Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа
Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Многообразие проблемных ситуаций ведет к необходимости их классификации по разным параметрам:
по уровню проблемности:
-
возникающие независимо от
-
вызываемое и разрешаемые
-
вызываемые учителем и
-
самостоятельное формирование
по виду рассогласования информации:
- ситуация неожиданности;
- ситуация-конфликт;
-ситуация-предположение;
- ситуация - опровержение;
- ситуация - несоответствие;
- ситуация - неопределенности;
по методическим особенностям:
- проблемное изложение;
- эвристическая беседа;
- проблемная демонстрация;
-
исследовательская
-
мыслительный проблемный
- проблемное решение задач;
- проблемные задания;
- игровые проблемные ситуации;
по типу действий, требующихся для их решения:
- действия выбора;
- действия сравнения, сопоставления;
- устранения рассогласованности;
- творческого подхода;
- принятия решения;
- установления связи;
- изменения взгляда на вещи;
- поиска, исследования.
Учитель
с помощью вопросов поддерживает
познавательный интерес ученика, помогает
преодолевать затруднения, организует
поиск рационального пути выхода из
ситуации.
1.3.2.Способы создания проблемной ситуации
Создание проблемных ситуаций учителем зависит от их типа. Так, учитель:
• побуждает учащихся к теоретическому объяснению явлений, процессов и т.п.;
• способствует формулированию проблемы самими учащимися, используя учебные и жизненные ситуации в ходе выполнения практических заданий, дает проблемное задание на объяснение явления или поиска путей его практического применения;
• побуждает к анализу фактов, явлений, когда есть противоречие между житейскими представлениями и научными понятиями об этих фактах, явлениях;
• выдвигает гипотезы, формулирует выводы, организует их опытную проверку;
• побуждает к сравнению, сопоставлению фактов, явлений, правил, действий, в результате которых возникает проблемная ситуация;
• создает условия для обобщения фактов;
• знакомит учащихся с фактами, носящими как будто необъяснимый характер;
• выводит на межпредметные связи;
• переформулирует вопросы, варьирует задачи.
Чтобы с наибольшей результативностью использовать возможности проблемной ситуации, необходимо учитывать следующие положения:
• значимость имеющихся или создаваемых противоречий для учащихся;
• проектирование учителем системы ведущих и второстепенных противоречий при изучении каждой темы, которые могут возникнуть в сознании учащихся;
• использование учителем методов, приемов, средств и форм обучения, обостряющих каждое противоречие с целью возбуждения интереса и активизации умственной деятельности учащихся;
•
создание постоянною обострения противоречий
для повышения
•
организация содержательного
•обязательность оптимальной меры трудности и оптимальности руководства деятельностью учащихся.
Наибольшим признанием в педагогической практике пользуется классификация М.И. Махмутова. Он указывает следующие способы создания проблемных ситуаций и, соответственно, определяет их типы:
при столкновении обучаемых с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;
при организации практической работы обучаемых;
при побуждении обучаемых к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об общих явлениях;
при формулировании гипотез;
при
побуждении обучаемых к сравнению,
сопоставлению и
при побуждении обучаемых к предварительному обобщению новых фактов;
при исследовательских заданиях.
Любая
учебная проблема возникает из проблемной
ситуации, «как ясно или неясно осознанное
субъектом затруднение»/
Затруднение объективно, а в процессе обучения специально создается учителем конструированием информационно-познавательного противоречия между известными и новыми знаниями и не знаниями. Анализ проблемных ситуаций требует сложной умственной деятельности учеников.
Однако учебная проблемная ситуация может не привести к возникновению учебной проблемы. Это происходит тогда, когда после актуализации известных знаний и умений становится понятно, что с их помощью можно объяснить ситуацию, которая возникла. Или, напротив, опорных знаний и умений очень мало для ориентации в ситуации, а тем более для объяснения.
По содержанию учебная проблема – это знание о незнании, осознание того, что необходимо узнать, объяснить, установить и тому подобное. В таком общем виде проблема не указывает направлений поиска путей решения. Потому следует выделить те опорные знания и умения, на основе которых будет осуществляться этот процесс, то есть ограничить область поиска в созданной ситуации и сформулировать проблемную задачу в форме вопроса или задания.
Учебная проблемная задача – это задача, которую младшие школьники не в состоянии решить. Однако они имеют опорные знания и умения, которые обеспечат их способность к поиску путей решения проблемной задачи и овладение новыми знаниями и способами деятельности.
Проблема – это категория субъективная. Она возникает индивидуально у каждого ученика. Учитель должен помнить, что у детей разный уровень знаний, умений и навыков. Потому, попадая в проблемную ситуацию, для одних учеников проблема возникает, а для других – нет./Приложение 2/
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соблюдать следующие основные условия:
Задание основывается на тех знаниях и умениях, которыми владеет учащийся. Они должны быть достаточными для понимания условий задания, достигаемой конечной цели и путей его выполнения. Задание должно включать один неизвестный элемент (отношение, способ или условие действия), потребность в котором должна вызываться у учащихся в процессе выполнения задания.
Неизвестное, которое нужно открыть для выполнения поставленного задания, составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия или некоторые общие условия выполнения действия.
Выполнение проблемного задания должно вызвать у учащегося потребность в усваиваемом знании.
Правило второе. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям. Степень трудности предлагаемого проблемного задания можно оценивать по двум главным показателям:
по степени новизны подлежащего усвоению учебного материала;
по степени его обобщенности.
Чем
большими интеллектуальными
Правило третье. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала. Однако при отсутствии у учащихся достаточных сведений об изучаемом явлении или некоторых элементарных способов действия первым этапом в обучении будет этап сообщения учащимися таких сведений или обучение их таким действиям, которые необходимы для создания проблемной ситуации.
Следует различать учебный материал, необходимый для постановки проблемного задания, и тот учебный материал, который усваивается после постановки проблемного задания, после возникновения у учащегося потребности в этом учебном материале. При подготовке учебного материала, подлежащего усвоению, нужно выделять в нем:
материал, который должен быть сообщен учащимся;
тот материал, который должен быть усвоен ими творчески.
К
первому типу учебного материала
относятся фактические
Правило четвертое. В качестве проблемных заданий могут служить:
а) учебные задачи;
б) вопросы;
в) практические задания.
Вопрос, поставленный учителем, не составляет сам по себе проблемной ситуации. Вопрос может быть показателем проблемной ситуации в том случае, когда он возникает у учащегося при выполнении поставленного перед ним практического или теоретического задания.
Формулирование вопроса учителем должно соответствовать тому реальному вопросу, который возникает у учащегося. В том случае, когда учитель формулирует вопрос, не соответствующий тому реальному вопросу, который возник у учащегося, такой вопрос не отвечает условиям проблемного обучения. Вопрос, формулируемый учителем, должен соответствовать вопросу, возникающему у учащегося.
Правило пятое. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. Так, проблемная ситуация может быть вызвана с помощью теоретического проблемного задания, требующего объяснить или предсказать определенные события, процессы или действия. В этом случае постановке теоретического задания должны предшествовать демонстрация, описание или сообщение необходимых фактов. Теоретическое задание, вызывающее проблемною ситуацию, должно основываться на соответствующих фактах, составляющих условие постановки проблемного задания.
Проблемная ситуация может быть создана с помощью практического задания. При этом проблемная ситуация возникает в результате того, что поставленное учебное задание не может быть выполнено учеником. Невозможность его выполнения с помощью известных учащемуся способов вызывает проблемную ситуацию, центральным звеном которой становится потребность в новом неизвестном способе действия, в неизвестной новой закономерности.
Правило
шестое. Возникшую проблемную ситуацию
должен формулировать учитель путем указания
ученику на причины невыполнения им поставленного
практического учебного задания или невозможности
объяснить им те или иные продемонстрированные
факты. Такое фиксирование проблемной
ситуации учителем подчеркивает учебный
характер предлагаемого ученику проблемного
задания и определяет область поиска требуемого
неизвестного. Оно завершает этап создания
проблемной ситуации и является необходимым
переходным звеном к объяснению учебного
материала, требуемого созданной проблемной
ситуацией.
Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения