Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Проблемная ситуация
Проблемная или противоречивая ситуация, являющаяся основным элементом проблемного обучения, характеризует состояние интеллектуального затруднения ученика. У него появляется потребность разобраться в ней, найти новый способ действия, то есть решить трудную для себя задачу. Так как знаний ученику не хватает, он вынужден их искать. Особенностью проблемного обучения является умелое включение учителем в учебный процесс проблемных ситуаций.
Общие функции проблемного обучения:
- усвоение учениками системы знаний и способов умственной практической деятельности;
- развитие познавательной
-
формирование диалектико-
Кроме того проблемное обучение имеет специальные функции:
- воспитание навыков
- воспитание навыков
- формирование и накопление
В
проблемном обучении используются самые
различные методы.
При его организации нельзя обойтись
без так называемых традиционных методов
и инновационных, таких как:
• монолог учителя или ученика, но не просто монолог, а изложение содержания учебного материала с рассуждением;
• рассуждение с демонстрацией процесса логики открытия; -
• диалог (беседа, предполагающая' ответы ученика и его вопросы к учителю или другим участникам);
• эвристическая беседа с познавательными задачами и проблемными заданиями;
• самостоятельное исследование по заданию индивидуально или в группе;
• выполнение задания по алгоритму;
• программированные задания, требующие различных уровней деятельности учащихся.
Как мы видим, здесь называются методы и проблемного изложения знаний, и частично-поисковые, и исследовательские, но все они в конечном счете направлены на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.
Следуя теории Н.Ф. Талызиной, последовательность методов проблемного обучения задается последовательностью этапов усвоения содержания учебного материала. Вот как они представлены.
• Мотивационный. В его основе создание и разрешение проблемной ситуации. Учитель ставит проблему перед беседой, рассказом, демонстрацией опыта, а ученик принимает ее и решает один или вместе с кем-то (в паре, группе) под руководством учителя, другого ученика - лидера группы или самостоятельно.
• Ознакомительный. На данном этапе происходит знакомство с деятельностью и входящими в нее знаниями. Учитель в изложении сам выделяет связи и отношения изучаемого содержания учебного материала, которые нужно усвоить, привлекает к участию учеников и при демонстрации показывает это наглядно.
• Исполнительский. Учащиеся выполняют действия через лабораторные и практические занятия, работу с карточками и другими источниками.
• Внешнеречевой. Учащиеся рассуждают вслух в парах, группах, коллективе и каждый в разных ролях: руководителя, исполнителя, помощника и т. д.
• Речевой. Каждый ученик проговаривает результаты своей самостоятельной деятельности про себя.
• Умственной деятельности. Действие ученика доводится до навыка, до самостоятельного поиска ответа в новых условиях.
Без проблем не может быть усвоения. На разных этапах усвоения проблемы выполняют разные функции.
Учителю, прежде чем переходить к применению проблемного обучения, необходимо научить учащихся работать по образцу: 1) слушать; 2) работать с различной информацией, источниками которой могут быть учитель, учебник, дополнительная справочная литература, другие ученики класса и т. д.
У учащихся должен быть высокий исходный уровень учебных возможностей, развитого теоретического мышления.
Учителю необходимо знать уровень владения каждым учеником общеучебными (надпредметными) умениями и навыками, то есть способами мыслительной деятельности и учебной работы.
Организация проблемного обучения невозможна без взаимодействия учителя и ученика.
Проблемное обучение не может и не должно стать единственным и преобладающим, а должно использоваться настолько, насколько допускает это содержание учебного материала.
Принято различать четыре основных звена в технологии проблемного обучения:
1.
осознание общей проблемной
2.
формулировка конкретной
3. решение проблемы (выдвижение, обоснование гипотез, последовательная проверка их);
4. проверка правильности решения проблемы.
Технологический цикл проблемного обучения представлен шестью этапами:
1) постановка педагогической проблемной ситуации, организация появления у обучающегося вопроса;
2) перевод педагогической проблемной ситуации (создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну и другие отличительные качества объекта познания) в психологическую (индивидуальное явление, так называемое «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт): начало активного поиска ответа на вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного;
3) поиск решения проблемы, выход из тупика противоречия;
4) появление идеи решения, приращение нового знания у обучающихся;
5) реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта;
6) контроль результатов.
В зависимости от того, какие и сколько звеньев задействованы в учебном процессе, можно выделить три уровня реализации технологии проблемного обучения.
При традиционной технологии обучения учитель сам формулирует и решает проблему (выводит формулу, доказывает теорему и т.д.). Ученик же должен понять и запомнить чужую мысль, запомнить формулировку, принцип решения, ход рассуждения.
Первый уровень технологии проблемного обучения характеризуется тем, что учитель ставит проблему, формулирует ее, указывает на конечный результат и направляет самостоятельные поиски ученика. Второй уровень отличается тем, что у ученика воспитывается способность самостоятельно и формулировать, и решать проблему, а учитель только указывает на нее, не формулируя конечного результата. И, наконец, на третьем уровне учитель даже не указывает на проблему: ученик должен увидеть ее самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы ее решения. В итоге воспитывается способность самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и видеть проблему, находить правильный ответ.
Если учитель чувствует, что учащиеся затрудняются выполнить то или иное задание, то он может ввести дополнительную информацию, снизить тем самым степень проблемное™ перевести учащихся на более низкий уровень технологии проблемного обучения.
Трехуровневая
технология проблемного обучения применима
при постановке задачи на «открытие»
простого математического закона, правила
правописания, исторической или биологической
закономерности.
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира
К активным методам обучения относят метод создания проблемных ситуаций. Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ
действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности. Она обуславливает начало мышления в процессе постановки и решения проблем. Психологической наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной познавательной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:
Проблемная ситуация, проблема, поиск способов ее решения, решение проблемы. Полый цикл умственных действий от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:
- возникновение проблемной
- осознание сущности затруднения и постановка проблемы,
- нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы,
- доказательство гипотезы,
- проверка правильности решения проблем.
Каковы основные приемы, составляющие метод проблемных ситуаций?
Прежде
всего учитель предлагает детям
проблемную ситуацию (проблемный вопрос),
доступную и учитывающую уровень
их развития. Педагог формулирует проблему,
затем предлагает детям высказать предположения
(гипотезы) и организует процесс их доказательства.
Школьники обсуждают различные характеристики,
которые, могут стать доказательством
правильности (неправильности) выдвинутой
гипотезы. В конце обсуждений учитель
(ученик) делает вывод.
1.3.1. Типы проблемных ситуаций
Мыслительная деятельность учащихся стимулируется постановкой вопросов. Вопрос учителя должен быть сложным настолько, чтобы вызвать затруднение учащихся, и в то же время посильным для самостоятельного нахождения ответа. Проблемная задача, в отличии от обычных учебных задач, представляет не просто описание некоторой ситуации, включающей характеристику данных, составляющих условие задачи и указание на неизвестное которое должно быть раскрыто на основании этих условий. В литературе известно свыше 20 классификаций проблемных ситуаций, причем для них используются различные основания.
Как показали исследования, можно выделить наиболее характерные для педагогической практики типы проблемных ситуаций:
Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.
Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.
Третий тип: проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимости выбранного способа.
Четвертый тип: проблемная ситуация возникает тогда, когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у учащихся знаний для теоретического обоснования.
Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения