Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 22:02, дипломная работа

Описание

Цель – выявить на практике влияние использования проблемных ситуаций на повышение познавательной деятельности младших школьников на уроках окружающего мира.

Задачи исследования:
1) изучить и описать дидактические основы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Окружающий мир»;
2) изучить и описать типы, правила и приёмы создания проблемных ситуаций на уроках «Окружающий мир»;

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Введение ………………………………………………………………………………….3
Глава 1
1.1. Дидактические основы активизации учения учащихся ………………….5
1.1.2. Ситуации, активизирующие деятельность учащихся……………………………5
1.1.3 Уровни познавательной активности……………………………………………….6
1.1.4. Принципы активизации познавательной деятельности учащихся……………...7
1.1.5. Факторы, побуждающие учащихся к активности………………………………..9
1.2. Особенности технологии проблемного обучения………………………………...10
1.3. Проблемная ситуация как способ активизации деятельности учащихся в процессе изучения окружающего мира………………………………………………...18
1.3.1. Типы проблемных ситуаций……………………………………………………...19
1.3.2. Способы создания проблемных ситуаций……………………………………...21
1.3.3. Правила создания проблемных ситуаций……………………………………….24
1.3.4.Примеры проблемных ситуаций………………………………………………….27
1.4. Структура проблемного урока……………………………………………………. 29
1.5. Методическое разнообразие проблемных заданий……………………………….31
Глава 2
2.1.Практическая работа ………………………………………………………………..34
Заключение…………………………………………………………………...41
Список использованных источников…………………………………………………...43

Работа состоит из  1 файл

)))))ДИПЛОМ!!!!.doc

— 257.50 Кб (Скачать документ)

     Принцип индивидуализации

     Для любого учебного процесса важным является принцип индивидуализации - это организация учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и возможностей учащегося. Для обучения этот принцип имеет исключительное значение, т.к. существует очень много психофизических особенностей:

     ·        состав класса,

     ·        адаптация к учебному процессу,

     ·        способность к восприятию нового и т.п.

     Все это требует применять такие  формы и методы обучения, которые  по возможности учитывали бы индивидуальные особенности каждого учащегося, т.е. реализовать принцип индивидуализации учебного процесса.  

     Принцип самообучения

     Не  менее важным в учебном процессе является механизм самоконтроля и саморегулирования, т.е. реализация принципа самообучения. Данный принцип позволяет индивидуализировать учебно-познавательную деятельность каждого учащегося на основе их личного активного стремления к пополнению и совершенствованию собственных знаний и умений, изучая самостоятельно дополнительную литературу, получая консультации.  
 

     Принцип мотивации

     Активность  как самостоятельной, так и коллективной деятельности учащихся возможна лишь при наличии стимулов. Поэтому  в числе принципов активизации  особое место отводится мотивации  учебно-познавательной деятельности. Главным в начале активной деятельности должна быть не вынужденность, а желание учащегося решить проблему, познать что-либо, доказать, оспорить.

     Принципы  активизации учебно-познавательной деятельности

     учащихся, также как и выбор методов  обучения, должны определяться с учетом особенностей учебного процесса. Помимо принципов и методов, существуют также и факторы, которые побуждают учащихся к активности, их можно назвать еще и как мотивы или стимулы учителя, что бы активизировать деятельность учащихся.  

     1.1.5.Факторы, побуждающие учащихся к активности 

     В числе основных факторов, побуждающих  учащихся к активности, можно назвать  следующие:

     Интерес является главным мотивом активизации  учащихся. Данный фактор преподавателю  необходимо учитывать уже при  формировании учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения.

     Творческий  характер учебно-познавательной деятельности сам по себе является мощным стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности позволяет пробудить у учащихся творческий интерес, а это в свою очередь побуждает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

     Состязательность  также является одним из главных  побудителей к активной деятельности учащихся. Однако в учебном процессе это может сводиться не только к соревнованию за лучшие оценки, это  могут быть и другие мотивы. Например, никому не хочется «ударить в грязь лицом» перед своими одноклассниками, каждый стремится показать себя с лучшей стороны (что он чего-то стоит), продемонстрировать глубину своих знаний и умений. Состязательность особенно проявляет себя на занятиях, про водимых в игровой форме.

     Игровой характер про ведения  занятий включает в себя и фактор интереса, и фактор состязательности, но независимо от этого представляет собой эффективный мотивационный процесс мыслительной активности учащихся. Хорошо организованное игровое занятие должно содержать «пружину» для саморазвития. Любая игра побуждает её участника к действию.

     Учитывая  перечисленные факторы, учитель  может безошибочно активизировать деятельность учащихся, так как различный  подход к занятиям, а не однообразный подход это прежде всего у учащихся вызовет интерес к урокам, учащихся будут с радостью идти на уроки. 

     1. 2. Особенности технологии  проблемного обучения

     Технология  проблемного обучения связана с  интенсификацией традиционного обучения, что предполагает поиск резервов умственного развития учащихся и, прежде всего, творческого мышления, формирование способности к самостоятельной познавательной деятельности. Ее разработка обусловлена тем, что в последние годы быстро увеличивается общий объем научных познаний: по словам ученых, он удваивается каждые восемь лет. Стремительно нарастающий поток научной информации приводит к тому, что с каждым годом увеличивается разрыв между общим количеством научных знаний и той их частью, которая усваивается в школе или вузе. Ни одно образовательное учреждение не в состоянии дать человеку все те знания, которые ему будут необходимы для работы. Всю жизнь надо будет учиться, пополнять свои знания, чтобы не отстать от бурного темпа жизни, от стремительного прогресса науки и техники.

     Общеизвестно, что возможность и педагогическая ценность учения методом «искания», «открытия», то есть исследовательским  методом осознана давно. Еще Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, А. Дистервег, А.Я. Герд и др. доказывали и убеждали в важности его применения.

     История разработки исследовательского метода, особенно в 30-е годы прошлого столетия свидетельствует об активном его  «внедрении», хотя и сам метод, и его теория не были достаточно разработаны и обоснованы в тот период времени.

     В основу проблемного обучения легли теоретические положения Дж. Дьюи, американского философа, психолога и педагога, основателя опытной школы в Чикаго еще в 1894 году. Занятия в этой школе были заменены игровой и трудовой деятельностью, а чтением, письмом и счетом занимались по потребностям учащихся. Дьюи выделил четыре важнейших потребности; социальную, конструирования, художественного выражения и исследовательскую. Д. Дьюи предложил следующее концептуальное обоснование своего педагогического опыта:

     • ребенок повторяет путь человечества в познании;

     • усвоение носит спонтанный характер;

     • ребенок усваивает учебный материал, не просто слушая и воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения;

     • условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала, активность ученика и связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

     И идея известного отечественного психолога  С.Л. Рубинштейна о способе развития сознания человека через разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие, также стала основой проблемного обучения.

     Наиболее  интенсивно теория и практика проблемного  обучения получили свое развитие и  распространение в 70-80-е годы прошлого столетия. Различные1 его аспекты раскрыты в работах, как отечественных (СИ. Гессен, Т.В. Кудрявцев, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, А.ММатюшкин, М.И. Махмутов, НА. Мочалова, М.Н. Скаткин и др.), так и зарубежных педагогов (В. Оконь и др.).

     В отечественной педагогической литературе 70-х годов активно использовались термины «проблемный подход в обучении» и более распространенный -проблемное обучение.

     Основная  идея проблемного обучения заключается  в том, что знания не передаются учащимся в готовом виде, а приобретаются ими самостоятельно в условиях проблемной ситуации.

     Под проблемным обучением понимается такая  организация учебных занятий, которая предполагает деятельность учащихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций, создаваемых первоначально учителем, а по мере приобретения умений - учениками под руководством учителя или самостоятельно. В результате проблемного обучения происходит не только творческое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации.

     При такой организации обучения усвоение учебного материала возможно на высоком  уровне трудности. На уроках создаются  условия для индивидуальной (самостоятельных и интеллектуально развитых учащихся) и групповой совместной работы.

     Целевыми  ориентациями технологии проблемного  обучения являются:

     • приобретение учащимися знаний, умений и навыков;

     • повышение прочности знаний;

     • формирование исследовательских и  поисковых умений и навыков;

     • развитие познавательных и творческих способностей. Задачами учителя при организации проблемного обучения являются:

        • поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения;

        • включить его в процесс взаимодействия (учитель - ученик, ученик - ученик);

        • организовать деятельность как процесс решения проблем на основе диалога.

     Итак, учитель в проблемном обучении

     ставит  перед учениками задачу в виде вопроса, ситуации, опыта и пр.,

     организует  размышления учеников, предлагает доказать, просит сделать выводы о приобретенных  знаниях.

     в случае обнаружения ошибки предлагает ученикам ее найти, с этой целью ставит перед ними уточняющую задачу,

     помогает  обобщить полученное учениками решение  задачи,

     задает  вопросы для закрепления знаний,

     дает  упражнения по применению знаний на практике. Ученик воспринимает поставленную учителем задачу и начинает осмысливать возможные пути ее решения, высказывает разные варианты решения задачи, доказывает рациональность пути ее решения, обобщает, закрепляет полученные знания путем повторения выводов, самоконтроля, выполняет задания по применению полученных знаний на практике.

     Но  это только начало. С приобретением  определенных умений процесс обучения усложняется, увеличивается доля самостоятельной работы учащихся на уроке, повышается их интерес, уровень ответственности и уровень диалогичности.

     Готовность  учащихся к диалогу, по мнению В.В. Серикова, определяется тем, что ученики умеют  формулировать и задавать вопросы, передавать содержание учебного материала  в системе проблемных вопросов и  задач, намеренно обострять или создавать коллизии и выходить на уровень импровизации.

     Процесс этот длительный и постепенный: от короткого  монолога, высказывания, сочетания монолога с беседой вопросно-ответного характера, проблемной беседой и спором до монолога и беседы по инициативе учеников.

     Анализ  литературы позволяет сделать вывод, что проблемное обучение - это не только особая дидактическая система  или модель обучения, метод, технология, но и теоретическая модель развивающего обучения. Как научить ребенка  преодолевать трудности, разрешать проблемы, мыслить творчески? Эти далеко не простые вопросы всегда находятся в центре внимания учителя, педагогического коллектива. Способность человека к постановке вопросов и проблем является главной в творчестве. С помощью вопросов ученик исследует проблемную ситуацию, определяет неизвестное, строит гипотезу и продумывает ход решения. Учебная задача может уже содержать вопрос, а возможна и без вопроса. Ученику нужно его сформулировать. С проблемы или вопроса в широком смысле этого слова, требующего изучения или разрешения, начинается мышление. Мышление - это не только поиск решения проблем, но и их порождение.

     В теории проблемного обучения встречаются  самые различные значения понятия проблема: задача, ситуация, трудность, парадокс, противоречие и т. д. Формами выражения проблемы являются: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемная ситуация.

     Проблемный  вопрос

     Проблемный  вопрос - это способ разрешения проблемной ситуации. Он побуждает к поиску неизвестного и предполагает не только поиск, но и разные варианты ответов. Готовый ответ здесь просто неприемлем.

     Проблемная  задача

     В основе проблемной, или познавательной, задачи лежит противоречие между  существующими знаниями. Поэтому  решение проблемной задачи требует  поиска дополнительной информации и самостоятельной деятельности.

Информация о работе Активизация позновательной деятельности на уроках природоведения