Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
-средства накопления (сбережения);
-средства обмена на товары или услуги;
-мера стоимости (цена товара)).
Решая проблемные задачи, дети самостоятельно ищут дополнительную информацию, затем дают на них ответы, отстаивая свою точку зрения.
Внедряя технологии проблемного обучения на уроки окружающего мира, я заметила, что это привело к улучшению активизации познавательной деятельности.
На последнем
уроке своей практики я повторно
спросила у детей, некоторые из вопросов,
ранее изучавшие с помощью проблемных
ситуаций, от 5 до 8 из 12 человек поднимали
руки. Следовательно, можно предположить,
что на уроках «Окружающий мир» по
технологии проблемного обучения повысился
уровень качества знаний, и повысилась
эффективность урока.
Заключение
Выдающиеся учёные-педагоги М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский и многие другие давно заметили различие в мышлении взрослых и детей на первой ступени обучения. Взрослые чаще всего мыслят отвлечёнными понятиями, а дети преимущественно образами, красками, звуками. Если образное мышление имеет место на протяжении всего учебного процесса в школе, то у учащихся младших классов оно преобладает над логическим. В этой педагогической истине мы постоянно убеждаемся, организуя работу с учащимися начальных классов на уроках и во внеурочное время.
В истории мировой педагогической мысли и практики обучения известны разнообразные методы организации обучения. Их возникновение, развитие связано с требованиями, потребностями общества, которое развивается. Каждый новый исторический этап в развитии общества накладывает свой отпечаток на организацию обучения. В результате, педагогическая наука накопила значительный материал в этой области.
На данном этапе развития человечества проблемное обучение просто необходимо, так как оно формирует гармонически развитую творческую личность способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешать, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.
При использовании на уроках окружающего мира проблемных ситуаций учащимся доступен более высокий уровень познавательной деятельности, который, прежде всего, обеспечивает глубину и осознанность усвоения знаний. Разрешение системы проблемных ситуаций приучает школьников к умственному напряжению, без чего невозможна подготовка к жизни, к труду на пользу общества.
Кроме того, включение школьников
в самостоятельную поисковую
деятельность под руководством
учителя помогает им овладеть
элементарными методами науки
и приёмами самостоятельной
Главная ценность в том, что дети в очередной раз получают возможность сравнивать, наблюдать, делать выводы; убеждаются в том, что не на каждый вопрос есть готовый ответ, что ответ может быть неоднозначным, что каждый из них имеет полное право искать и находить свой ответ, отстаивать свое мнение. Изменения, происходящие в детях, указывают на то, что учебные проблемы создают благоприятные условия для общего развития каждого ребёнка.
Дети умеют взаимодействовать друг с другом, слушают и слышат друг друга, свободно выражают свои мысли, отстаивают точку зрения. Это, несомненно, результат создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира. Ребята способны к самоорганизации с целью решения учебных задач.
В результате изучения педагогической и методической литературы, нами были описаны дидактические основы активизации познавательной деятельности, а также особенности технологии проблемного обучения, на основе этого нам удалось более подробно описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках окружающего мира. Применяя знания по проблемному обучению, удалось разработать и провести на практике уроки окружающего мира с созданием проблемных ситуаций и их решением.
Результаты дипломной работы могут быть использованы в учебном процессе педагогического колледжа. А именно, на лекциях, семинарах и лабораторно-практических занятиях по педагогике, дисциплине «Естествознание с методикой преподавания и экологическое воспитание», в ходе педагогической практики студентов, а также в педагогической деятельности учителей школ.
В заключении, хотелось бы сделать вывод,
что проблемная ситуация или противоречивая
ситуация является основным элементом
проблемного обучения и стимулирует учащегося
разобраться в проблеме, решить трудную
задачу для себя, что активизирует познавательную
деятельность.
Список использованных источников
Монографическая и учебная литература
Периодическая литература
24. Вялкова,
Л.В. Развивающие игры на уроках природоведения/
Л.В.
Вялкова//Начальная школа.
Научно – методический журнал.-2006.-№6.-
с.47.
25. Клепинин З.А. Предмет « Окружающиё мир»: обновление/ З.А. Клепинин//Начальная школа. Научно – методический журнал.-2006.-№6.
26. Кокаева И.Ю. Научно-исследовательская деятельность младших школьников на уроках природоведения//Начальная школа плюс До и После. – 2003 - №7.
27. Мулярчик
Н.Н. Окружающий мир: занимательные задания/
Н.Н.
Мулярчик//Начальная
школа. Научно – методический журнал.-2007.-№7.
28. Мясцова
В.И. Краеведческий материал как средство
художественно –
творческого развития
учащихся/ В.И. Мясцова//Начальная школа.
Научно
– методический журнал.-2006.-№7.
29. Новикова Л.И. Дифференцированный подход к учащимся в процессе
обучения/ Л.И. Новикова//Начальная школа. Научно – методический
журнал.-2002.-№1.
30. Пестряева
Л.И. Задания развивающего характера/ Л.И.
Пестряева
//Начальная школа. Научно
– методический журнал.-2008.-№3.
31.Селивёрстова
Е.В. Творческие задания для раскрытия
индивидуальных
способностей учащихся/
Е.В. Селивёрстова// Начальная школа.
Научно – методический
журнал.-2002.-№1.
32. Симонова,
Л.П. «Зелёный дом»/Л.П. Симонова// Начальная
школа.
Научно – методический
журнал.-2008.-№6
33.Хоритонова
Л.А. Проблемные ситуации на уроках природоведения
//Начальная школа.1998.№5
34.Фёдорова
.З.А. Как я развиваю творческие способности
детей/ З.А.
Фёдорова //Начальная школа.
Научно – методический журнал.-2002.-№3.
Справочно-информационные
материалы
35. Большая
энциклопедия Кирилла и Мефодия [Электронный
ресурс]. –
М.: Кирилл и Мефодий,
2008.
36. http://www.referat-911.ru/
37. http://www.traktat.ru/
38. http://window.edu.ru
39.http://otherreferats.
40. http://www.twirpx.com
41.http://kontrolnaja.ru
42http://www.4stupeni.ru
Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения