сыновей, исследователи выяснили, что мальчики имеющие осуждённых биологических отцов, скорее всего сами будут осуждены за нарушение закона. В конце своего исследования учёные стали придавать большую значимость роли социального фактора. Они пришли к заключению, что

    «…человек, унаследовавший сильную агрессивность, в фрустрационной и стрессовой ситуации будет склонен к проявлению гнева и враждебности. С другой стороны, если этот же человек будет окружён любовью и в значительной степени защищён от жестокости и насилия, а так же не будет часто провоцироваться на агрессию, он вряд ли будет склонен к агрессивному поведению» [5].

    Психогенетические данные убедительно свидетельствуют о том, что генетические особенности вносят существенный вклад в межиндивидуальные различия в агрессивности. При этом нельзя не согласиться с мнением, о том, что концепция одного «гена агрессии» нереалистична. Как показывают проведенные исследования, на «склонность» к агрессии могут влиять многие гены и сложные взаимодействия между ними. Это влияние, по-видимому, опосредствовано главным образом особенностями эмоциональной реактивности и способностью контролировать свои импульсы. Следует подчеркнуть, что на разных этапах развития и в разных группах лиц в сложную иерархическую систему индивидуально-психологических и ситуационных факторов, определяющих вероятность агрессивных действий, включены, очевидно, различные биологические (в том числе генетические) и психологические процессы. Кроме того, средовые факторы объясняют не менее половины межиндивидуальных различий по агрессивности как онтогенетически устойчивой характеристике. Что касается отдельных агрессивных действий, то, как подчеркивают большинство исследователей, социальный контекст играет определяющую роль в их возникновении не только у здоровых лиц, но и при патологических состояниях. Тем не менее, учитывая, что генетические различия вносят существенный вклад в формирование склонности к агрессивному поведению, со временем, когда индивидуальная генетическая диагностика станет доступной, генетические данные можно будет использовать для оценки индивидуальной реактивности на различные средовые воздействия, провоцирующие агрессию, а значит — и для прогноза и профилактики агрессии.

    В подростковом возрасте в процессе полового развития происходит изменение гормонального  статуса. С одной, стороны все  изменения в организме подростка  происходит под стимулирующим и  контролирующим воздействием гипоталамуса и эндокринной железы. Секреция тестостерона и эстрогена регулируется посредством обратной связи между этими гормонами, с помощью которых гипоаламус и гонады получают сигнал о том, что гормоны выделены в достаточном количестве [14].

    С другой стороны, многие биохимики утверждают, что есть связь между уровнем  гормонов и агрессией. Так, в ряде работ говорилось о том, что избыточное выделение тестостерона у лиц  мужского пола вызывает неконтролируемую агрессию. Но изменение гормонального статуса происходит и у девушек в предменструальный период. У многих повышается раздражительность, общее самочувствие, отек лица и ног, ухудшение аппетита. К. Мойер утверждает, что этот отрезок времени опасен, согласно его исследованиям 62% насильственных преступлений совершается в течении предменструальный недели и только 2% в конце периода. Эта связь очень значительна, так что в некоторых странах закон признает менструацию как смягчающее обстоятельство.

    Американский  ученый Дж. Уайт считает, что "Даже в том случае, если биология увеличивает готовность к агрессии, очевидно, что факторы среды могут действовать таким образом, чтобы свести к минимуму или довести до максимума всплеск агрессии". Исследования биохимиков имеют большое значение, но не стоит их абсолютизировать.

    В  работах отечественных психологов показано, что половое созревание, как и другие изменения, связанные  с развитием организма оказывает  свое влияние на психическое развитие ребенка, но эти влияния опосредованы к окружающему миру, сравнение себя со взрослыми и сверстниками, а так же не биологические особенности являются  определяющими в развитии растущего человека как личность.

          Резюмируя все вышесказанное можно отметить, что единой точки зрения на определение агрессии, ее природы так и не найдено, что заметно усложняет понимание этой проблемы. Кроме того, обзор литературы показал, что такой параметр агрессивности как устойчивость не разработан. В становлении агрессивного поведения могут играть заметную роль возрастные особенности подростка и социальные факторы, но их не стоит переоценивать.

    У части подростков агрессивность  формируется как достаточно устойчивое личностное образование – качество личности. Основные механизмы: усвоение агрессии как поведенческий акт  идеала или в результате закрепления агрессии как защитной реакции, связанной с неудовлетворением значимых потребностей ребенка.

    Сочетание неблагоприятных биологических, психологических, семейных и других социально-психологических  факторов искажает весь образ жизни  подростков. Характерным для них становится нарушение эмоциональных  отношений с окружающими людьми. Подростки попадают под сильное влияние подростковой группы, нередко формирующей асоциальную шкалу жизненных ценностей. Сам образ жизни, среда, стиль и круг общения способствуют развитию и закреплению девиантного поведения. Таким образом, имеющий место отрицательный микроклимат во многих семьях обуславливает возникновение отчуждённости, грубости, неприязни определённой части подростков, стремления делать всё назло, вопреки воли окружающих, что создаёт объективные предпосылки для появления демонстративного неповиновения, агрессивности и разрушительных действий [16]. 

Глава 2. Возрастные варианты девиантного поведения.

    2.1 Преступная агрессия как форма девиантного поведения

   Для рассмотрения проблемы педагогической работы с лицами социально-негативного (девиантного) поведения необходимо уточнить, что представляет собой данная категория людей, каковы основные причины, обусловливающие их формирование.

   Под нормой понимают (от лат. norma) правило, точное предписание, установленную меру. Выражение «социальная норма» («социальные нормы») — это официально установленные или сложившиеся под воздействием социальной практики правила общественного поведения и проявления человека в конкретно-исторических условиях жизни общества. Они определяют сложившиеся или установленные (дозволенные или обязательные) стандарты поведения личности в группе, соблюдение которых выступает для индивида необходимым условием взаимодействия.

   Отклоняющееся поведение — термин, обозначающий поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам и ролевым предназначениям. «Отклоняющееся» поведение последнее время часто называют — девиантным (от лат. deviatio — отклонение), или делинквентным (от лат. delin-guens — правонарушитель). Под девиантным поведением понимается система поступков или отдельные поступки, действия человека, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм. Чаще всего под девиантным поведением понимают отрицательное (негативное) отклонение в поведении человека, противоречащее принятым в обществе правовым и нравственным нормам.

   Делинквентное поведение человека свидетельствует  о том, что его отклоняющееся поведение выходит за рамки закона, проявляется в уголовно наказуемых действиях, которые подлежат административным воздействиям.

   Существуют  различные теории формирования девиантного  поведения человека. Среди них: биологические: своеобразие внешнего вида предопределяет склонность человека к правонарушению; психологические: особенности психики человека являются той основой, которая определяет его склонность к конфликтам, правонарушениям; социологические: девиантное поведение человека является следствием усвоения им негативного социального опыта, сформировавшегося противоречия между результатом воспитания и требованиями среды и пр. [10].

   В основе социально-негативного отклоняющегося поведения человека лежат результаты его социального воспитания, усвоения им негативного социального опыта поведения. Это проявляется в отрицательной направленности личности (интересах, потребностях, мотивах, целях, идеалах), негативных привычках и вызванных ими положительных чувствах (внутреннего удовлетворения), которые становятся регуляторами его антисоциального, аморального поведения.

   Чтобы эффективно решать вопросы работы с  лицами социально-негативного (девиантного) поведения, необходимо выявить основные факторы, обусловливающие их формирование. По данным различных исследователей девиантного поведения человека, таких факторов достаточно много, и потому различные авторы группируют их по различным основаниям. Это позволяет наиболее полно представить всю сложность причин формирования отклоняющегося поведения на различных этапах возрастного развития человека.

   К таким группам факторов и их составляющих следует отнести:

   II. Отклонения в психическом и физиологическом развитии:

   а) низкий уровень интеллектуального развития от рождения или как результат черепно-мозговой травмы;

   б) эмоционально обусловленные отклонения активноволевой сферы, способствующие формированию повышенной возбудимости, аффектов, импульсивности в действиях и поступках, жажды наслаждений, злорадства и издевательств над окружающими, деспотизма, бродяжничества и пр.;

   в) незавершенность процесса формирования личности, при 
водящая к сложностям во взаимоотношениях со сверстниками.

   Возможные отклонения и своеобразие развития ребенка выдвигают следующую группу факторов, сказывающихся на формировании его девиантности.

   II. Несоответствие условий и методов воспитания индивидуальным особенностям ребенка. Различные отклонения в развитии ребенка диктуют необходимость их учета в воспитании. Оно должно ориентироваться на сдерживание или стимулирование развития тех или иных возможностей ребенка в познавательной, чувственной и волевой сферах, развитие компенсаторных механизмов, позволяющих преодолеть недостатки и пр.

   III. Несоответствие коррекционного воздействия своеобразию развития подростка. Сложность и своеобразие развития в подростковый период настоятельно диктует необходимость обеспечения наиболее целесообразного и оптимального воспитательного воздействия, с учетом проблем, характерных для этого возраста. Неслучайно, наиболее сложным в воспитании выступает подростковый, отроческий возраст (11 —13, 14—15 лет) — переходный возраст. В социальном плане подростковая фаза — это продолжение первичной социализации. Подростки этого возраста, как правило, школьники, они находятся на иждивении родителей (или государства), их ведущей ролью остается учеба. Это сложный период завершения детства и начала «вырастания» из него.

   Юношеский возраст (от 14 до 18 лет) представляет собой  в буквальном смысле слова «третий  мир», существующий между детством и взрослостью. Биологически — это период завершения физического созревания. Большинство девушек и значительная часть юношей вступают в него уже постпубертатными , однако в течение этого периода решается задача многочисленных «доделок» и устранения диспропорций, обусловленных неравномерностью созревания [22].

    Агрессивная преступность перемещается из пространства индивидуальных и личностных проблем самих преступников в более широкое поле социальных вопросов; в современном обществе усиление социального давления и контроля, отраженное в различных практиках исключения, артифицирует как агрессивную, так и жертвенную составляющие преступности.

    2.2. Исследование социально – психологических стереотипов противоправного поведения

    Посвящена рассмотрению становления и типологии агрессивно-жертвенных моделей поведения подростков — участников преступления. Рассматривая основные интерпретационные подходы к проблеме идентификации отмечается, что общим для них является акцент на социальную природу процесса идентификации: идентичности формируются в ходе социального взаимодействия и имеют двойную природу, будучи результатом как предписаний со стороны общества, так и самодетерминации [13].

    Подчеркивая роль возрастного компонента, автор  анализирует особенности переходного возраста, обусловливающие формирование деструктивной идентичности. Расширенное поле идентификации и осознаваемая самодетерминация превращают подростковый возраст в ловушку для развертывания преступной агрессии.

    Определяющей  социокультурной средой для формирования деструктивной идентичности подростка является семья. Используя результаты эмпирического исследования (биографии агрессоров и жертв, устные истории о ситуации преступления, материалы уголовных дел, интервьюирование родителей, включенное наблюдение), можно выделить два типа семей: криминально-аморальные и педагогически запущенные. Основанием классификации выступают степень и глубина десоциализирующего влияния (отчуждения) внутри семьи. Первый тип характеризуется прямым десоциализирующим влиянием, когда агрессивное поведение и антиобщественные ориентации открыто демонстрируются детям. Второй тип отличается косвенным десоциализирующим влиянием, когда скрытое отчуждение проявляется в деструктивных воспитательных стратегиях. Выделяет шесть стратегий: жестокое обращение, эмоциональное отвержение, безнадзорность, воспитание по типу «кумир семьи», доминирующая гиперпротекция, непоследовательное воспитание, давая развернутую характеристику каждой. Рассматривая последствия применения отчуждающих воспитательных стратегий, автор делает вывод о том, что агрессивно-жертвенный радикал является внутренней «роднящей» тенденцией конструирования двух типов семейных жертв: подростков, демонстрирующих агрессивные модели поведения компенсаторного характера, и подростков, чья жертвенная позиция внутри семьи экстраполируется на взаимодействие с «внешними» агрессорами. В данной работе анализируется влияние на идентификацию агрессоров и жертв конструкций, тиражируемых масс-медиа. Трансляция прямого насилия, а также высоких стандартов качества жизни по западному образцу при фокусировании внимания на жертвенности, пассивности, бездеятельности порождает у подростков мировоззренческий и нравственный конфликт, толкающий их на преступление.

Информация о работе Агрессивность несовершеннолетних в обществе, как социально – педагогическая проблема