Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Содержание
Введение
………………………………………………………………………………
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация
как способ активизации деятельности
учащихся в процессе изучения окружающего
мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных
ситуаций……………………………………………………..
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура
проблемного урока…………………………………
1.5. Методическое
разнообразие проблемных
Глава 2
2.1.Практическая
работа ………………………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников………………………………………………….
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение
Мы считаем тему нашей дипломной работы актуальной, потому что в настоящее время проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования одна из самых актуальных, так как активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Ведущими процессами, на которые опирается традиционное обучение в начальной школе, являются восприятие и память. При таком подходе ученик играет «второстепенную» роль: его задача внимательно выслушать учебный материал, прочитать, запомнить и воспроизвести его. Чем ближе к тексту (образцу, инструкции) выполняет учащийся задание, тем выше оценка его деятельности. Школьников же следует приучать к применению своих знаний и умений, подготавливая их к творческой деятельности в будущем. Учебная деятельность должна носить, насколько это возможно, творческий характер. Этому соответствует проблемное обучение. Проблемные ситуации отражают наличие тех или иных противоречий объективной реальности, проявляющихся, в частности, в научных и учебных процессах.
Принцип
проблемности отражается в логике построения
учебного процесса, в содержании изучаемого
материала, в методах организации
учебно-познавательной деятельности учащихся
и управление ею; в структуре урока и формах
контроля учителя за процессом и результатом
деятельностью учащихся. Если учитель
хорошо усвоит содержание и сущность теории
организации процесса проблемного обучения,
овладеет формами, методами и техническими
средствами обучения и будет систематически
творчески применять усвоенное на практике,
то успех придет сам. Хорошая дидактическая
подготовка учителя сегодня особенно
важна, потому что без знаний общей теории
нельзя творить, а сам процесс преподавания
– это искусство, искусство увлечь детей
своим предметом, удивить красотой мысли,
знания, побудить к самостоятельным мыслительным
действиям.
Объект – процесс активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Предмет – использование проблемных ситуаций как способ активизации познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель
– выявить на практике влияние использования
проблемных ситуаций на повышение познавательной
деятельности младших школьников на уроках
окружающего мира.
Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;
3)
разработать и апробировать
Методы исследования:
1)
анализ психолого-
2) изучение передового педагогического опыта;
3) практическая разработка проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир».
Сроки работы: сентябрь 2010 – май 2011г.
База:
МОУ «СОШ №55» г. Кургана.
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся
Способность к саморазвитию должна стать результатом познавательной деятельности.
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в
которых учащиеся сами должны:
· отстаивать свое мнение;
· принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
· ставить вопросы своим товарищам и учителям;
· рецензировать ответы товарищей;
· оценивать ответы и письменные работы товарищей;
· заниматься обучением отстающих;
· объяснять более слабым учащимся непонятные места;
· самостоятельно выбирать посильное задание;
· находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
· создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
· решать познавательные задачи путем комплексного применения
известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
1.1.3.Уровни познавательной активности
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью.
Первый уровень активности - воспроизводящая активность.
Характеризуется
стремлением учащегося понять, запомнить
и воспроизвести знания, овладеть
способом его применения по образцу.
Этот уровень отличается неустойчивостью
волевых усилий школьника, отсутствием
у учащихся интереса к углублению
знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень активности - интерпретирующая активность.
Характеризуется
стремлением учащегося к
Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень активности - творческий.
Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ.
Характерная
особенность - проявление высоких волевых
качеств учащегося, упорство и настойчивость
в достижении цели, широкие и стойкие познавательные
интересы. Данный уровень активности обеспечивается
возбуждением высокой степени рассогласования
между тем, что учащийся знал, что уже встречал
ось в его опыте и новой информацией, новым
явлением. Активность, как качество деятельности
личности, является неотъемлемым условием
и показателем реализации любого принципа
обучения.
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся
Принцип проблемности
Прежде
всего, в качестве основополагающего принципа
следует рассматривать принцип проблемности.
Путем последовательно усложняющихся
задач или вопросов создать в мышлении
учащегося такую проблемную ситуацию,
для выхода из которой ему не хватает имеющихся
знаний, и он вынужден сам активно формировать
новые знания с помощью учителя и с участием
других слушателей, основываясь на своем
или чужом опыте, логике. Таким образом,
учащийся получает новые знания не в готовых
формулировках учителя, а в результате
собственной активной познавательной
деятельности.
Принцип обеспечения максимально возможной адекватности учебно-познавательной деятельности характеру практических задач
Суть данного принципа заключается в том,
чтобы организация учебно-познавательной
деятельности учащихся по своему характеру
максимально приближал ась к реальной
деятельности. Это и должно обеспечить
в сочетании с принципом проблемного обучения
переход от теоретического осмысления
новых знаний к их практическому осмыслению.
Принцип взаимообучения
Не
менее важным при организации учебно-познавательной
деятельности учащихся является принцип
взаимообучения. Следует иметь в виду,
что учащиеся в процессе обучения могут
обучать друг друга, обмениваясь знаниями.
Для успешного самообразования необходимы
не только теоретическая база, но и умение
анализировать и обобщать изучаемые явления,
факты, информацию; умение творчески подходить
к использованию этих знаний; способность
делать выводы из своих и чужих ошибок;
уметь актуализировать и развивать свои
знания и умения.
Принцип исследования изучаемых проблем
Очень
важно, чтобы учебно-познавательная
деятельность учащихся носила творческий,
поисковый характер и по возможности
включала в себя элементы анализа
и обобщения. Процесс изучения того
или иного явления или проблемы
должны по всем признакам носить исследовательский
характер. Это является еще одним важным
принципом активизации учебно-познавательной
деятельности: принцип исследования изучаемых
проблем и явлений.
Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения